Запад – Центр – Восток: разработка евразийской и общепланетарной стратегической  

мировоззренческой концепции Будущее России, СНГ и евразийской циливизации. Материалы ХУ                  

                        Междисциплинарной дискуссии. А.Е.Кулинкович

 

 

1. Дихотомия или трихотомия ноосферы?

 

 

На рубеже веков, а особенно тысячелетий обычно обостряется концептуальное осмысление окружающего мира – природы и общества. Рубеж 2-го и 3-го тысячелетий не исключение. Концептуальный прорыв – это коренная ревизия миропонимания, той карты мира, согласно которой должно идти развитие как человечества в целом, так и составляющих его единиц – цивилизаций, государств, наций, этносов. Мировоззрение можно сравнить с лоцией, по которой руководители государств и те, кто отвечает за прогресс ноосферы в целом, ведут флот человечества в бурном море исторического времени. Если лоция дефектна, т.е. если мировоззрение неправильно отражает действительность, то государственный корабль рано или поздно садится на мель и встает реальная угроза его гибели. Если же все человечество не сумеет выработать стратегически правильное мировоззрение, тогда реально встанет угроза гибели всего вида Homo sapiens.

 

Многие политологи развивают тезис двуполушарности современного человечества, делая акцент на дихотомии "Запад – Восток", на тезисе, восходящем к знаменитым строчкам Р.Киплинга: "Запад есть Запад, Восток есть Восток, / И вместе им не сойтись". Дихотомия "Запад – Восток" в связи с концепцией "золотого миллиарда" принимает совсем уж зловещий характер: Запад – это "великолепная семерка" процветающих государств (страны НАТО + Япония), Восток – все остальное обреченное на деградацию и вымирание человечество. Такой концепции противостоит тезис многополярности мира, в частности тезис трихотомии: Запад – Центр – Восток, где под Центром, связующим "мостом" понимается Россия, а точнее – евразийская (православная) цивилизация.

 

Концепция "моста" развивается, в частности, В.П.Казначеевым. При этом России отводится роль "моста" и между 2-м и 3-м тысячелетиями, что означает на практике завоевание (в идейном плане) лидирующей роли на основе разработки такого миропонимания, которое определило бы, с одной стороны, движение навстречу друг другу противоположных полюсов и их синтеза, а с другой – прогрессивное развитие человечества в целом.

 

Но к духовному кризису, переживаемому всем человечеством, в странах СНГ добавился еще и цивилогический кризис. Что случилось с нашей цивилизацией, почему она не только не процветает, но, наоборот, вовлечена в процесс распада и деградации? Естественно, в странах СНГ сейчас идет интенсивный поиск выхода из кризиса, поиск тех "рятiвних алгоритмiв" (алгоритмов спасения), которые вывели бы из кризиса как отдельные страны СНГ, так и цивилизацию в целом. В настоящем кратком сообщении мы постараемся, насколько это возможно, наметить главные моменты мировоззренческой концепции, которая бы указала пути выхода из критических ситуаций, о которых говорилось выше.

 

 

2. Цивилогический кризис евразийской цивилизации

 

 

На устах у многих вопросы: так чем же наша многострадальная Русь провинилась перед историей, что на нее обрушилось столько бед? Что же сейчас происходит? Как выйти из того тягостного положения, в котором наши страны оказались? Первый вопрос, который требует недвусмысленного и нестандартного ответа, – что же с нами произошло? Самая большая беда, которая только может случиться с цивилизацией, это жреческий переворот. Жреческий переворот – это значит гражданские распри (и гражданские войны), ослабление державы, активное вмешательство внешних сил, реальная угроза распада и гибели государства. Он-то и произошел на всем постсоветском пространстве. Необходимо оговориться, в каком смысле мы понимаем слово "жречество". Жречество – это интеллектуальная элита общества, которая определяет жизненные ценности и пути развития его.

