Александр Дугин

                            ЕВРАЗИЯ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

                          (Манифест евразийского движения)

 

 

            Кризис идей в современной России

 

            В российском обществе - особенно в социально-политической сфере - на

            старте нового тысячелетия болезненно ощущается дефицит идей.

            Мы стремительно утрачиваем представление о смысле жизни, о логике

            истории, о задачах человека, о судьбе мира. Экзистенциальный и

            социальный выбор подменен агрессивной рекламой. Драматические

            столкновения народов, культур и религий превращены в шоу,

            инспирируемые транснациональными корпорациями и нефтяными

            холдингами. "Человеческая кровь", "человеческая жизнь",

            "человеческий дух" стали статистическими абстракциями,

            демагогической фигурой речи в "гуманитарных" стенаниях, скрывающих

            двойной стандарт.

            На место тоталитарного единообразия пришло тоталитарное безразличие.

 

            Большинство политических партий, оформленных социальных движений

            преследуют конъюнктурные цели. Нигде не встретишь ясной и

            последовательной идеологии, способной вывести человека из состояния

            дремотного безразличия, сделать жизнь наполненной.

 

 

            Американизм и потребность в альтернативе

 

            Полноценный мировоззренческий проект изложен у последовательных

            либералов.

            Эти силы, геополитические ориентированные на США и Запад, берут в

            качестве образца для копирования американскую политику, американскую

            экономику, американский тип общества, американскую культуру,

            американский цивилизационный идеал. У этого лагеря есть одно

            достоинство - их проект логичен и непротиворечив, в нем теория

            связана с практикой. Но так логичны: мировое зло, смерть, распад...

            Либералы говорят решительное "да!" тому растерянному,

            бессмысленному, индивидуалистическому, олигархическому, бездуховному

            "единому миру", который силится сконструировать США - мировая

            гипердержава, воспринявшая свое технологическое и экономическое

            превосходство как мандат на единоличную гегемонию в планетарном

            масштабе.

            Очевидно, что подчинение России новому мировому жандарму - жандарму

            зрелищ - у многих вызывает протест. Но проявляется это чаще всего

            лишь эмоционально. Люди по инерции хватаются за старое - за остатки

            того, что принадлежит к другим, более гармоничным и благородным

            эпохам. Но этого недостаточно. Нам необходим активный контрпроект.

            Условия начала тысячелетия радикально новы. Мало сказать решительное

            "нет!" тому управляемому хаосу и "неоновому разложению", которые

            навязывает нам Америка. Необходимо сформулировать, выдвинуть,

            доказать и отстоять наш собственный, цивилизационный План.

            Самым масштабным, обобщающим и непротиворечивым мировоззрением,

            предлагающим такую альтернативу, является евразийство.

 

 

            Отцы-основатели евразийства

            Исторически евразийство сложилось в 20-е годы ХХ века. Это была

            попытка наиболее ярких представителей русской интеллектуальной элиты

            осмыслить логику политико-социального, культурного и

            геополитического развития России как единого, и по сути,

            непрерывного - процесса. От Киевской Руси до СССР.

            Евразийцы разгадали за диалектикой национальной судьбы русского

            народа и Русского Государства единую историческую миссию,

            выражавшуюся на разных исторических этапах по-разному.

            Главный тезис ранних евразийцев (князь Н.С.Трубецкой, П. Савицкий)

            звучал так: "Запад опасен для человечества". Народы мира, "цветущая

            сложность" культур и цивилизаций должны объединиться против

            экономической, политической и культурной доминации Запада.

            Россия (и древняя, и православно-монархическая, и советская)

            виделась евразийцам как оплот и авангард сопротивления против этого

            безбожного и эгоистического нароста на человечестве, претендующего

            на материальное и духовное господство.

            Евразийцы увидели в СССР новую - возможно, парадоксальную - форму, в

            которой Россия продолжала выполнять свою изначальную историческую

            функцию.

            Не одобряя атеизма и материализма, они сумели за внешним фасадом

            марксизма разглядеть в Советском Союзе архаическое национальное

            содержание, преемственность геополитическому призванию России.

            Для евразийцев - последовательных и убежденных русских патриотов -

            была очевидна ущербность того, как Национальная Идея была оформлена

            в Российской империи. Лозунги вроде уваровского: "Православие,

            Самодержавие, Народность" были лишь ширмой, скрывавшей вполне

            западное - а значит, чуждое и разрушительное для России -

            содержание.

            Советская модель формулировала Национальную Идею в классовых

            терминах, игнорируя национальную стихию, отметая Веру отцов.

