Сергей В. Бирюков. Евразийство как вариант российской государственной стратегии

 

 

      Евразийство - течение, возникшее среди эмигрантских слоев российской

      интеллигенции и связанное в первую очередь с попыткой осмысления ими

      истоков и последствий Октябрьской революции. Само направление возникло в

      1921 г. в Праге и Софии, и у его истоков стояли четыре молодых

      белоэмигранта - географ П.Савицкий, музыковед П.Сувчинский,

      филолог-славяновед Н.Трубецкой, религиозный философ и публицист

      о.Г.Флоровский. Помимо них в число видных евразийцев входили выдающийся

      религиозный мыслитель Л.П.Карсавин, знаменитый историк Г.В.Вернадский,

      правовед и государствовед Н.Н.Алексеев, востоковед В.П.Никитин, писатель

      В.Н.Иванов. Заявили о себе евразийцы выходом в свет сборника "Утверждения

      евразийцев" (София, 1922), а в 1926 г. представили развернутое изложение

      своих идей в книге "Евразийство". Высказанные ими взгляды вызвали широкий

      отклик в кругах русской эмиграции - от резкого неприятия у крайне правых

      до глубокого и неподдельного интереса у размышляющей о судьбах России

      молодежи. Далее движение пошло "в рост" - образовались евразийские кружки

      в Праге, Берлине и Белграде, возникло евразийское книгоиздательство.

      Однако уже в конце 20-х годов движение пережило раскол, вызванный уходом

      разочарованных в "панбольшевизме" и "панмонголизме" первоначальных его

      участников (П.Бицилли, о.Г.Флоровский) и началом издания в Париже газеты

      "Евразийство" (Л.Карсавин, П.Сувчинский, С.Эфрон), которая под влиянием

      ГПУ (агентом которого и оказался впоследствии муж М.Цветаевой С.Эфрон)

      стала пропагандировать сближение с СССР. Основоположники движения

      выступили с критикой "парижского направления" и порвали с ним. После этого

      евразийство как организованное движение ушло в небытие, но сами идеи

      получили новое толкование и развитие в политической мысли России. Каковы

      же главные постулаты "классического евразийства", породившие в свое время

      массу споров и вызывающие неподдельный интерес к этому учению и по сей

      день?

      Первая поставленная евразийцами проблема - проблема определения места

      России в мире, в системе координат "Восток - Запад" с точки зрения

      особенностей ее духовной культуры. Рассуждая об этом, евразийцы пришли к

      выводу, что культура, которую в течение веков преподносили России как

      общечеловеческую, на самом деле есть культура небольшой группы романских и

      германских народов1. Главная ее "родовая черта" - упорное нежелание

      признать самобытность и право на существование других (и прежде всего -

      восточных) культур, а также упорное стремление навязать себя миру.

      Крестовые походы, неприязнь к православным "схизматикам", многовековое

      опасение и непонимание России - таковы проявления "романо-германского"

      стиля мышления.

      Какую же роль сыграла "романо-германская" идея в истории России, упорно

      пытавшейся в течение многих веков "догнать Европу"? Как полагают

      евразийцы, все предпринимаемые со времен Петра Великого попытки привить

      России "чужеродную" европейскую культуру породили преимущественно

      негативные результаты: привели к расколу между европеизированной элитой и

      основной массой общества, к расходованию впустую творческих сил народа2.

      В силу этого началось отторжение "насильственного европеизма" российским

      обществом, проявившееся в стихийных бунтах Разина и Пугачева. Апогеем

      этого отрицания "европейского пути" Россией стала Октябрьская революция,

      которая разрушила поверхностные и чужеродные для русской "почвы" элементы

      западной культуры - формы государства, бюрократию, законы, элиту, сам

      образ жизни - и, несмотря на явленный ей произвол и насилие, освободила

      тем самым творческие силы народа3.

      В связи с этим, по мнению евразийцев, встает вопрос об определении пути

      развития России и ее места в мире. Согласно "утверждениям евразийцев",

      специфика России в первую очередь предопределена особенностями ее

      природно-климатической среды. Россия - это особый, целостный в

      географическом, экономическом и культурном отношении континент и

      цивилизация, не Европа и не Азия, но своеобразное "Серединное государство"

      - Евразия; территориально она совпадает с Российской Империей и СССР4. В

      силу природы и истории Россия - это не национальное государство, но особый

      тип цивилизации, образовавшийся в результате синтеза элементов

      восточнославянской культуры, тюркского кочевничества и православной

      традиции. Как полагают евразийцы, именно в результате многовекового

      сосуществования славянских, тюркских и монголоязычных народов

      сформировались общая для всех народов "России-Евразии" и враждебная

      европейскому "индивидуализму и эгоизму" коллективистская культура и

      "общеевразийский национализм"5. Как следствие - национальной основой

      России является не только русский народ, но и все тюркские и мусульманские

      народы, что подкрепляется "потенциальным православием" последних, а также

      близостью в некоторых моментах православия и ислама.

