А.ДУГИН. ЕВРАЗИЙСТВО и СТАРОВЕРИЕ

                                      1. Старое против древнего

Евразийское движение является наиболее ценным источником вдохновения для

современной политической мысли России. С гениальным почти пророческим чувством

будущего исторические евразийцы сумели поставить диагноз политической истории

России в ХХ веке еще в 20-е и 30-е года — тогда, когда все было далеко не так

очевидно, как сегодня. Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Н.Н.Алексеев и другие

евразийцы выковали абсолютную формулу истинного русского патриотизма, обобщающую

положительные стороны и белой и красной идеи. Вместе с тем евразийцы точно

вычленили все недостатки казенного и антирусского романовского периода (который

они называли “периодом антинациональной монархии”) и предсказали главную причину

неизбежного краха большевизма, которая заключалась в антирелигиозной и

западнической составляющей этого интереснейшего политического учения.

Но наряду с критикой магистральных и одинаково неприемлемых проектов развития

русской государственности — и революционного и реакционного — евразийцы

разработали общие контуры позитивной, созидательной творческой альтернативы,

русский проект Консервативной Революции.

Основатель евразийства князь Н.С.Трубецкой с предельной ясностью описал сущность

евразийского проекта в программной статье “У дверей”:

“Новаторство не в отказе от прошлого, а в отталкивании от непосредственного,

недавнего прошлого, в перескакивании через него и в идеологическом примыкании к

эпохам более отделенным. Эти очень древние элементы, почерпнутые из глубины

исторической памяти, оказываются новыми и революционными именно благодаря

пересадке в новый контекст. Элементы отдаленного прошлого, вырванные из

исторической перспективы и пересаженные в новый для них контекст современности,

начинают жить совершенно новой жизнью и становятся способны вдохновлять к

подлинно новому творчеству. Следует отличать старое от древнего.”

Древнее против старого. Блистательное позавчерашнее, совпадающее с героическим

завтрашним, против недостаточного вчерашнего и выросшего из него постылого

сегодняшнего. Высшая формула глубинного евразийского патриотизма. Ключ к

уникальному мировоззренческому синтезу. Концептуальный механизм, позволяющий

легко преодолеть те противоречия между “революцией” и “реакцией”, между “белым”

и “красным”, которые не фатально не дают консолидировать весь творческий

духовный исторический потенциал русского народа в единую волю, в единый проект,

в единое свершение. И этим расколом неизменно пользуется внешний и внутренний

враг. Западники, атлантисты, проводники “романо-германского”, отчуждающего,

русофобского влияния.

Только евразийское мировоззрение и евразийская консервативно-революционная

логика способны сплотить наш народ, вывести его на органичный и естественный

исторический путь. Быть может, именно сегодня мысль наших евразийцев 20-х — 30-х

годов актуальна и современна как никогда ранее.

2. Москва превыше всего

Евразийцы недвусмысленно выделяли тот этап русской истории и русского

государства, который был для них образцом. Это — “Московская Русь”, наследница

одновременно и Византии и империи Чингисхана, торжество великорусской стихии,

“бытового исповедничества” чистейшего Православия, колыбель и матрица великого

евразийского государства.

Именно на отрицании основных принципов “Московской Руси” строилась, по мнению

евразийцев, “романовщина”, “антинациональная монархия”, двухсотлетнее

“романо-германское” иго. Почти все в этом послераскольном периоде российской

истории было порочно, пародийно, антинационально. Только разрозненные фрагменты

и смутные пространственные импульсы светлого “Московского периода” сохранились в

народных массах и в инерции геополитических начинаний. Но сущность, тонкий дух

Святой Руси, чистота национальной доктрины, тайна священного национального и

государственного бытия были безнадежно утрачены.

Евразийцы утверждали: в Октябрьской революции виноват только царизм, только

“романовщина”, “романо-германское иго”. Большевизм был неизбежен. Его

положительные стороны — в отрицании Запада, в обращении к Азии, в выведении на

поверхность новой элиты из низших (а поэтому наиболее национальных и ценных)

слоев русского общества. Его отрицательные стороны — в использовании доктрин,

заимствованных с Запада, в отказе от Православия и от учета национальных

традиций.

Евразийцы предлагали третий путь, новое авангардное решение. Оно состояло в

возврате к “Московской Руси” через использование некоторых наиболее эффективных

сторон большевистской практики. Сочетание крайнего национального архаизма с

новейшими социально-политическими технологиями. Синтез противоположностей.

В политической, геополитической, социальной и юридической сферах евразийцы

выработали достаточно полный арсенал методологий и доктрин, большинство из

которых идеально соответствуют потребностям современного этапа российской

истории. И не вызывает сомнений, что адаптация евразийства к нынешним условиям в

самое ближайшее время станет основной мировоззренческой задачей любой

ответственной власти в России. Кризис западнической линии, воплощенный в крахе

наиболее экстремистской ее формы — российского либерализма — не может не вызвать

резкого движения общественного сознания в сторону евразийской позиции. Этот

процесс идет полным ходом уже сейчас.