            Был необходим синтез, новый подход. И он евразийцами был найден...

            Отцы-основатели евразийства первыми в высшей степени положительно

            оценили многонациональную ("имперскую") природу Российского

            Государства. В XVI веке Москва приняла эстафету евразийского

            имперостроительства от татар. Именно в это время (после падения

            Царьграда и гибели Византийской Империи) Россия осознала свою миссию

            - миссию последнего оплота Православия, "Третьего Рима", то есть

            особого общественного устройства, отличного от того пути, по

            которому шли страны католического и протестантского Запада.

            Однако, отстаивая свою уникальность, Россия не замыкалась в себе.

            Она активно усваивала западный опыт, перенимала его наиболее

            эффективные модели и методики с целью противопоставить Западу его же

            оружие.

            На современном языке это называется "модернизация без

            вестернизации".

            Евразийцы утверждали: для России одной только верности традиции -

            недостаточно. Ей необходимо уникальное сочетание консервативного и

            революционного начал. Россия должна активно модернизироваться,

            развиваться, частично открываться окружающему миру, и при этом

            строго сохранять и укреплять свою собственную идентичность...

            К сожалению, консервативно-революционное мировоззрение евразийцев

            оказалось трагически недооцененным. На фоне впечатляющих успехов

            марксизма в 20-е годы ХХ века оно казалось слишком утонченным,

            избыточным. В реальной политике того времени доминировали иные,

            значительно более примитивные модели. Однако абсолютно очевидным

            является и тот факт, что самые яркие успехи созданного в результате

            социальной революции Советского государства связаны именно с

            обогащением его традиционными и консервативными евразийскими

            элементами...

            Впоследствии евразийство было вытеснено из политики в сферу

            академической науки (здесь в первую очередь следует упомянуть

            великого русского историка Льва Николаевича Гумилева). Вновь

            актуальным евразийство становится после краха марксистской идеологии

            и победы Запада в "холодной войне"...

 

 

            Неоевразийство

 

            На смену марксизму не пришла последовательная и устойчивая

            идеология, способная конкурировать с либерализмом (олицетворяемого

            сегодня США). Разрозненные фрагменты музейного монархизма,

            инерционного ностальгического советизма, экстравагантные фантазии

            радикальных экологов или анархистов не могли сами по себе сложиться

            в единый фронт. Отсутствовала общая мировоззренческая база, общий

            знаменатель. В этот момент наиболее пытливые умы, чистые сердца и

            пламенные души и обратились к наследию евразийцев. И обнаружили там

            спасительный источник полноценной идеологии, идеально

            соответствующей требованиям актуального исторического момента...

            Неоевразийство начало складываться как социальное, философское,

            научное, геополитическое, культурное течение в конце 80-х.

            Отталкиваясь от наследия русских евразийцев 20-30-х годов, вобрав в

            себя духовный опыт старообрядческой традиции Русского Православия,

            обогатившись социальной критикой русских народников, социалистов,

            по-новому осмыслив достижения советского этапа отечественной

            истории, освоив философию традиционализма и консервативной

            революции, геополитическую методологию и оригинальные революционные

            учения западных "новых левых", неоевразийство стало единственной

            серьезной мировоззренческой платформой в современной России,

            оформилось в научную школу, в систему социальных и культурных

            инициатив.

            Неоевразийство заложило основы современной российской геополитики,

            приобрело мощный кадровый потенциал сторонников во властных

            структурах и силовых министерствах и ведомствах (основывающих на

            евразийской геополитике серьезные оперативные международные, военные

            и экономические проекты).

            Неоевразийство повлияло на современную отечественную политологию,

            социологию, философию.

            Неоевразийство постепенно стало важным концептуальным инструментом

            российских государствообразующих монополий, нуждающихся в

            стратегической модели для выработки долгосрочной стратегии

            макроэкономической деятельности, зависящей не от сиюминутных

            политических процессов, но от исторических, географических и

            цивилизационных констант.

            Неоевразийство легло в основу широкого спектра авангардных течений в

            молодежной культуре, создало свой уникальный (революционный,

            пассионарный и в то же время укорененный в национальной традиции)

            стиль.

            Неоевразийство оказало колоссальное влияние на политические партии и

            движения современной России. В программных документах "Единства",

            КПРФ, ОВР, ЛДПР, движения "Россия", множества других партий и

            движений заметны неоевразийские элементы. Однако заметна и крайняя

            непоследовательность и конъюнктурность этих заимствований... Вообще,

            партии в России, к сожалению, как правило, деидеологизированы, так

            как создаются они для решения краткосрочных, прикладных задач.

