Из области русской геополитики

                                 К. А. Чхеидзе

            Геополитика, наиболее молодая дисциплина в ряду других

            социологических дисциплин, занимается рассмотрением условий и форм

            жизни человеческих общежитии. Точно так же, как может быть и, в

            действительности, есть морфология минерального и животного мира, так

            может быть и существует морфология политических образований. Все,

            что имеет форму и строение, может быть исследовано с морфологической

            стороны. И так как геополитические объекты обладают тем и другим, то

            и в области геополитической может быть применен морфологический

            метод.

            Геополитика имеет дело с исключительно конкретным материалом; она

            занимается вопросами развития — вопросами жизни государственных

            образований, в связи с естественными, природными условиями их

            местонахождения. Иначе говоря — геополитика есть учение о жизни

            государственных образований в связи с их месторазвитием.

            Русская научная мысль имеет предрасположение к проблемам

            геополитики. Она стала на геополитический путь в лице А. П. Щапова,

            Л. И. Мечникова, Д. И. Менделеева и Н. Я. Данилевского. Из

            современных русских ученых можно назвать А. Н. Фатеева и А. А.

            Крубера.

            Основной темой сочинений А. П. Щапова является выяснение влияний,

            оказываемых естественными условиями на интеллектуальное развитие

            народа. Щапов описывал природу и прослеживал: как данная природа

            влияет на интеллект данного народа. Следуя отчасти за иностранными

            писателями, он делает попытку установления форм зависимости между

            климатом, почвой, характером населения, его законами и духовным

            развитием. Главным предметом щаповских исследований был русский

            народ, как субъект истории; и русская территория, как месторазвитие.

            Вот краткое резюме щаповских мыслей.

            Повторяемое в ряде его произведений: «громадность пространства

            пахотных земель, лесов и неудобных местностей превышала

            землеустроительные силы народные… и… препятствовала умственному

            развитию… и… увеличению общин» (1).

            Л.И. Мечников, в своем оригинальном труде «Цивилизация и великие

            исторические реки», дает замечательную гипотезу, сводящуюся в общих

            чертах — к следующему:

            Местом первоначального зарождения цивилизации нужно считать речные

            системы: дельта Нила (Египет), Тигр и Ефрат (Ассиро-Вавилония),

            Желтая и Голубая реки (Китай), Инд и Ганг (Индия).

            Итак, в первой своей стадии цивилизация была так сказать речною.

            Впоследствии она переходит в морскую стадию. Именно в эту эпоху

            развивается могущество Карфагена, Рима. Бассейн Средиземного моря

            уже представляет собою в эту эпоху некоторое геополитическое

            единство.

            Далее следует океаническая эпоха, океанический период развития

            цивилизации. Он знаменуется открытием двух Индий (Индия и Америка);

            в новую эпоху на исторической сцене появляются новые народы

            (испанцы, англичане). Океаническую эпоху Мечников называет

            всемирной. Мы живем именно в эту эпоху.

            Теория Мечникова основывается на некотором универсальном принципе,

            который можно назвать гидро-политическим. В ее цельности, простоте и

            — в известной мере — правильности заключается ее преимущество

            сравнительно с расплывчатыми писаниями Щапова.

            Однако, то, что составляет оригинальность его учения, одновременно

            несет в себе и его недостатки. Мечниковский гидро-политический

            метод, очень плодотворный в районе Средиземного моря; очень

            правильный, поскольку исследование замыкается рамками речных систем,

            — весьма мало пригоден в более широких масштабах и не объясняет

            природы, напр., континентальных месторазвитий и континентальных

            цивилизаций (ср. степные культуры).

            Россия, пока ее история не вышла из стадии, в значительной мере

            определявшейся Великим путем из Варяг в Греки;  пока история России

            оставалась в районах «Суздаля» или «Москвы» — она допускала

            гидро-политическое исследование и давала при этом положительные

            результаты… Однако этот взгляд будет малоплодотворным, т.к.

            объясняет лишь одну — и относительно России — не стользначительную

            сторону явления. Можно даже сказать, что приведенной выше выдержке

            из Щапова заключено больше геополитической правды (относительно

            России), чем в развитой сейчас схеме «по Мечникову».

            Следующий из разбираемых авторов, Д. Ив. Менделеев, не только

            восполнил недостаток Мечникова, но и внес нечто самостоятельное в

            изучаемую нами область знания.

