П.Н.Савицкий

 

          Два мира

 

     Евразийство заключает в себе зерно

стремления к истине общефилософской. Но

применительно к евразийству законен и

понятен также иной вопрос: вопрос об

отношении выработанного круга мыслей к бурно

текучему, кипящему потоку современности. В

данном повороте евразийство сводится к

стремлению осознать и осмыслить

совершающийся и совершившийся выход России

из рамок современной европейской культуры. В

эту краткую формулу укладывается содержание

значительной части развертывающегося истори-

ческого процесса... В то же время

евразийство есть попытка истолковать этот

выход с точки зрения исторической философии,

которую оно приемлет. Для философии этой

зарождение, развитие, умирание культур суть

внятные непреложные факты; в восприятии этом

судьбы индивидуальной культуры столь же

ощутительны и живы, как и судьбы

индивидуальной личности, хотя бы, - как

общество над личностью, - существовала над

отдельными культурами некоторая объединяющая

черта... Восприятие это не утверждает все-

стороннего сходства между судьбами культуры

и судьбами личности; не означает приятия

"натуралистического" или "органического"

взгляда на общество. Смысл этого восприятия,

- что оно утверждает действительное быванье

общественно-культурых "зарождений",

"расцветов", "упадков".

     Чтобы понять, в каком смысле на этих

страницах говорится "о выходе России из

рамок современной европейской культуры",

нужно обратиться к русскому прошлому, хотя

бы недавнему. В русском XIX веке явственно

различимы два обособленных преемства. Одно

обнимает занимающуюся в 30-40 годах зарю

русского религиозного творчества. Рождаясь

из недр некоего древнего духа, с трудом

преодолевая покровы окружающей среды,

религиозное озарение вспыхивает в позднем

Гоголе, славянофилах. Окружающее не властно

заглушить лучи. Брезжащий свет разгорается в

творчестве Достоевского, Владимира Соловьева

и тех, кто был и есть с ними. Как наследие

XIX века, Россия обретает достояние

нравственно-совестной и богословской мысли,

достояние, поистине составляющее в выборе и

сопоставлении - канон книг русских

учительных... В области живописи русский XIX

век дает два явления, которые были бы

непонятны, взятые в них самих: настолько они

не связаны с окружающей их средой! Эти

явления: Александр Иванов как автор эскизов

на библейские темы, и Михаил Врубель, как

мастер фресок Киевского Кирилловского

монастыря. В этих двух художниках заложен

существеннейший смысл судеб русской - одной

ли русской? - живописи XIX века. Сколь ни

были в ином ошибочны и превратны увлечения

обоих, - только в сопоставлении с

религиозно-нравственным и богословским

"деянием" Гоголя, Хомякова, Леонтьева

находит место, раскрывает значение

завещанное ими творенье. В развитии

"европейской" культуры, в пределах XIX века,

та совокупность писаний, которую мы именуем

"канон книг русских учительных", так же, как

явление Иванова-Врубеля, по стилю и сущности

не имеет подобий. Зато имеет подобие иное

преемство, сказывающееся в судьбах русской

культуры: преемство, начатое просветителями

- обличителями XVIII и первой половины XIX

века, идущее, через Добролюбова, Писарева,

Михайловского, к просветителям-правителям

большевистской эпохи; преемство позитивного

мировоззрения, идолопоклонства "науке",

преемство не скепсиса только, а "нигилизма"

в отношении к "вненаучным" началам чело-

веческого бытия; преемство не улыбки

авгуров, но громкого смеха кощунственных.

     Скажут, быть может: "два различных

направления общественной мысли"; сказав,

ошибутся: не два направления, но два разных

исторических образования, два раздельных

исторических мира! К первопроповедникам

христианства, к истокам, начальным моментам

великого исторического цикла уводят

проникающие Хомякова и Достоевского,

Леонтьева и Соловьева пафос и озарение. К

поздним временам неверия (эпикурейского или

коммунистического безралично), в периоды

"просвещения" - достояние убывающих культур

- ведут мировоззрения нигилистически-

"научные". Противоречивое, причудливое

сочетание: сочетание начала и конца, раннего

и позднего, открывающего и завершающего.