 

Жречество со знаком "плюс" (жречество-во-благо) должно обеспечить – и обеспечить в течение нескольких веков! – постоянный и заметный прирост народонаселения. Если эта задача успешно решается, даже сравнительно небольшой этнос вскоре (по историческим меркам!) превращается в великую нацию.Если жречествозанято решением не национальныхзадач, а каких-то других (жречество-во-зло), начинается распад и деградация общества, и это сказывается в первую очередь на двух главных общественных институтах – семье и "второй семье" (Гегель) – сословии (профессиональном сообществе), в первую очередь на главном сословии – крестьянстве, генетически сросшемся с родной землей; упадок крестьянства означает экономическую гибель общества.

 

Главные пороки "жречества-во-зло" – это решение задач узкого круга лиц в ущерб общенациональным интересам (Людовик XIV: "Государство – это я") или же решение сиюминутных задач в ущерб долговременным интересам нации (Людовик XV: "После нас хоть потоп!"). История Руси за последние двенадцать веков знала два рельефных жреческих переворота: принятие христианства, что привело в конечном счете к гибели Киевской Руси и к многовековому чужеземному игу, и большевистскую Октябрьскую революцию, когда сбрасывались с храмов кресты да и сами храмы рушили. Последствия октябрьского переворота мы все еще остро ощущаем на себе.

 

"Жречество" каждого общества состоит из трех главных компонентов: 1)из "мудрецов"-церебротоников, главная святыня которых – знание, главный символ – ум; 2)из "героев"-мускулотоников, главная святыня которых – Отечество, главный символ – Честь; 3)из "подвижников"-суправитатоников, главная святыня которых – добродетель, главный символ – совесть. Необходимы долгие годы, а то и века, чтобы эти три слоя жречества (идеологи, армия и носители духовности) сформировались и стали гармонически дополнять друг друга. Самая хрупкая часть жреческой триады – подвижники, воплощающие на личном примере принципы высокой нравственности. Если "мудрецы" и "герои" рвутся к власти, порой споря из-за нее между собою, то "подвижники" сознательно дистанцируются от власти, зато "правдив и свободен их вещий язык".

 

Общество здорово, когда каждый его член "идет путем праведным", являет собой пример высокой морали. А это возможно только тогда, когда в обществе "подвижники", дистанцированные от власти, а потому легкоуязвимые, имеют огромный авторитет и пользуются исключительным влиянием в обществе. Весь ужас жреческого переворота в том и состоит, что главный удар наносится по "подвижникам", носителям моральных устоев, что влечет за собой моральное разложение общества. Мнение, что "нам своя жреческая доктрина не нужна, давайте заимствуем ее у Запада!", наивно и в корне ошибочно, поскольку проблема как раз и состоит в создании "своего жречества", которое никоим образом нельзя импортировать. Если общество не создает "свое жречество", автоматически создается "жречество чужое", действия которого направлены на удовлетворение не национальных, а каких-то других интересов. Тем более актуальной становится сегодня проблема "сотворения" истинного современного "жречества" – "жречества-во-благо".

 

 

3. "Тринитарная парадигма" как основа новой мировоззренческой концепции

 

 

Создание собственного жречества, "жречества-во-благо", начинается с выработки адекватного мировоззрения, в основу которого должен быть положен синтез всех интеллектуальных сокровищ, накопленных цивилизацией за тысячелетия и даже за десятки тысяч лет ее истории. Создается новое миропонимание в рамках так называемой "тринитарной", или "тригнозисной", парадигмы, разрабатывающейся группой украинских ученых, связанных с Украинской международной академией оригинальных идей и Международным конвентом тринитарных знаний (философ и биолог П.А.Харченко, автор монографии "Тригнозис", археолог Ю.А.Шилов, ученик покойного неординарного украинского археолога В.Н.Даниленко и автор ряда получивших большую известность монографий, в том числе "Прародина ариев" и "Праистория Руси", математик М.С.Бургин, недавно ушедший от нас палеогеограф В.В.Полищук и др.).