 

 

            Новый социально-политический субъект

 

            Пришло время сделать следующий шаг: придать неоевразийству

            конкретное социально-политическое измерение.

            Новое руководство России, занятое решением стратегических задач,

            стоящих сейчас перед страной, явно не удовлетворено примитивными и

            разрушительными рецептами, навязываемыми Западом и проводниками его

            влияния в России. Оно нуждается в мировоззренческой и

            социально-политической опоре.

            Если для решения сиюминутных задач сложившаяся политическая и

            партийная система пригодна (хотя и для этого она объективно

            малопригодна), то уже в среднесрочной перспективе (не говоря уже о

            долгосрочном стратегическом подходе) она явно несостоятельна и

            нуждается в радикальном реформировании.

            Данная система сложилась в результате попытки замещения советской

            модели западной либерал-демократической. Но сегодня для России

            неприемлемо ни то ни другое. Необходимы партии и движения, имеющие

            четкую мировоззренческую базу, отражающие интересы народов России, а

            не эксплуатирующие доверие людей ради своей частной или групповой

            выгоды.

            Те, кто стоял у истоков неоевразийства, кто сформировал

            теоретические предпосылки и основы российской геополитики,

            евразийской философии, консервативно-революционной политологии и

            социологии, кто отдал много лет борьбе за идеалы Евразии, за

            возрождение русского народа и нашей Великой Державы, приняли решение

            образовать новое социально-политическое движение "ЕВРАЗИЯ".

 

 

            Кто станет участниками движения "ЕВРАЗИЯ"?

 

            К кому мы обращаемся с призывом поддержать наше движение?

            К каждому россиянину, образованному и не очень, влиятельному и

            лишенному самого последнего, к рабочему и к менеджеру, к страждущему

            и процветающему, к русскому и татарину, к православному и к иудею, к

            консерватору и к модернисту, к студенту и к стражу порядка, к

            десантнику и к ткачихе, к губернатору и рок-музыканту.

            К тем, кто любит Россию, не мыслит себя без нее, кто осознал

            необходимость серьезного волевого усилия, которое требуется от всех

            нас для того, чтобы наша страна и наш народ остались на карте нового

            тысячелетия. К тем, кто хочет, страстно хочет вернуть Родине мощь и

            благополучие, утвердили над страной, материком и миром наши

            солнечные русские идеалы - идеалы Свободы, Справедливости, Верности

            Истокам.

 

 

            Радикальный центр

 

            В политическом спектре современной России движение "Евразия" будет

            занимать место радикального центра. Мы не левые и не правые, не

            раболепное "болото", и не "оппозиционеры любой ценой". Мы понимаем,

            что сегодняшняя российская власть, и в первую очередь Президент

            России Владимир Путин, нуждается в помощи и поддержке. Но вместе с

            тем слепая покорность, некритичное отношение к власти сегодня не

            менее (если не более) губительны, чем прямой бунт.

            Мы центристы в той мере, в какой Президент и власть действуют во

            благо Державы, во благо народа. Причем не сиюминутно, популистски, а

            в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Здесь мы будем за

            Президента истово, радикально, до конца. Не обращая внимания на пока

            еще имеющиеся погрешности, с радостью принимая все трудности,

            которые неизбежно возникнут, коль скоро Россия всерьез задалась

            целью спасти себя и весь остальной мир от страшной угрозы, ползущей

            с Запада. Ничего более центристского, чем наша безоговорочная и

            тотальная поддержка патриотической державостроительной власти (даже

            в самых непопулярных ее действиях), просто не может быть.

            Так наши предшественники, евразийцы, поддерживали в общем-то чуждый

            им - православным фундаменталистам - марксистский режим потому, что

            он противостоял Западу - худшему из зол.

            Но наш радикальный центризм не пассивен. Мы осознаем, что нынешняя

            власть в России не может обладать ясным представлением о

            фундаментальных стратегических целях, о философской и духовной

            проблеме нового тысячелетия - страшного, рискованного,

            угрожающего... В этом отношении власть сегодня слаба, растеряна и

            нуждается в помощи. Такую концептуальную помощь ей должен оказать

            народ. Самая его активная, волевая, умная, идеалистическая,

            патриотичная часть. Именно она должна стать ядром нашего движения.

            Власти следует прислушаться к голосу Евразии. Это не робкое блеяние

            искусственных экранных или диванных партий. Это могучий радикальный

            зов почвы, голос поколений, рев глубин нашего духа и нашей крови.