Весь он таков - русский XIX век: красочный и

двойственный, внешне спокойный, внутренне

напряженный, отображающий борьбу спорящих

друг с другом о господстве подземных,

вулканических сил*.

____________________

*Эта двойственность,  этот спор не тускнеет,

не ослабевает  и теперь  - в  начале второго

десятилетия ХХ  века. Вдумайтесь в сочетание

проповеди безверия,  определенный  и  ясный,

чем  когда-либо,   ведомой   большевистскими

верхами и  теми, кто  к ним  примкнул,  -  с

явлениями религиозного  подъема, охватившего

не только интеллигенцию... Сожительство форм

ранних и поздних, открывающих и завершающих,

с большою  ясностью сказывается, например, в

области поэзии:  с одной  стороны,  элементы

подлинного     религиозного     мироощущения

(Ахматова! Некоторые  стихотворения Гумилева

в сборнике  "Огненный Столп"  1921! Вячеслав

Иванов в  "Переписке  из  двух  углов!");  с

другой, -  расцвет "разработки  поэтики",  в

смысле  словесной   техники   стихосложения,

"разработки",    в     значительной     мере

пренебрегающей смысловым  началом  поэзии  и

относящейся в исторической аналогии к формам

действительного  "александрийства..."   (ср.

 

 

                    II.

 

     В судьбах русского XIX века неверие и

истина "просвещения" навеяны, преподаны со

стороны. Следуя примеру "старших", сладостно

стало "не верить"; "старшие" нашептали, что

Бога не надобно, а надобна препарированная

лягушка и критика просвещенного ума. С

обстоятельствами подобной зависимости плохо,

казалось бы, согласуется непреложное, на наш

взгляд, признание, что уже в древней,

допетровской Руси существовала своеобразная

ценная культура. Но нужно помнить, что

явление русского просветительства-

обличительства создалось в обстановке

устранения, забвения преемства, взгляда на

"Европу" как безраздельную законодательницу

и "госпожу". Именно в рамках этого

отношения, в обстановке добровольно

принятого на себя "младенчества" духа

привитие в русскую духовную жизнь начал

позитивизма-нигилизма-материализма выступает

как подлинное совращение "малых сил",

растление старчеством юности, успех старцев,

соблазнявших Сусанну. В этом - субъективная

сторона вопроса. Объективная его сущность -

в вовлечении России на пути европейского

развития, в поставлении России в тот же

исторический план, в котором двигалась

Европа, в преподании ей в качестве

исторической и жизненной правды положений,

вытекших из предшествующего развития Европы

(Возрождение! расцвет науки!

рационалистический деизм!), но не

обусловленных развитием России. Каково же в

этой перспективе место произошедшей русской

революции? В качестве попытки сознательного

осуществления коммунизма, этого отпрыска

"европейских развитий", русская революция

____________________________________________

стиховые  ухищрения  латинской  и  греческой

поэзии IV-V веков по Р.Х.)

 

 

есть вершина, кульминационный пункт

описанного "вовлечения" и "преподания". В то

же время в судьбах русской революции

обнаруживается величайшая contradiction his-

torique*: построенная в умысле как

завершение "европеизации" революция, как

осуществление фактическое, означает

выпадение России из рамок европейского

бытия. Как умысел, русская революция есть

осуществление прилагаемого к России

европейского  "просветительства-

обличительства". Как факт, она - не только

крушение коммунизма, но устранение,

уничтожение базы также других, помимо

коммунизма, "просветительско-обличительских"

направлений. Революция выражается и

связывается с чрезвычайно существенным,

многосторонним изменением объективной обста-

новки. Изменение это охватывает равномерно

идеологическое, хозяйственное и политическое

бытие.

