И.Н. ПАНАРИН. ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ЕВРАЗИЯ

 

                   До недавнего времени и в теории и на практике основное

            внимание уделялось обеспечению военной безопасности государств.

            Сегодня уже стала очевидной ограниченность данного подхода, так как

            научно-техническая революция привела к созданию информационного

            общества и информация является сегодня основным инструментом власти.

 

                  Следует отметить, что проблема обеспечения информационной

            безопасности в нашей стране длительное время не только не

            выдвигалась, но и фактически игнорировалась. При этом считалось, что

            путем тотальной секретности и различными ограничениями можно

            обеспечить информационную безопасность страны.

                 Только сейчас Российское государство начинает серьезно и

            ответственно подходить к проблеме определения и отстаивания жизненно

            важных интересов, реальных и потенциальных угроз в информационной

            сфере. Российская политическая элита начинает осознавать

            необходимость решения проблем обеспечения информационной

            безопасности.

                 Автор поддерживает вывод ведущего китайского теоретика

            информационной войны Шэнь Вэйгуана, который он сформулировал в своей

            книге "О новой войне": "Чтобы защитить политическую безопасность

            страны, нужно НАУЧИТЬСЯ ВЕСТИ ИНФОРМАЦИОННУЮ ВОЙНУ с использованием

            различных средств массовой информации".

                 Россия принимает некоторые меры. Разработана Доктрина

            информационной безопасности Российской Федерации, как официально

            принятая система взглядов на проблему обеспечения информационной

            безопасности, методы и средства защиты жизненно важных интересов

            личности, общества, государства в информационной сфере.

                 Вместе с тем, как справедливо подчеркивается в анализе НОВОЙ

            ГАЗЕТЫ 10 сентября 2001 года, посвященном годовщине принятия

            Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, она

            практически не реализуется в реальной деятельности.

                  Сегодня правомерно утверждать: чем большими информационными

            возможностями обладает государство, тем вероятнее (при прочих равных

            условиях) оно добивается стратегических геополитических преимуществ.

                 

                 1. ЭВОЛЮЦИЯ ГЕОПОЛИТИКИ

                  Сам термин ГЕОПОЛИТИКА впервые появился в 1916 году, в научный

            оборот его ввел шведский ученый Рудольф Челлен.

                  У истоков ГЕОПОЛИТИКИ стоял К.Риттер (1779 - 1859 г.г.),

            профессор, глава Берлинского Географического общества. Риттер

            разработал систему регионального деления мира в рамках единого

            глобального пространства. Он разделил Землю на две полусферы: водную

            (морскую) и сухопутную (континентальную).

                  Во второй половине 19 века немецкий исследователь Фридрих

            Ратцель (1844 - 1904 г.г.) - основатель политической географии,

            предпринял попытку связать политику и географию и изучать политику

            того или иного государства исходя из его географического положения.

                 Еще в 1845 году Джон О`Салливен сформулировал концепцию

            американского жизненного пространства. Его идеи развил Джосайя

            Стронг, который считал, что Америка должна стать величайшей из

            земных империй.

                 Геополитики конца прошлого века Ф.Д.Тернер, Брукс Адамс и

            адмирал Мэхен обосновали необходимость экспансии США. После

            провозглашения доктрины Монро, США в 1898 году приступили к захвату

            чужих территорий.

                 В своей книге "Американская империя" Брукс Адамс в 1911 году

            писал о необходимости создания Американской мировой империи и

            завоевании Американской империей евразийского геополитического

            пространства.

                 Главного врага Американской империи Брукс Адамс видел в

            континентальной Европе:

                 "Нравится нам это или нет, но нам ПРИДЕТСЯ БОРОТЬСЯ за место

            международного обмена, или, иными словами, за МЕСТО ИМПЕРИИ… Наш

            соперник (Франция, Германия и Россия) при смерти и обречен…. Если мы

            ему уступим, он нас задушит".

                  Одной из важных вех в развитии геополитических идей считается

            появление в конце 19 века работ американского адмирала А.Мэхэна,

            который считал, что у США "морская судьба, которая заключается

            сначала в интеграции всего американского континента, а затем в

            УСТАНОВЛЕНИИ ПОДАВЛЯЮЩЕГО МИРОВОГО ГОСПОДСТВА.

                  Существенный вклад в разработку геополитики внес английский

            профессор географии Оксфордского университета, директор Лондонской

            экономической школы - Хальфорд Маккиндер (1861 - 1947). Хальфорд

            Маккиндер обратил внимание на исключительно выгодное положение

            России в центре Евразии. В 1919 году в книге "Демократические идеалы

            и реальность" Маккиндер дал новое название "осевому региону" -

            ХАРТЛЭНД.

                  В него он включил Россию, Центральную и Восточную Европу,

            Монголию и Тибет.

                  Размышляя над главными угрозами Великобритании, Хальфорд

            Маккиндер писал, что Германия, Россия или Китай в результате захвата

            господствующего положения в ХАРТЛЭНДЕ могут обойти с флангов морской

            мир.Маккиндер сформулировал три своих знаменитых тезиса:

                  1.Тот, кто правит Восточной Европой, господствует над

            ХАРТЛЭНДОМ.

                  2.Тот, кто правит ХАРТЛЭНДОМ, господствует над Мировым

            островом.

                  3.Тот, кто правит Мировым островом, господствует над миром.

                  Единственное спасение от союза России и Германии он видел в

            создании "разделительного яруса".

                  В 1919 году он занимал пост верховного комиссара в

            окуппированной странами Антанты Украине.

                  Участвуя в подготовке Версальского договора после завершения 1

            мировой войны, он добился того, чтобы в договоре было закреплено

            появление лимитрофных государств (Польша, Румыния, Чехословакия,

            Эстония, Латвия, Литва), которые бы РАЗДЕЛИЛИ ГЕРМАНЦЕВ и СЛАВЯН.

