Россия и Евразия: Проблемы государственности

        

     Евразийцами впервые был сформулирован тезис о существовании Евразии как

      определенного цельного природно-геологического образования, самым прямым и

      непосредственным образом влияющего на процесс формирования

      государственности этносов и народов, когда-либо населявших или живущих в

      настоящее время на его пространствах. Новый вариант понятия "Евразия",

      предложенный евразийцами, не имел ничего общего с классическим понятием

      Евразии как механическим соединением двух условных континентов - Европы и

      Азии. Согласно евразийской концепции, этой Евразией является территория,

      ограниченная на западе реками Неманом, Западным Бугом, Саном и устьем

      Дуная; на юге - хребтами Крыма, Кавказа, Памира, Тянь-Шаня; на востоке -

      Тихим океаном и Беринговым проливом; на севере - Северным Ледовитым

      океаном. Это означает, что классические земли зарубежной (с точки зрения

      России) Европы и Азии становятся по отношению к этой территории

      периферией. Сама же Евразия становится как бы некоторым Срединным

      континентом, массивом, материком, остовом.

      Разрабатывая историю этого Срединного континента, евразийцы впервые

      поставили вопрос о существовании особой единой и неповторимой

      государственности в его пределах. Таким образом, в ряду разнообразных

      концепции о государственности России было разработано новое направление

      теоретической мысли.

      Особенностью европейских исследований в этой области является то, что

      специальных крупных трудов, объединяющих воззрения ученых этого течения,

      не обнаружено. Вместо этого существует ряд рукописных материалов, а также

      серия сборников статей, работ и брошюр евразийцев, в которых затрагиваются

      различные стороны этой фундаментальной темы. Все это затрудняет изучение

      их концепции. Только исследуя весь комплекс работ школы евразийцев и

      проделав кропотливую работу по детальному изучению большого количества

      исследовании евразийской школы, а также архивных материалов, касающихся

      этого научного течения, объединив множество фрагментов и частей их гипотез

      и воззрений, можно представить некоторую достаточно целостную картину

      данной теории. Надо указать, что евразийцам свойственна высокая

      компетентность и глубина анализа исследований. Широта охвата разнообразных

      граней разрабатывавшейся ими проблематики не раз поражала их

      современников. Она производит не меньшее впечатление и сейчас.

      Труды евразийцев указывают на то, что их авторы затрагивали следующие

      области знании, так или иначе касавшиеся вопросов единой государственности

      Евразии: история государства, правоведение, философия, религоведение,

      лингвистика, этнография, антропология, экономика, статистика, демография,

      историческая география, геология, биология, промышленность, сельское

      хозяйство, литература и политика. Современники евразийцев указывали, что

      нет практически такой области, которую так или иначе не затронули бы

      евразийцы и не использовали в доказательство своих воззрении и

      теоретических разработок. Сами же евразийцы называли свою методологию

      работы на стыке многих наук конвергенцией.

      Труды евразийцев, касавшиеся вопросов государственности, можно условно

      разделить на три группы: сборники статей, отдельные брошюры и

      монографические исследования в виде книг. К первой и второй можно отнести

      евразийские хроники за 1920-1930 гг., серию сборников коллективных трудов:

      "Исход к Востоку. Утверждение евразийцев", "На путях. Утверждение

      евразийцев", "Евразийский временник" и др., а также отдельные сборники

      статей и брошюры типа: "Россия и Латинство", "Евразийство (Опыт

      систематического изложения)", "Евразийство (Формулировка 1927 г.)" и пр.

      Среди отдельных трудов евразийцев заметное место занимают книги

      Н.С.Трубецкого "Европа и человечество", "Наследие Чингисхана";

      Г.В.Вернадского "Начертание русской истории", "Опыт истории Евразии с

      половины VI в. до настоящего времени"; геополитические заметки и

      "Географические особенности России" П.Н.Савицкого; "Очерки истории русской

      церкви", "Воссоздание Святой Руси" А.В.Карташева и др.