 

Разумеется, автор излагает свое видение проблемы и опирается на развививаемые им концепции "новой социологической парадигмы", "закона мировой гармонии", "мироздания витем" и "Дажбожьего естествознания". Кратко и образно сформулировать идею тринитарной парадигмы можно следующим образом. Знание, с которым человечество пришло к началу 3-го тысячелетия, – это знание диалектическое, знание противоположностей и противоречий, которое можно сравнить с черно-белой фотографией или же с черно-белым телевидением: "Говори: да – да, нет – нет, а что третье, то от лукавого" (Матф. 5, 37). Тринитарное знание основано не на диалектической дихотомии и не на дивергенции, а на трилектике и тривергенции (термины П.А.Харченко). В центре нового учения – Триединство, будь-то философское осмысление языческого Триглава (ведической Тримурти) или же главной проблемы русского православия – христианской Троицы. Тринитарное знание ("Тригнозис"), таким образом, означает прорыв от черно-белого видения мира к многоцветному.

 

 

4. Триединство Истины, Красоты и Доброты (Союз Науки, Искусства и Религии)

 

 

Важнейшим элементом нового мировоззрения является триединство основополагающих в социологии элементов – Истины, Красоты и Доброты (П.А.Сорокин), понимаемое как союз Науки, Искусства и Религии. Остановимся на такой сложнейшей проблеме, как единство науки и религии, без решения которой новое "жречество" и его главный компонент – институт "подвижников" не создать. Сразу же укажем на то, что сторонники так называемого научного мировоззрения либо откровенно лукавят, либо демонстрируют глубокое невежество относительно происхождения своего знания. Дело в том, что провозвестники "научного" знания исходят из того, что это знание является прогрессом по отношению к устаревшему, а потому и отвергаемому другому знанию, знанию мифологическому. Но такая модель в корне неверна. Человеческое знание еще очень несовершенно, оно не в состоянии ответить на многие "проклятые" вопросы (зачем мы, человечество, в этом мире? Зачем жить? Индивидуальная жизнь – смертна или бессмертна? Есть ли Бог?).

 

Есть в наших знаниях предел, за которым "кончаются проблемы и начинаются тайны" (Габриэль Марсель). До сих пор человечество отвечало на эти – трансцендентные – вопросы и отвечает сейчас (и будет отвечать долгое время) посредством мифа. Разумеется, со временем многие мифы превращаются в научные гипотезы и т. д. Конвейер познания работает по четырехзвенной схеме: поиск: трансцендентная тайна – философская проблема – научная гипотеза – рутинно-бытовой вопрос; находка: трансцендентный миф – философская концепция – научное открытие – технологическое решение. Все начинается с трансцендентного мифа. Автор не может детально развить эту тему за недостатком времени и остановится на главных трансцендентных мифах. Их три:

 

 

Бог, безусловно, существует ("правый", теистический миф);

 

 

Бог, возможно, существует, а возможно, и нет (центристский, скептический миф);

 

 

Бог, безусловно, не существует ("левый", атеистический миф).

 

Мифы не доказываются, а выбираются жречеством, исходя из конкретной социополитической обстановки и "инпринтируются" населению. Проблема решается в конечном счете на инквизиторских кострах, в тюремных застенках, в расстрельных подвалах и ГУЛАГах. Феодальная монархия предпочитала "правый" миф, конституционная монархия и демократия – основанный на свободе совести центристский миф, "левая" диктатура, требовавшая личного, по сути божественного почитания, – атеистический трансцендентный миф. Нарождающаяся демократия и новая наука продвигались вперед, преодолевая теистические догмы, тогда-то и сложилось представление о науке как о чем-то в корне противоположном религии.