                  Большая заслуга в разработке теории континентальной полусферы

            принадлежит профессору Мюнхенского университета Карлу Хаусхоферу

            (1869 - 1946 г.г.), бывшему военному атташе Германии в Японии,

            генерал-майору. Хаусхофер стремился к усилению политической мощи

            немецкого государства. Главными противниками Германии он считал США

            и Великобританию.

                  В 1924 году он создал в Мюнхене институт геополитики.

                  В стратегическом плане он разрабатывал теорию немецкого

            господства над Мировым островом. С этой целью им была разработана

            идея оси Германия - СССР - Япония, для противостояния морскому миру.

            В таком блоке (Хаусхофер назвал его КОНТИНЕНТАЛЬНЫМ БЛОКОМ) не было

            ничего случайного, - это был единственный и адекватный ответ на

            стратегию достижения мирового господства морского блока во главе с

            США.

                  Хаусхофер любил цитировать слова американца Гомера ЛИ:

            "Последний час англосаксонской политики пробьет тогда, когда немцы,

            русские и японцы объединяться".

                 К.Хаусхофер пользовался исключительным авторитетом у части

            германского руководства (Р.Гесс, М.Борман, И.фон Риббентроп,

            Г.Гудериан, Г.Мюллер), выступал против войны с СССР и за союз

            континентальных держав против морского атлантического блока Англии и

            США.

                 Длительное время К.Хаусхофер оказывал большое влияние на

            Гитлера, об этом достаточно подробно написали Луи Повель и Жаак

            Бержье в книге УТРО МАГОВ. Но К.Хаусхофер был категорическим

            противником войны Германии против СССР, поэтому в 1940 году их пути

            разошлись. В 1944 году К.Хаусхофер был заключен в концентрационный

            лагерь ДАХАУ, а его сын Альбрехт казнен по обвинению в причастности

            к июльскому заговору 1944 года.

                  Журнал ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК (№3, 1998) опубликовал

            интереснейшую статьюВ.Э.Молоднякова "Рихард Зорге - воин Евразии".

                 Знаменитый разведчик был представителем крупнейшего немецкого

            геополитика К.Хаусхофера в Японии и его журнала "ЦАЙТРИШРИФТ ФЮР

            ГЕОПОЛИТИК". Хаусхофер свободно владел японским языком и постоянно

            следил за событиями в стране. Вполне естественно, что в качестве

            своего представителя он хотел видеть профессионала, аналитика и

            единомышленника. Он не случайно остановил свой выбор на Зорге,

            увидев в нем наиболее подходящую фигуру.

                 А сам Зорге опубликовал в его журнале восемь больших

            аналитических статей (в одиннадцати номерах за 1935-1939 г.г.,

            включая юбилейный номер, посвященный семидесятилетию Хаусхофера).

                 Исайя Боумэн, главный геополитик американского Рузвельта,

            определял цель внешней политики США как расширение американского

            жизненного пространства в ответ на расширение жизненного

            пространства Германии. Таким образом, цели у США и Германии были

            едиными.

                  Во время 2 мировой войны американские политологи приступили к

            разработке новой американской глобальной внешнеполитической

            стратегии. В качестве отправной точки для них служил тезис об особой

            роли США в мире.

                  Профессор по международным отношениям Йельского университета

            Н.Спайкмен (1892-1943 г.г.), разделил мир на три сферы: ХАРТЛЭНД,

            РИМЛЭНД (Западная и Центральная Европа, Турция, Иран, Саудовская

            Аравия, Ирак, Пакистан, Индия, страны Дальнего Востока, Китай),

            Африканский и Австралийский континенты.

                  ВЫВОДЫ:

                  1.Постепенно геополитика разделилась на два основных

            направления - континентальное (разрабатывали немецкие ученые) и

            морское (разрабатывали англо-американские ученые).

                  2. Эволюция геополитики показывает необходимость союза

            Германии и России. Немецкой политической элите нужно помнить о том,

            что именно союз с Россией (17-19 в.в.) позволил Германии

            последовательно справиться со шведской, турецкой ифранцузской

            военными угрозами, затем и создать единую Германию.

                  3.История геополитики свидетельствует и о необходимости

            создания мощного ЕВРАЗИЙСКОГО КОНТИНЕНТАЛЬНОГО БЛОКА.

                 

                 2. Россия и геополитика

                  Первым русским геополитиком является великий киевский князь

            СВЯТОСЛАВ. В 965 году он разгромил Хазарский каганат, затем совершил

            несколько походов на Балканы. В рамках единой державы Святослав

            хотел объединить Киевскую Русь с рядом балканских народов.

                  Основная геополитическая концепция Руси была сформулирована

            после брака ИВАНА III (1440-1505 г.г.) с дочерью брата последнего

            византийского императора - Софией Палеолог. Великого князя

            Московского стали именовать по византийскому образцу царем и

            автократором (самодержцем).

                  В начале 16 века инок одного из псковских монастырей ФИЛОФЕЙ

            сформулировал теорию МОСКВА- третий РИМ. Русь объявлялась последним

            и вечным царством православного мира, наследницей величия древних

            прославленных держав.

                 Иван Грозный (1533-1584 г.г.) в 1550 году создал регулярное

            стрелецкое войско и установил основные приоритеты русской

            геополитики:

                  1.Поглощение нестабильных геополитических зон бывших

            противников (Казань, Астрахань, Сибирь).

                  2.Борьба за выход к морю (Прибалтика, Белое море).

                  3.Народная монархия (соединения православия и самодержавия).

                  Петр 1 развивал геополитические идеи Ивана Грозного и добился

            выхода к морям, "прорубил окно в Европу".

                  Также Петр 1 развернул геополитическое наступление России на

            Кавказском направлении. Успешно был проведен Персидский поход и 1723

            году к Российской империи отошли прикаспийские провинции Ирана.