 

 

            Приоритеты движения “ЕВРАЗИЯ”

 

            Наше движение прилагает евразийские принципы ко всем сферам жизни.

            В религиозной сфере это подразумевает конструктивный солидарный

            диалог традиционных для России конфессий - православия, ислама,

            иудаизма, буддизма. Существует общий стиль евразийской духовности,

            который ни в чем не ущемляет различия и оригинальность догматов. Это

            серьезное и позитивное основание для сближения, взаимоуважения,

            взаимопонимания.

            В области внешней политики евразийство предполагает широкий процесс

            стратегической интеграции. Воссоздание на основе СНГ солидарного

            Евразийского Союза (аналога СССР на новой идейной, экономической и

            административной основе).

            Стратегическая интеграция внутренних пространств СНГ постепенно

            должна распространиться на весь континент -страны оси

            Москва-Тегеран-Дели-Пекин. Евразийская политика призвана открыть

            России выход к теплым морям: не путем войны и человеческих

            страданий, а путем мирного открытого и дружеского сотрудничества.

            Евразийская политика в отношении Запада предполагает приоритетное

            сотрудничество со странами Европы. Современная Европа не является

            более олицетворением "мирового зла" (сейчас эту функцию выполняют

            США). А значит, Россия может найти в Европе стратегических

            партнеров, заинтересованных в возвращении роли лидера западной

            цивилизации. Евразийская Россия должна выступить в роли

            освободительницы Европы от американской политической, экономической

            и культурной оккупации.

            Евразийская политика России ориентирована на активное сотрудничество

            со странами Тихоокеанского региона, в первую очередь с Японией.

            Азиатские "тигры" должны увидеть в евразийской политике России

            гарантию своей политической и экономической независимости от

            агрессивного Запада, огромный стратегический и ресурсный потенциал,

            новые рынки.

            На планетарном уровне евразийство выражается в активном и

            повсеместном противостоянии глобализации. Евразийство отстаивает

            цветущую сложность народов, религий и наций. Все антиглобалистские

            тенденции по определению являются "евразийскими".

            Мы - последовательные сторонники "евразийского федерализма". Это

            означает сочетание стратегического единства и этно-культурной (а в

            некоторых случаях и экономической) автономии. Многоукладность на

            местном уровне и строгий централизм в вопросах, связанных с

            интересами Государства.

            Мы должны возродить традиции русского народа, способствовать

            преодолению демографического кризиса, пробудить в народе присущую

            ему органически духовность, нравственность, высокие идеалы, живой и

            страстный патриотизм.

            Без приоритетного возрождения русского народа (как

            имперообразующего) евразийский проект не может быть реализован.

            Понимание этого лежит в основе нашего мировоззрения.

            Евразийство в социальной сфере означает приоритет общественного над

            индивидуальным, подчинение экономических моделей стратегическим,

            социальным задачам. Вся история экономики Евразии свидетельствует,

            что развитие хозяйственных механизмов здесь происходит по логике,

            противоположной либерал-капиталистическим, индивидуалистическим

            моделям личного обогащения, развившимся на Западе на основе

            протестантской этики. Коллективный, общинный принцип ведения

            хозяйства и справедливое распределение - являются устойчивыми

            чертами нашей экономической истории.

            Развитие культурного процесса евразийство видит в обращении к

            корням, в органичном синтезе древнего и современного. Приоритетным

            должно быть именно народное творчество, продолжение и возрождение

            традиций.

            Будучи мировоззрением новым, авангардным, евразийство, в первую

            очередь, обращается к молодым людям, чье сознание не испорчено

            хаотическими скачками от одной неадекватной идеологической модели к

            другой, еще менее адекватной.

            Евразиец - это сильный, пассионарный, страстный, здоровый и красивый

            человек. Культу уродства и патологии, цинизма и пресмыкательства

            перед суррогатами мировых зрелищ мы можем противопоставить иные,

            позитивные ценности. Мы не позволим убивать, насиловать, унижать,

            извращать, продавать и "сажать на иглу" наших детей. Наш идеал - это

            праздник физического и духовного здоровья, силы и доблести, верности

            и чести.

            Один человек может многое. Но "поэзия, - как писал Лотреамон, - дело

            всех".

            Тем более, социальное творчество, воссоздание Великой Евразии - дело

            всех населяющих ее народов и каждого из нас!

            Никто не обещает легких побед, безмятежной сытости или зрелищных

            акций.

