Сачко Г.В. Евразийство как концептуальная основа политики современной России.

 

Внешняя политика государства есть не только продолжение «внутренней», но и реакция на мировой «контекст». Следовательно, концепция внешней политики России немыслима вне концептуального виденья современного мира.

Среди предполагаемых вариантов развития мира в XXI веке наиболее популярными и полярными являются два, а именно: мира «объединяющегося» и мира «распадающегося». В первом случае абсолютизируется глобализация и унификация мирового сообщества, во втором - столкновение цивилизаций с нарастанием разнообразных конфликтов. Нетрудно заметить, что обе эти модели «умещаются» в одной системе пространственных (горизонтальных) координат.

Менее распространен иной подход с подключением и другой оси координат -временной (вертикальной). Согласно такому мировосприятию Запад есть понятие «временное», т.е. это современный этап в развитии человеческой истории. При этом разнятся оценки данного явления. Более известно мнение о том, что модернистское западное общество - это не только настоящее, но и всеобщее будущее человечества, с неизбежностью сейчас вытесняющее, а в перспективе - заменяющее традиционное общество.

С прямо противоположной позиции, называемой ее приверженцами (Р.Генон, А.Дугин) «традиционной», вся современная западная цивилизация (и порождаемая ею вестернизация мира) есть лишь краткий эпизод «отклонения» от универсального пути человечества. Именно такой деформацией и утерей традиций современньм Западом и объясняется его противостояние Востоку, сохраняющему единство фундаментальных принципов человеческой цивилизации. Пока в Европе существовала традиционная цивилизация (средневековое христианство), никакого противостояния Запада и Востока » не было. Как и не должно его быть, если Запад вернется к своим традиционным истокам (Р. Генон).

Действительно, либеральные ценности всеобщего прогресса, веры в могущество человеческого разума, демократии, свободы и т.п. - насчитывают не более нескольких сот лет (с эпохи Возрождения), что является лишь кратковременным периодом в многотысячной истории человечества. И именно эти ценности лежат в основе концепций глобализации мира и нового мирового порядка XXI века, которые являются ничем иным как модификацией европоцентризма XIX века, приобретшего сейчас форму атлантизма и американо-центризма.

Если, не мудрствуя лукаво, свести к краткому афоризму цель глобализации, то он будет звучать так: «Весь мир должен стать Западом», т.е. жить по единым правилам и ценностям, предлагаемым постмодернизмом, отчасти критически пересмотревшим с учетом экологических, природоресурсных и других проблем выживания некоторые принципы либерализма.

Какое же отношение к новому мировому порядку у незападного человечества, составляющего подавляющую его часть (четыре пятых)?

От резко негативного до конъюнктурно-ассимилирующего. Примером первого может служить позиция Ирана, где западно-американский проект мира считается откровенно враждебным. В настоящее время президент ИРИ Сайед Мохаммад Хатами поддерживает идею «диалога цивилизаций», который может нарушить некий «устоявшийся порядок вещей» в современном мире (выступление на годичном заседании ЮНЕСКО в Париже 29 октября 1999 г.).

Хорошо известно также, что уже около двадцати лет существует предложенная Китаем концепция «многополюсного мира», возникшая именно как неприятие стремления США к монополии.

Не вписывается в глобализацию ни пантюркизм, ни паназиатизм, ни фундаментальный исламизм, ни региональный центризм, ни даже внешнеполитическая концепция «летящих гусей» Японии - страны, до сих пор не претендующей на какую-либо заметную самостоятельную от США роль в мировой политике.

У всех этих разнообразных национальных и региональных форм противодействия со стороны незападного мира формированию единого мегаобщества есть одна общая глубинная основа. Это традиционное, религиозное мировосприятие, согласно которому вселенная, мировой порядок определяются высшими силами и законами и не могут быть превзойдены, изменены, вытеснены сугубо человеческим разумом (в рассматриваемом нами аспекте либерально-атеистическим), даже" «вознесшимся» до уровня ноосферы и коэволюции.

В обозримом будущем человечества внешняя политика незападных стран будет определяться присущими именно им укладом жизни, традициями, мировоззрением (религией), а не предлагаемыми извне правилами глобального мирового порядка. Последние могут лишь учитываться этими странами при информационном влиянии Запада или навязываться им соответствующими экономическими и политическими методами давления.

Исходя из вышесказанного, можно в определенном смысле согласиться с мнением тех, кто полагает, что современный мир есть новая трансформация все той же двухполюсности, а именно - Запада, интегрированного США, противостоящего в проблеме выживания всему остальному - «незападному» миру.

