Монастырских Г.П.Консервативные мотивы евразийской идеи   

            

             Драматизм русской политической мысли, по словам Б.Н. Чичерина,

              заключается в преобладании крайностей радикализма или

              консерватизма. Идеи радикального, равно как и либерального

              переустройства страны, как правило, заимствованы. Консервативная

              идеология традиционно исторична, порождается образом жизни народа,

              его социально-экономическим укладом, отвечает естественным

              мировоззренческим и коммуникативным потребностям общества.

              Консерватизм, как и любая массовая идеология, - сложное по

              содержанию общественное явление, важная структура духовной

              реальности, имеющая свои объективные социально-политические и

              социально-экономические корни. Если либерализм космополитичен, то

              консерватизм всегда выражает национально-культурные ценности и

              стремится оформить их в "национальную идею".

              Выдающиеся мыслители России всегда отстаивали право русских на

              свое мнение. "Отнимать у русского народа право иметь свое русское

              воззрение, - писал Н.М. Карамзин в "Записке о древней и новой

              России", - значит лишать его участия в общем деле человечества…

              Русский народ имеет прямое право, как народ, на общечеловеческое,

              а не чрез посредство и не с позволения Западной Европы". К Европе,

              продолжал отечественный историк и патриот, "мы относимся

              критически и свободно, принимая от нее лишь то, что может быть

              общим достоянием".

              На сегодняшний день нет единого подхода к определению понятия

              "консерватизм". От господствующего многие десятилетия стереотипа

              крайне реакционного характера консерватизма как символа верности

              старому, отжившему, враждебному ко всему новому, философская и

              политическая литература практически освободилась. В публикациях

              последнего времени все больше акцентируется отсутствие негативной

              нагруженности термина "консерватизм", отмечается правомерность

              позитивных коннотаций этого понятия в контексте современных

              философско-политологических исследований (См., например,

              коллективную монографию: Русский консерватизм XIX столетия.

              Идеология и практика / Под ред. В.Я. Гросула. М., 2000).

              Наиболее явственно позитивные аспекты политической философии

              "консерватизма" проявляются в области религии, морали и политики.

              Именно здесь выявляется сама суть консерватизма в целом, в том

              числе и русского консерватизма. Такой подход, по существу,

              восстанавливает понимание консервативной идеологии, выработанное

              Н.М. Карамзиным, славянофилами И.В. Киреевским, А.С. Хомяковым и

              их последователями (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев).

              Ценностные ориентации, выработанные русским консерватизмом, во

              многом созвучны нашему переходному времени. Среди них наиболее

              значимы соборность (коллективность), идеи доминирования "общего

              блага" над индивидуальными интересами и органическое понимание

              общества; самоценность семьи и религиозно-нравственных устоев

              общества; внутреннее единство познавательного, нравственного и

              эстетического начал и стиля жизни (М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин и

              др.); обостренное внимание к необходимости воспитания исторической

              памяти народа на основе базисных ценностно-мировоззренческих

              оснований отечественной культуры, включающих нравственный,

              художественный и религиозный компоненты. Русские мыслители

              консервативного направления вполне обоснованно отмечали тот

              сегодня вполне очевидный факт, что в переструктурированном

              социальном хаосе "демократий" и "диктатур" с неизбежностью

              выстраиваются новые социальные иерархии, лишь внешне напоминающие

              аристократию, а являющиеся, по сути, олигархиями с доминированием

              так называемых "новых русских".

              Особый интерес для нашего времени представляет понимание сущности

              и предназначения государства в политической идеологии русского

              консерватизма. Социальные основы общества, нравственное воспитание

              могут быть успешно защищены, обеспечены лишь сильным государством,

              воплощающим приоритет порядка, власти, обязанностей и

              преемственности национально-культурных ценностей и традиций над

              индивидуальной свободой и абстрактными правами человека. В

              современных условиях государство - непременный участник и

              регулятор рыночных отношений, создатель адресных целевых

              социальных программ, а не просто инструмент защиты прав и свобод.

              При таком подходе власть обнаруживает себя как способность

              социального субъекта осуществлять свою волю, используя различные

              ресурсы и технологии: авторитет, закон, традиции, силу.