            Впереди ежедневный, тяжелый, кропотливый труд. Впереди бесчисленные

            битвы, лишения и страдания, но впереди также радость и Великая Цель!

 

 

 

 

            Александр ДУГИН,

            оргкомитет по созданию движения "ЕВРАЗИЯ"

 

 

 

            Петр Савицкий

 

            ВЛАСТЬ ПРЕДЧУВСТВИЯ

 

 

            "...Россия перед войной и революцией "была современным

            цивилизованным государством "западного" типа, правда, самым

            недисциплинированным из всех существующих" (Г.Д.Уэльс). Но в

            процессе войны и революции "европейскость" России пала, как падает с

            лица маска. И мы увидели образ России, не прикрытый тканью

            исторических декораций, - мы увидели Россию двуликой... Да, одним

            лицом она обращена в Европу, но другим лицом она отвернулась от

            Европы...

            (Уэльс, кстати, рассказывает, что "Горького гнетет, как кошмар,

            страх перед поворотом России к Востоку". Но сама Россия не есть ли

            уже "Восток"?..)

            Много ли найдется на Руси людей, в чьих жилах не течет хазарской или

            половецкой, татарской или башкирской, мордовской или чувашской

            крови? Многие ли из русских всецело чужды печати восточного духа:

            его мистики, наконец, его созерцательной лени? В русских

            простонародных массах заметно некоторое влечение к простонародным

            массам Востока, и в органическом братании православного с кочевником

            или парием Азии Россия поистине является православно-мусульманскою,

            православно-буддийскою страной.

            Большевики воздвигли гонение на православие и поругание всякой веры.

            Это так. Но тем с большей ясностью, - подчеркнутая всею силою

            контраста, - выступила религиозная настроенность и обращенность тех

            русских и нерусских масс, чьим движением и чьим дыханием жив

            большевизм...

            Большевистское надругательство или большевистская индифферентность к

            вере дают для понимания России так же мало, как и большевистские

            попытки осуществить на практике велеречивые вещания Маркса.

            Именно потому, что Россия есть не только "Запад", но и "Восток", не

            только "Европа", но и "Азия", и даже вовсе не Европа, но

            "Евразия"... Россия же составляет "континент в себе", в определенном

            смысле сопоставимый по своему значению с Европой.

            ...В безмерных страданиях и лишениях, среди голода, в крови и в

            поте, Россия приняла на себя бремя искания истины за всех и для

            всех. Россия - в грехе и безбожии, в мерзости и паскудстве. Но

            Россия в искании и борении, во взыскании града нездешняго... Пафос

            истории почиет не на тех, кто спокоен в знании истины, кто

            самодоволен и сыт. Пламенные языки вдохновения нисходят лишь на

            тревожных духом: то крылья Ангела Господня возмутили воду купели.

            Итак, в благоустроенном культурном мире нет более России. И в этом

            отсутствии - изменение. Ибо в своем особого рода "небытии" Россия

            становится идеологическим средоточием мира.

            В переводе на язык реальности это значит, что на арене мировой

            истории выступил новый культурно-географический мир. Напряженный

            взор обращен в будущее: не уходит ли к Востоку богиня Культуры, чья

            палатка столько веков была раскинута среди долин и холмов

            Европейского Запада?.. не уходит ли к голодным, холодным и

            страждущим?..

            Мы во власти предчувствия... И в этом предчувствии можно обрести

            источник особого вида самодовольства, самодовольства страждущих...

            Но предаться самодовольству - значит погибнуть. Нельзя скрывать

            того, что считаешь истиной. Но нельзя успокаиваться в предчувствии.

            Нет неизбежного. Есть возможное. Только путем напряженного

            творчества, без боязни покаяться в ошибках и сознаться в слабостях,

            - только ценою непрерывных усилий возможное станет действительным".

            ("Поворот к Востоку". 1921 г.)

            "...Европа для России есть не более, чем полуостров Старого

            материка, лежащий к западу от ее границ. Сама Россия на этом

            материке занимает основное его пространство, его торс... Были

            моменты, когда казалось, что между западной ее периферией - Европой,

            к которой причислялось и Русское Доуралье ("Европейская Россия"

            старых географов), и Азией лежит пустота. Евразийская установка

            русской современности заполняет эту пустоту биением живой жизни...

            Чем больший вес будут приобретать воздушные сообщения со

            свойственным этому роду сношений стремлением летать по прямой - тем

            ясней будет становиться роль России - Евразии как "срединного мира".

            Установление трансполярных линий может еще больше усилить эту роль.