     1. Примыкание русского интеллигентского

сознания к западно-европейской культуре

основывалось, между прочим, на созданном

русскими подражательными усилиями тождестве

или сходстве "быта". Если в отношении

жизненного уклада Москва и Петербург

отличались чем-либо от Парижа и Лондона, то

главным образом тем, чем провинция, хотя бы

"преуспевающая", может отличаться от

столицы. Ныне "быт" рухнул; русские

интеллигенты воистину поставлены вне "быта";

они ведут "загробное существование" - без-

различно, скитаясь по свету или оставаясь в

России. И образы мира, невидимые взору,

прикрытому пленкою "быта", выступают, вещая

"о тайнах вечности и гроба", пред духовными

их очами. Находятся ли они среди

"европейцев", находятся ли вдали от "Европы"

может ли их психология оставаться привычною

европейской? В обстановке заграничного

____________________

*Историческое противоречие (лат.) - Ред.

 

 

"рассеяния", местами и временами, среди

окружающих населений, русские изгнанники -

как выходцы "с того света", как жители иных

планет; местами и временами, среди серой

тоски обычного, страдальчески зажженные, они

- как факелы, пылающие во тьме...

     2. В частности, в смысле экономическом,

Россия ввержена в некие стихийные,

неожиданные процессы. Коммунистическая рево-

люция мыслилась как завершение капитализма;

как высшее напряжение промышленно-городского

существования, как перемена "правовой

надстройки" над базой сложившегося

капитализма. В русской же практике

коммунистическая революция оказалась раз-

рушением не очень развитого, но сложившегося

в "европейском" обличии русского

капитализма, оказалась возвращением к состо-

яниям, гораздо более первоначальным. Что это

значит? Сложившийся капитализм и тем более

социализм, если он начнет "осуществляться",

суть формы "поздние", имеющие немало шансов

явиться зенитом, быть может, началом упадка,

"александрийством" европейского мира. Но

именуя себя "социалистической", Россия в

судьбах революции определеннее, чем

"буржуазные" страны, отклонилась, ушла от

социализма. В гораздо большей степени, чем

пятилетие перед тем, Россия стала

деревенской. В порядке же процессов

"капиталистических"оказалась в стадии

"первоначального накопления". Насколько мы

можем представить себе социальные формы

современного русского уклада, мы видим в

нем, в перспективе исторических сближений,

черты раннего капиталистического строя

(чего-то вроде капиталистического Sturm und

Drang Periode* английского XVIII века),

строя, только что складывающегося, с безза-

стенчивыми "рыцарями наживы" в качестве

"героев времени", с неограниченно долгою

____________________

*Период штурма и натиска (нем.). - Ред.

 

продолжительностью рабочего дня, низкими

заработками рабочих. И эти черты сочетаются

с чертами чуть ли не "раннего

средневековья". Иной не подыщешь аналогии

произошедшему в России превращению многого,

что было "городским", в "деревенское",

"опрощению" жизни, возросшему значения

общины. Во всяком случае, до

"александрийства" очень и очень далеко. Если

в смысле экономическом Россию

дореволюционную можно сопоставлять с

"Европой", ныне она оказывается в иной

исторической плоскости. Возможно, что

изменения эти, делая русский хозяйственный

строй более "первобытным" и тем самым менее

устойчивым в отношении чужестранных

воздействий, скажутся, на долго, на коротко

ли, неблагоприятным образом на экономической

самостоятельности страны. Но возможно также,

что смена "поздних" экономических форм

строем более "раннего" склада выступит в оп-

ределенный момент потенцией положительной:

можно думать, что смена эта - не только знак

разрушения, но выявление дремавших энергий и

в качестве такового - предварение всплеска

русской предприимчивости и силы. Русская

предприимчивость, русское хозяйственное

напряжение живо ощущались в недрах русской

национальной стихии; но ощущались, как

возможность, не вполне и недостаточно

осуществлялись как факт. Потрясения и

разрушения, видоизменяя общество, содействуя

выделению новых слоев, - не явятся ли

фактором осуществления, воплощения

возможностей? Но не тех возможностей, что

открыты перед "Европой" ХХ века, но

возможностей иного исторического строя, иной

исторической среды.

