Модное слово “Евразия”

      Лев Ройтман: Слово “Евразия”, определенно, в моде сейчас, как и

      производные от него, и не только в России. 8-го апреля в Алма-Ате прошел

      Евразийский экономический саммит, ответвление Давосского Всемирного

      экономического форума. Там же через три недели был организован Евразийский

      медиа-форум, он собрал представителей 60-ти с лишним государств.

      Впечатление такое, что евразийский центр тяжести - это Казахстан. Но 27-го

      апреля в Москве прошел уже второй съезд Евразийской партии России. И там

      никаких упований на Казахстан, как сердце евразийства, отмечено не было.

      Есть в России еще и Общественно-политическое движение “Евразия”, во главе

      с плодовитым публицистом-националистом Александром Дугиным, но

      националистом русским, не казахским, и не турецким. Турция тоже ведь, как

      и Россия, и в Азии, и в Европе. В нашем разговоре о евразийской моде

      участвуют: Владимир Согрин из Москвы; Александр Рар из Берлина; и в Праге

      Кирилл Кобрин. Кирилл, мне удобнее всего для начала обратиться к вам, вы

      рядом со мной в студии в Праге. Историк. С вашей точки зрения, евразийство

      сегодня - это география, это политика, это пустое понятие, историческая

      аномалия или нечто жизнеспособное?

      Кирилл Кобрин: Вы знаете, я бы сказал несколько слов прежде всего о, как

      сейчас модно говорить, концепте Евразии. Я думаю, что как такое обычное

      слово инструментальное, если угодно, для обозначения каких-то вещей,

      Евразия - то, что объединяет европейские и азиатские общества и

      государства. Медиа-конгресс евразийских стран, вполне возможно, чтобы не

      называть это как-то по-другому, европейско-азиатских, например, стран. Но

      также может быть и медиа-конгресс афроазийских стран, Афроазии или Азии и

      Африки, я не знаю, что угодно. Но как концепт именно исторический, если

      угодно, философский, то, мне кажется, это абсолютно пустое место. Более

      того, я бы даже рискнул проследить начало собственно русского евразийства

      не в политических или философских или исторических системах, а в русской

      поэзии. Конечно, начало евразийства - это стихотворение Блока “Скифы”:

      “Да, скифы мы, да - азиаты...”. Вот есть идея Евразии, как я понимаю,

      которую исповедует, например, господин Дугин.

      Лев Ройтман: Спасибо, Кирилл. Я не был на втором Евразийском партийном

      съезде в Москве, но то, что дошло до нас в изложении масс-медиа, к поэзии

      явно отношения не имело. И теперь в Берлин. Александр Рар, вы выросли на

      Западе, вы не уроженец России, при этом вы очень русский человек. Я

      представлю вас теперь детальнее: вы директор Восточноевропейского отдела

      германского Совета внешней политики, это сугубо германская организация. В

      то же время, ваше происхождение - семья русских эмигрантов, и ваша семья

      была очень тесно связана с Народно-трудовым союзом, который вырос из идеи

      евразийства, также возникшего в российской эмиграции. Здесь можно

      вспомнить, пожалуй, самое известное имя - князь Николай Трубецкой. С вашей

      точки зрения, то евразийство, которое сегодня как политический,

      воспользуюсь этим модным словом, концепт, употребленным Кириллом Кобриным,

      вот это евразийство - оно жизнеспособно или это все-таки пустой звук?

      Александр Рар: Лев, спасибо, что вы так меня приятно представили. Я

      занимался всю жизнь корнями российской философии, российской политики. Но

      вопрос вы больше переводите сейчас на актуальную тему. И мне кажется, что

      я все-таки поддержал бы полностью тезис господина Кобрина. Евразийство, с

      моей точки зрения, сегодня это или чистое противостояние открытой внешней

      политике по отношению к Западу или это противостояние западным ценностям.

      В принципе, так и было всегда, и в 19-м веке. Но если говорить о

      современном евразийстве в новой России, то, вспомним, что Россия вначале

      после развала Советского Союза встала уже на такую радикально-прозападную

      позицию, во главе Министерства иностранных дел был Козырев, Ельцин такую

      политику стопроцентно поддерживал. Но после 93-го года, после мятежа

      октября 93-го года, Россия ушла на более авторитарный курс. Козырева

      сменил Примаков, началась война в Чечне, Запад начал расширять НАТО.