                  В ходе многочисленных войн с Турцией в 18 веке Россия вступил

            в геополитическое противоборство с Англией. Англия ВСЕГДА

            поддерживала Турцию. Она очень боялась за свои колонии. По сути,

            именно в 18 веке началось геополитическое противоборство

            континентального (во главе с Россией) и морского (во главе с

            Англией) блоков. Затем постепенно на роль лидера морского блока в 20

            веке выдвинулись США. Это геополитическое противоборство будет

            развиваться и в 21 веке.

                 В 19 веке в России появилась геополитическая концепция

            ПАНСЛАВИЗМА. Ее автор - Николай Яковлевич Данилевский (1822 -1885).

                  Основная идея - идея славянского единства, на основе

            независимости и самобытности. Данилевский считал, что в мире должна

            появиться Всеславянская федерация с центром в Константинополе.

                  Гениальный труд Н.Данилевского "Россия и Европа. Взгляд на

            культурные и политические отношения Славянского мира к

            Германо-Романскому" (1869) заложил основы цивилизационного подхода в

            науке. Суть открытия Н.Данилевского в том, что единой человеческой

            цивилизации не существует, что в зависимости от условий развития на

            различных территориях (акваториях) складываются обособленные

            культурно-исторические типы (то, что Тойнби назвал позднее

            цивилизациями). Данилевский убедительно показал, что эти

            культурно-исторические типы принципиально не смешиваются и

            изменяются только в исторических масштабах, основываясь на

            этнических качествах, выработанных ландшафтом и историческим

            развитием (то, что позднее К.Юнг именовал "архетипом").

                  Константин Николаевич Леонтьев (1831 -1891), великий русский

            философ, пришел к выводу о том, что Россия в своих попытках развития

            не должна стремится к единению только со славянством.

                  Он активно проповедовал в качестве организующего принципа

            государственной и общественной жизни ВИЗАНТИЗМ - твердую

            монархическую власть, строгую церковность, сохранение крестьянской

            общины и жестокое сословно-иерархическое деление общества.

            К.Леонтьев считал, что русская государственность основана на

            византийском наследии.

                  В СССР геополитикой не занимались. Отсутствие собственной

            геополитической концепции привело к тому, что СССР развивал некую

            синтезированную русскую геополитическую идею (монаха Филофея +

            Н.Данилевского + К.Леонтьева).

                  Вместе с тем важно подчеркнуть, что в период 1941-1953 г.г. по

            инициативе И.Сталина, СССР успешно реализовывал геополитическую

            концепцию РЮРИКОВИЧЕЙ МОСКВА- третий РИМ.

                 

                 3. ИСЛАМ, ЕВРАЗИЯ, США И РОССИЯ

                 США В ЕВРАЗИИ

                 В Европе присутствие США обеспечивает институт НАТО. После

            крушения колониальных империй Великобритании и Франции США успешно

            заместили эти бывшие метрополии на Ближнем и Среднем Востоке,

            постепенно образовав там цепочку зависимых проамериканских

            государств от Египта до Саудовской Аравии. На Дальнем Востоке

            влияние США реализуется через систему военных договоров с Японией,

            Тайванем и Южной Кореей.

                 В 90-е годы началась экспансия США на территории бывшего

            Советского Союза, прежде всего, в странах Прибалтики, на Украине, в

            Грузии, Азербайджане, Узбекистане, Казахстане. На вооружении США в

            этой экспансии - особые отношения с НАТО и "Партнерство ради мира".

                 Сегодня США - политический гарант территориальной целостности

            Украины и Грузии. Администрация США прямо заявляет о наличии своих

            стратегических интересов в Закавказье. Поводом для такого заявления

            служат добыча и транспортировка каспийской нефти.

                 Тем не менее, правильно было бы говорить лишь о сильном влиянии

            США в Евразии. До евразийской державы им еще далеко.

                 США поделили планету на зоны ответственности своих пяти

            региональных военных командований - Атлантического, Тихоокеанского,

            Южного, Европейского и Центрального. В надзоре над территориями этим

            командованиям помогают четыре функциональных командования -

            космическое, транспортное, стратегическое и специальных операций.

                 Контролю подлежит и пространство СНГ. Непосредственно у границ

            России постоянно проводятся учения международных вооруженных сил: в

            Крыму, в Прибалтике, в Центральной Азии. Всюду осуществляется

            десантирование для борьбы с вооруженными сепаратистами с последующим

            взятием под контроль важнейших транспортных коммуникаций.

                 За СНГ присматривают две из девяти группировок вооруженных сил

            США.

                 С 1 октября 1998 года Украина, Белоруссия, Молдавия и

            Закавказье входят в зону ответственности войск, размещенных в

            Западной Европе (штаб в Штуттгарте, ФРГ).

                 С 1 октября 1999 года в ведение высокомобильной группировки

            Центрального командования (генерал Энтони Зинни) перешла вся

            Центральная Азия. Боевая инфраструктура командования находится в

            зоне Персидского залива, а дислокация личного состава - на

            территории США (Тамп, шт. Флорида). Зона Прикаспия попала под

            контроль Центрального командования, тогда как Европейское

            командование обязано обеспечивать порядок на коммуникациях,

            связывающих Кавказ с Западом. Командующий войсками США в Европе

            распространил влияние своей группировки на всю Белоруссию до границ

            Смоленской области. Самостийная Украина организовала на границе с

            Россией проамериканское Черниговское командование. Американцы

            планируют создать систему баз развертывания вооруженных сил по дуге

            от Львова до Тянь-Шаня.

                 Почему же Россия не попала под контроль одного из командований

            вооруженных сил США?

                 Россия пока еще сильна, и заниматься ею будет объединенный

            комитет начальников штабов, то есть американский генеральный штаб.