     3. В области политической русская

революция есть увядание, устранение

действенности неуспевшей получить развития

русской либералистической идеи. В том виде,

какой она являет сейчас, русская революция

есть утверждение "деспотизма". "Деспотизм"

может сочетаться с любыми техническими

формами управления, в том числе с формами

"представительства"; отличительно, что при

"деспотизме" источником власти выступает

милость Незднешняя, а не "милость народная".

Царская власть и советская в этом смысле

подобны друг другу, хотя бы последняя и

опиралась на "милость сатаны". Большевизм

означает собою кризис парламентаризма; бла-

годаря волевой упругости большевизма,

затруднено, почти невозможно

противоборствование ему на путях идеологии

"парламентарной". И весьма вероятно, что

"деспотизм" большевистский может смениться

только "деспотизмом" иным.

     Устоявшемуся европейскому быту

противостоит разрушение, формирование быта.

"Позднему" капитализму противостоит эпоха

"первоначального накопления". Парламентскому

строю противостоит "деспотизм". Таковы

реальные формы, в которых совершается выход

России из рамок европейской культуры, ее

выпадение из них. Когда-то при виде

расстояния, отделяющего Россию от Европы,

говорили об "отсталости". Теперь, в основном

и важнейшем, не об "отсталости" идет речь,

но о возникновении разрыва между плоско-

стями, в которых движется Россия и Европа,

об отделении, противопоставлении русской

судьбы судьбам Европы. Из коммунистической

"европеизации" вырастает стихийная

"варваризация" России. И чем глубже

новоявленное "варварство", тем неуклоннее,

яснее раскрывается подлинный "стиль",

подлинное знамение эпохи: знамение

обособления и выделения вновь являющейся

культуры на фоне ослабления, оскудения все

еще властвующих культур. Пусть эта, ныне

выделяющаяся культура, именно теперь попадет

под внешнее господство других:

обстоятельство это, заостряя противоречия,

способно ускорить события. Пусть суждены

испытания и тяготы тому, на чью долю

выпадает ныне наследовать мир; испытания и

тяготы не ослабить, но усилить призваны

пророческий смысл происходящего.

 

 

                    III.

 

     В судьбах русской революции вскрываются

и действуют стремления и умыслы, связанные с

преемством "просветительства-обли-

чительства", которое в то же время есть

преемство "европеизации". В глубинах

душевных звучат и свидетельствуют заветы

иного и русского преемства. И это преемство

- Церкви и Веры. В его лучах ощущается по-

новому история и жизнь.

     История не "дается", но "творится". Чем

шире просторы, открывающиеся ныне перед

Россией, тем больше ответственность, лежащая

на каждом, соучаствующем в русской культуре.

Сами по себе изменения объективной

обстановки еще не решают вопроса. Насле-

довать мир надлежит не жребием неустранимой

судьбы, но собранным ясным деланием,

достоинством души перед Господом; не о на-

следстве меча и богатства свидетельствуют

откровения и слова, но о наследстве

вдохновений и водительства, доле проро-

чицы, ясновидца, зовущих, ведущих мир.

