Аушев Руслан Султанович. Роль регионов России в процессе взаимодействия народов Азии и Европы

           

                  Проведение настоящей конференции очень актуально, особенно на

            фоне происходящих в мире событий, когда под предлогом борьбы с

            международным терроризмом, человечество фактически оказалось на

            пороге третьей мировой войны. А потому важно не только раскрыть

            главные причины кровопролитных конфликтов, войн и террористических

            актов, происходящих в мире и, в частности, на постсоветском

            пространстве, но и предложить пути создания действительно свободного

            и демократичного евразийского сообщества, используя при этом все

            лучшее, что накоплено за многовековую историю цивилизации и Востока,

            и Запада.

                  В этом отношении немаловажным представляется определение роли

            отдельных регионов в вопросе взаимодействия народов Азии и Европы.

            История свидетельствует, что Кавказ на протяжении тысячелетий

            занимал в этом смысле особое место. Если Урал называют сварочным

            швом, соединяющим Европу и Азию, то Кавказ, несомненно, был мостом

            между ними. В силу своего географического положения он не только

            служил одним из путей взаимных вторжений народов Азии и Европы но,

            что значительно важнее, был связывающим звеном в их экономических и

            культурных отношениях. А потому роль Кавказа в евразийском обществе

            неумолима.

                  В последние годы в политическом лексиконе Кавказа, да и России

            в целом, наиболее употребляемыми являются слова "беженцы",

            "вынужденные переселенцы". Может быть историки будущего, описывая

            сегодняшние дни, скажут об этих явлениях как об издержках глобальных

            геополитических процессов на всем евразийском пространстве. Но для

            нас - это жестокая реальность, насущная боль и страдания десятков

            тысяч людей, граждан России.

                 Распад СССР негативно сказался на развитии всех без исключения

            республик, но наиболее болезненным оказался для России. Кроме

            глубокого упадка экономки, преобразующейся России досталась в

            наследство сложная и трудно разрешимая проблема межнациональных

            отношений.

                 Строя правовое демократическое государство руководство страны

            признало преступной политику геноцида и репрессий, осуществленных

            сталинским режимам против отдельных граждан и народов.

            Подтверждением тому является принятие в апреле 1991 г. Закона РФ "О

            реабилитации репрессированных народов", выражающего гуманистическую

            суть и прогрессивную направленность реформ, происходящих в РФ. Суть

            Закона проста - восстановление прав репрессированных народов. Однако

            данный правовой акт практически не реализован из-за отсутствия

            четкого механизма его воплощения в жизнь. Полумеры, медлительность

            по восстановлению конституционных прав, неспособность власти вести

            диалог и взаимодействовать на равных правовых условиях со своими

            гражданами привели к осложнению межнациональных отношений. В течение

            этого десятилетия реализацией положения Закона занимались различные

            комиссии, принимались нормативных акты по проблемам репрессированных

            народов. Однако проблема остается нерешенной. Наиболее выразительным

            и печальным примером того, к каким последствиям приводит

            игнорирование Закона "О реабилитации репрессированных народов"

            являются трагические события осени 1992 г. в Пригородном районе, в

            результате которых более 60 тысяч граждан Северной Осетии ингушской

            национальности были изгнаны с места постоянного проживания и до сих

            пор не могут возвратиться.

                 По вопросам урегулирования конфликта и ликвидации его

            последствий принято более 180 правовых и нормативных акта, в том

            числе указы Президента и постановления Правительства Российской

            Федерации. Эта проблема рассматривалась и на международном уровне.

            Ежегодно в своих докладах "О соблюдении прав человека и гражданина в

            Российской Федерации" комиссия по правам человека при Президенте

            Российской Федерации отмечает, что "предпринимаемые органами

            государственной и исполнительной власти меры нельзя признать

            достаточными для обеспечения прав и законных интересов вынужденных

            переселенцев, гарантированных им Конституцией Российской Федерации и

            действующим законодательством". Те немногие из вынужденных

            переселенцев, кто вернулся в Пригородный район, живут в условиях

            резервации, не имея права свободно передвигаться, устроиться на

            работу, а также не имея никаких социальных гарантий.