 

Но с появлением атеистических диктатур, порождавших "мучеников науки" в массовом порядке (расстрелянные или погибшие в ГУЛАГе востоковед Ю.К.Щуцкий, экономист Н.Д.Кондратьев, православный философ П.А.Флоренский, биолог Н.И.Вавилов, поэт Осип Мандельштам и многие, многие другие), маятник "вера – безверие" качнулся в противоположную сторону. Первым возмутился представитель самой "доказывающей" науки – математики И.Р.Шафаревич: "А кто и когда доказал, что Бога нет? Не было такого!" "Левые" (сторонники марксистско-ленинского учения) взяли у "правых" (теистов) на воооружение главную концепцию: "Философия – служанка богословия", т.е. то, что первейшей задачей философии должно быть якобы обслуживание (доказательство недоказуемого) трансцендентного мифа (у "правых": "Бог есть!"; у "левых" – "Бога нет!"). Отсюда огромное внимание к "главному вопросу философии".

 

Таким образом, вместо выполнения своей главной задачи – решения фундаментальных проблем, стоящих перед человечеством, философия была ориентирована на обслуживание охранительной догматики правящих элит. Особенно ярко это проявлялось в Советском Союзе, идеологи которого, провозглашая тезис "Свобода – это осознанная необходимость", сами желали для себя полной свободы и "давили" все научные направления, которые эту "свободу" (беспредел) верхов могли ограничить хотя бы на теоретическом уровне, – генетику, кибернетику и всю "линию Платона" с ее "идеями" (порождающими моделями), циклистику, космизм и т. п. Таким образом в угоду "личным" интересам верхов приносились в жертву целые научные направления.

 

Тринитарная парадигма, резко противостоящая "атомистическому" мировоззрению ("атоммистике", как назвал его П.А.Харченко) как одностороннему, исключающему информационное ("гармоничное") понимание мироздания, придала новое толкование "центристскому" мифу, делая упор на креационистском развитии мироздания, т.е. развитии по сценарию, предопределенному неким генетическим кодом. Кем является Демиург: Богом или же "естественно-научным демоном" (подобным "демону Максвелла", "демону Дарвина" и т. д.), не является существенным, важно лишь то, что этот генокод Вселенной может быть описан в физико-математических терминах современного естествознания (интересно, что этот генокод имеет тривергентную форму).

 

Каждый человек выбирает свой вариант трансцендентного мифа, но в религии для мирянина, как это было показано Г.Гурджиевым, проанализировавшим практику более трехсот религий, самым ценным является не догматика, а основанная на молитве психологическая практика, главный элемент которой имеет свой аналог в "светской" (атеистической) психологии. Таких элементов три, каждый из которых имеет отношение либо к физической, либо к ментальной, либо к эмоциональной сфере. Приведем три типа главных молитв. Они таковы: 1)"Боже, исцели!"; 2)"Боже, вразуми!" и 3)"Боже, будь свидетелем!". Все молитвы направлены на мобилизацию физических, умственных или эмоциональных ресурсов организма.

 

Если понимать под религией учение о священном, о почитаемом (а в таком случае следует признать, что марксистско-ленинское учение, хотят ли того его приверженцы или нет, – это тоже религия, причем не из лучших), то "философская вера", ориентированная на сбережение, изучение и почитание великих культурных ценностей, накопленных человечеством за десятки тысяч лет его истории, и является той основой, которая будет определять движение друг к другу различных народов, цивилизаций и ноосферных блоков.

 

 

5. Космогенетика и социотектоника. Главные задачи ноосферы – цефализация человечества и цефализация биосферы

 

 

Естествен вопрос: если не марксистско-ленинская философия, то какая другая должна быть положена в основу нового миропонимания? Ответ может быть только один: сохраненная "Велесовой книгой" древнейшая философия палеолита, в основу которой была положена идея гармоничного единства с окружающим Космосом, только она, развитая, конечно же, на основе достижений и возможностей XXI в., способна ответить на болевые вопросы современности. Физико-математическая модель Правы – генетической матрицы мироздания – позволяет сделать рывок в нашем понимании окружающего мира. Главный тезис космогенетики (и социогенетики): государства, цивилизации и человечество в целом должны жить по космическому календарю, а не так, как кому-то хочется. Россия и все страны постсоветского пространства оказались несостоятельными, потому что не смогли или не захотели подготовиться к началу "биосферного лета".

