А.И.Субетто 

    Российское евразийство в контексте второй волны глобальной цивилизационной социалистической революции

                                                                                в XXI веке 

 

Евразийство – сущностное свойство России, отделяющее ее от Европы, в первую очередь германо-романского и англо-американского миров, и одновременно от Азии. Оно есть своеобразный российско-цивилизационный синтез Востока и Запада, определяемый ее географическим "местоположением", которое есть "российская Евразия", как отмечал П.Савицкий, "континент в себе".

 

Маятник (циклозадатчик) колебаний напряженности истории здесь, в российской Евразии, есть маятник напряженности всего мира. Данная закономерность (по моей оценке – геополитический закон) отражает особую функцию "российско-евразийского континента" (приблизительно в границах СССР или Российской империи) как центра геополитического (геополиэтнического) равновесия / неравновесия мира. На это первым обратил внимание английский геополитолог Х.-Дж. Макиндер (книга "Географическая ось истории"), определив, что "географическая ось истории" проходит через Россию. Устойчивость евразийского пространства в истории человечества формировались тогда, когда появлялись государственные – суперэтнические – "скрепы" этого пространства. В глубокой древности роль такого суперэтноса, стабилизирующего евразийское пространство на территории России, играли арийцы, которые в первые тысячелетия послеледникового периода распространялись от Балтики до Курил; затем скифский суперэтнос (от Карпат до Саян, а возможно, и до Тихого океана); затем Татаро-Монгольская империя, а после нее Россия и как империя, и как российский суперэтнос, образовавшийся в первую очередь на базе русского, украинского и белорусского народов (восточного славянства) и тюркских народов (туранского компонента по Н.С.Трубецкому).

 

Логика истории российской Евразии стремилась к стабилизации, к формированию устойчивости на большом пространстве Евразии, что требовало ее государственно-цивилизационного синтеза и последующего единства. В этой логике российская евразийская цивилизация в сложившемся пространственном оформлении появляется, по моей оценке, не случайно, а закономерно. Модели, ориентированные на расчленение России, родившиеся в головах геополитиков США еще во второй половине XIX в. (А.Мэхен), а затем неоднократно возрождаемые Г.Парвусом, Г.Х.Поповым, А.Д.Сахаровым, З.Бжезинским, Б.Клинтоном, являются опасной утопией. При современном оружии массового поражения в мире процесс дезинтеграции России (который начался в 90-х гг. ХХ в. в СССР) может привести к геополитическому ядерному коллапсу, который уничтожит человечество. Россия превратится в "черную дыру", в которую, как в воронку, "затянется" вся цивилизация человечества, для которой ее бытие сменится небытием. Об этом с разных точек зрения предупреждали Запад Е.И.Рерих и И.А.Ильин.

 

Появление Российского государства (в основных чертах его территориальное оформление завершилось к концу XVIII – началу XIX в.) на Евразийском континенте (от Балтийского моря до Тихого океана, от Кавказа и Средней Азии до Северного Ледовитого океана) стабилизировало эволюцию народов России. Поздний этногенез Европы состоялся в том виде, как он морфологически оформился во 2-м тысячелетии н.э., благодаря тому, что активно консолидирующееся Российское государство отделило Европу от Востока. Россия как держава определила геополитическую устойчивость мира, особенно в последние десятилетия.

 

Уникальность российской цивилизации вытекает из принципа триединства законов разнообразия этносов, культур и цивилизаций, определяющего логику глобальной прогрессивной социальной эволюции человечества. К основным чертам уникальности российской евразийской цивилизации относятся:

 

(1)двуцентрие ее синтеза, которое определяется: первым "центром" синтеза на базе православнославянского единства, в первую очередь единства русского, белорусского и украинского народов; вторым "центром" синтеза на базе русско-угрофинско-тюркского (туранского) единства; "двуцентрие" единства российской цивилизации определяет (в соответствии с системогенетическим законом дуальности управления и организации) "восточно-западную" цикличность доминант в развитии культуры и геополитики России;

 

(2)системогенетическая и синтезирующая функции русского народа и соответственно его "общественного интеллекта", в том числе русской культуры, русского языка, русской философии, русского космизма и холизма. Русский народ выполняет функцию государствообразующего народа, русский этнос является этногенетической "скрепой" "российского суперэтноса" (последнее понятие разработано Л.Н.Гумилевым). В данном контексте "русская идея" в ее объемной и достаточно разнообразной современной интерпретации предстает как евразийский культурный синтез, как некая идеальная репрезентация российской евразийской цивилизации, в которой отражаются такие ее ценности, как соборность, общинность, всеединство, "общее дело" (по Н.Ф.Федорову), ноосфера, социальная справедливость, дружба народов, "правда отношений". В.Н.Сагатовский в своей интерпретации "русской идеи" связал "общее дело" и задачу становления ноосферы;