            На дальнем севере Россия на огромном пространстве является соседом

            Америки. С открытием путей через полюс или, вернее, над полюсом -

            она станет соединительным звеном между Азией и Северной Америкой...

            По сравнению с русским "торсом", Европа и Азия одинаково

            представляют собою окраины Старого Света. Причем Европой, с

            русско-евразийской точки зрения, является все, что лежит к западу от

            русской границы, а Азией - все то, что лежит к югу и юго-востоку от

            нее. Сама же Россия есть ни Азия, ни Европа. И потому нет

            "Европейской" и "Азиатской" России, а есть части ее, лежащие к

            западу и к востоку от Урала...

            В Европе и Азии временами бывало возможно жить только интересами

            своей колокольни. В Евразии, если это и удастся, то в историческом

            смысле на чрезвычайно короткий срок... Недаром над Евразией веет дух

            своеобразного "братства народов", имеющий свои корни в вековых

            соприкосновениях и культурных слияниях народов различнейших рас...

            Это "братство" выражается в том, что здесь нет противоположения

            "высших" и "низших", что взаимные притяжения здесь сильнее, чем

            отталкивания, что здесь легко просыпается воля к общему делу.

            История Евразии, от первых своих глав до последних, есть сплошное

            тому доказательство. Эти традиции и восприняла Россия в своем

            основном историческом деле. В XIX и начале XX вв. они бывали по

            временам замутнены нарочитым "западничеством", которое требовало от

            русских, чтобы они ощущали себя "европейцами" (каковыми на самом

            деле они не были) и относились к другим евразийским народам, как

            "азиатам" и "низшей расе". Такая трактовка не приводила Россию ни к

            чему, кроме бедствий. Только преодолением нарочитого "западничества"

            открывается путь к настоящему братству евразийских народов...

            Евразия и раньше играла объединительную роль в Старом Свете.

            Современная Россия, воспринимая эту традицию, должна решительно и

            бесповоротно отказаться от прежних методов объединения,

            принадлежащих изжитой и преодоленной эпохе методов насилия и войны.

            В современный период дело идет о путях культурного творчества, о

            вдохновении, озарении, сотрудничестве. Обо всем этом и говорят

            евразийцы. Несмотря на все современные средства связи, народы Европы

            и Азии все еще, в значительной мере, сидят каждый в своей

            "клетушке". Евразийское "месторазвитие", по основным свойствам

            своим, приучает их к общему делу. Назначение евразийских народов -

            своим примером увлечь на эти пути также другие народы мира, в общее

            дело построения новой, органической культуры, хотя и Старого, но все

            еще (верим) молодого, чреватого большим будущим света... "

            ("Географические и геополитические основы евразийства". 1934 г.)

 

 

 

            Владимир Голышев

 

            ВЕРНУТЬСЯ В ИСТОРИЮ

 

 

            Рожденная в среде русских интеллектуалов, оказавшихся на чужбине,

            евразийская доктрина (при первой попытке становления серьезной

            политической силой) не выдержала конкуренции с марксизмом,

            объявленным официальной идеологией Советской России. Должно было

            пройти много лет, чтобы казавшийся последним словом общественной

            мысли догматический марксизм доказал свою несостоятельность. И тогда

            снова забродил в умах русских людей призрак евразийства…

            В конце 80-х растерянная, ведомая обмороком и цепью ложных

            умозаключений в духе теорий конвергенции, одураченная и часто прямо

            подкупленная Западом, партийная элита СССР сдавала рубеж за рубежом.

            Агрессивно навязываемый извне культ "свободного рынка" и

            "общечеловеческих ценностей" (непременных атрибутов

            либерально-демократической идеологии), казалось, был обречен на

            успех... От социализма все устали, Запад манил болотными огнями

            мнимой свободы и фиктивного преуспеяния, гипноз его был в апогее…

            Но что-то не клеилось. Даже тогда, когда казалось, что обманутые

            собственной властью люди готовы по мановению невидимой дирижерской

            палочки единогласно поддержать все, что угодно, а прилежание в

            измене было возведено в ранг высшей добродетели, какая-то неведомая

            сила, вопреки здравому смыслу, все-таки удерживала страну на краю

            пропасти.

            Образовавшийся идеологический вакуум упорно не заполнялся

            либерализмом. Его настойчиво пытались имплантировать в общественное

            сознание, упрямо декларировали его безальтернативность, а он

            вываливался обратно.