              Своеобразие исторического опыта России состоит в том, что она

              является, с одной стороны, своего рода "щитом", разделяющим Восток

              и Запад, а с другой стороны, выступает в качестве объединяющего

              начала с сохранением национальной идеи как главного условия

              существования российского суперэтноса.

              Возникшее как особое течение общественно-политической мысли

              евразийство (20-е годы XX столетия) оформило в соответствии с

              подобным пониманием исторического опыта России социальный идеал

              будущего - всеединство народов и государств, полифонию

              народов-личностей, входящих в содружество Евразии. Евразийцы (Л.П.

              Карсавин, Н.С. Трубецкой, Л.Н. Гумилев и др.) впервые подвергли

              серьезной критике теорию единообразного линейного прогресса.

                 С точки зрения Л.П. Карсавина, для теоретиков прогресса

            "процесс развития представляется в виде прерывного ряда сменяющих

            друг друга фаз или периодов. Лучшее для него лежит в будущем,

            настоящее и прошлое навсегда умирают. Данный момент развития, данная

            эпоха обладают значением не сами по себе, а только как средство или

            этап к будущему … так, обесценивая историю, теория прогресса

            неизбежно обесценивает и современность; лишая смысла все минувшее,

            лишает смысла и нашу социальную деятельность и низводит весь наш

            труд на степень жалкой работы червяка, удобряющего землю для

            неведомых и безразличных ему существ" (Карсавин Л.П. Введение в

            историю. - Пг. 1920, с. 30-31).

                 Л.Н. Гумилев противопоставляет западным историографам взгляды

            восточных мыслителей, которые "… усматривали в истории взлет и

            распад, иными словами, считали процессы самоцелью, а смысл полагали

            в личном совершенствовании, где история только фон". И это различие,

            по мнению Л.Н. Гумилева, неслучайно, так как "западники говорили о

            прогрессе созданий рук человеческих - техносфере, к которой следует

            причислять и философию, тоже продукт людской деятельности, а

            восточные мудрецы - о живой природе, частью коей являются люди, а

            техника - фоном. … на западе изучали социально-культурную историю,

            на востоке - этническую историю… И нельзя говорить, что одно важнее

            другого. И то, и другое необходимо. Плохо только, когда методику

            социологии применяют к изучению природных явлений. Хорошо, что

            наоборот не бывает" (Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Изд.

            ЛГУ. 1989. С. 403.).

                 С точки зрения Н.С. Трубецкого, представление об эволюции в том

            виде, как оно существует в европейской этнологии, антропологии и

            истории культуры, проникнуто национальным эгоцентризмом. По мнению

            С,Л. Франка, факты, твердо установленные историческим знанием, не

            подтверждают теорию прогресса, а кроме того "… имеем ли мы право

            развитие европейского человечества отождествлять с развитием всего

            человечества в целом и, следовательно, каждого его народа?" (Франк

            С.Л. Очерки методологии общественных наук. М. 1992 С. 13.).

                 Каждый народ, каждый этнический организм имеет свой центр

            цивилизации, свою историческую и экономическую судьбу, свои

            особенности и свои объективные законы своей истории, вписанную в

            общую историю человечества.

                 Увлеченные романо-германизмом "интеллигенты" не

            романо-германских народов должны понять свою ошибку. Они должны

            понять, что та культура, которую им поднесли под видом

            общечеловеческой цивилизации, на самом деле, есть культура лишь

            определенной этнической группы романских и германских народов. Это

            прозрение, разумеется, должно радикально изменить их отношение к

            культуре собственного народа и заставить их призадуматься над тем,

            правы ли они, стараясь во имя каких-то "общечеловеческих" (а на

            самом деле, романо-германских, т.е. иностранных) идеалов, навязывать

            своему народу чужую культуру и искоренять в нем черты национальной

            самобытности.

                 Постижение собственной природы, с точки зрения Н.С. Трубецкого,

            приводит в конечном счете к осознанию равноценности культур, людей и

            народов. "А выводом из этих постижений является утверждение своей

            самобытности, стремление быть самим собой. И не только стремление,

            но и умение. Ибо тот, кто самого себя не познал, не может, не умеет

            быть самим собой". (Трубецкой Н.С. История, культура, язык. М.

            Прогресс. 1995. С. 65.). 

            

                Публикуется по http://www.hrinstitute.ru/ea26.shtml

 

                                                    В библиотеку                                           На главную страницу

Hosted by uCoz