З.А.Нургалин. Евразийство и национальная культура
Термин “Евразии” как в широком смысле слова, так и в узком.
Суть его этнографического понятия. Евразиатство и евразийцы. Актуальность
одного из основополагающих тезисов евразийцев “Познай самого себя” и “Будь
самим собой”. Значение его в развитии этнокультур не только народов Евразии, но
и других континентов Земного шара.
Защита евразийцами принципа полицентризма
в развитии духовной культуры. Идея евразийства как защитная реакция на давление
психологии “евроцентризма”. Взгляд евразийцев на историографию кочевых народов.
Утверждение их о положительном влияние восточной культуры на духовную жизнь
оседлых народов, народов Западной Европы. Не принятие ими противопоставление
культуры кочевых народов культуре оседлых племен. Исходная позиция евразийцев:
наряду с сугубо национальной окраской и глубоко этническими признаками в
культуре каждого народа много общего, обусловленного многовековым общением и
взаимодействием на просторах Евразии с другими народами.
Сохранение и развитие национальных культур
является необходимым условием обеспечения жизнеспособности не только отдельно
взятых этнических групп, но и всего сообщества людей целых континентов. С этой
точки зрения концепция Евразии, можно сказать, переживает свое второе рождение.
Возникшая в глубинном течении истории в первой четверти ХХ века она постепенно
овладевает умами, и все более настойчиво пробивает себе дорогу в практику
преобразования мира.
Сегодня, когда во всей остротой встал
вопрос о путях государственного устройства многонациональной России на
принципах федерализма, на наш взгляд вещими является утверждение одного из
основоположников идеи Евразии Л.Н.Гумилева о том, что “... если Россия будет
спасена, то только как евразийская
держава и только через евразийство”.
В этом аспекте перед каждым народом с
учетом тесных федеративных взаимоотношений очень важной проблемой выступает
проблема сохранения и развития национальных традиций, создания необходимых
условий для устойчивого функционирования глубинных вековых истоков этничности.
Как известно, после революции в советское
время в жизни народов, населяющих СССР, произошли коренные изменения. За
короткий период был достигнут высокий образовательный уровень, произошло
динамичное развитие культуры, воспитание нескольких поколений художественной
интеллигенции. Тюркские народы, живущие на территории огромной страны, пережили
скачкообразный прыжок в своей духовной жизни. Однако все это, в конечном счете,
ознаменовалось как в общетюркском пространстве, так и в масштабе отдельно
взятого этноса разрывом культурной традиции. Сегодня, безусловно, такой негатив
не может не вызывать у нас сожаление о происшедшем, но и ни бить тревогу о
будущем подрастающего поколения. Именно сегодня встает на весь рост вопрос о
необходимости возрождения вековых национальных традиций, о поиске путей
восстановления утерянных духовных ценностей. Возрождение этнокультур не за счет
отрицания приобритенных ценностей в советское время, а посредством интенсивного
стимулирования проявлений традиционных вековых истоков.
Безусловно, взлет образовательного уровня
народа и широкий размах литературного движения помогли новой идеологии круто
изменить мировоззренческое восприятие мира человеком. Создание этнических
литературных языков на основе фонетического принципа окончательно подрывали его
общенациональный характер не только внутри самого этноса, но и отрицательно
отразилось его в многовековых общетюркских традициях. Переход от арабской
письменности к латинской графике, а затем от латыни к кириллице привел к
глубокому отрыву национальной жизни от ее прошлого, утери всего духовного
наследия, накопленного старшими поколениями. Политика унификации национальных
культур под лозунгом интернационализма по европейскому образцу существенно
повлияла на сознание этносов, общественную мысль, в конечном счете, на их
национальный менталитет. Отсюда, на наш взгляд, возрождение и сохранение
этнокультур, прежде всего, связано с
миропониманием о национальном менталитете. Ибо советское время образовало
глубокий разрыв между традиционным национальным менталитетом и
послеоктябрьским. Можно смело утверждать, что путь к возрождению этнокультуры
лежит через возрождение этнокультур. Как известно, своей многовековой истории в
свою очередь этнокультуры, прежде всего, обязаны традиционному искусству. Оно
близко, дорого этнично потому, что именно оно сохранило и заключает в себе всю
историческую эмоциональную мощь этноса. Традиционное искусство, как и его
родной язык, плоть от плоти самого народа, его этничности. Разрушение
этничности это разрушение самой этнокультуры со всеми его построениями, из
какого материала она не состояла.
Идея евразийство в такой постановке
вопроса является выражением проявления процессов объективного хода развития
многоцветной культуры огромной
территории Земного шара.
Источник
:http://www.uic.bashedu.ru/evrazia/f_s/f_nyrgalin.rtf