            Объясняется это, конечно, наличием у России ядерных сил. Российские

            военные эксперты предполагают, что стратегическая нарезка России

            существует. Зона России, вероятно, распределена между тремя

            региональными командованиями США: Европейским (территория до Урала),

            Центральным (Западная Сибирь), Тихоокеанским (Восточная Сибирь и

            Дальний Восток).

                 В настоящее время основное направление антироссийской

            геополитической политики США - отсечение России от ее ближнего

            окружения и прежде всего от ее ближайших союзников: Белоруссии,

            Армении и Киргизии.

                 

                 ИСЛАМ И СОВЕТСКОЕ НАСЛЕДСТВО

                 Роль ислама в мире стремительно возрастает. На земном шаре

            проживает более миллиарда людей, исповедующих эту веру. На

            территории прежнего Советского Союза общая численность мусульман

            составляет 80 млн. человек.

                 В 120 странах мира существуют крупные мусульманские общины, а в

            42 из них мусульмане составляют большинство населения. По данным

            последней переписи населения, в Российской Федерации в 1989 году

            насчитывалось около 12 млн. представителей российских этносов,

            исторически являвшихся носителями мусульманской культуры. В России

            зарегистрировано около 2,5 тысяч мусульманских религиозных

            объединений.

                 Особо следует отметить возрастающее значение исламского фактора

            в мировой политике. Это обусловлено не только значительными людскими

            ресурсами и обширностью территории мусульманского Востока, но и

            стратегическим положением региона, природным богатствами,

            торгово-экономическими возможностями, а также мощным

            духовно-историческим потенциалом ислама.

                 Хорошо известно суждение о том, что планетарное противостояние

            "капиталистического Запада" и "коммунистического Востока"

            переместилось в другую плоскость - противоборство "христианской

            цивилизации богатого Севера" и "афро-азиатского демографического

            большинства Юга". Распад Советского Союза повлек за собой

            высвобождение дополнительного многомиллионного мусульманского

            резерва. Начался самый значительный после второй мировой войны

            геополитический передел.

                 Эти новые обстоятельства чреваты для современной России

            непредсказуемыми последствиями. Для нее ислам - в равной степени

            фактор и внутренней жизни и внешней политики. Причем фактор

            тревожный. Понятие "дуга нестабильности" (разработанное теоретиками

            информационной войны МОРСКОГО БЛОКА) характеризует ситуацию в

            регионах и странах, расположенных по южному контуру российских

            границ. Мусульманские анклавы внутри самой России, активно

            взаимодействующие с внешним миром, дополняют и усложняют

            геополитический расклад сил на постсоветском пространстве.

                 Мусульманский мир не един. Он многолик и сложен. Поэтому в

            геополитических проектах ему зачастую отводится роль не только

            самостоятельного игрока, но и инструмента иных сил, действующих на

            мировой сцене. Существует большое количество субъектов политического

            действия, которые и конституируют исламский фактор. Именно поэтому

            исламский фактор рассматривается в первую очередь как политический.

            Структуры стратегического анализа МОРСКОГО БЛОКА всячески пытаются

            использовать исламский фактор в борьбе против КОНТИНЕНТАЛЬНОГО БЛОКА

            (используя при этом прежде всего Саудовскую Аравию и Пакистан,

            находящиеся под жестким американским управлением).

                 Общественно-политические движения и партии исламского

            направления достаточно четко дифференцируются по методам их

            деятельности.

                 С одной стороны, существуют организации благотворительные,

            просветительские, культурные и даже политические, которые действуют

            в рамках законов своей страны, занимают лояльную позицию по

            отношению к существующей власти, считают неприемлемыми для себя

            любые формы насилия.

                 Но, с другой стороны, есть целый ряд объединений, которые

            находятся в оппозиции, часто непримиримой, к режимам в

            соответствующих странах. Это экстремистские - неправительственные

            религиозно-политические организации (НРПО). Они, как правило, ставят

            перед собой задачу либо свержения этих режимов, либо

            политико-государственного самоопределения мусульман в ходе

            опять-таки насильственных действий. Среди этих организаций -

            "Братья-мусульмане" в разных арабских странах, ХАМАС, "Партия

            Аллаха" в Ливане, Исламский фронт освобождения Моро на Филиппинах,

            Исламская партия возрождения в Таджикистане и т.д.

                 НРПО, как правило, трансграничны, и боевики, входящие в них

            нередко действуют не только у себя на родине, но и в других странах.

            Ислам не знает государственных границ.

                 Специалисты обращают внимание на то, что некоторые исламские

            общественно-политические организации имеют двойную структуру -

            легальную и скрытую, подпольную. Тайный характер деятельности

            экстремистских НРПО создает благоприятные условия для осуществления

            различных манипуляций с ними или от их имени, а то и от имени всего

            исламского движения протеста.

                 Исследовательские центры и фонды, СМИ, промышленные корпорации

            и финансовые группы, спецслужбы США и Великобритании, действующие в

            зоне распространения ислама, активно пытаются использовать исламский

            фактор в своих целях. Эта работа ведется методами тайной дипломатии,

            агентурной разведки, информационного воздействия и т. п.

                 Цель этой деятельности - посредством целенаправленного

            информационного влияния на исламский фактор создать благоприятные

            информационные, экономические и геостратегические условия для

            доминирования МОРСКОГО БЛОКА в зоне распространения Ислама.

                 Многочисленность субъектов политического действия, формирующих

            исламский фактор, свидетельствует о его неоднородности. Можно

            указать несколько линий, подтверждающих внутреннюю противоречивость

            исламского фактора: "официальный" ислам и "оппозиционный" ислам;

            различные национальные интересы исламских субъектов политического

            действия (тюрки и таджики в Центральной Азии; пуштуны, узбеки и

            таджики в Афганистане; курды и турки в Турции и т.д.); межобщинные

            суннитско-шиитские разногласия (например, в пакистанском Пенджабе);

            геостратегическая конкуренция, обостренная шиитско-суннитскими

            разногласиями (пример Ирана и Саудовской Аравии); несовпадение

            экономических интересов разных исламских государств;

            социально-классовыми противоречиями, обостренные национальными и

            общинными различиями (рабочие-иммигранты из Пакистана и других

            мусульманских стран в арабских государствах Залива). Либерализация

            общественно-политических и экономических отношений в государствах

            бывшего СССР вызвала к жизни аналогичные противоречия исламского

            фактора на постсоветском пространстве, в том числе и в России.