      Вспомним далее Косово и другие развития того времени. И тогда, я думаю, в

      России просто как противовес той политике появилось этакая политическая

      терминология евразийства, которую, с моей точки зрения, очень хорошо

      представлял Примаков. И с его политикой, действительно, многие себя

      идентифицировали, те, которые были не согласны с прозападной политикой,

      которую до этого вела Россия. Начали заигрывать с треугольником

      Индия-Китай, и другие такие вещи происходили. Но после прихода к власти

      Путина, я думаю, Россия вновь открылась Западу. Не так открылась, как

      десять лет назад при Ельцине-Козыреве, а открылась более прагматично.

      Началось сотрудничество, начали развивать идею энергетического альянса. Я

      думаю, что с Европейским Союзом и тоже с Соединенными Штатами Америки

      началось новое прагматичное сотрудничество. Пиком всего этого развития

      стали события после 11-го сентября. И действительно, сегодня опять та же

      оппозиция, та же старая оппозиция появляется, опять заговаривают об

      евразийстве для того, чтобы приостановить это полное открытие Западу.

      Евразийцы считают, что это оппозиция к Путину, что Россия самодостаточна,

      что она слишком большие уступки сейчас делает по отношению к Западу, к

      Америке. Естественно, и в новой партии “Единая Россия” будет тоже

      евразийское сильное крыло со своей идеологией, которую оппозиционеры будут

      брать на вооружение для того, чтобы где-то затормозить политику Путина.

      Лев Ройтман: Александр Рар, Берлин, спасибо. Я для баланса процитирую

      сейчас голос с совершенно других широт - Збигнев Бжезинский, голос

      политолога. Он говорит: “Евразия является центром мира, и тот, кто

      контролирует Евразию, осуществляет контроль над всем миром”. И теперь в

      Москву. Владимир Викторович Согрин, историк, представлю вас несколько

      детальнее, вы уже участвовали в наших передачах, тем не менее: доктор

      исторических наук, профессор Московского Государственного Института

      международных отношений, добавлю - и историограф, автор известных,

      серьезных работ по российской истории. С вашей точки зрения, концепция

      самодостаточности России и опоры на традиции, это то, что прозвучало на

      последнем апрельском втором съезде Евразийской российской партии, как это

      следует понимать в практическом плане, несет ли это в себе тот позитив,

      который хотят видеть в евразийстве сами участники этого съезда? Он,

      кстати, был достаточно представительным.

      Владимир Согрин: Я полагаю, что евразийство и сегодня, и в прошлом, когда

      оно возникло, это утопия, которая всегда питалась исключительно мифами. Я

      напомню, что евразийство оформилось после революции 1917-го года, и с

      самого начала выступило как антизападническое течение, антизападническая

      идеология. И тогда евразийство возникло примерно в схожей ситуации, тоже

      развал России в 1917-м году, и они пытались найти в той ситуации

      альтернативу победившему большевизму. И представили большевизм евразийцы

      1920-х годов как последовательный и законченный триумф западничества и на

      этих основаниях выступили с антизападных позиций. И вот выдвинули идею

      Евразии как первооснову российской цивилизации. Кроме географического

      понятия они, собственно говоря, каких-либо социокультурных идей не

      выдвинули. Одна из главных их идей заключалась в том, что в основе

      евразийской цивилизации, то бишь Российской, лежит государство-правда. Что

      российская цивилизация, евразийская только государство, которое, кстати, с

      их точки зрения, было унаследовано от Золотой орды, только оно способно

      навести порядок, обеспечить благоденствие и так далее. Эта идея

      государства-правды абсолютный миф, никогда такого не существовало и

      существовать не может. И, собственно говоря, сегодняшние евразийцы тоже

      апеллируют единственно, по-моему, к этой идее государства-правде.

