Евразийские парадоксы. Елена Чиняева

 

      В идеологическом вакууме, образовавшемся после отказа от господства

      коммунистической идеологии, оживился интерес к истории российской

      интеллектуальной мысли. Пожалуй, одной из самых популярных “новых старых”

      концепций стало евразийство – теория единства народов, живущих на

      территории Евразии, большую часть которой занимает Россия. Многочисленные

      политические интерпретации евразийства противоречат сути концепции,

      которая действительно заслуживает особого внимания

      Новые песни о старом

      Возвращение к интеллектуальному и культурному наследию прошлого возродило

      интерес и к работам русских эмигрантов, покинувших Россию после революции

      1917 года. Уже в начале 90-х годов на страницах российской периодической

      печати появились первые заметки об интеллектуальной школе евразийцев,

      созданной эмигрировавшими русскими учеными в начале 20-х годов прошлого

      века. Не заставили себя долго ждать и желающие применить наследие

      предшественников на практике: термин “евразийство” стал использоваться в

      контексте идеологической и политической борьбы постперестроечной России.

      В июне 1996 года евразийство даже было упомянуто в официальном документе –

      одобренной президентом новой “Концепции государственной политики в области

      национальных отношений”, где подчеркивался “евразийский характер”

      многонационального сообщества народов России. Евразийскими называют себя и

      некоторые общественно-политические организации России. В середине марта

      этого года на свет появилась партия “Благоденствие”. Она была

      преобразована из мусульманского движения “Рефах”, которое входило в состав

      движения “Единство” до превращения последнего в партию. Принятый

      Государственной Думой в первом чтении Закон о партиях запрещает движениям

      участвовать в выборах, что, вероятно, и побудило лидера “Рефаха” депутата

      ГД Абдул-Вахид Ниязова основать новую партию. Очевидно, господин Ниязов,

      бывший до принятия ислама в 1991 году Вадимом Медведевым, считает, что

      мусульманский характер на первых порах слишком стеснял бы партию (вот

      через 30 лет мусульмане составят уже около 40% населения страны) и потому

      решил объявить ее евразийской, надеясь на вхождение в нее представителей

      разных национальностей и конфессий. Евразийство господин Ниязов понимает

      как “братство всех народов России”, а евразийская партия, по его мнению,

      может пригодиться и Кремлю.

      20 апреля об образовании нового общественно-политического движения

      “Евразия” заявил его отец-основатель философ Александр Дугин, поддержанный

      раввином Авраамом Шмулевичем и муфтием из Татарии Фаридом Хазратом

      Салманом.

      По мнению Дугина, Евразия должна быть превыше “однополярной глобализации,

      интересов отдельных народов, интересов ислама и классовых и социальных

      категорий”. Евразийство, по Дугину, и является русской национальной идеей,

      которую он противопоставляет либерально-демократической идеологии и

      экономическому и политическому засилью Америки. В свою очередь российские

      демократы не раз критически отзывались о евразийстве. Например, Григорий

      Явлинский саркастически назвал Евразию Азиопой, а лидеры СПС проводили

      свою избирательную кампанию в 1999 году под лозунгами “Хотим как в

Европе”.

      История в очередной раз повторяется: политические интерпретации

      евразийства возникли вскоре после выхода в свет первых работ его

      основоположников, которым позже пришлось заявить о своей непричастности к

      политическому крылу евразийства. Их взгляды вряд ли можно однозначно

      противопоставлять либерально-демократическому мировоззрению. В научном

      отношении это была, скорее, попытка осмыслить развитие континента в рамках

      системного подхода, а в идеологическом – опыт создания основ российского

      консерватизма.

      

      Евразийские начала

      Согласно теории евразийства, обширные пространства, располагающиеся между

      Европой и Азией, основную часть которых занимает Россия, составляют особый

      географический мир, а особенности географии России-Евразии стали

      определяющим фактором культурно-политического развития народов, ее

      населяющих. С момента своего появления евразийство часто воспринималось

      как одна из вариаций теории “органического” развития России, которая

      родилась в результате спора между так называемыми славянофилами и

      западниками в середине прошлого века. Сами евразийцы, однако, неоднократно

      указывали в своих работах на фундаментальные отличия своих взглядов от

      романтических убеждений славянофилов. В отличие от последних евразийцы

      предпочитали не выделять значение какого-то одного этнического элемента

      для евразийского мира, а рассматривали его как единый

      культурно-исторический и экономический комплекс, разработав систему

      взглядов по различным аспектам развития Евразии.

      Экономист и географ Петр Савицкий считал, что единство географического

      мира Евразии с четко определяющимися зонами, протянувшимися с запада на

      восток, не нарушается Уральскими горами, которые ошибочно считаются

      границей между Европой и Азией. По мнению Савицкого, экономическая модель

      больших континентальных стран, таких как Канада, США, Китай, или Россия,

      принципиально отличается от стран, которые окружены или имеют открытый

      выход к морю. Взаимозависимое развитие соседних регионов так же важно для

      континентальной экономики, как трансокеанические связи для морских

      экономик.

      Историк Георгий Вернадский, сын знаменитого Владимира Вернадского,

      биофизика и философа, сформулировал идею исторических ритмов, придя к

      выводу, что процесс образования государства на евразийских территориях

      проходил последовательно через периоды объединения и дезинтеграции. После

      распада скифской, а затем монгольской империи возникла империя российская.