            Когда прошла первая "перестроечная" эйфория, обнаружилось, что

            подавляющее большинство обманутых и обобранных граждан России не

            принимает происходящие в стране перемены, не желает встраиваться в

            "мировое сообщество", не согласно с изменническим курсом, проводимым

            экстремистами-реформаторами. Мотивация у всех была разная. Но было и

            ощущение, что монархисты и консерваторы-коммунисты, молодые

            анархисты и радикально настроенные патриоты-националисты могут

            объединиться на основе какого-то неочевидного, но, тем не менее,

            предчувствуемого внутреннего родства. Лабораторией, взявшейся за

            этот "синтез", стала газета Александра Проханова "День"... Это был

            героический период закладывания основ идеологии "третьего пути",

            нового патриотического синтеза по ту сторону "левых" и правых".

            Если сегодня открыть пожелтевшую подшивку "Дня" начала 90-х, в глаза

            бросается необычное концептуальное богатство, резко контрастирующее

            с плоским догматизмом наспех слепленной официально принятой

            "рыночной веры". С газетой сотрудничали буквально все сколько-нибудь

            заметные деятели патриотической оппозиции, ученые, оригинальные

            мыслители, деятели культуры — от маститых советских писателей до

            наиболее радикальных представителей "андеграунда". Всех объединяло

            общее представление о неприемлемости для России либерального пути,

            вера в необходимость своего Русского ответа на вызов времени.

            Изменнической власти оставалось лишь в бессилии скрипеть зубами и

            огрызаться: "красно-коричневые". Они даже не подозревали, до какой

            степени оказались правы...

            Выдуманное либералами клеймо (которое, кстати, никого не

            обескуражило — Александр Проханов даже назвал так свой роман) — на

            самом деле, терминологическая калька с "национал-большевизма". Так

            называлась оригинальная концепция выдающегося русского мыслителя и

            политического деятеля профессора Николая Устрялова. Его взгляды были

            близки целому пласту мировой общественной мысли, представляющему

            консервативно-революционное мировоззрение ("Третий путь"), одними из

            ярчайших представителей которого были русские евразийцы. Их

            творческое наследие, волею обстоятельств не использованное прежде в

            должной мере, идеально подходило не только для объяснения

            трагических изгибов русской истории, но и для оценки текущего

            момента и стратегического планирования на будущее...

            ...В начале 90-х гг. главный редактор журнала "Элементы. Евразийское

            Обозрение" Александр Дугин (постоянный автор "Дня", член

            редколлегии) вместе с группой единомышленников закладывает основы

            для возрождения евразийской идеологии в новых условиях. Это принято

            называть "неоевразийством". Данный круг развивает евразийскую

            традицию, дополняет новыми социологическими, политологическими,

            религиоведческими и культурологическими пластами, привносит

            важнейшие компоненты новейшей геополитики и философии

            традиционализма, но вместе с тем активно участвует в подготовке

            издания трудов евразийцев первого поколения — Трубецкого, Савицкого,

            Алексеева (а труды Л.Н.Гумилева к тому времени и так уже стали

            бестселлерами). Устанавливаются контакты с единомышленниками в

            Европе. На страницах "Дня" появляются тексты западных

            интеллектуалов-традиционалистов. Москву посещают философы,

            геополитики, политологи евразийской ориентации — Ален де Бенуа,

            Роберт Стойкерс, Клаудио Мутти, Карло Террачано, Марко Баттарра, Жан

            Тириар, Кристиан Буше. "Будущее России как мощного евразийского

            государства не является внутренним делом русских, — утверждают они,

            — от этого зависит будущее всего человечества". Закладываются основы

            "евразийского интернационала"…

            В 1997 году выходит катехизис евразийства — фундаментальный труд

            Александра Дугина "Основы геополитики" (выдержавший уже четыре

            издания), концентрированно описывающий концептуальный аппарат,

            способный дать агрессии атлантистского полюса адекватный ответ в

            лице нового гигантского Евразийского Государства (созданного на

            основе России) со своей собственной планетарной стратегией

            континентального типа.

            Ценой невероятного насилия над самой логикой истории, над

            объективным процессом развития общественной мысли России — через

            расстрел Парламента, резню в центре Москвы, жесткую монополизацию

            информационных ресурсов, превращение представительской власти в

            жалкую декорацию — ельцинскому режиму удалось ненадолго затормозить

            естественный процесс возвращение России на свою евразийскую,

            предначертанную географией, религией, психологией и культурой стезю…

 

            Но в сложившейся после ельцинского путча политической ситуации

            масштабные оппозиционные проекты, подобные "Фронту национального

            спасения" (так и не реализовавшему заложенный в нем потенциал), были

            уже невозможны. Евразийская доктрина не найдя себе адекватного

            выражения в реальной политической силе, тем не менее, постепенно

            завоевывает умы наиболее внимательных русских людей, пытающихся

            разобраться — что к чему и как быть дальше… К евразийству

            присматриваются и интеллигенты, и молодежь, и ученые, и бизнесмены,

            и силовики, и постоянно растущий сектор властной административной

            элиты.