            В книгах «К познанию России» и «Заветные мысли» он вполне отчетливо

            оперирует с понятием месторазвития и ставит его в связь не только с

            внутренними геополитическими условиями, но и внешними. Именно ему

            принадлежит характеристика России, как срединного мира, лежащего

            между молотом и наковальней, между Европой и Азией.

            В отношении собственно-географическом Менделеев произвел некоторый

            «переворот в мышлении», который только теперь начинает проникать в

            сознание современников: — Менделеев начертил новую карту

            местонахождения России на земном шаре. На этой карте Россия не

            разбивается на Европейскую и Азиатскую части, но — вопреки

            установившейся  и до сих пор (!) упорно сохраняющейся, несмотря на

            всю очевидную нелепость, традиции — изображается цельным

            геополитическим телом. Если угодно, Менделеев также, отчасти

            гидро-политик, — в том смысле, что он положил в основу своего

            картографического изображения России мысль, что она лежит на берегу

            Ледовитого океана.  Менделеев придавал громадное значение

            «территории», — месторазвитию, он говорил: «Земля навсегда останется

            первою основою народности и государственности». Отсюда понятны его

            усилия, затраченные на определение географического центра России,

            связанного в свою очередь с центром народонаселения.

            Определение центра населения России не являлось для Менделеева

            самодовлеющей задачей. Это определение было необходимо для

            постановки более широкой проблемы: — как, куда, как быстро двигается

            поток людей, живущих на пространствах России… А этот вопрос, в свою

            очередь, подчинен еще более важному: — каковы вообще закономерности

            в росте и движении народонаселения?…

            Заметим, что для Менделеева вся совокупность жизненных вопросов

            сводилась к одному главному и основному — к вопросу о народе. С

            одной стороны — он утверждал, что народ является главнейшим

            политическим и историческим двигателем: он говорит о влиянии

            «густоты населения на весь народный быт, даже на всю историю

            отдельных народов и всего человечества»… С другой стороны —

            Менделеев признавался: «для меня высшая или важнейшая и гуманнейшая

            цель всякой политики яснее, проще и осязательнее всего выражается в

            выработке условий для размножения человеческого» (2).

            Следовательно, на подобие мечниковскому универсальному

            гидро-политическому методу. Менделеев предлагает свой также

            универсальный метод, — этно-политический. Заслуга Менделеева в том,

            что он определил характер и так сказать "физиономию» — «ландшафт»

            российского месторазвития и показал закономерности в движении

            народонаселения. В частности, им показана тенденция «центра

            населенности» России двигаться от Запада к Востоку. Отсюда он

            заключал, что будущее России на Востоке.

            Самым смелым, законченным и оригинальным из русских геополитических

            учений является учение Н.Я. Данилевского.

            Н.Я. Данилевский, недавно забытый, а ныне возрожденный в русском

            сознании и повторенный в иностранном («Закат Европы», О. Шпенглер),

            развивает учение, в котором приняты во внимание и естественные

            условия (как это делал еще Щапов), и общее строение и

            местонахождение (как это позже делали Мечников и Менделеев), и к

            этому присовокупляя движение идей в общей системе мировой истории.

            На основании широких аналогий и сопоставлений он строит в своей

            книге «Россия и Европа» теорию культурно-исторических типов —

            культурно-исторических субъектов истории.

            Здесь уместно подчеркнуть важность последнего из указанных моментов.

            Человеческое познание есть также и самопознание. Субъект истории —

            величина живущая, познающая и самопознающая. Об этом и говорит Н. Я.

            Данилевский, и это обстоятельство вносит существенный элемент в наши

            понятия. — Дело идет о возможности оценить, стремиться исправить, а,

            следовательно, — о поставлении целей. В этом именно месте в процесс

            стихийный, в процесс космический врывается новая над-природная сила

            — человеческой инициативы и человеческой целеустремленности.

            Вводя понятие временности субъекта истории, Данилевский предлагает

            установить некоторую био-историческую периодизацию, подобную той,

            какая имеется в области растительной и животной жизни. Он различает

            период зарождения, расцвета и умирания тех образований, которые

            названы нами субъектами истории (3).

            ***

            Итак, можно сказать, что геополитическое исследование ведется в двух

            основных направлениях и изучает два основных элемента:

            1. Данное месторазвитие.

            2. Данного субъекта истории.