                 Лица, игнорирующие Конституцию и законы России нарушая права

            граждан чувствуют себя безнаказно. Ни один человек не привлечен к

            ответственности за разжигание расовой и национальной вражды и розни,

            нарушение права на жизнь.

                  Между тем, всякие действия любых должностных и частных лиц,

            направленные против возвращения вынужденных переселенцев в места их

            постоянного проживания, являются противозаконными, ущемляют права

            граждан по национальному признаку. Это противоречит Конституции РФ и

            Международному пакту о гражданских и политических правах. На

            территории Пригородного района РСО-Алания постоянно происходит

            нарушение этих общепризнанных принципов и норм международного права,

            Конституции и Законов Российской Федерации в отношении граждан

            ингушской национальности.

                  К сожалению, продолжается политика двойных стандартов, деления

            народов на "большие" и "малые", "благонадежные" и "ненадежные".

                  Кавказ на протяжении веков не знал господствующего народа,

            поэтому поддержание межэтнического баланса является одним из

            основных условий мира и стабильности в регионе.

                  Особенности менталитета кавказских народов, таковы, что

            действия властей по поддержке одних их них расцениваются как

            привилегии, не предусмотренные законом.

                 Земля на Кавказе является вечным не умирающим достоянием всех

            последующих потомков рода. Поэтому попытки определенных сил не

            допустить ингушей в места их исторического проживания в Пригородном

            районе бесперспективны, они лишь осложняют процесс нормализации

            обстановки. Поэтому важно, чтобы Российское руководство приняло в

            этом вопросе более четкую позицию.

                 Думаю немаловажной, требующего незамедлительного решения

            является и обстановка в Чеченской Республике. Моя позиция в этом

            вопросе не изменилась: не может целый народ страдать из-за

            политических амбиций отдельных политиков Чечни и России. Поэтому

            необходимо искать пути сближения позиций и прекращения войны. Эта

            война принесла горе и страдания тысячам людей. Покинувшие Чечню

            граждане Российской Федерации в правом отношении практически

            оказались никем и ничем. Их положение и сегодня чрезвычайно сложное.

            Ингушетия - один из немногих, если не сказать единственный,

            субъектов федерации, который принял на своей территории более 150

            тысяч жителей Чечни. Пребывание такого большого числа беженцев на

            территории Ингушетии усугубляет и без того сложную

            социально-экономическую ситуацию: республика испытывает проблемы с

            обеспечением жильем тех, кто навсегда покинул Чеченскую Республику,

            сбои в обеспеченности водой, газом, электроэнергией. Лечебные

            учреждения, школы, транспорт несут нагрузки, превышающие допустимые

            нормы в 3-5 раз. Ингушетия оказалась на грани гуманитарной

            катастрофы.

                  Ситуация на Северном Кавказе не может остаться незамеченным и

            евразийским сообществом. На территории Чеченской Республики сегодня

            не ведутся крупномасштабные военные действия, однако не прекращаются

            теракты, насилие над человеческим достоинством, не прекращаются

            кровавые столкновения, расправы с неугодными. Обстановка на Северном

            Кавказе не просто вызывает тревогу, она опасна для всей страны и

            евразийского сообщества своими последствиями. Первые признаки -

            дискриминация в отношении выходцев с Кавказа - стали широко

            распространяться по всей России после чеченской войны.

                  Заявляя, с одной стороны, о приверженности демократическим

            принципам, определенные силы в политических целях разыгрывают карту

            национальной принадлежности и организуют антикавказскую истерию в

            средствах массовой информации.

                  Формируется криминальный образ "лица кавказской

            национальности", который затем проецируется на всех выходцев с

            Кавказа. Примером тому могут служить особые правила пребывания в

            столице приезжих, устанавливающие дискриминационные ограничения в

            отношении выходцев с Кавказа. Традицией стали массовые хулиганские

            действия в отношении представителей национальных меньшинств.