      Совершенно тупиковая идея. Но отличие современного евразийства от

      евразийства 1920-х годов заключается в том, что в 1920-е годы евразийцы

      противопоставляли себя большевикам, а сегодняшние евразийцы

      противопоставляют себя либерально-демократической цивилизации. То есть

      сегодняшняя мифологема, с моей точки зрения, гораздо более утопична и

      гораздо более вредна. Совершенно тупиковая идея, совершенно утопичная. Я

      не сомневаюсь, что евразийцы сегодняшние останутся маргиналами.

      Лев Ройтман: Спасибо, профессор Согрин, Москва. Кирилл Кобрин, я в своем

      вступлении к этой передачи упомянул Казахстан, упомянул Турцию - страны,

      которые вполне, казалось бы, также могли быть средоточием некой

      евразийской, евроазиатской идеи. Вы, однако же, в истории евразийства, в

      русской истории, по сути дела, поскольку идея это русская, когда-нибудь

      встречали намеки, указания на то, что какая бы то ни было другая страна,

      кроме России, может стать евразийским центром тяжести?

      Кирилл Кобрин: Вы знаете, это очень интересный вопрос. Дело в том, что,

      как я уже говорил, мне представляется, что евразийская идея является идеей

      эстетической, если угодно. И, конечно же, один из праотцев евразийской

      идеи - Константин Леонтьев, который как раз именно правду, но, конечно, он

      был эстетом, он эстетическую правду видел в Османской империи. По-моему,

      это единственная ссылка на то, что кто-то кроме России может быть великой

      евразийской державой. Вообще вся эта идея евразийства, мне кажется, тоже

      скорее носит даже, может быть, не моральный, а именно эстетический

      характер, от Константина Леонтьева до Льва Гумилева. С другой стороны,

      если серьезно подумать, то житель Новосибирска или Красноярска, обычный

      человек, когда его спросить, что он думает о евразийстве, он совершенно не

      поймет, потому что он живет в России, он живет в общем-то в западном

      европейском обществе.

      Лев Ройтман: Спасибо, Кирилл Кобрин. Александр Рар, когда вы смотрите на

      Россию из Германии, где вы постоянно живете и работаете, как вам

      представляется Россия - Евразией, Европой?

      Александр Рар: То так, то так. Россия и есть, я думаю, Европа и Азия.

      Правда, сейчас в последние два-три года большинству немецких политологов

      кажется, что именно Владимир Путин выбрал путь сближения, партнерства и

      стратегического партнерства с Западом. То, что мы сейчас обсуждаем, именно

      такой европейский союз тех времен, я думаю, эту идею где-то тоже

      возрождает Назарбаев. То есть Казахстану эта идея очень нужна, он

      находится между Россией и Центральной Азией, поэтому является мотором

      таких идеологий. Ельцин противостоял назарбаевским идеям, не хотел идти

      ему навстречу, поскольку не хотел вспугнуть Украину, Белоруссию, Молдавию.

      А Путин, я думаю, поддерживает эту идею где-то с точки зрения чистого

      прагматизма. Ему нужен евразийский союз как маленький Европейский союз,

      как первая ступень для создания общего экономического пространства вместе

      с Европейским союзом, на базе энергетического альянса. Он хочет создавать

      газовый ОПЕК, скажем, стран Евразии, как об этом сейчас открыто говорится.

      Экономический союз, который, может, будет напоминать то, что мы видели в

      Европе между Францией и Германий в 50-е годы.

      Лев Ройтман: Спасибо, Александр. Что касается Владимира Путина, то он не

      прислал приветствие Евразийскому съезду в Москве, съезду Евразийской

      российской партии. А вот социал-демократы Михаила Горбачева прислали, и

      Демократическая партия, это новое образование, партия Михаила Прусака,

      тоже прислала. Я уже сказал, съезд был весьма представителен, там было

      немало депутатов Государственной Думы. Но вот Владимир Путин воздержался.