            Как было отмечено выше, человечество, занимающее поверхность земного

            шара, представляет собою объект геополитического исследования. При

            чем, в этом случае, месторазвитием будет весь земной шар, а

            субъектом истории — все человечество. Исторически, исследовательская

            мысль двигалась параллельно изучению субъектом истории —

            человечеством — своего месторазвития — земного шара.

            Сначала изучались ближайшие и меньшие объекты, потом — отдаленные и

            большие. В пределе — дело идет об интегральном изучении и освоении,

            если угодно — покорении человечеством земного шара, его природы, его

            сил.

            Можно попытаться изобразить последовательность геополитического

            исследования следующей схемой:

            1. В качестве субъекта истории выступает группа людей, напр., племя.

            Для него может быть определяющим простое (в отличие от сложного, к

            которому перейдем позже) месторазвитие.

            Племя, живущее на берегу моря или озера, непременно будет заниматься

            рыболовством. Племя, живущее в лесу, будет работать по дереву,

            начиная с обычной эксплуатации лесных богатств и кончая выжиганием

            угля и пр.

            Степь — определяет и создает степняка. Горы — горца. Между горцами

            Сицилии, Корсики, Сиерры-Невады и Кавказа больше сходства, чем между

            горцами Кавказа и недалеко от них кочующими ногайцами, или еще ближе

            живущими на плоскости русскими крестьянами... Вслед за А. Н.

            Фатеевым мы можем говорить о номадизации и аграризации человека

            природой.

            Современность дает замечательнейшие примеры воздействия

            месторазвития на занятия, психику и даже социальный уклад

            человеческих обществ. Мы можем наблюдать опыты превращения

            кочевников в земледельцев, моногамистов в полигамистов,

            ремесленников и торговцев — в сельско-хозяйственных рабочих, а

            крестьян — в завзятых пролетариев. В Туркестане и Белуджистане

            живущие там народы «переделываются» из номадов в аграриев. В Крыму и

            в Палестине евреи-ремесленники, торговцы и рабочие становятся

            хлебопашцами; в Сибири, в тайге, те же евреи перерождаются в

            таежников-лесников... В СССР происходит массовый процесс

            пролетаризации крестьянства. Можно сказать, что мы живем в эпоху,

            когда человек особенно энергично взялся за «переделку» мира, да и

            самого себя. Поэтому-то вопросы геополитики приобретают особую

            актуальность и зовут к себе внимание исследователя и общества.

            2. Пойдем дальше. Возьмем не одно племя, но совокупность племен, при

            оставлении в силе второго условия (простое место-развитие). В данном

            случае примером может служить, напр., моздокская степь Терского

            Края. Здесь, при наличии простого, равного для всех племен,

            месторазвития, могли быть наблюдены следующие особенности:

            а. Осетинское селение. Весь социальный и бытовой уклады построены на

            началах родового быта. Примитивное земледелие, экстенсивная система,

            зачаточное знакомство с сельскохозяйственными орудиями производства,

            неорганизованный сбыт продуктов.

            б. Казачья станица, скажем, Курская. Своеобразная система наделов,

            станичный земельный фонд, общность пастбищ, покосов. Население живет

            «дворами», станицей управляет атаман и станичный сбор (говорю о

            довоенном времени).

            в. Немецкая колонка, осевшая здесь не более нескольких десятков лет.

            Крайнее отграничение себя от внешнего мира, строгое соблюдение

            своего, немецкого бытового уклада жизни; индивидуальное хозяйство

            при широко-развитой системе общественной помощи и кредита.

            Плодопеременная система, обилие средств производства, организованный

            сбыт продуктов, совершенно особое — чужое и непонятное для

            окружающих — представление о семье и пр.

            г. Русское, или — как в тех краях говорили — мужичье поселение.

            Здесь — остатки навыков земельной общины; отруба, выселки, хутора,

            индивидуальное хозяйство, аренда и пр. На одной улице живут богатеи,

            содержащие нескольких батраков; на другой — несколько домов

            соединяются вместе на началах кооперации. Хаос земельных отношений

            предвоенной России в полной мере отражался на русских селениях,

            расположенных в степях на север от г. Моздока. Русский уклад жизни

            совершенно непохож ни на осетинский, ни на немецкий, ни на казачий.

            д. Верстах в пятнадцати от ст. Курской лежит сел. Эдиссия, там живут

            армяне, осевшие здесь еще при Екатерине II. У армян смесь родового

            быта и прорастающего сквозь него нового быта, — основанного на

            началах индивидуального хозяйства. В области управления: остатки

            прежних привилегий и новых уравнительных административных тенденций

            (снизу — самоуправление, «сверху» — урядник из Моздока).

