Черниченко С. В.Евразийский Союз как
конфедерация: возможность международно-правового оформления
концепции евразийства
Идея евразийства была
сформулирована еще в 20-е годы XX века. Она
имеет много аспектов. Одни из них
должны исследоваться в рамках
естественных наук, другие - в
рамках гуманитарных. Ее можно шаг за
шагом довести до уровня детальной
концепции, которой, к сожалению,
пока нет. Вместе с тем основные черты этой
концепции
просматриваются уже в настоящее
время. Следует, однако, иметь в
виду, что, размышляя над тем, как
воплотить концепцию евразийства
в жизнь, необходимо обратить
особое внимание на те "рычаги", с
помощью которых она может быть
реализована. Обсуждение данного
вопроса до того, как начнут
вырисовываться четкие контуры
указанной концепции, нельзя
считать преждевременным. Скорее такое
обсуждение будет способствовать
переводу обмена мнениями в
практическое русло.
"Рычагами", упомянутыми
выше, могут стать, во-первых, определенные
достижения России в экономической
сфере и, во-вторых, некоторые
шаги международно-правового
характера. Совершенно очевидно, что
без значительных успехов России в
области экономики самая
привлекательная концепция
евразийства останется на уровне
обсуждения. Разумеется, одни
экономические успехи сами но себе,
автоматически, проблему
реализации этой концепции не решат. Но
когда они станут ощутимыми,
следует использовать и другой "рычаг"
- правовой, точнее
-международно-правовой, причем кое-что в этом
плане можно если не сделать, то
хотя бы наметить уже теперь. Не
останавливаясь на экономических
вопросах, так как они должны быть
темой отдельных выступлений,
желательно рассмотреть, какими могут
быть международно-правовые
параметры евразийства.
Рассчитывать на то, что СНГ
станет международно-правовым костяком
евразийства, не приходится. Эта
организация играет и будет играть
полезную роль во взаимоотношениях
между государствами, ранее
входившими в состав СССР, Однако,
когда в практическом плане
встанет вопрос о более тесной
экономической интеграции и
восстановлении бессмысленно
прерванных хозяйственных, научных и
культурных связей (при полном
взаимном уважении суверенитета друг
друга). Содружества окажется
недостаточно. Необходим международный
механизм, который более активно
стимулировал бы соответствующий
процесс. Таким механизмом могла
бы стать конфедерация. Ее название
"носится в воздухе"
-Евразийский Союз.
Термин "конфедерация"
требует комментариев. Речь не идет о
каком-то подобии государства или
о создании так называемой
наднациональной
(надгосударственной) международной организации.
Конфедеративное государство -
юридически неверное выражение.
Конфедерация -
международно-правовой союз государств, каждое из
которых сохраняет свою
самостоятельность и суверенитет.
Официальное название Швейцарии
"Швейцарская Конфедерация" - дань
традиции. Швейцария в
действительности представляет собой
федерацию,
Классическая конфедерация - союз
государств, основанный на
международном договоре,
предполагающий прежде всего единство ее
членов в области внешней политики
и в военных вопросах. Члены
конфедерации занимают, в
частности, одинаковую позицию в
международных организациях и на
международных конференциях в
отличие от государств-членов
региональных организаций. Степень
координации действий членов конфедерации в упомянутых областях,
возможность создания каких-то
общих (совместных) органов
определяются договором, создавшим
конфедерацию. Современная
конфедерация предполагает также
тесное сотрудничество по
экономическим вопросам.
Члены конфедерации могут наделить
ее правом выступать в
межгосударственных отношениях от
собственного имени, т.е.
превратить ее в субъекта
международного права (например, дать ей
возможность быть наблюдателем в
международных организациях). Это
не означает, что такая
конфедерация получает надгосударственные
полномочия, т.е. принимает
обязательные для государств-членов
постановления без их согласия.
Решение этого вопроса зависит от
положений учредительного
договора.
Устойчивая конфедерация может
перерасти в федерацию. Но перед
Евразийским Союзом, если он будет
создан в качестве конфедерации,
ставить такую задачу не следует.
Жизнь подскажет, в каком
направлении он будет развиваться.
В настоящее время в
предварительном порядке можно
обсудить вопрос о том, как конкретно
он должен был бы выглядеть, имея
в виду интересы всех его
потенциальных участников. Как
конфедерация он должен быть
максимально привлекательным для
государств, ранее входивших в
состав СССР, и вместе с тем
представлять шаг вперед в направлении
единства, прежде всего
политического, экономического, культурного
и гуманитарного, по сравнению с
СНГ.
Опубликовано с
http://www.hrinstitute.ru/ea6.shtml