                 Но помимо конфронтационной тенденции в мире ислама существуют и

            мощные импульсы интеграции в рамках некоего союза-объединения. Но и

            на этом направлении нет единства взглядов и подходов к реализации

            объединительных глобальных проектов. Существуют две ведущие

            объединительные тенденции - панисламистская и пантюркистская. Вряд

            ли они могут реализоваться, поскольку традиционно конкурируют между

            собой. Тем не менее, даже попытки их осуществления способны

            создавать, и создают принципиально новые силовые величины в обширном

            регионе и оказывают влияние на мировую политику.

                 Панисламизм, апеллирует к наднациональному уровню, а

            "мусульманский национализм", который лежит в основе пантюркизма,

            собственно к национальному. В основе теории пантюркизма лежит

            геополитическая доктрина о создании Великого Турана.

                 Ее тремя основополагающими постулатами являются объединение

            народов по их этнической принадлежности к тюркам, приверженность

            исламу, а также общность языка, исторической культуры и восточного

            менталитета. Турция претендует на лидерство в тюркском мире (но за

            спиной Турции - США).

                 Идее создания Великого Турана противостоят геополитические

            планы сторонников исламской солидарности в Иране и других странах по

            возрождению панисламистского государства времен арабского халифата с

            современным идеологическим наполнением. При этом "мусульманский

            резерв", имеющийся в южных районах бывшего СССР, представляется для

            них наилучшим ускорителем объединительных процессов на мусульманском

            Востоке.

                 На протяжении нескольких веков Россия и Великобритания вели

            открытую и тайную борьбу за влияние на Кавказе, в Центральной Азии,

            на Среднем и Ближнем Востоке.

                 С конца 18 века структура международных отношений по поводу

            Кавказа усложняется новым компонентом - геополитическим

            вмешательством Англии, которая выступила со своими притязаниями на

            Кавказ.

                 К началу 30-х годов 19 века общая геополитическая ситуация на

            Кавказе кардинально изменилась. Между Российской империей, с одной

            стороны, и Турцией и Ираном - с другой, не осталось ни буферной зоны

            в виде Закавказья, ни естественных преград в виде Кавказского

            хребта. Получив новую линию южной границы (с небольшими изменениями

            она сохранялась до 1991 года), Россия приобрела ключевой

            геостратегический плацдарм для создания непосредственной угрозы

            Анатолии и Западному Ирану, то есть подступам к Персидскому заливу и

            Индии. Владение Кавказом отдало в ее распоряжение восточную

            акваторию Черного моря и практически весь Каспий, обеспечив

            прекрасные условия для продвижения в Среднюю Азию. Чем русское

            правительство вскоре и воспользуется. Признав права России, выбыл из

            борьбы Иран. Турция, не оставив мысли о реванше, в то время, вплоть

            до Крымской войны, не имела ни сил, ни союзников для ее

            материализации.

                 Сложившаяся ситуация крайне тревожила Англию, опасавшуюся

            развития русской экспансии на юг и юго-восток, в направлении Индии.

                 Англия переходит к политике сдерживания России на Кавказе.

                 Благоприятные условия для вмешательства Англии создала

            Кавказская война, сковывавшая силы России. В ходе Крымской войны

            (1853 -1856 гг.) Англия, опираясь на мощную коалицию (Англия,

            Франция, Турция, и фактически Австрия) попыталась восстановить

            Кавказ в качестве буфера между Россией и мусульманскими державами.

            Россия войну проиграла. Но и разногласия между участниками

            антироссийской коалиции не позволили им достичь поставленной цели.

            Парижский конгресс 1856 года зафиксировал принадлежность Кавказа

            России как международно-правовую реальность.

                 Парижский трактат создал внешнеполитические, а завершение

            Кавказской войны (1864 год) - внутриполитические предпосылки для

            превращения Кавказа в неотъемлемую часть Российской империи и

            установления там относительной стабильности.

                 В последующие годы расширение русских границ на юг, приближение

            их к стратегическим коммуникациям между Англией и ее индийскими

            колониями, наряду с активизацией политики России в Средней Азии,

            усилило озабоченность Лондона.

                 Чтобы укрепить систему обороны Индии, Англия создает обширный

            буферный пояс, включавший в себя Турцию, Иран, Афганистан и

            среднеазиатские ханства. Неудача очередной попытки (1877 -1878 гг.)

            силового решения (при помощи Турции) кавказского вопроса побудили

            Англию искать соглашения с Россией на Востоке на основе

            договоренностей о разделе сфер влияния. Петербург ответил на это

            взаимностью.

                 В конце 19 - начале 20 века геополитическое значение Кавказа

            возрастает в связи с вовлечением его в мировое хозяйство. Богатые

            природные ресурсы региона, прежде всего нефтяные, превращают его в

            арену острой экономической конкуренции европейских держав, включая

            Россию.

                 На рубеже 19 - 20 веков Российская империя была крупнейшим

            нефтедобытчиком в мире, а ее бакинские и грозненские нефтепромыслы

            занимали главное место в российской нефтяной промышленности. В Баку

            был представлен английский, шведский, немецкий капитал, а также

            американский в лице рокфеллеровской "Стандарт ойл". В 1900 году в

            топливно-энергетическом балансе самой России доминировала нефть -

            41,7 процента. (Правда, первое десятилетие 20 века в России, как и

            во всем мире, было отмечено "углезацией" топливно-энергетического

            баланса - в 1908 году доля нефти составила 12,1 процента).

