ДВЕ СТОРОНЫ НОВОГО ЕВРАЗИЙСТВА

                России противопоказано "бремя белого человека"

                             Евгений Ихлов

 

            Об авторе: Евгений Витальевич Ихлов - политолог.

             

 

      ПОТОК сообщений о все новых "евразийских" инициативах не может быть

      следствием чистой конъюнктуры. Разумеется, "евразийство" - точнее, вера в

      особую, неевропейскую, целостную цивилизационную сущность России - всегда

      входила в моду после каждого срыва очередного европейско-демократического

      проекта. Уваровщина с ее тремя источниками и тремя составными частями -

      после декабристов. Доктрины Леонтьева и Победоносцева - после кризиса

      Великих реформ Александра Второго. Первое евразийство - после разгрома

      "белого" русского либерализма; тут били с двух сторон: "красные" - в

      России, "черные" - в эмиграции. Сталинизм ("социализм в одной стране") -

      после провала Мировой революции. И естественно, что кризис Вторых великих

      либеральных реформ (1988-1998 гг.) заставил флюгер идеологической моды

      вновь развернуться к "особости-самобытности". Так же естественно, что

      новая верховная власть, точнее, ее придворные интеллектуалы, стремятся

      использовать новую моду для судорожного подведения хоть каких-то опорных

      идеологических конструкций под политику авторитарной реставрации. Ну,

      действительно, разве сварится мало-мальски съедобный суп из ржавого топора

      "народ и органы - едины"? Но, как любят говорить, народу срочно нужна

      "идентичность". И коли мы теперь живем в рыночном обществе, то по закону

      рынка платежеспособный спрос должен быть немедленно удовлетворен. Были мы

      - советские, были - демократы-европейцы, а нынче мы еще круче - евразийцы.

 

      Но есть ли более глубокий смысл - за новой идеологической мишурой и

      застарелыми и тщательно растравляемыми обидами? Зачем неоевразийство и

      прочная "казенная народность" власти - самоочевидно. Ведь в чем содержание

      одной стороны евразийства - для России не подходит западное,

      иуде-христианское в своей основе представление о свободе и достоинстве

      каждой личности, приоритете ее прав и интересов граждан перед государством

      и обществом. И логичное историческое следствие из этого - полный контроль

      гражданского общества над государством, федерализм и права народов и

      регионов определять свой статус, приватность мировоззрения. Поскольку наш

      новый правящий слой при такой демократии править не может (на каждого

      Черепкова судов не напасешься), то ему необходимо красивое обоснование

      иной - недемократической модели. Тут евразийство необычайно ко двору.

      Авторитарно-харизматическая (самодержавная) модель, беззаветное и

      аскетическое служение власти как высшая доблесть личности (мессианская

      державность), согласие этнических и конфессиональных меньшинств на

      подчиненную роль, имперская ксенофобия и прочее в том же привычном духе.

      Для гарнира можно добавить заклинания: мол, лучше остаться нищими и

      бесправными в самобытности, чем "европеиться", даже если это сулит

      возможность стать гражданами свободной и высокоразвитой страны. В этом

      месте либеральный публицист обычно ставит точку, указывая на "злонравия

      достойные плоды". Либеральный интеллектуал еще и добавит историософского

      анализа. Вспомнит, например, про то, что столь любимая евразийцами

      симбиотическая связь Руси с Ордой помогала княжеской верхушке растоптать

      городские вольности, провести - в контраст с Западом - "коммуналистскую

      контрреволюцию". А отлично усвоенная московским великокняжеским престолом

      у ордынских наставников манера обращаться с подданными, как с завоеванным

      населением, привела к ужасам Ивана Четвертого и Смуте, а затем дала

      возможность двум великим преобразователям - Петру Первому и Сталину - без

      сильного сопротивления просто "отменить", а точнее, прикончить старую

      страну и создать новую.

      Самый важный довод в опровержение неоевразийства содержится, с моей точки

      зрения, в том, что современной России некуда возвращаться в традицию.