 

(3)общинно-"социалистический" характер российской цивилизации. Здесь мы используем атрибут "социалистический" в цивилизационном смысле, в том значении, которое ему придавал Н.С.Трубецкой в статье "Разочарованный славянофил" о К.Н.Леонтьеве, используя понятие "общинный социализм русского народа". Российская общинность в развиваемой мною концепции как фундаментальное свойство российской цивилизации приобретает особое содержание, определяемое "Большим пространством" и "Большим временем" как имманентными качествами российской Евразии. Она рождает особый тип человека и социокультурного архетипа, направленный в будущее, на реализацию долгосрочных целей. В.П.Казначеев замечает, что "российское образование государственности в корнях своих имеет другой базис по сравнению с базисом Запада – базис духовной культуры"; "общинный социализм" России породил принятие Русью православия как "христианского социализма" или "христианского коммунизма", с его устремленностью к равенству, справедливости, соборности, примату духовного над материальным; можно говорить о "российско-цивилизационном коммунизме" как ценностном выражении российского общинного евразийства.

 

Великая Октябрьская социалистическая революция в 1917г. произошла не случайно, она ознаменовала собой "ответ Востока" на экспансию западного капитализма "на Восток". Сам по себе этот "ответ" означает, что на смену почти двухтысячелетней волне "доминанты Запада" ("осевой истории" по К.Ясперсу) приходит двухтысячелетняя волна доминанты Востока. Доминанта индивидуализма Запада сменяется доминантой общинности Востока. Фактически в 1917 году произошел "прорыв" в западной логике развития истории. Началась глобальная социалистическая цивилизационная революция, которая прошла только первую "фазу-цикл" в ХХ веке и перешла во вторую "фазу-цикл", пик которой, по моему прогнозу, придется на первую половину XXI в. "Советская история" России была продолжением общинной логики ее истории и несла на себе печать всех интенций этой логики. Здесь российские евразийцы в своих оценках не ошиблись. Социалистическая цивилизационная революция есть революция Востока, в отличие от капиталистической революции Запада. Она несет в себе "гены" глобальной социальной бифуркации, связанные со становлением эколого-ноосферного социализма (ноосферизма), или, что то же самое, управляемой социоприродной эволюции, на базе общественного интеллекта и образованного общества. Россия как центр устойчивости/неустойчивости мира определила своей историей начало "волны с Востока" идущей навстречу "волне капитализации мира", шедшей с Запада, – волны становления социалистического устройства мира. Данная логика означает, что временный откат "первой волны социалистической цивилизационной революции" в 90-х гг. означает не финал истории и победу капитализма ("либеральной демократии") на "вечные времена", а только "смену волн" этой "революции". При этом происходит отрицание "материального социализма" и переход к "духовному, эколого-ноосферному социализму” с ценностными ориентациями на раскрытие творческих потенций человека и на самоограничение материальных потребностей. ХХ век был "русским веком", веком первой волны глобальной социалистической цивилизационной революции. Ельцинизм де-факто, породив экономическую катастрофу в России, показал негативное отрицание капитализма в России, в котором отразилась ее специфика как общинной цивилизации. Дальнейшая "регрессия" в позиции "негативного отрицания" ведет мир к катастрофе. Возник императив перехода России к "общинному социализму" на новой, ноосферной основе. Это диктует вся логика развития России как уникальной евразийской цивилизации и логика происходящей глобальной социалистической цивилизационной революции. Геополитически это требует от России объединения усилий с Китаем, Индией, Ираном, с Арабским Востоком.

 

Указанные тезисы доклада базируются на работах автора: “Россия и человечество на "перевале" истории в преддверии третьего тысячелетия” (1999, 827с.), "Капиталократия" (2000, 213с.), "Основы неклассической социологии" (2000, 208с., соавтор – С.И.Григорьев); "Противоречия экономического развития России и стратегия выхода из исторического тупика" (2000, 58с.).

 

Будущее России, СНГ и евразийской циливизации

Материалы ХУ Междисциплинарной дискуссии

 

 

                 Публикуется с http://www.nasledie.ru/politvne/18_20/kniga1/index.shtml#1

      

                                          В библиотеку                                             На главную страницу

Hosted by uCoz