      Владимир Согрин: Я думаю, что Путину не нужно поддерживать евразийцев,

      поскольку любой прагматически мыслящий человек понимает, что это

      маргинальное явление, что это величина не больше, чем Ампилов. Что

      касается Горбачева, то с его стороны заигрывание, мне кажется, достаточно

      странное. И объясняется исключительно тем, что Горбачев и его

      Социал-демократическая партия остается маргинальной. Может быть у него в

      голове витает идея о том, что возможен какой-то альянс с другой

      маргинальной партией, чтобы набрать 5% на будущих выборах в

      Государственную Думу. Я думаю, что такие же соображения совершенно у

      Прусака и Демократической партии. Хотя Демократическая партия ближе,

      конечно, к евразийской по своей идеологической ориентации. Приветствие со

      стороны Горбачева в общем-то достаточно странное.

      Лев Ройтман: Спасибо, Владимир Викторович. Я хочу заметить, что на чисто

      практическом уровне последний опрос ВЦИОМ о настроениях россиян в

      национальном плане показывает любопытную удерживающуюся стабильность. Две

      трети опрошенных заявили, что они не желают, чтобы жители Кавказа въезжали

      в их город или в их район. Это две трети по России, а что касается Москвы,

      то там аж 70%. Естественно, с такими настроениями строить евразийское

      сообщество, евразийское пространство немножечко отчаянно, думается мне.

      Александр Рар: Я думаю, что в первую очередь вот эти цифры свидетельствуют

      о том, что российское общество действительно еще далеко от западных

      ценностей. Естественно, играет фактор чеченской войны, которая в России

      преподается по-другому, чем в мировой печати. Естественно, я думаю, люди

      желают, чтобы там конфликт закончился, но политически конфликт пока не

      заканчивается. Мне кажется, что почвы для евразийской идеологии в России

      уже потому нет, что тоже нет лидера, нет яркого политика, который бы

      внятно объяснил бы, куда России нужно идти и что понимать именно под

      терминологией евразийства. Поэтому, я думаю, что уже через несколько

      месяцев об этих европейских движениях или партиях, о которых мы сейчас

      говорим, опять забудут.

      Лев Ройтман: Спасибо, Александр Рар. Я хочу поставить вам, Кирилл Кобрин,

      чисто гипотетический вопрос: Россия прирастала Сибирью, а если отбросить

      Сибирь, где живет на сегодняшний день не более чем 15-20% населения

      России, то вся Россия остается в Европе. И вот эта европейская Россия как

      раз имеет в числе этих модных понятий евразийство. Что - минус Сибирь -

      остается тогда от евразийской идеи в России?

      Кирилл Кобрин: В общем ровным счетом ничего. Хотя сами евразийцы и

      основывали свою концепцию на преемственности русской государственности от

      Золотой орды, как мы сегодня уже говорили. Но, с другой стороны, никто в

      современной Испании не говорит о Европо-Африке, основываясь на том, что

      значительная часть испанской современной культуры и, может быть, какие-то

      идеи государственности, я думаю, что точно, идут из эпохи арабского

      завоевания Испании.

      Лев Ройтман: Спасибо, Кирилл. Профессор Согрин, ведь идея очень романтична

      с культурной точки зрения, не кажется ли вам так?

      Владимир Согрин: Абсолютно не кажется. Вы знаете, звучание - да,

      романтично, что-то необычное, что-то, связанное с корнями. Но когда мы

      этот покров уберем, вы извините, ничего кроме вредных утопий, кроме мифов

      и кроме государства-кнута мы в этой теории не увидим.

      Лев Ройтман: Спасибо, профессор Согрин. Ну что ж, истины ради следует

      сказать, что эта идея в своих исторических истоках, которые я все-таки не

      увожу так далеко, как Кирилл Кобрин к Константину Леонтьеву, а все-таки

      смотрю в 20-е годы, история русской эмиграции, идея была такова, что

      большевики, в сущности, с государственной точки зрения, сделали прекрасную

      вещь: государство построено, сильное государство, а вот идеология у него

      неправильная. То есть евразийцев тогдашних, так сказать, первородных

      вполне устраивала тоталитарная держава.

      http://www.svoboda.org/programs/RT/2002/RT.050902.asp

 

      Ведущий Лев Ройтман

      Радио Свобода, 9 мая 2002 г.

 

                                      В библиотеку                                             На главную страницу

Hosted by uCoz