                 Экономические интересы мировых нефтяных компаний в немалой

            степени обусловили вовлечение в борьбу за Кавказ после распада

            Российской империи в 1917 году европейских, ближневосточных

            государств, а также режимов, пришедших тогда к власти в Закавказье и

            стремившихся выйти из-под руки большевистской Москвы.

                 Вспомним, что 26 бакинских комиссаров (поддерживающих

            большевистское московское правительство) были расстреляны солдатами

            АНГЛИЙСКОГО экспедиционного корпуса на Кавказе.

                 В свою очередь большевики во главе с Лениным не собирались

            уступать контроля над Закавказьем. Последовавшее в 1922 году

            образование Советского Союза сковало обручем внешних границ

            территорию закавказского региона, закрепив на том историческом этапе

            геополитический спор между Лондоном и Москвой в пользу последней.

                 Включение Кавказа в СССР превратило его в геополитический рычаг

            влияния Советского Союза на Ближнем и Среднем Востоке.

                 После 1945 года это влияние становится важным фактором

            равновесия между двумя сверхдержавами - СССР И США. Такой баланс

            держался до конца 1980-х годов, обеспечивая региональную и

            глобальную безопасность.

                 С развалом СССР уровень безопасности резко понизился, во всяком

            случае, Россия столкнулась с новыми историческими вызовами.

            Геополитическое соперничество ведущих мировых держав за передел сфер

            влияния коснулось тех территорий, которые находятся в

            непосредственной близости от нынешних российских границ и даже

            непосредственно входящих в ее состав. Речь снова идет о

            мусульманских регионах бывшего СССР, прежде всего Кавказе и

            Центральной Азии.

                 В этом контексте чеченская проблема (на сегодняшний день самая

            болезненная для России) представляет собой лишь часть конфликта на

            Большом Кавказе. Отсчет его начинается с перестройки: Баку, Тбилиси,

            Карабах. Не найдя возможности сдержать центробежные силы

            экономическим способами, руководство СССР попыталось использовать

            механизмы, заложенные в 20-е годы - опереться на автономии с целью

            давления на союзные республики. Вспомним, что автономные республики

            при разработке концепции "обновленного СССР" не выступали за выход

            из Союза, а требовали лишь повышения своего статуса до ранга союзных

            республик.

                 Представляется, что США совершают роковую ошибку, делая ставку

            в своей евразийской экспансии на ислам (прежде всего на агрессивный

            ислам талибов). Нагревание "межцивилизационного шва" в этом регионе

            с геополитической целью расчленения России на конфедеративные

            образования чревато губительными последствиями не только для США, но

            и для МОРСКОГО БЛОКА в целом.

                 

                 4.Информационная геополитическая война СССР и США

                 

                 Информационное противоборство в конце XX века стало важнейшим

            геополитическим фактором, определяющим судьбы стран и цивилизаций.

            Поражение СССР в "холодной войне" - это поражение в

            информационно-идеологической войне.

                 З.Бжезинский в своей книге, "План игры. Гостратегическая

            структура ведения борьбы между США и СССР" опубликованной в

            Вашингтоне в 1976 году заявил о том, что исходный пункт "Холодной

            войны" - геполитическая борьба за Евразию.

                 США выиграла оперативную битву за Евразию. Но геополитическое

            сражение им выиграть не удастся.

                 История знает немало примеров, когда неверно выбранная

            геополитическая стратегия приводила страну к упадку, причем не в

            военное, а мирное время. Ярчайший пример конца 20 века - распад

            СССР.

                 

                  Экономическая цена поражения СССР в "Холодной войне"

                 

                  Приступая к реформам в 1985 году, их инициаторы имели ВЕСЬМА

            СМУТНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о направлении преобразований. Не было

            СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА РЕФОРМ, экономическая политика была спонтанной

            и импульсивной. Целых ДВА ГОДА ушло на разработку программы

            УСКОРЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. Те, кто ее разрабатывал

            проявили ПОЛНЕЙШИЙ НЕПРОФЕССОНАЛИЗМ. ОНИ ПРИНИМАЛИ НЕПРАВИЛЬНЫЕ

            РЕШЕНИЯ, ЗАТЕМ ВИДЕЛИ ИХ НЕГАТВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. НО НОВЫЕ РЕШЕНИЯ

            ВНОВЬ БЫЛИ НЕПРАВИЛЬНЫМИ.

                 До перестройки государственный бюджет СССР принимался и

            исполнялся без дефицита.

                 На 1988 год он впервые был принят без превышения доходов над

            расходами в сбалансированной сумме. Но уже в 1989 году госбюджет

            СССР был принят уже с бюджетным дефицитом около 36 миллиардов

            рублей, но в доходы бюджета были включены ссуды Госбанка, которые

            никогда раньше не относились к доходам бюджета в сумме всыше 64

            миллиардов рублей.

                  То есть, на самом деле бюджетный дефицит составил 100 млрд.

            рублей! Поэтому вскоре потребительский рынок был "взорван", начались

            проблемы с продовольственным обеспечением населения.

                 Отказ от монополии производства и реализации спиртоводочной

            продукции только в 1989 году привел к потере государственным

            бюджетом поступлений по налогу с оборота более 20 млрд. рублей.

                 Государственный внешний долг за годы перестройки многократно

            увеличился и стал основным средством покрытия бюджетного дефицита.

            Еще более стремительно рос государственный внутренний долг.

                 Все планы экономической политики потерпели ПОЛНОЕ ФИАСКО. И вот

            в этих нестабильных социально-экономических условиях начинается

            проведение ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ.