            е. На северо-восток от перечисленных селений, не более как в ста

            верстах, начинаются кочевья ногайцев. Таким образом, если между

            географическими пунктами «немецкая колонка» — «ногайское кочевье»

            пролегают сто верст, то между формами хозяйства, имеющимися в первом

            и во втором случае, пролегает несколько сотен лет (ср. экономическую

            периодизацию некоторых европейских политико-экономистов, напр., Ф.

            Листа).

            ж. И там же, в этих степях, встречаются образцово поставленные

            латифундии — громадные экономии каких-нибудь Яковенок или Мамантова,

            в большинстве случаев сектантов, пришедших сюда из Таврии.

            Добавим, что в настоящее время, по доходящим из СССР сведениям, на

            Сев. Кавказе проведена сплошная коллективизация. Таким образом,

            указанные здесь различия, существовавшие несмотря на единство

            месторазвития, — по заданию — должны быть сравнены. Именно в этом

            пункте рельефно выступает значение человеческой инициативы и

            человеческого целеустремления, о котором было уже упомянуто. Дело

            идет о геополитической роли и геополитическом значении власти. Об

            этом скажем несколько ниже.

            3. Перейдем к рассмотрению сложного субъекта истории, живущего в

            условиях сложного месторазвития. Возьмем то, что в русской истории

            называлось землей: — Новгородская земля, Псковская земля. В Европе

            им соответствовали государственные образования типа

            государства-города Венеции или — в более отдаленные времена — Афины

            и Спарта.

            В каждом отдельном случае, при наличии сложного месторазвития,

            имеются особые условия, которые должны быть изучаемы всегда в

            индивидуальном порядке. Это требование становится понятным только

            теперь, когда несколько развеялись гипнозы того или иного

            цивилизаторского эгоцентризма.

            Итак, возьмем государство-город. С точки зрения геополитической

            морфологии, это образование является как бы переходным от

            примитивного государства к тому, которое нам знакомо по

            современности.

            Новгородская земля характеризуется наличием выхода к морю и

            громадных пространств, годных для земледелия, ското- и лесоводства.

            Отсюда два основных рода занятий жителей господина Великого

            Новгорода: с одной стороны — торговля и ремесла; с другой —

            земледелие, охота, пушное и кожевенное дело, и другие занятия,

            связанные с землей и лесом. Смешанной системе хозяйства отвечает

            смешанная система управления. Отсюда — как раз на примере с

            Новгородом — ясны выгоды индивидуализирующего геополитического

            подхода: Новгород — не народоправство, как настаивают одни и

            опровергают другие историки; и это — не аристократическая

            республика, с преобладанием «северных дожей» — Борецких или других.

            — Это есть особая форма, соответствующая особым же геополитическим

            условиям. И не надо смущаться, если формы Новгородского

            государственного устройства не входят в «рамки юридических начал»,

            завещанных (добавим от себя) существенно иным месторазвитием.

            Наоборот, надобно вдохновляться богатством своеобразия различных

            частей нашей страны и искать соответствующего этому своеобразию

            определения.

            Венеция тем именно и отличается от других схожих типов

            государств-городов, что в ней интересы торговли поглотили безусловно

            все остальные интересы. Поэтому, здесь и утвердилась вполне

            определенная и своеобразная система управления — аристократическая

            республика дожей. Более всего Венеция походит на Карфаген, но в

            Карфагене было большое религиозное и расовое разнообразие, тогда как

            Венеция в религиозном и расовом отношениях представляла собою

            некоторое единство.

            Мимоходом отметим, что современные попытки возродить

            государство-город (напр., Батум, Данциг, Фиуме и пр.) обречены на

            неудачу. Наша эпоха отличается бытием многосоставных

            государственно-экономических образований, стремящихся поглотить все,

            поддающееся поглощению и попадающееся на пути их экспансии. Можно

            считать, что государство-город — форма, окончательно отмершая.

            4. Следующей формой будет такая, где субъектом истории является

            народ или совокупность народов, живущих в условиях сложного

            месторазвития.

            Напомним все оговорки, сказанные относительно необходимости

            соблюдения индивидуального подхода. Они приобретают тем большее

            значение, чем больше особенностей в данном месторазвитии.