      Из цивилизационной специфики России вытекает и особая природа ее

      государственности - Московское царство является не продолжением Киевской

      Руси (которая шла по европейскому пути развития), но империи Чингисхана и

      Золотой Орды. Именно татаро-монголы, по мнению идеологов евразийства,

      собрали в свое время в единое целое русские и восточнославянские земли, и

      задача Российской империи и СССР - сохранить и укрепить их единство6. Этим

      предопределяются и основные государственные задачи - всеми средствами

      сохранять территориальную целостность Евразии, оберегать евразийскую

      культуру и национализм. Для решения этих задач государство обязано быть

      идеократическим и жестко централизованным, строиться "сверху вниз" и

      контролировать всю жизнь общества - то есть управлять, планировать,

      координировать, давать указания7. Под стать этому и другие черты

      "евразийской модели": власть должна находиться в руках выражающей

      "культуру и дух" народа элиты, господствующая идеология не может

      подвергаться сомнению, партии и разделение властей "во имя единства

      общества" должны быть упразднены, а экономика в значительной степени

      огосударствлена.

      С этих позиций оценивают евразийцы и историческую роль большевизма.

      Несмотря на свое марксистско-интернационалистское происхождение, последний

      в интересах самосохранения и под влиянием "естественных процессов" будет

      вынужден перейти к защите интересов Евразии.

      О сильных и слабых сторонах евразийства в историографической литературе

      сказано уже достаточно много. Признается, что евразийство - одно из

      наиболее значимых политических учений ХХ века, ставящих вопрос об

      определении места России в мире, о специфике ее культуры и образа жизни ее

      народов. Не менее важным считается и обоснование евразийцами необходимости

      гармоничного сосуществования славянских и тюркских народов, православия,

      ислама и буддизма как залога целостности и стабильности многонациональной

      государственности. Кроме того, многие отмечают, что евразийство - не

      только вариант национальной идеологии и "русской идеи", но и наиболее

      разработанная российская геополитическая доктрина. В этом качестве оно

      противостоит учениям классиков англо-американской геополитики (А.Мэхэна,

      Х.Макиндера и Н.Спайкмена), полагавших основой мирового господства

      контроль над хартлендом либо римлэндом. Напротив, по мнению евразийцев,

      именно контроль за хартлендом - Евразией - и сохранение его целостности

      является залогом благополучия всех населяющих его народов.

      Параллельно акцентируются и негативные стороны евразийского учения.

      Достаточно ясно, что при доведении до крайности евразийство может

      выступать как идеология, обосновывающая тоталитарные и автаркические

      модели, провоцируя изоляцию от Запада, - что в условиях процессов

      глобализации и глобальной конкуренции неизбежно заведет Россию в тупик8.

      Серьезным упреком евразийцам может являться и недооценка ими конфликтного

      потенциала в отношениях между Россией как государством, с одной стороны, и

      "внешним" и "внутренним" исламом - с другой стороны.

      Окончание следует. Автор расскажет о "полюсах" нэоевразийства - от

      Панарина до Дугина.

      Примечания:

 

      1 Трубецкой Н.С. 1993. Об истинном и ложном национализме. // Мир России -

      Евразия. Антология. М.:"Высшая школа". С. 43 - 45.

 

      2 Трубецкой Н.С. 1992. Мы и другие. // Наш современник, № 2, С. 160 - 163.

 

      3 Сувчинский П.П. 1992. К преодолению революции. // Там же, С. 153 - 159.

 

      4 Савицкий П.Н. 1993. Географический обзор России - Евразии. // Мир России

      - Евразия. Антология. М.:"Высшая школа". С. 219 - 232.

 

      5 Трубецкой Н.С. 1993. Общеевразийский национализм. // Мир России -

      Евразия. Антология. М.:"Высшая школа". С. 190 - 200.

 

      6 Вернадский Г.В. 1992. Два подвига св. Александра Невского. Монгольское

      иго в русской истории. // Наш современник, № 3, С. 151 - 163.

 

      7 Алексеев Н.Н. 1993. Евразийцы и государство. // Мир России - Евразия.

      Антология. М.:"Высшая школа". С. 176 - 190.

 

      8 Омельченко Н.А. Споры о евразийстве. // Полис. 1992. № 3.

 

     

                Публикуется по http://www.evrazia.org/modules.php?name=News&file=article&sid=143

 

                             В библиотеку                                                      На главную страницу         

Hosted by uCoz