            Все больше россиян отчетливо осознает, что евразийство — это наш

            мировоззренческий код, операционный язык нашей истории и культуры,

            парадигма нашей континентальной стратегии, комплекс идей,

            продиктованный самим географическим положением, ментальностью

            народа, исторической судьбой России, а не безответственная игра ума

            кабинетных ученых...

            В журнале "Элементы", на страницах центральных газет (в первую

            очередь "Завтра", "Независимой Газеты"), в лекциях основанного им

            "Нового Университета", в сотнях лекций и выступлений в самых разных

            аудиториях — от военных Академий до актовых залов заводов и фабрик —

            Александр Дугин детализирует евразийскую доктрину, консультирует

            видных деятелей законодательной и исполнительной власти,

            высокопоставленных руководителей силовых министерств и ведомств,

            представителей крупного бизнеса национального масштаба, создает

            "Центр Геополитических Экспертиз" в рамках

            Экспертно-Консультативного Совета по проблемам Национальной

            Безопасности при Председателе Государственной Думы ФС РФ. В книге

            "Наш путь" из евразийства выведены основные постулаты Национальной

            Идеи... "Наш путь" становится кратким справочником для российской

            элиты, тезисным изложением национальной стратегии России... Все

            больше людей понимает, что Россия выстоит, только двигаясь по своему

            собственному пути, и что надо думать своей головой, думать далеко

            вперед, очерчивать стратегии и проекты общенационального развития и

            кропотливо, безустанно работать над их воплощением в жизнь.

            Эфемерное, сиюминутное больше не устраивает, возникает потребность в

            более фундаментальных вещах. А значит, приходит время евразийства…

            Евразийские тезисы становятся непременным атрибутом программ партий,

            претендующих хоть на какой-нибудь электоральный успех. Новый курс во

            внешней политике, в сфере информационной безопасности,

            интеграционные процессы в рамках СНГ — свидетельствуют о том, что

            новое российское руководство постепенно (не без отступлений и

            противоречий) избавляется от последствий губительного, преступного

            атлантизма. Есть основания полагать, что этот процесс необратим,

            ведь страна и народ еще одного западнического реформаторского витка

            просто не выдержат.

            Сегодня складывается ситуация, при которой евразийцев можно найти

            везде. Это — ученные и педагоги, военные, патриотически настроенные

            бизнесмены, авангардная молодежь, широкие круги православной

            общественности, журналисты, простые россияне, на примере родной нам

            Сербии осознавшие тот кошмар, который несет миру западоцентричный

            "новый мировой порядок"... Последовательным евразийцем является

            верховный муфтий шейх-уль-ислам Талгат Таджудин, очень популярны

            евразийские идеи в Татарстане, в Башкирии, в странах СНГ. Даже в

            Израиле (казалось бы, целиком подконтрольном США) среди выходцев из

            бывшего Советского Союза сформировалась сплоченная, набирающая силу,

            группа пророссийски настроенных интеллектуалов-евразийцев.

            За последние годы предпринимались попытки создать партию или

            общественно-политическое движение с идеологией и программой,

            базирующейся на евразийских принципах. Отдельные тезисы евразийства

            включили в свои программные документы КПРФ, "Единство", ЛДПР,

            "Россия", НБП и т.д. Однако евразийство ни в одной из этих партий и

            движений не стало последовательной и сознательно избранной

            полноценной идеологией.

            Сегодня приходит решающий момент. Бессистемное, фрагментарное

            использование политиками-прагматиками элементов евразийской доктрины

            становится серьезной опасностью: идею забалтывают, превращают в кич.

            В то же время отсутствие общественного объединения, способного

            достойно представлять евразийскую доктрину в складывающемся сейчас

            новом политическом ландшафте, лишает наше общество, широкие массы,

            властные структуры колоссального теоретического и концептуального

            богатства, потребность в котором ощущается многими.

            Создаваемое Александром Дугиным общественно-политическое движение

            "Евразия" ставит своей задачей восполнить этот пробел...

     

 

                      Публикуется по http://evrazia.org/modules.php?name=News&file=article&sid=733

            

                               В библиотеку                                                       На главную страницу

Hosted by uCoz