            С общепринятой, собственно-политической точки зрения, государство

            состоит из трех слагаемых: территории, населения и власти. Основное

            свойство государственной территории — непроницаемость; населения —

            состояние в едином политическом целом; власти — независимость,

            суверенитет.

            Иной подход геополитический. Для него важнейший момент не

            непроницаемость — понятие юридическое, но естественные, природные

            особенности и богатства территории. Поэтому, геополитик говорит не о

            территории, но о месторазвитии (в установленном выше смысле).

            Геополитик интересуется населением не с точки зрения его

            принадлежности к единому политическому целому (хотя, конечно, и это

            факт не безразличный), а с точки зрения творческих способностей

            населения. Основным критерием будет здесь соработа, сотрудничество,

            участие в единой организации.

            «Прикладная география — говорит пр. А. Фатеев — может до некоторой

            степени оттачивать проницательность и способствовать предведению в

            общественной политике» (4).

            Для геополитика первее и существеннее формальных моментов — моменты

            более прочного порядка, т. е. геополитические. В то время, как

            политики включительно до 1910–1912 г. г. говорили о единстве

            политической Австро-Венгерской системы (напр., П. Б. Струве в

            «Патристике»), геополитики могли предвидеть и предвидели

            эклектичность, агрегатность этой системы.

            Геополитический взгляд на Чехию объясняет — почему не произошла

            ассимиляция чехов немцами. И, наоборот, — почему произошла

            ассимиляция немцами же поморских славян. Понятно также — почему,

            напр., Грузия или Армения сохранили себя в той или иной форме в

            течение тысячелетий, и почему в С.А.С.Ш. уже второе-третье поколение

            эмигрантов американизируется до неузнаваемости.

            Громадная система равнин, именуемая российско-евразийским миром, как

            бы самой природой созданный колоссальный ассимиляционный котел. На

            пространствах России с замечательной наглядностью могут быть

            наблюдаемы два встречные процесса. С одной стороны, от центра к

            периферии, идет поток руссификации. С другой стороны, от периферии к

            центру — процесс «окраинизации», от слова — окраина (старое слово

            украйна приобрело новое значение). Под окраинизацией я понимаю, как

            возрождение национальных культур: татарской, узбекской, армянской,

            грузинской и др.; так и восприятие единой общероссийской евразийской

            культурой отдельных периферийных элементов.

            Эти два встречные процесса составляют особенность геополитического

            мира, к которому мы принадлежим.

            5. Перейдем к рассмотрению последней из форм, которая может быть

            названа государством-материком или государством-миром (5).

            Зарождение этой геополитической формы относится к десятилетиям,

            предшествовавшим мировой войне, но обнаружение ее во всей

            конкретности происходит только теперь.

            В государстве-материке мы встречаем чрезвычайно сложное строение как

            месторазвития, так и субъекта истории. Тенденция к образованию

            государства-материка замечается в Европе, с ее сложным

            месторазвитием, отграниченным на Западе, Юге и Севере морями, а на

            Востоке соприкасающимся с Россией-Евразией; в Америке, точнее говоря

            в С.Ш.С.А., с их стремлением освоить Центральную Америку и Канаду.

            Россия-Евразия — как это показано и показывается евразийской теорией

            и... исторической практикой каждого дня, есть сложившееся

            государство-материк.

            Геополитическое изучение государства-материка является одной из

            основных научных тем евразийства.

 

 

 

            Примечания

            1. Соч. А.П. Щапова, т. III: «Естественно-психологические условия

            умственного и социального развития русского народа»; т. II:

            «Историко-географическое распределение русского народонаселения» и

            др. Наша выписка взята из тома II-го, с.232.

            2. Д. Менделеев. К познанию России, изд. Миловида, с. 14 и 24.

            3. «Ход развития культурно-исторических типов всего ближе

            уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период

            роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и

            плодоношения — относительно короток и истощает раз навсегда их

            жизненную силу». «Россия и Европа», 4-е изд., 1889, с. 96. Ср.

            сказанное в начале статьи о морфологии в геополитике.

            4. «География и обществоведение», Прага 1927 , с. 91.

            5. См. «Теорию государства» Н.Н. Алексеева, с. 27-28 и повсюду.

            Текст публикуется по изданию: Тридцатые годы. Утверждение

            евразийцев. Книга VII, Издание евразийцев, 1931, с. 105–114.

            Подготовка текста и публикация Т.В. Смородиной и Б.В. Межуева.

 

 

                     В библиотеку                                                                 На главную страницу

Hosted by uCoz