      Общинно-авторитарный проект имеет смысл, если есть живая общинность, если

      самодержавная власть берет на себя заботу об аутсайдерах

      частно-капиталистических порядков. Но наше общество глубинно

      атоминизировано, артельно-коллективистские начала - фантом. Это стало ясно

      еще 12 лет назад, когда кооператоры устремились изо всех сил в

      индивидуальные предприниматели. Еще одним свидетельством этого стал почти

      полный отказ от солидарности поколений: брошенные на произвол старики,

      дети, матери-одиночки... И никакого серьезного государственного

      попечительства социально слабых и уязвимых групп населения нет и не

      предвидится. В чести правоавторитарный консерватизм. Но если

      "государственники" отвергают либеральную демократию, если полагают, что

      нам чужд "североамериканский" путь, то неужели родней -

      "южноамериканский"?

      Несмотря на все вышесказанное, я считаю, что для искренних российских

      либералов есть очень важный момент в новом евразийстве, причем момент,

      полностью соответствующий современному либерализму, - это фактическая

      констатация мультикультурности современной Российской Федерации. Наши

      демократы (либералы-западники), сильно расходясь между собой по отношению

      к Кремлю, чеченской войне, сильным социальным программам, очень часто

      едины в ощущении своего "бремени белого человека". Самым скандальным

      образом это проявляется в массовой поддержке москвичами (наиболее

      продемократический ареал) антикавказской политики. Куда "мягче" - в общем

      чувстве культуртрегерства: мы европейцы, и наш долг - интенсивно

      европеизировать традиционалистские анклавы, преимущественно, конечно,

      тюркско-исламские и горские регионы. Восприятие "неевропейских"

      социокультурных групп как второсортных, неполноценных и варварских крайне

      опасно. Тезис о "мононациональности" России ненаучен. То, что ПРЯС

      (православные русскоязычные славяне - отечественный аналог американского

      WASP) - порядка 90%, не должно вводить в заблуждение. Во-первых, Россия -

      это "христианская метрополия", обремененная "азиатским довеском". И

      "цивилизационное насилие" над "азиатским компонентом" естественно приведет

      к всплеску фундаменталистского радикализма. Главный наш жупел - ваххабизм

      - не что иное, как естественная реакция традиционалистских групп на то,

      что секулярные кремлевские демократы оставили целые части страны под

      властью предельно коррумпированной номенклатурной этнократии. Если бы

      Ельцин в 1991-1992 году не сохранил "заповедники феодализма", а

      либеральные реформаторы не отнеслись бы так снисходительно-равнодушно к

      стремительному возвращению самых диких псевдонародных традиций, то сейчас

      бы не было угрозы со стороны средневековых протестных движений. Когда

      порют казаки - это причуды этнографии, когда порют чеченцы - правовой

      строй в опасности. Когда в Грозном публично расстреляли банду убийц,

      прогрессивная общественность содрогнулась от гнева - и смирилась с тем,

      что этих дикарей можно побомбить. Когда многомиллионная российская

      консервативная общественность мечтает о публичных казнях, умиляясь

      китайским экзекуциям, когда о виселицах грезят генералы - это норма нашей

      эры "диктатуры закона". И в конце концов шариатский суд справедливей и

      воскрешенного адата, и широко принятых "понятий".

      Во-вторых, у "азиатской части" нашей страны тоже есть свой путь к свободе

      и демократии. Последние полвека, в том числе недавние выборы в Иране,

      показали, что Азия нашла свою стратегию демократического развития.

      Неоевразийцы правы - надо уважать неевропейскую традицию в российской

      цивилизации, воспринимать ее как равноправного партнера традиции

      европейской. "Западники" тоже правы - Россия должна идти к демократии не

      останавливаясь. Вместе - каждая часть России должна идти к демократии, но

      своим курсом, но к демократии. Если центральная власть обеспечит это

      "многополярное" продвижение к свободе, она сохранит и укрепит страну. Если

      укрепится имперский курс на культивирование деспотических анклавов, страну

      вновь разорвут разнонаправленные освободительные движения.

      

           Публикуется по http://www.ng.ru/2001-09-08/

 

                                В библиотеку                                                       На главную страницу

Hosted by uCoz