 

Страны "золотого миллиарда" ("Запад"), страны "молодого правильного жречества", оказались на высоте и были подняты на гребень исторической волны. Им противостоит "Восток" – страны традиционного, но тоже по-своему "правильного жречества" (постоянный рост народонаселения). Между ними – пока находящаяся в состоянии упадка Евразийская цивилизация. Но всему свое время. История цивилизаций учит: "на гребне волны" бесконечно долго не удержаться. Сможет ли евразийство взлететь "на гребень", зависит от того, как скоро она создаст "аутентичное жречество". В геологии (точнее, в ее отрасли, называемой геотектоникой) есть понятие "геосинклиналь". Сначала литосферные плиты ломаются и расходятся, образуя между собой провалы (рифты), заполняемые морями. На следующем этапе плиты сходятся, и из морей воздымаются горы. Будем надеяться, что процессы социотектоники поднимут вверх нашу цивилизацию и "аутентичное жречество" евразийцев (если такому будет дано свершиться) станет ядром "аутентичного жречества" всей планеты.

 

Естественно, первостепенное значение имеет проблема: а куда же движется человечество? Приведем некоторые результаты, полученные космогенетикой, в частности те, что касаются процесса "цефализации". На той Земле, что возникла 4,5 млрд лет назад, Разум в силу неблагоприятной энергетической ситуации возникнуть не мог (Земля еще не вошла в "фокус оптимальности бытия"). 4 млрд лет на Земле теплилась примитивная, близкая к планктонной жизнь. 600 млн лет назад, на рубеже докембрия и фанерозоя, Гестия – ядро нашей Галактики – перешла в квазарное состояние, излучая несметное количество энергии. В квазарное состояние перешли и ядра множества других галактик, в том числе и таких, которые излучают сверхэнергетические нейтрино. На Земле произошло революционное событие – карбокальциегенез (массовый развал ядер железа на ядра кальция, углерода и водорода). Возникла принципиально новая скелетообразующая фауна, характерная для фанерозоя. Но этого мало – Земля продолжала находиться вне "фокуса оптимальности" и потребовалась существенная перестройка в Космосе.

 

В реальной истории Солнечной системы (и соответственно в геологической истории) произошла корректировка солнечной орбиты: после галактической зимы галактическая весна не наступила, потому что шла перестройка траектории Солнечной системы. В период, начиная с лудлоусской эпохи девона и кончая визейской эпохой карбона, целое галактическое полугодие, апогалактий и перигалактий менялись местами. Недостаток галактической энергии привел на Земле к образованию Пангеи – единого материка. Но в результате перехода на новую, высокоэнергетическую орбиту произошло еще одно революционное событие – центрогенез: наша планета попала в "фокус оптимальности", и пока планета от избытка поступающей в нее галактической энергии увеличивалась в объеме и рвала на куски Пангею, образуя современные материки, на ее поверхности шел процесс, который французский геолог и философ Тейяр де Шарден назвал психогенезом – быстрое развитие животных, обладающих центральной нервной системой.

 

Этот процесс геологи также называют цефализацией. Вершина цефализации – антропогенез, возникновение вида Homo sapiens – организма, управляемого мозгом. Решив эту задачу, Природа занята сейчас решением двух следующих задач – цефализации человечества (объединение всего человечества в единый мегаэтнос, в единый организм) и цефализации биосферы (объединение биосферы в единый организм, в котором человечество выполняет функцию мозга). Путь к цефализации человечества, а тем более к цефализации биосферы не прост и очень долог, потому что результатом должна стать истинная цефализация, цефализация-во-благо.

 

 

                Публикуется с http://www.nasledie.ru/politvne/18_20/kniga1/index.shtml

 

 

  

                                  В библиотеку                                                                            На главную страницу

Hosted by uCoz