Сыдыкбекова Д.Т.,Брудный А.А.Евразия в диалоге цивилизаций:
оптимистическая перспектива
Вопрос о диалоге цивилизаций предполагает обсуждение и его
эффективности. Не вызывает сомнений, что на определенном историческом этапе
подобного рода диалог бывал если не безрезультатен, то малоэффективен. Примеров
тому немало. Тем не менее опыт диалога эффективного, способствующего
конвергенции и даже срастанию компонентов различных цивилизаций, имеет место. В
этой связи обращает на себя внимание исторический опыт Кыргызстана.
Киргизы на протяжении более чем тысячелетней истории (это
древнейший этноним Центральной Азии) вступали в соприкосновение с
представителями различных этносов, что объясняется кочевым образом жизни этого
этноса на протяжении многих столетий. Взаимодействие с Китайской империей,
мусульманскими государствами, Россией постепенно привело к тому, что в
Кыргызстане сложилась позиция, отвергающая растворение в крупных этносах,
полное усвоение норм мировых религий, а равно и военное противостояние с более
мощными соседями. Надо признать, что эта позиция выдержала испытание временем.
Даже сейчас, когда военное и политическое значение России стало
снижаться, а идеология пантюркизма не встречает каких-либо особых препятствий
для распространения, Кыргызстан продолжает оставаться наименее исламизированным
государством Центральной Азии. И это отнюдь не случайно. Многолетнее
взаимодействие с Россией оставило неизгладимый след в менталитете широких
кругов населения Кыргызстана.
То значение, которое в этой стране придают российской и западной
культуре, широкое распространение русского языка, обостренное внимание к
развитию образования (39 университетов, включая Американский, Российский,
Турецкий) заставляют задуматься о долговременном эффекте взаимодействия
киргизской культуры в широком понимании этого слова с культурами других
цивилизаций.
Если обратиться к европейскому историческому опыту, то станет
очевидным, что современные европейские цивилизации есть зрелый плод распада
Римской империи: современная Западная Европа – это бывшие провинции Рима. И
надо сказать, Римская империя с ее великолепным дорожным строительством,
огромными стадионами, высокоразвитой торговлей, антисемитизмом, христианством,
кровопролитием на окраинах – это потрет европейской жизни ХХ в., заставляющий
вспомнить о том, что латинский язык оставался языком культуры много веков
спустя после распада империи. Думается, и русский язык после распада Советской
империи сохранит свое выдающееся культурное значение для евразийской
цивилизации.
В сущности, Советский Союз был лишь определенным
государственно-политическим этапом в развитии этой цивилизации, а новые
политические формы ищут и находят себя. Это процесс тяжелый, иногда
мучительный. Но он не должен заслонять от нас того непреложного факта, что
возможно существование государств, образующих своего рода взаимопереход
соприкоснувшихся цивилизаций и имеющих перспективу выжить.
Как неоднократно указывали различные исследователи, евразийская
цивилизация самим своим существованием демонстрируют возможность плодотворного
диалога Азии и Европы (недаром П.Н.Милюков предлагал назвать Евразию Азиопой).
Геополитики видят в Центральной Азии "керн", основное зерно
азиатского хартленда. На самом деле этот "керн" весьма неоднороден,
на него направлено внимание и тех сил, которые к диалогу вовсе не стремятся. И
тем не менее диалог происходит, его результат налицо, и опыт Кыргызстана это
подтверждает.
Будущее России, СНГ и евразийской циливизации
Материалы ХУ Междисциплинарной дискуссии
Публикуется с
http://www.nasledie.ru/politvne/18_20/kniga1/index.shtml#1
В библиотеку На главную
страницу