Федоров А.А. Евразийский аспект обоснования

Особенностей российской национальной культуры

 

В последнее десятилетие российской общественной мыслью активно используется категория евразийства и термин “Евразия”, которые как правило применяют для оценки состояния России в постсоветский период. В то же время широкое использование и растиражирование этих терминов неизбежно сопровождается их упрощением, а также совершенно противоречивыми толкованиями. Наряду с этим в отечественной научной литературе существует тенденция представлять понятие Евразии лишенным какого-либо полноценного современного содержания. В частности, утверждается, что Евразия как понятие обладает научным и содержательным статусом только в области географии; но отнюдь не в культурологии. С другой стороны, повсеместное использование евразийской терминологии и аргументации свидетельствует о настоятельной потребности в уяснении концепции евразийства, сформировавшейся и обоснованной в первой трети ХХ века, в один из трагических периодов в истории российской цивилизации. Значение евразийства как русского философского и социально-исторического движения заключается прежде всего в признании значения для России не только развития элементов экономического и технического прогресса, но, в первую очередь, сохранения и приумножения духовного, гуманистического и культурного потенциала как важнейшей основы цивилизации. Евразийство представляло собой попытку поставить интеллектуальные силы русской интеллигенции на службу России в новую историческую эпоху. При этом евразийство выросло из признания решающего значения для России не только проблем экономики, политики и хозяйствования, но и  культуры  а также человека в переходные периоды русской истории.

Как известно, в основе предложенного основателями и участниками евразийского движения  понимания российской евро-азиатской специфики  было ее природно-топографическое, климатическое обоснование как “географического единства” (Г.В.Вернадский).  Однако наиболее характерной и актуальной  оказалась трактовка социокультурных проблем в связи с обоснованием России как евразийского мира, имеющего неповторимые многовековые традиции в укладе жизни, образе мысли и психологии. Сторонники евразийства были убеждены, что “русская проблема” не может быть решена на европейский манер только за счет увеличения государственной и экономической мощи, то есть чисто внешне и эмпирически. Особенностью евразийского подхода к судьбам России было утверждение приоритетного значения национальной  духовной культуры в деле всеобщего преобразования всей страны.

По существу, все учение о Евразии основано на понимании культуры как живого “всеединства”, согласованной культурной деятельности людей, что позволяет превратить каждого человека в  личность, обладающую неповторимым национальным своеобразием и одновременно воплощающим общие евразийские начала. С другой стороны, именно подход к цивилизации с позиции человека - субъекта культуры - позволил евразийцам настаивать на том, что живое и самобытное, охватывающее все стороны жизни явление российской культуры, наделенной качествами симфонизма и соборности, обеспечивает свое динамичное единство благодаря творческой активности каждого человека.  Таким образом, через индивидуальную культуру, культуру сословия, народа согласованные действия отдельных личностей преобразуются в “симфоническое единство более частных культур”, во “всеединство” более общей общенациональной культуры (Л.П. Карсавин).

Евразийцы были убеждены в особом пути России на фоне глубокого кризиса западной цивилизации, и поэтому они хотели выявить позитивное значение национального мировоззрения и российской национальной культуры. В результате для евразийства одной из ключевых становится проблема национальной культуры. Поэтому первоначально евразийцев объединяла глубокая убежденность, что именно через актуализацию национальных начал можно указать реальные пути нового духовного и культурного возрождения России. В этом смысле, несомненно, программный характер имела статья Н.С.Трубецкого “Об истинной и ложном национализме”, опубликованная в сборнике “Исход к Востоку”. Как и Л.П. Карсавин, Н.Трубецкой был убежден, что именно национальная культура дает наиболее полные основания для всестороннего развития отдельного человека и всей страны в целом. Однако, т.к. на практике  тенденции национализма зачастую получают свое извращенное развитие,  Трубецкой ввел понятия ложного и истинного национализма.  С точки зрения Трубецкого, национализм может стать плодотворной идеологией и основой для создания самобытной национальной культуры. Именно в этом смысле он писал об истинном национализме, который формируется не посредством государственной, экономической и военной мощи, но исключительно в сфере “культуры, составляющей область свободного целеустремленного творчества человеческой воли”. Созданная таким образом культура может быть признана действительно национальной, так как она в полной мере выражает самосознание отдельной личности и через нее своеобразные стороны жизни и психологии целого народа и государств. Подобная расширительная трактовка национализма, по мысли евразийцев, может корениться в психологии совместимости, чувствах солидарности и взаимной симпатии, которые сложились между народами России благодаря их многовековому существованию рядом друг с другом. Евразийцы были убеждены, что именно культура обладает наиболее сильно выраженным центростремительным потенциалом, синтезируя индивидуальные творческие усилия каждого человека и весь жизненный и духовный строй всего общества. Недаром П.М. Бицилли предлагал считать Россию ХХ в. новым центром цивилизации и культуры в условиях, когда пораженная кризисом Европа окончательно отделилась от Азии.