При этом добавим, что, являясь основным, противоречие Запад-«незапад» отнюдь не исчерпывает всего многообразия конфликтов, гнездящихся внутри его сторон. Иначе говоря, нельзя все многообразие связей и отторжении стран сводить к взаимодействию цивилизаций. Последние многолики, многослойны и иерархичны в своей структуре. Если брать во внимание экономические, политические, информационные связи стран, представляющих разные цивилизации, то между ними возможны и конъюнктурные сделки, и длительные взаимодействия, и даже процессы интернационализации и глобализации. Классическим примером чему является сохраняющийся до сих пор экономический и политический альянс Запада и Японии.

Иное дело, когда на передний план выступают базовые компоненты цивилизации - религия, традиция, идеология и геополитические (территориальные) интересы. Здесь, как правило, компромиссы и уступки исключаются.

«Двухполюсность плюрализма» - состояние современного мира. Отметим при этом, что речь должна идти именно о плюрализме (множественности), а не «многополюсности». Полюсность, исходя из семантики слова, это всегда «противоположение» в ясно обозначенной дихотомии (север - юг, день-ночь, добро-зло и т.д.). В этом плане, строго говоря, могут существовать только два полюса мирового сообщества, поэтому и не вызывало возражения название прежней двухполюсности:

мира капитализма и мира социализма, «арахисовой» в интерпретации А.Страуса модели мира. Автоматически появившиеся при ее распаде термины «многополюсного» мира или даже «полицентрического» (сколько может быть центров у одного и того же объекта?!) некорректны.

Причем двухполюсность плюрализма - это лишь один из аспектов мирового сообщества. Так например, совмещение уже двух осей координат - и пространственной, и временной (хотя и этим не ограничивается вся многомерность человеческого существования) - может дать дополнительное представление о сложности состояния современности, где сосуществуют прошлое, настоящее и будущее.

Уникальнейшей страной «перекрестков» всех измерений является наша Россия. Это и Запад и Восток; и глобализованный и периферийный мир; и капитализм и социализм, и «Север» и «Юг» в их нынешней интерпретации. От «Севера» в ней распадающееся, но сохраняющееся высокотехнологическое производство, некоторые отрасли науки, бурно растущий торгово-финансовый и банковский сектор и т.п., а от «Юга» - сырьевая специализация в международном разделении труда, бедность, неэквивалентность обмена и зависимость от экономически развитых стран.

Следовательно, концепция внешней политики России должна быть адекватной как этой ее внутренней «антиномичной» природе, так и многомерности современного мира с разнообразием его «вызовов» нашей стране: агрессивно-наступательному НМП, гегемонизму США, исламскому фундаментализму, китаецентризму с концепцией «Большого Китая», пантюркизму, паназиатизму и т.д.

Идеологию такой внешней политики нельзя «придумать» или «сочинить на заказ», невозможно ее и заимствовать. Ее можно только «оформлять», извлекая из этнического (в отношении России - «сверхэтнического») самосознания народа или из глубин коллективного бессознательного, ибо по своей организующей силе, по психическому влиянию, по исторической «выношенности» и органической приемлемости для россиян она должна быть равнозначна вышеназванным доктринам. Ведь даже в гегемонизме США нужно видеть не только экспансионизм, но и «великую американскую мечту», миссионерскую роль сделать всех свободными и счастливыми, правда, на свой манер.

Для России же - это современная теория евразийства, восходящая к русской религиозной философии XIX века, славянофилам, концепции «Москва - третий Рим», а еще далее в глуби веков - к сакральной доктрине Святой Руси.

Такое непреходящее воспроизведение евразийства на разных этапах истории объясняется как его адекватностью российской природе, синтезирующей разноцивилизационные потоки внутри себя, так и стремлением «снять» извечное противостояние «западников» и «почвенников» в спорах о судьбе страны.

Концепция исторического евразийства формировалась в 20-е - 30-е годы и связана с именами Н.С. Трубецкого, П.И. Савицкого, Г.В. Вернадского, Л.П. Карсавина, П.П. Сувчинского, в середине века - Л.Н. Гумилева, который «поспешил» назвать себя последним евразийцем. В настоящее время эта когорта пополнилась А. С. Панариным, Б.С. Ерасовым А.Г. Дугиным и др. Особо отметим значимость роли в современном евразийстве возобновленной деятельности православной и мусульманской конфессий. В качестве примера укажу на участие в международной научной конференции по Евразийству (Уфа, 2000 г.) Верховного муфтия. Председателя Центрального Духовного Управления Мусульман России и европейских стран СНГ -Шейх-уль-Ислам Талгата Таджуддина. В своем выступлении он оценил идею евразийства как благородную, фундаментальную и нужную, сопряженную с ролью Святой Руси, объединяющей все народы, живущие на одной шестой земного шара, где распространены и мирно сосуществуют разные религии.