                 Правящая советская элита САМА ПОСТАВИЛА СЕБЯ ПОД ИНФОРМАЦИОННЫЙ

            УДАР ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ. Управляемость государством постепенно

            терялась. То есть КЛЮЧЕВЫМ был СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР - НЕУМЕНИЕ

            М.ГОРБАЧЕВА (И ЕГО ближайших приятелей) УПРАВЛЯТЬ В УСЛОВИЯХ

            НЕОЖИИДАННЫХ И ДИНАМИЧНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ. ВСЕ ЭТО И ПРИВЕЛО СССР К

            ЭКОНОМИЧЕСОЙ КАТАСТРОФЕ.

                 Американская газета ВАШИНГТОН ПОСТ 15 декабря 1991 года

            напечатала статью с анализом правления М.С.Горбачева. Данные газеты

            показывают, какова экономическая эффективность, можно сказать

            "рентабельность" информационного геполитического противоборства.

                   1985 год1991 год

                  Советский золотой запас2500 тонн240 тонн

                  Официальный курс доллара0,64 90 рублей

                  Официальные темпы роста советской экономики+ 2,3%-11 %

                  Внешний долг10,5 млрд. долл.52 млрд. долл.

                  Военно-техническая цена поражения СССР в "Холодной войне"

                  Продажа оружия в мире19911999

                  США13%52%

                  СССР (Россия) 38%3%

               

                 Если попытаться объективно проанализировать политические

            причины поражения СССР в "холодной войне", то на наш взгляд, наряду

            с объективными (экономическими, идеологическими и т.д.),

            существовали и субъективные (недооценка военно-политическим

            руководством СССР роли и значения информационных факторов,

            неспособность советской политической элиты вести активное

            информационное противоборство и др.).

                 Ведь в начале 80-х годов роль информационно-психологического

            воздействия, психологических операций в системе обеспечения

            национальной безопасности США резко возросла. Сразу же после прихода

            в Белый дом президент Р.Рейган выдвинул свою стратегию национальной

            безопасности, состоящую из четырех компонентов: дипломатического,

            экономического, военного и информационного. Упор на информационный

            компонент был сохранен и в последующих мероприятиях по вопросам

            национальной безопасности.

                 В январе 1983 года Р.Рейган подписал директиву № 77

            озаглавленную "Руководством общественной дипломатией, связанной с

            целями национальной безопасности". Эта директива давала более

            широкое определение государственной дипломатии, утверждая, что она

            "включает также мероприятия правительства США, направленные на

            обеспечение поддержки нашей политики национальной безопасности".

            Также определение подразумевало организацию и проведение широкого

            круга информационно-культурных мероприятий. Эта директива

            обеспечивала выработку механизма планирования и координации

            общественной, информационной, политической деятельности

            администрации США, а также вопросов, связанных с теле- и

            радиовещанием.

                  По мнению автора, с приходом Рейгана к власти, информационное

            воздействие стал принципиально иным. Началась эра глобальной борьбы

            за общественное сознание народов с использованием новейших

            информационных технологий на основе координации деятельности всех

            государственных, коммерческих структур и спецслужб США.

                  В США был реально образован союз спецслужб и крупного

            капитала. Этот союз создал мощные структуры анализа и ведения

            информациооной войны против СССР.

                  При Рейгане конституционные и государственные органы стали в

            возрастающей степени использоваться в качестве координационных и

            направляющих центров информационно-психологического воздействия.

            Центральную роль в процессе стратегического анализа и координации

            деятельности информационно-психологических структур США стал

            занимать Совет национальной безопасности (СНБ).

                  В доктрине "Психологическая пропаганда и национальная

            безопасность" СНБ квалифицируется как центральное звено в системе

            стратегического анализа и проведения психологических операций наряду

            с госдепартаментом, МО, ЦРУ, а также ЮСИА.

                  Причем США координировали деятельность спецслужб и других

            стран. Один из участников ведения информационно-идеологической войны

            против СССР написал книгу, в которой отметил: "На оперативном уровне

            в борьбе против России объединились спецслужбы и агентурная сеть

            США, Израиля и сионистских организаций, Ватикана и

            западноевропейских стран" (М.Швейцер, ПОБЕДА, Минск, 1995, с.77).

                  Появился механизм глобального скоординированного

            информационно-психологического воздействия на мировое сообщество:

                  ПРЕЗИДЕНТ США => СНБ => Министерства (ведомства), организации

            США

                 Безусловно, скоординированная деятельность

            информационно-психологических структур (государственных,

            общественных и коммерческих организаций) принесла свои плоды. США

            сейчас доминируют в мировом информационном пространстве. Около 60%

            всех информационных ресурсов сети ИНТЕРНЕТ - американские. Объем

            информационных сообщений американских СМИ примерно в 15 раз больше,

            чем российских.

                 

                 5. Геополитическая борьба 21 века

                 Проведенные интегральные оценки позволяют вскрыть их социальный

            заказ - раздробив и добившись господствующего влияния над Хартлендом

            и Римлендом снизить роль России, ее геополитический и силовой

            потенциал.

                 Стратегическая задача мондиалистов - опять столкнуть Германию с

            Россией. Осуществляя дистанционное управление конфликтом, США

            наконец получат возможность сосредоточиться на назревшей структурной

            модернизации экономики и выходу из системного экономического и

            финансового кризиса.

                 Ясно выраженная в докладах и книгах З.Бжезинского идея о том,

            что на месте России должен появиться конгломерат карликовых

            сателлитных государств, в настоящй момент является доминирующей в

            мондиалистской концепции.

                 

                  Геополитическая доктрина РОССИИ

                 

                  а).Дружественные отношения России с европейскими странами.

                  Мы считаем, что необходима постепенная информационная

            интеграция России и европейских стран, прежде всего с Германией,

            Австрией, Францией. Это должно произойти к 2002 году.

                  Чтобы ускорить процесс информационной интеграции, автор

            предлагает в начале 2002 года создать в Германии, Австрии и Франции

            российские информационно-аналитические представительства.