     Сколь ни бездушны и сколь ни

поверхностны построения Шпенглера, в

"синхронистических" таблицах его "Untergang

des Abendlandes"* заключается доля дознанной

правды. Есть нечто, убеждающее в

сопоставлении в качестве исходных моментов

исторических циклов религиозного творчества

греческой "эпохи веры" гомеровских поэм,

духовного напряжения первохристианства, бо-

гословского творчества романо-германского

средневековья; с другой стороны, есть нечто

подлинное в сближении поздней матери-

алистически-этической философии стоицизма с

фатализмом позднего Ислама и с современным

"этическим социализмом". Вопрос ставится

определенно и резко: в ком желаем найти

предвозвестника пути, в стоических ли

философах - или богословах первохристиан-

ства, в язычестве ли, разлагаемом

материализмом и неверием, или религиозном

порыве созидаемой Церкви? Преемство русского

просветительства-обличительства тяготеет к

первому, в творениях наших "светских

богословов" веет дыхание второй. Наша воля и

наше сознание поставлены пред лицом

испытаний. И этим испытанием, - не судьбой

экономической, политической, - определится

доля России. В результате сплетения

побуждений, возможностей, сил, выпадет

исторический выбор... Каков он будет - на то

воля Божья. В пределах судьбы человеческой

есть показания и признаки, что не безверье,

но Церковь возобладает в судьбах народных.

Заложенное в большевизме торжество неверия и

материализма протекает не благодаря, но

вопреки духу лучших сынов народа. Наиболее

творческие его сыны принадлежали не к

преемству материализма и неверия, но к

преемству православного учительства. Не

деятельностью "просветителей-обличителей",

но в значительной мере литературными

вдохновениями "светских богословов" вроде

Гоголя и Достоевского создана мировая слава

русской литературы. И не кустарные

мудрствования народников и не произведения

начетчиков от марксизма, но воззрения

славянофилов и Соловьева являются наиболее

живыми и напряженными, наименее поддающимся

"тлению" достижениями русской историософской

и философской мысли. Но Гоголь и

Достоевский, Соловьев и славянофилы возникли

не в пустоте; в истоках творчества они

рождены и питаются глубинами народной

стихии. Может ли русский народ оставить без

воплощения начала и чаяния, в которых

выразилось высшее напряжение народного духа?

Грехи и ошибки неизбежны и многи. В жизни

народа, одаренного размахом духовных

исканий, они, быть может, по особому

неизбежны и особенно многочисленны. В

настоящее время, в грехе и блужданиях,

русский народ подошел к пределу последнему,

но в этом, верим, залог возрождения. Ибо

поистине должна ужаснуться душа. И на путях

преодоления и просветления вслед за высшим

торжеством неверия возникнет высшее

возобладание Веры; вслед за триумфами

"обличительства" идет торжество Православия.

 

                    IV.

 

     Имеет важность установить, к чему

должен стремиться, чего должен хотеть

поборник России как "мира нового".

     Не в отрыве от зднешнего обретается

достояние; но в сочетании напряженного

зднешнего деланья с утверждением мира

духовного, в котором деланье это, получая

отведенное обширное, важнейшее место -

преклоняется, подчиняется целям Вышняго

Царства. Только деланьем, экономическим и

административным, можно среди испытаний,

ниспосланных Господом на Россию, воссоздать

и укрепить нарушенный лад жизни,

общественной и частной, вспомнить и

осуществить слова "о лете Господнем

благоприятном". В выборе технических

средств, в достижении подобных целей было бы

неправильно и вредно сторониться достижений

и средств, выработанных опытом Запада.

Разрыв исторических плоскостей сказывается

не в области техники; он сказывается в

области отношения к технике, в области

оценки значения деланья экономического и по-

литического. Для мировоззрения, не

приемлющего теорий исторического

материализма, очевидна возможность

существования, при тождественном техническом

строе, разных общественных укладов и разных

идеологий. Проблема исторических эпох есть

проблема идеологическая. И principium

individuationis* новейшего западноев-

ропейского мира заключается, в наших глазах,

не в том развитии, которое получили в нем

техника, хозяйство и управление, но в иде-

ологическом значении, приписанном экономике

и политике. Это значение сводится к

следующему.

     1. В области суждений о сущем

устанавливается и утверждается, что все

существующее в мире человеческом, в том

числе и духовные ценности, суть надстройка

над базой, экономической или политической.

Первый вариант воззрения явственно

сказывается в философии экономического

материализма; второй, хотя и менее ясно

выраженный, заключен в психологии

"воинствующего политицизма".

     2. В области суждений о должном

выставляется положение, что проблема

человеческого "счастья" затрагивается и

разрешается исключительно в пределах

устройства экономического и политического.

