Коробова К.М. ЕВРАЗИЙСТВО
В ПОЛИТИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ
Последнее десятилетие
отмечено повышенным вниманием ученых,
общественности, политиков, средств
массовой информации к евразийской
проблематике, евразийским идеям и
ценностям, евразийскому духовному
наследию. Причина этого вполне
очевидна, что называется, лежит на
поверхности - дезинтеграционные
процессы, охватившие
Северо-Евразийское пространство и
выразившиеся в небезызвестном
"параде суверенитетов",
сепаратизме, этноцентризме, "раскачивании"
основ федерализма.
В историософских концепциях евразийства,
подчеркивающих и
обосновывающих единство исторически
сложившейся евразийской
этнокультурной реальности, имеющей
собственные
пространственно-временные границы,
стали усматривать некую "точку
опоры", позволяющую стать
основой для выработки стратегии и тактики
действий, направленных на
преодоление центробежных тенденций,
укрепление государственности,
создание новых интеграционных
механизмов на постсоветском пространстве.
Всерьез заговорили о
возможности и необходимости новой
евразийской идеологии, которая
представляла бы собой не просто
систему взглядов, объясняющих
современную реальность, но и
подсказывающих народам направления
совместных действий в ней,
снимающей крайности различных
идейно-политических течений.
Евразийство из области сугубо
теоретических рассуждений стало
постепенно переходить в сферу
политической прагматики, приобретать
технологический смысл, связанный с
обоснованием и достижением
государственных целей. Однако,
именно здесь наиболее отчетливо
выявилась незавершенность евразийской
идеологии, полифония взглядов,
мнений, суждений. Если все
представители евразийских ценностей едины
в констатации исторической общности
судеб народов, населяющих
евразийское пространство, то столь
же различаются в представлениях о
средствах и методах стабилизации и
развития этого пространства.
Традиционное толкование
евразийства по-прежнему исходит из
постулатов о "приоритетном
развитии русского (имперообразующего)
народа" в реализации евразийского
проекта, возвеличивания
"православного духа",
жесткого противостояния Северо-Евразийского
пространства западной цивилизации и
ее ценностям как условии
сохранения национальной идентичности.
Очевидная славянофильская
направленность рассуждений
объективно и неизбежно выливается в
требования регулировать
"процессы этнического смешения", а нерусским
(неимперообразующим) народам,
видимо, с возрождением подождать, либо
забыть о нем на неопределенно
длительную перспективу. Данная модель
евразийства явно отдает
"душком" все той же имперской терпимости к
иноверцам, малороссам, с
существованием которых просто необходимо
мириться в силу их статуса коренных
народов Евразии.
Другая трактовка евразийства
исходит из признания равноправного
единства всех народов (больших и
малых), населяющих евразийское
пространство, всех религий; из
необходимости восстановления правды
истории с признанием значимой роли
каждого этноса в становлении
российской государственности; из
важности учета современных реалий,
связанных с выравниванием культурного
и образовательного потенциала
представителей различных
национальностей России, ростом социального
самосознания. В такой модели
политике задаются иные императивы,
исходящие из приоритетного развития
всех субъектов евразийского
пространства, представления и
выражения интересов всех народов,
служения общей цели -
межнациональному миру и согласию.
Сама историческая практика
подтверждает, что евразийство, как
некое географическое, региональное,
социокультурное и экономическое
целое, сегодня уже не может
развиваться автоматически без
целенаправленных, последовательных,
продуманных коллективных
политических действий. Процессы,
пущенные на самотек, отданные
всецело на откуп стихийным силам,
не гарантируют его воспроизводства
в прежних территориальных
масштабах. Но в данном случае речь идет не
о приоритетности мер "по
восстановлению вертикали власти", или, по
крайней мере, к ним не сводится, а
о создании действенных механизмов
взаимовыгодного сотрудничества,
развивающих взаимную
заинтересованность, способствующих
развитию самосознания народов.
Сама по себе "общность судеб",
скрепленная историческим прошлым
народов, должна дополняться целым
комплексом рыночных
(экономических), демократических
(политических), свободных
(правовых), диалоговых (культурных),
коммуникационных
(информационных) факторов,
поддерживаться политическими усилиями и
политической волей, чтобы
превратиться из возможности в
действительность.
