Сыдыкбекова Д.Т.,Брудный А.А.Евразия в диалоге цивилизаций: оптимистическая перспектива 

Вопрос о диалоге цивилизаций предполагает обсуждение и его эффективности. Не вызывает сомнений, что на определенном историческом этапе подобного рода диалог бывал если не безрезультатен, то малоэффективен. Примеров тому немало. Тем не менее опыт диалога эффективного, способствующего конвергенции и даже срастанию компонентов различных цивилизаций, имеет место. В этой связи обращает на себя внимание исторический опыт Кыргызстана.

 

Киргизы на протяжении более чем тысячелетней истории (это древнейший этноним Центральной Азии) вступали в соприкосновение с представителями различных этносов, что объясняется кочевым образом жизни этого этноса на протяжении многих столетий. Взаимодействие с Китайской империей, мусульманскими государствами, Россией постепенно привело к тому, что в Кыргызстане сложилась позиция, отвергающая растворение в крупных этносах, полное усвоение норм мировых религий, а равно и военное противостояние с более мощными соседями. Надо признать, что эта позиция выдержала испытание временем.

 

Даже сейчас, когда военное и политическое значение России стало снижаться, а идеология пантюркизма не встречает каких-либо особых препятствий для распространения, Кыргызстан продолжает оставаться наименее исламизированным государством Центральной Азии. И это отнюдь не случайно. Многолетнее взаимодействие с Россией оставило неизгладимый след в менталитете широких кругов населения Кыргызстана.

 

То значение, которое в этой стране придают российской и западной культуре, широкое распространение русского языка, обостренное внимание к развитию образования (39 университетов, включая Американский, Российский, Турецкий) заставляют задуматься о долговременном эффекте взаимодействия киргизской культуры в широком понимании этого слова с культурами других цивилизаций.

 

Если обратиться к европейскому историческому опыту, то станет очевидным, что современные европейские цивилизации есть зрелый плод распада Римской империи: современная Западная Европа – это бывшие провинции Рима. И надо сказать, Римская империя с ее великолепным дорожным строительством, огромными стадионами, высокоразвитой торговлей, антисемитизмом, христианством, кровопролитием на окраинах – это потрет европейской жизни ХХ в., заставляющий вспомнить о том, что латинский язык оставался языком культуры много веков спустя после распада империи. Думается, и русский язык после распада Советской империи сохранит свое выдающееся культурное значение для евразийской цивилизации.

 

В сущности, Советский Союз был лишь определенным государственно-политическим этапом в развитии этой цивилизации, а новые политические формы ищут и находят себя. Это процесс тяжелый, иногда мучительный. Но он не должен заслонять от нас того непреложного факта, что возможно существование государств, образующих своего рода взаимопереход соприкоснувшихся цивилизаций и имеющих перспективу выжить.

 

Как неоднократно указывали различные исследователи, евразийская цивилизация самим своим существованием демонстрируют возможность плодотворного диалога Азии и Европы (недаром П.Н.Милюков предлагал назвать Евразию Азиопой). Геополитики видят в Центральной Азии "керн", основное зерно азиатского хартленда. На самом деле этот "керн" весьма неоднороден, на него направлено внимание и тех сил, которые к диалогу вовсе не стремятся. И тем не менее диалог происходит, его результат налицо, и опыт Кыргызстана это подтверждает.

 

 

Будущее России, СНГ и евразийской циливизации

Материалы ХУ Междисциплинарной дискуссии

 

 

           Публикуется с http://www.nasledie.ru/politvne/18_20/kniga1/index.shtml#1

 

                        В библиотеку                                                                       На главную страницу

 

 

 

 

Hosted by uCoz