Исходя из всего изложенного видно, что для евразийцев важнейшим оказался вопрос о содержании тех элементов, из которых на протяжении веков складывалась единая российская культура. Не отрицая ее славянской самобытности и влияния византийской традиции, они особенно настаивали на безусловном признании и учете других неевропейских тенденций, проявившихся в развитии России как Евразии как важнейшей предпосылке  нового возрождения страны в ближайшем будущем, когда Россия больше не сможет существовать в качестве “Русской Европы”. В этом смысле провозглашенный евразийцами “исход к Востоку” означал призыв к русской интеллигенции обратиться к низовой многонациональной народной культуре в переломный период развития России.

Недаром в середине ХХ века понятие Евразии как определенного культурного, географического и климатического пространства не утратило своего культурологического научного значения. Так, например, Л.Н.Гумилев, которого часто называют “последним евразийцем”, развивая эту категорию в качестве синтеза научных знаний по истории, естествознанию и географии,  на громадном фактическом материале показал, что Евразия представляет собой пространство, на котором общие ритмы жизни и истории определялись впечатляющими процессами взаимодействия тюрко-монгольской культуры со славянским миром. Для Гумилева евразийство было жизнеспособным учением, противостоящим глубоко укоренившемуся в гуманитарных науках европоцентризму, согласно которому оставшиеся вне экспансии Запада культуры и народы обезличиваются и принижаются как неполноценные. Именно Гумилев связывал будущее России на пороге ХХ1 века с дальнейшем развитием ее евразийских начал: “если Россия будет спасена, то только как евразийская держава и только через евразийство”.

Действительно, в конце 80-90-х годах, в период бурных потрясений, захвативших территорию бывшего СССР и самой России,  проблемы евразийства обнаружили свою актуальность, хотя ныне многие экономические, политические и религиозные идеи евразийцев, безусловно, принадлежат только истории.  Ныне важно подчеркнуть, что именно евразийцы не сомневались в творческом потенциале российской культуры, постоянно подчеркивая, что она полноценна и самодостаточна и благодаря своим европейско-восточным основам не нуждается в кардинальных культурных экспансиях и влияниях извне. В результате становится ясно, что евразийская основа общероссийской культуры заключает в себе возможности полноценного существования культур отдельных народов и групп населения, оставаясь одновременно решающим фактором всестороннего духовного развития каждого человека. Именно евразийцами была глубоко осознана многонациональная, европейско-азиатская и восточная специфика российской культуры, отличающая ее от западных культур и способная обеспечить полноту и самобытность ее развития как в прошлом, так и в ближайшем будущем. Именно сейчас, когда в России проходят трудные процессы выработки федеративной концепции жизнеустройства, евразийское учение особенно в его культурологическом компоненте заслуживает пристального внимания и изучения.

 

      Источник : http://www.uic.bashedu.ru/evrazia/f_s/f_fedorov.rtf

 

    

                                        

                                                     В библиотеку                                   На главную страницу

Hosted by uCoz