Евразийство, перешагнув
область историософских рассуждений,
войдя в область практической
политики, становится идеологическим
обоснованием межгосударственного
взаимодействия в рамках стран СНГ,
поиска приемлемых механизмов
многостороннего сотрудничества на
постсоветстком пространстве,
способом разрешения проблем и
противоречий, споров и конфликтов.
С середины 90-х гг. XX в.
осуществляется интенсивный поиск
оптимальных форм нового
государственно-политического, по
сути, конфедеративного образования.
Постепенно эти тенденции
оформляются в обоснование идеи Евразийского
Союза, создание которого, по мнению
Н.А. Назарбаева, должно
свидетельствовать о "переходе
от обороны к наступлению, от
вынужденного единства на уровне
совместных защитных рефлексов к
добровольному, каждым в отдельности
точно выверенному союзу в
созидательных целях".
Евразийский союз, по мнению подавляющего
большинства аналитиков, имеет все
шансы превратиться в эффективное
межгосударственное образование,
которое будут отличать: в
экономической области - проведение
согласованной экономической
политики на едином рыночном пространстве,
в том числе внешнеторговой
и таможенной; в правовой -
сближение по ряду базовых параметров
систем законодательства; в
социальной - обеспечение равных прав
гражданам; в политической - развитие
всестороннего
межгосударственного сотрудничества
в интересах широких слоев
населения, создание прочной системы
общенациональной безопасности.
Причем в данном случае речь не идет
об унификации
социально-экономических и
политических систем, но лишь о
необходимости поиска новых
принципов интеграции его субъектов,
основанных на идеях партнерства,
ненасилия, взаимовыгоды. Можно
утверждать, что политика,
направленная на поэтапное формирование
Евразийского союза является
легитимной, оправданной, поскольку
отвечает чаяниям большинства людей,
проживающих на территории стран
Содружества, соответствует уровню
сложившихся и продолжающих
воспроизводить себя
социально-экономических связей, ведет к развитию
факторов и предпосылок устойчивого
историко-цивилизационного
развития на Евразийском континенте.
Новое межгосударственное
образование не только может
оказаться эффективным в противостоянии
тенденциям глобализации, но и
занять достойное место в процессах
международной экономической
интеграции.
Политическое измерение
евразийства включает в себя еще один
аспект.
Евразийство не может не найти
выражение в политическом
движении, не стать союзом
единомышленников, исповедующих евразийские
ценности, организацией,
объединяющей на добровольной основе наиболее
активных представителей самых
широких социальных слоев и групп,
предназначенной для защиты их
интересов и трансформации их в
реальную политику государства,
выражения их в системе политических
отношений и институтов.
Создание Евразийской партии
России и аналогичных политических
организаций на всем постсоветском
пространстве обусловлено и
подготовлено самим ходом исторического
развития стран Содружества,
теми реалиями, которые
характеризуют их современное состояние.
Евразийская партия должна
превратиться в реального посредника
между интересами широких социальных
слоев, испытывающих потребность
в интеграции, взаимовыгодном
сотрудничестве, межкультурном диалоге,
и государством, призванным защищать
эти интересы, отстаивать их.
Евразийская партия должна стать
партией конкретных дел, призванной
выявлять позитивные евразийские
инициативы, переводить и отстаивать
социальные заказы нации, слоев и
групп в
государственно-управленческой
сфере, способствовать превращению
евразийства из предпосылки в
социально-экономическую, политическую и
духовную реальность на основе
целенаправленных, совместных усилий
общества, партий и государства.
Евразийская партия политическими
средствами и методами должна
способствовать тому, чтобы заложенный в
системе интересов граждан
современного российского общества и стран
Содружества, в их полиэтнической и
поликонфессиональной природе,
культурном разнообразии мощный
интеграционный потенциал получил
подлинное осознание, раскрытие и
выражение в политической системе,
государственной политике, выработке
обоснованных, социально
ориентированных государственных
программ.
Публикуется с http://www.hrinstitute.ru/ea24.shtml
В библиотеку
На
главную страницу