Теоретико-методологическим базисом геополитической модели евразийства является геософия, новая отрасль знания, которую разработал П.Савицкий, положив в ее основу категорию «месторазвитие». Месторазвитие, по П.Савицкому, это «широкое общежитие живых существ, взаимо приспособленных друг к другу и к окружающей среде», находящихся под ее влиянием, и, в свою очередь, влияющих на нее (П.Савицкий. Континент Евразия. М.: Аграф, 1997, с. 283).

Таким образом, «месторазвитие» - это сложное, синтезированное понятие, «слитые воедино социально-историческая среда и занятая ею территория». Геософия, соединяя исторические и географические начала, устанавливает взаимодействие между ними. Месторазвитие, исходя из этого, определяет исторический процесс, государственное устройство, духовное своеобразие народа, особенности хозяйственного уклада этноса, и, естественно, в этом ряду - геополитику, внешнюю политику.

Географическая особенность Евразии определяется в сравнении с другими, в частности, с европейским и азиатским «месторазвитиями». Такими особенностями П.Савицкий считает срединное положение России на Европейско-азиатском материке, занимающую его основное пространство, его «торс»; своеобразное физическое очертание границ, преобладание сухопутных границ у России, ее климатические отличия, специфику российского равнинного рельефа, «флагоподобное» (термин П. Савицкого) расположение зон: пустыни, степи, леса, тундры. Евразийский мир есть мир «периодической и в то же время симметрической системы зон». Суммируя вышеназванное, вполне обоснованно Савицкий П.И. делает вывод: Россия есть ни Европа, ни Азия, но особый географический мир, название которому - Евразия.

Его сподвижники по евразийскому движению, в частности, Н.С. Трубецкой и Г.В. Вернадский большое внимание уделили культурному и историческому своеобразию Евразии. Территория Евразии - есть специфическое место развития, где долгие тысячелетия (начиная с медного и бронзового веков) происходили соединенные скрещивания, перемешивания разных этносов. И в этом плане Россия - Евразия есть наследница скифской, гуннской и особенно монгольской державы. Она преемница Византийской культуры - гетерогенной по своей сути. На протяжении всей истории Евразийская цивилизация складывалась как синтезирование влияний и «потоков» как с Запада, так и Востока. Таким образом, евразийцы дополнили классификацию культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского еще одним - евразийским.

В этом плане их наследие можно рассматривать как предвосхищение современной социоестественной истории, согласно которой суперэтнос на территории Евразии - естественный, неделимый организм со своим генетическим кодом, жизнь которого и есть Евразийская цивилизация (Э.Кульпин).

Предпринимаемое сейчас деление России на «европейскую» и «азиатскую» с соответствующими внешнеполитическими оргвыводами для европейских и дальневосточных регионов страны - это испытание на ее разрыв, «расчленение» живого организма.

Естественной территорией России как геополитического организма является пространство Евразии, совпадающее приблизительно с границами Российской Империи, а позже - СССР. Именно поэтому приоритетным направлением внешней политики, согласно евразийству, является установление теснейших и всесторонних отношений с ее евразийскими собратьями (в настоящее время - странами СНГ).

Вместе с тем, Россия-Евразия, по П. Савицкому, это еще и центр всего материка, без которого вся система материковых окраин (Европа, Передняя Азия, Иран, Индия, Индокитай, Китай, Япония) превратится в «рассыпанную храмину».

Следует отметить, что именно идеолог евразийского движения - П.И. Савицкий является первым русским геополитиком, который не только начал употреблять слово «геополитика», но и разработал геополитическую концепцию мира изнутри «Хартленда».

П. Савицкий писал, что уже с конца XIX века прямой путь из Европы в Китай и Японию лежит через Россию (Великая Сибирская железная дорога). География ».. указывает с полной несомненностью, что не иначе должны пролегать дороги из Европы (во всяком случае, северной) в Персию, Индию, Индокитай. Эти возможности к настоящему времени не реализованы (Трансперсидская железная дорога). (Континент Евразия. М., 1997. С.296).

Главным европейским союзникам России евразийцы считают Германию, союз с которой укрепляет роль Евразии как Хартленда. Так, по мнению П.Савицкого, «Два народа в наибольшей степени призванные, по-видимому, к строительству жизни новой Европы: народы германский и русский... (с. 396).