     Этим суждениям поборник России как

"мира нового" имеет противопоставить взгляды

"подчиненной экономики" и "подчиненного

права"

     1. Основная посылка философии

"подчиненной экономики" и "подчиненного

права" гласит, что причины, касающиеся

хозяйства и государственно-правового

устройства, имеют ограниченную область

приложения. Важнее всего, что из этой

области изъемлются "вышние", "конечные"

ценности. Экономический материализм являлся

попыткой утвердить эти ценности в области и

понятиях хозяйственной жизни; Марксова

трудовая теория ценности сводилась к

____________________

*Принцип индивидуализации (лат.). - Ред.

 

"обожествлению" физического труда. Воззрение

воинствующего политицизма обрело те же

ценности в "правовом государстве",

"демократическом" строе. Сколько бы ни

называли себя создатели этих учений

деятелями, поборниками "науки", они являлись

метафизиками и притом метафизиками

метафизики "злой", ибо то, что от "нижних",

они допускали в мир "вышний", из чего

истекло угасание духа; и не только это, но и

заблуждения в сфере эмпирической науки:

допуская понятия хозяйства и государства в

сферу "вышнего" мира, они вносили в

экономическое знание, в государство и право-

ведение элемент разрешения основных,

"конечных", вопросов существования,

вопросов, неразрешимых иначе как на путях

метафизики; однако же деятели "науки" - они

желали и здесь усмотреть эмпирические

"причины". Тем создавалось причудливейшее

смешение эмпирики и метафизики, подлинное

извращение науки как учения эмпирического.

Только признанием ограниченности круга

воздействия экономических и политических

причин, отказом от разрешения в них

"конечных" вопросов существования

утверждается возможность последовательно-

эмпирического хозяйственного и политического

знания. Только изгнанием экономики и

политики, торгующих во храме, больно бьющим

бичем из мира "вышних" создается простор для

"благой метафизики". "Благая метафизика" -

это сфера, где находятся в установленном

равновесии миры "вышних" и "нижних",

религиозно-философской ценности и эконо-

мического, и политического действия, где

хозяйство и право утверждены во всей широте

жизненного значения, но где в отношении к

ценностям "конечным" и "вышним" хозяйство и

право суть ценности "подчиненные". "Благая

метафизика" - это область, где царствует

мера, столь чудесно и вдохновенно

преисполняющая относящиеся к "вышним" и

"нижним" - откровения, учения Евангелья.

     2. Философия "подчиненной экономики" и

"подчиненного права" предполагает признание,

что исключительно в области религиозной

может быть разрешена - поскольку она вообще

разрешима! - проблема человеческого

"счастья". Благополучие хозяйственное и

государственное есть не более как условие,

само по себе бессильное разрешить проблему.

     Воспринимая воззрения "благой

метафизики" или - что то же - проникаясь

взглядами "подчиненной экономики" и

"подчиненного права", мы поставляем себя в

традицию русского религиозного творчества:

действие в хозяйстве и государстве

разрешается и освещается озарением

религиозным. Религия, призванная в живом

единстве питать, преисполняя смыслом,

совокупность социального бытия, не может

быть мертвенной схемой, вынуждаемой Разумом

формулой Богопризнания. Религия есть

исповедание догматов; она исполнена чувством

их значительности и смысла; она - живое

чутье Богооткровения, выделяющее главное от

не главного, но твердо держащее все. Религия

- это трепет, трепет души перед Господом,

трепет почитания перед Символом, Таинством,

даже знаком имени Христа. Религия -

единство, сопрягающее живых и мертвых, про-

шлое, настоящее и будущее. В свете религии

познается национальность; в нем "святая

Русь" ощущается как "предыстория"; религиоз-

ное борение XIX века - как начало,

осуществляемое во времени трудном; и

познается, что напряжением и верою большее

дано свершить впереди...

 

                                     1922 г.

              В библиотеку                                                            На главную страницу

 

                                                        

Hosted by uCoz