Но исторические евразийцы не совершили последнего шага в религиозной сфере,

предполгаемого всем остальным. Декларируя верность русскому Православию в его

подлинной, “московской” версии и почитая Аввакума, они колебались поставить все

точки над i и сделать решающий вывод.

3. Старая Вера для Новой Руси

В религиозной сфере евразийская теория неизбежно приводит к утверждению того,

что подлинным Православием, наследующим непрерывную традицию “Московской Руси”

является русское старообрядчество, Древле-Православная Церковь. Ровно в такой

степени, в какой антинациональная монархия Романовых привела Россию к катастрофе

ХХ века, никонианство, подчиненное, обмирщвленное, послушное, синодальное,

казенное “православие” привело русских к атеизму и сектантству, обескровив

истинную Веру, бросило народ в объятия агностицизма, бытового материализма и

ересей. Западническая сущность псевдо-монархического послепетровского

Государства точно отражалась в синодальном никонианском “православии”.

Европеизированные, озападненные, русофобские по сути верхи Империи

трансформировали официальную Церковь в некий аналог государственного

департамента. Это не могло не сказаться на самой природе Русской Церкви.

Истинный православный дух ушел в народ, в низы, в раскол.

Именно к старообрядчеству, как к подлинному аутентичному русскому Православию

логично было обратиться и евразийцам. Так оно и было: Н.С.Трубецкой (вместе с

другими евразийцами и вообще лучшими политическими и религиозными деятелями

своей эпохи, такими как еп.Андрей Ухтомский) полностью признавал правоту

Аввакума, традиционность двуперстия, незаконность “разбойничего собора 1666

года”, никонианской справы, неоправданность и ошибочность перехода к

малороссийской редакции Священных и богослужебных текстов от редакции

великоросской, московской. Но возможно “барское”, аристократическое, ”кадровое”

происхождение вождей исторического евразийства препятствовало тому, чтобы

однозначно и полностью признать не только историческую (это как раз было), но и

экклесеологическую, церковную правоту староверов. Староверие воспринималось

дворянством как “религия черни”, и элитаристы (а евразийцы были именно таковы)

испытывали “классово” предопределенную сдержанность в отношении “простонародной

веры”. Народники и эсеры шли в этом вопросе намного дальше, но им, увы, в свою

очередь не доставало традиционалистского концептуального аппарата, а также они

недостаточно люто ненавидели Запад, либерализм и рационализм, чтобы отвергать

некоторые вторичные рационалистические напластования в старообрядчестве. Кроме

того, эсеры вслед за Толстым не делали особого различия между импортированными

протестантскими, баптистскими ересями и собственно русской Православной Верой,

какой является старообрядчество.

Возрождение евразийства в наше время, новое обращение к вечному, надвременному,

сакральному идеалу “Московской Руси”, Святой Руси, требует от нас мужественного

столкновения с этой проблемой. Евразийство сегодня не может не сопровождаться

религиозным обращением к Старой Вере, к Древлему Православию.

Благодаря такой позиции русские могли бы найти не противоречивый ответ на то

радикальное недовольство современной Церковью, которое все яснее дает о себе

знать. Но отрицание ханжеского, слабосильного, лицемерного, конформистского,

обескровленного и вяло распадающегося “православия” никонианского типа не должно

отбрасывать русских в лживые объятия ересей и темных атлантистских сект.

Истинная русская Вера — Вера Христова и Церковь Христова. Предать ее означает

предать самое ценное национальное зерно. И в этом смысле спасением является

обращение к Древлеправославной Традиции или по меньшей мере к Единоверию,

предполагающему признание полной доктринальной, ритуальной и исторической

правоты старообрядчества, но при терпимости и лояльности к РПЦ.

Старое нас погубит. Затормозит наше развитие. Вовлечет в лабиринты не снимаемых

конформистских противоречий и компромиссов.

Древнее нас спасет.

Евразийство будет до конца логичным только в том случае, если оно будет

основываться на возврате к старообрядчеству, к древней и истинной Русской Вере,

к подлинному Православию. Что бы там не шипели традиционные недруги нашего

национального возрождения. А такие люди есть не только среди откровенных

западников (что очевидно), но и среди консерваторов, реакционеров, защитников

инерции, косности, застоя.

Будущее в далеком прошлом. Как сказал современный идеолог староверия Андрей

Езеров в своей программной статье — “Старая Вера для Новой Руси”.

 

        Публикуется по  http://barron-reeck.chat.ru/dugin/dugin013.htm

 

 

                          В библиотеку                                             На главную страницу

Hosted by uCoz