Современное евразийство должно дополнить формулу «Россия есть синтез Европы и Азии» привнесением в нее характеристик «Севера» и «Юга». Хорошо известно, что «третьеразрядность» экономического состояния России не позволяет ей играть какую-либо заметную роль в мировой политике.

Выход из этого мы опять же находим в доктрине евразийцев, которые, учитывая вышеназванный фактор, делали основную ставку во внешней политике на географический фактор российской территории. Кратчайшие расстояния, даваемые Россией, по их мнению, имеют особенно большое значение для Европы и Азии, включая воздушные сообщения, которые превращают Россию-Евразию в «срединный мир». Другой путь через полюс - соединительное звено между Азией и Северной Америкой.

Кроме того, хотя Россия - Евразия - самая «обездоленная» среди стран мира по участию в океаническом обмене в силу своего континентального географического положения, она может искать экономических, торговых партнеров «по соседству», на своем континенте.

Однако при всей равномерности обращенности России к Востоку и Западу, евразийцы подчеркивали, что азиатские народы намного ближе и родственнее нам (в силу общего исторического прошлого, культуры и т.д.), чем европейские, поэтому и отношения между нами складываются «теплее и интимнее».

Можно сколь угодно иронизировать над этими оценками евразийцев, но разве они не подтверждаются сейчас, хотя и по принципу «от обратного»? За последние десятилетия, когда Россия, мягко говоря, ослабила свои позиции на азиатских и ближневосточных рубежах, несмотря на это, именно страны этих регионов сохраняют потенциальное положительное ожидание возобновления отношений с нашей страной. И в этом плане евразийцы отмечали значимость экономического обмена с Закавказьем, Персией, Туркестаном, Афганистаном, Китаем, а также считали полезным приобретением «выход» в Персидский залив.

Будучи сегодня последовательным евразийцем, можно было бы утверждать, что тактика внешнеполитического курса России - это ее роль «несущей конструкции» Малого Евразийского пространства (в рамках СНГ), а стратегия - это выполнение этой роли в Большой Евразии (на всем евроазиатском континенте).

Евразия - это «мост» между Западом и Востоком, «Севером» и «Югом» - в планетарном масштабе.

Хорошо известна современная критика такого евразийского подхода к внешнеполитическому курсу России. Однако мнение о том, что роль «моста» не актуальна, отвергается слишком большим желанием ее исполнить сразу несколькими акторами мировой политики. Выполнить миссию «устроителей евразийского пространства» потенциально готовятся Турция, Китай, Иран, Казахстан и др.

У каждой из этих стран свои причины и резоны, для России же, по убеждению евразийцев, это вопрос судьбоносный: она должна стать «мостом» между Западом и Востоком, чтобы не превратить свое пространство в поле сражений между ними.

Причем, вслед за евразийцами, необходимо иметь в виду не только прямое и прагматическое значение слова «мост» как особого геополитического пространства, но и переносное, культурологическое, цивилизационное содержание. Территория России -Евразии есть «специфическое место развития», где долгие тысячелетия, происходило развитие разных этносов. Все это превратило Россию в своеобразную экспериментальную площадку - сосуществования разных культур и цивилизаций. Этот «эксперимент», по мнению евразийцев, может стать примером для всех других народов на пути движения к новому международному сосуществованию разных цивилизаций в масштабах всего мира. Последнее - есть глобальная стратегия планетарного уровня, а что касается приземленной тактики, то Россия, как отмечали евразийцы, выполняла и может выполнять роль своеобразного «буфера» между Востоком и Западом на евразийском пространстве (в настоящее время в отношении исламского фундаментализма). Вот почему Россия, по их убеждению, своей судьбой самым непосредственным образом определяет судьбы мира.

Не в обезьяньем копировании «океанической» (читай сейчас «атлантической») политики других, к России неприложимой, но в осознании ею своей «континентальности» и в приспособлении к ней - видят евразийцы будущее нашей страны.

Таким образом, евразийцы - за активную позицию России в мировом хозяйстве, восприятии западных технологий и науки, и, если угодно, за участие страны в экономической и технологической глобализации. Но они решительные противники цивилизационного, культурного единообразия, поскольку высший смысл существования каждого народа, этноса - это «быть самим собой» (Н.С. Трубецкой), выполнять сакральный замысел, ибо народы, по выражению Гердера - это мысли Бога.

 

 

 Источник: http://www.rami.ru/publications/convent/sachko.rtf

 

 

                      

                                          В библиотеку                                     На главную страницу

Hosted by uCoz