                  В них глубоко сокрыта мотивация "расплаты" за чеченский

            синдром. Отслужившие в Чечне ребята и их семьи, семьи погибших

            солдат воспринимают Северный Кавказ как нечто враждебное.

            Сложившаяся в нашем регионе ситуация требует скорейшего разрешения,

            т.е. возвращения вынужденных переселенцев в РСО-Алания и Чеченскую

            Республику, чтобы деструктивные силы не использовали их для

            ослабления и разрушения нашего государства. Россия должна показать

            евразийскому сообществу способность решать свои внутренние проблемы,

            неукоснительно соблюдать права человека. И это нужно сделать

            безотлагательно, если мы претендуем на то, чтобы не только

            называться, но и быть евразийской правовой, демократической страной,

            консолидирующим центром евразийских государств.

                  Значение Северного Кавказа для России никогда не

            ограничивалось только его военно-стратегическим положением. Кавказ

            всегда был регионом культурно - цивилизационного взаимодействия, в

            результате которого сложилась самобытная кавказская цивилизация,

            вобравшая в себя лучшие элементы Востока и Запада. В ней сохранились

            как общекавказские черты, так и этническое, бытовое и духовное

            своеобразие культур отдельных народов.

                  Республика Ингушетия республика существует всего 9 лет. В эти

            годы нас нередко обвиняли в излишней приверженности национальным

            обычаям, законам традициям. Но мы знали, что эта приверженность

            оправдала себя исторически, помогла выстоять в период репрессий,

            депортаций и других испытаний. Эти 9 лет существования республики -

            годы тяжелых испытаний для нашего народа, когда были востребованы и

            проявлялись лучшие черты.

                  Некоторым губительным веяниям современности таким как культ

            насилия, жестокости и свободы нравов мы противопоставили верность

            духовным и культурным традициям, а именно уважение к личности,

            высокое почитание родителей, старцев.

                  Обретя свою государственность, ингуши смогли обратиться к

            своим истокам и возрадить самобытное декоративно-прикладное

            искусство ингушей: резьба по камню, войлочное ткачество,

            керамическое производство.

                 У нас имеется богатый творческий потенциал. Об этом говорят

            успехи молодых творческих коллективов: театр "Современник" стал

            лауреатом Первых Дельфийских Игр, детский хореографический коллектив

            "Зори Ингушетии" - лауреатом 2-х Международных конкурсов в городах

            Анкара и Сочи, Государственный ансамбль танца "Ингушетия" -

            дипломатом Международного конкурса в Италии.

                  Высокого уровня достигло изобразительное искусство ингушей,

            сформировалось особое направление, школа со своим самобытным

            художественным стилем.

                  Важнейшим средством развития духовной культуры является язык.

            Закон "О государственных языках", принятый Народным Собранием РИ

            заложил правовые основы функционирования ингушского языка.

                  В республике создана сеть средних и высших учебных заведений,

            краеведческий музей, музей изобразительных искусств, музеи под

            открытым небом "Эгикал", "Хамхи", "Таргим", "Тхаба-Ерды" , что

            способствует приобщению молодежи к истокам национальной культуры.

                  В духовном возрождении любого народа огромная роль принадлежит

            религии. Осуждая проявление религиозного экстремизма в любых формах,

            мы возвращаемся к самому ценному, что дают нам религиозные учения.

            Вкладываем в основу формирования личности ребенка и подростка не

            формально-ритуальную обрядность, а самое рациональное и мудрое, что

            содержит исламская философия в органической связи с доисламскими

            моральными и культурными ценностями ингушского народа.

                  Развитие и взаимное обогащение культур народов, населяющих

            постсоветское пространство не возможно без обеспечения их прав и

            свобод, определенных Декларацией прав человека и признанных каждым

            из субъектов евразийского сообщества. Региональная и международная

            безопасность может быть построена только на укреплении

            демократических институтов. 

    

 

                   Публикуется с  http://www.hrinstitute.ru/ea22.shtml

 

          

                                  В библиотеку                                                На главную страницу

Hosted by uCoz