      Объединение огромных евразийских пространств требовало сильной центральной

      власти, которая была общей чертой евразийских государств. Тем не менее, по

      мнению Вернадского, который еще в 1927 году предположил возможность

      распада Советского Союза, понимание геополитического и экономического

      единства евразийских регионов может привести к созданию нового баланса

      между центром и провинциями, новые формы федерации и таким образом разбить

      исторический цикл.

      Лингвист и культуролог с мировым именем князь Николай Трубецкой,

      основатель фонологии, утверждал, что различные этнические группы,

      населяющие Евразию, объединяет чувство принадлежности к единому

      географическому и культурному пространству. Поскольку Евразия формирует

      специфический географический и исторический мир, Трубецкой и его коллега

      Роман Якобсон, также известный лингвист, пришли к выводу о существовании

      не только лингвистических семей, но и лингвистических союзов, одним из

      которых и является Евразия.

      Юрист Николай Алексеев полагал, что культурно-историческому единству

      населения Евразии в большей степени соответствует

      административно-территориальное деление на провинции.

      Национально-территориальную федерацию евразийцы считали искусственным

      изобретением большевиков, преследующих идеологические цели. Евразийская

      теория, которую оппоненты критиковали за географический детерминизм,

      действительно выделяла геополитические факторы как определяющие в развитии

      экономических и культурных образований. В этом евразийство перекликалось с

      теориями известного английского географа начала века сэра Гальфорда

      Макиндера, назвавшего Евро-Азию “осью мировой политики”, чье место в мире

      сравнимо с местом Германии в Европе. В свою очередь идеи Макиндера

      вдохновили немецкого ученого Карла Хаусхофера на геополитические

      построения, использовавшиеся затем нацистами для обоснования претензий на

      захват “нового жизненного пространства” – обстоятельство, заставившее

      Макиндера резко высказаться против какой-либо связи с немецкими

      геополитиками.

      

      Политический соблазн

      Впоследствии в евразийских работах появилось много непоследовательных

      моментов: идея евразийского единства народов стала выдвигаться наряду с

      представлениями о православном братстве; идея свободной церкви

      противоречила представлениям о православной церкви как основном

      государственном институте; идея единого культурного пространства

      подрывалась рассуждениями о “симфонической личности” – государстве,

      управляемом орденом “избранных правителей”. Да и сама интеллектуальная

      школа евразийства к началу 30-х годов превратилась в политическое

      движение, дискредитировавшее себя попытками возглавить антибольшевистскую

      эмиграцию. Некоторые евразийцы, как, например, Сергей Эфрон, муж поэтессы

      Марины Цветаевой, даже оказались замешаны в тайных операциях чекистов за

      границей. Как известно, это не спасло Эфрону жизнь: по возвращении в

      Советский Союз он был отправлен в лагерь, где и погиб.

      К сожалению, современные интерпретаторы евразийства зачастую берут из

      этого учения то, что больше подходит для подтверждения их собственных

      теорий. Так называемые “неевразийцы”, например, используют идею

      евразийского единства для геополитических спекуляций в духе Хаусхофера об

      усилении статуса России как сверхдержавы в случае ее стратегического союза

      с Германией. Довольно популярной остается и иллюзия о том, что единство

      народов Евразии – разных национальностей и конфессий – может развиваться

      под духовным руководством русского православия. А теперь, с легкой руки

      господина Ниязова, евразийство используется и для популяризации в России

      политической мусульманской партии.

      Забавно, но многие идеи евразийцев можно найти и в политических программах

      демократических партий. Не кто иной, как Григорий Явлинский, выдвинул в

      свое время идею “нового федерализма” и горизонтальной интеграции регионов

      на базе их экономической взаимозависимости, что созвучно идеям Вернадского

      и Савицкого. А сформулированная недавно Ириной Хакамадой идея правых о

      постепенном превращении регионов России в губернии, которые являлись бы

      результатом только административного, а не национального деления,

      полностью соответствует евразийским представлениям о федеративном

      устройстве для России.

      Значение евразийства не исчерпывается неудачными политическими

      экспериментами в прошлом. Помимо научного вклада в изучение больших

      географических пространств евразийство сохраняет актуальность как

      позитивная концепция развития межэтнических отношений внутри России.

      Возможно, современным политикам, действительно, есть о чем задуматься,

      читая работы основоположников евразийства: не делая акцентов на

      территориальных и национальных различиях, они подчеркивают общие ценности

      евразийской культуры, для которой одинаково ценны традиции всех народов,

      населяющих евразийские пространства. Идея евразийского единства не

      предписывает определенных форм ее реализации, что, несомненно, важно в

      современном политическом контексте Российской Федерации. Обращая внимание

      на естественность образования евразийского союза и выгоды его сохранения,

      теория оставляет достаточно места для политического маневра, например для

      совмещения на настоящем этапе национально-территориального деления с

      национально-культурной автономией. Все это – общие принципы, которые могут

      быть использованы в процессе создания консервативной идеологии,

      традиционно слабо представленной в российской политической палитре. К

      сожалению, как и 70 лет назад, существует опасность, что спекулянты от

      политики, жаждущие “всего и сразу”, превратят интеллектуальную концепцию в

      вульгарное политическое кредо, безжалостно раздергивая ее на цитаты и

      лозунги для достижения собственных целей.

      "Континент", 26 сентября - 9 октября 2001 г.

 

      http://www.continent.kz/2001/18/19.html

 

 

                               В библиотеку                                                      На главную страницу

      

 

Hosted by uCoz