                  2002-2004 г.г. - информационная интеграция с Италией,

            Швейцарией, Грецией, Финляндией.

                  2005 год - создание Европейской единой интегрированной

            информационной сети (на основе информационных сетей России и

            Германии). Далее постепенная информационная интеграция с остальными

            европейскими странами.

                  2010 год - Единое европейское информационное сообщество.

                  Между нашими странами существуют хорошие экономические

            отношения, но новая доктрина предполагает доминирование

            информационных отношений. Ведь 21 век - век информационного

            общества. Россия имеет самый колоссальный в мире интеллектуальный

            капитал. Например, только в Калифорнии работает 200 тысяч российских

            программистов. Именно творческий интеллектуальный потенциал нации, а

            не природные ресурсы - основное богатство России. Его реализация

            совместно с европейским странами, близкими нам духовно и культурно,

            должна вывести Россию на лидирующие позиции в мире 21 века.

                  Ключевой страной-партнером для России в Европе является

            Германия, отношениям с которой необходимо придать новый импульс.

            Союза России и Германии геополитики США боялись всегда. Этот союз

            мешает господству американской империи в мире.

                  б).Прагматичные отношения России и США.

                  США ВСЕГДА считали Россию своим геополитическим противником.

                  Нам следует учиться у американцев передовым информационным

            технологиям и внедрению эффективных моделей стратегического анализа

            и управления.

                  Кроме того, очень важно учитывать потенциальную возможность

            распада США к 2010 году. Можно выделить три движущие причины распада

            США. Первая относится к области психологической: американское

            общество сегодня находится на грани психологической катастрофы

            (моральный упадок, около 2 миллионов человек находятся в тюрьмах, 3

            миллиона беспризорников, регулярные массовые расстрелы детей в

            школах и т.д. Психологическая деградация молодого поколения США

            "просто перешла Рубикон". Ярким свидетельством этого является

            недавнее убийство из пистолета 6-летним мальчиком 6-ней девочки.).

            Вторая носит экономический характер. Сегодня внешний долг США

            иностранным государствам - около 1,9 триллиона долларов, а

            государственный внутренний долг - 5,9 триллионов долларов.

            Постепенно евровалюта разрушит финансовую систему США. Третья-

            стремление США к глобальному единоличному господству встречает все

            больше сопротивления в мире. В ближайшие 10 лет возможности

            глобального господства США будут неуклонно уменьшаться.

                  В книге американских специалистов по управлению Джексона

            Грейсона младшего и Карла О^Делла "Американский менеджмент на пороге

            21 века" изданной в 1991 году говорится о том, что США являются

            самым крупным должником в мире.

                  В 1986 году сумма внешнего долга достигла 264 миллиардов

            долларов. Быстрая трансформация из крупнейшего в мире кредитора в

            крупнейшего в мире должника, происшедшая всего за пять лет,

            ошеломляет и не имеет прецендентов в истории.

                  На каждого американца (включая младенцев), по подсчетам

            американских менеджеров в 1990 году приходился долг в 35 тысяч

            долларов

                  По их прогнозу, внешний долг к 1995 году должен был достигуть

            700-900 млрд. долларов.

                  А сейчас он достиг 2 000 млрд. долларов!!!.

                  13% американцев плохо владеют английским языком, а около 30 %

            взрослых американцев функционально неграмотны.

                  в)Дружественные отношения с Индией, Китаем и странами

            ШАНХАЙСКОГО ФОРУМА для создания к 2002 году мощного информационного

            сообщества, в котором Россия должна играть ключевую роль. Сообщество

            должно стать базисом мощной азиатской информационной инфраструктуры

            21 века.

                  2003 год - подключение к информационному сообществу Ирана.

                  2005 год - развитие азиатского информационного сообщества,

            путем подключения к информационному сообществу ШАНХАЙСКОГО ФОРУМА

            Японии, Кореи, Монголии, Вьетнама, стран АСЕАН.

                  2010 год - Единое азиатско-тихоокеанское информационное

            сообщество при ведущей роли России.

                  З.Бжезинский в своей последней книге "Великая шахматная доска.

            Госпоство Америки и ее геостратегические императивы" отмечает

            следующее.

                  "Потенциально САМЫМ ОПАСНЫМ сценарием развития событий может

            быть создание антигегемонистской коалиции с участием Китая, России и

            возможно Ирана".

                  Таким образом, МИРОВОМУ ГОСПОДСТВУ США угрожают союз стран

            Континентального блока (Германии, России, Китая, Индии, Ирана)).

            Поэтому Россия должна всячески развивать сотрудничество в рамках

            Шанхайского форума. Видимо общей системой валюты Континентального

            блока должно стать ЕВРО.

                  В ноябре 1998 года главное информационное агентство КНР

            СИНЬХУА сообщило, что Китай выиграл тендер на постаки металла для

            ЧЕКАНКИ МОНЕТ ЕВРО.

                  Согласно сообщению, Лоянский медный завод, расположенный в

            центральной китайской провинции Хэнань, подписал контракт на

            ежемесячную поставку в течение трех лет тысячи тонн сплава меди,

            алюминия, цинка и ряда других металлов на монетный двор в германский

            город Бремен.

                  г) Россия и СНГ

                  Наиболее дружественные отношения должны развиваться с

            союзниками. На наш взгляд они сегодня следующие:

                  В Европе - Белоруссия.

                  В Закавказье -Армения.

                  В Средней Азии - Киргизия.

                  Русский язык должен стать основой информационного общения

            стран СНГ.

                  На наш взгляд, реализация новой доктрины позволит новому

            Президенту осуществить эффективные меры по пути реформ, превратить

            Россию в процветающее государство мира.       

 

 

               Опубликовано с  http://www.hrinstitute.ru/ea7.shtml

 

  

                                      В библиотеку                                        На главную страницу

Hosted by uCoz