      Концепция единой евразийской государственности основывалась на

      многолинейной схеме исторического процесса, разработанной в западной

      историографии Д.Б.Вико и И.Г.Гердером, а в российской - Н.Я.Данилевским и

      К.Н.Леонтьевым. Идея евразийцев об истории как разнонаправленном

      циклическом развитии национальных культур появилась вместе с "Закатом

      Европы" О.Шпенглера.

      Евразийцы отвергали теорию государственности и государственного развития,

      основанную на европоцентристских представлениях о Европе и европейцах как

      представителях самой передовой и прогрессивной части человечества, на

      которых должны равняться все остальные страны и народы. Отстаивая

      самобытность России, они утверждали идею об особом и неповторимом пути ее

      евразийского государственного развития, что связано с ее историческими,

      геополитическими, географическими, геологическими, климатическими,

      культурными и этнографическими особенностями, сильно отличающимися от

      аналогичных характеристик других стран. Евразийцы, например, подчеркивали,

      что иностранцы не смешивают российскую государственность ни с западное

      европейской, ни с западнославянской. Они воспринимают Москву, российский

      быт, русское искусство и психологию как превалирующие азиатские по

      сравнению с аналогами Западной, Центральной и Южной Европы. Об этом,

      кстати, как отмечают евразийцы, не раз говорил и Петр I, называя Россию

      азиатской страной, как бы повторяя мнение западноевропейцев XVIII в.

      Однако при этом эту "Азию" в виде Российского государства иностранцы, как

      западные, так и восточные, четко отличали от Азии в лице Персии, Японии,

      Индии или Китая.

      Так, к примеру, иранская управленческая элита XIX в. определенно считала

      Россию в большей степени азиатской страной вследствие унаследовании ею

      территории и ряда государственных особенностей империи Чингисхана. При

      этом немаловажным для иранцев было то, что на достаточно длительном

      историческом промежутке, в несколько веков, продолжались кровнородственные

      связи русских князей и тюрко-монгольских правителей. Помимо этого,

      евразийцы приводят в плане доказательства этих взглядов вполне

      определенные исторические факты.

      Пример из отечественной истории: ведя переговоры с представителями

      правительства Ирана после русско-персидской воины 1826-1828 гг., генерал

      А.П.Ермолов называл себя потомком Чингисхана. Происхождение российского

      аристократа вызвало глубокое чувство почтения к нему со стороны

      персидского шаха, что непосредственно отразилось на ходе переговоров в

      пользу России как преемницы Великой империи монголов.

      Исследуя историю государственности России и основного этноса страны -

      русских, евразийцы пришли к выводу, что Россия - это ни Европа, ни Азия и

      что русские - это ни европейцы и ни азиаты, хотя в ряду из биологических

      предков есть и те, и другие. Русские - это особый этнический и культурный

      тип, по периферии сближающийся как с европейцами, так и с азиатами. В этом

      смысле государственность России тоже не есть ни государственность

      европейская или азиатская, ни сумма механического сочетания элементов той

      или иной систем, а это особая евразийская государственность в рамках

      территории Евразии.

      Помимо этого, евразийцы теоретически обосновали концепцию многолинейности

      исторического процесса. Идея о прогрессе не как о поступательном движении

      общества и государства, а как о реализации разнообразных возможностей,

      заложенных в различных культурах, была обоснована Н.Я.Данилевским.

      Н.С.Трубецкой плодотворно развил эту историко-философскую концепцию и

      использовал при разработке теории о единой евразийской государственности.

      Общечеловеческому было противопоставлено национальное как в

      этнокультурном, так и государственном смысле. Одним из главных выводов при

      изучении истории было то, что Европа теряет в многолинейной концепции свои

      универсальный, общечеловеческий, общецивилизационныи характер и

      исключительность и становится в один ряд с другими частями света.

      По взглядам на проблему отечественной государственности евразийцев можно

      условно разделить на два направления. М.К.Шахматов, Г.В.Флоровский,

      Л.П.Карсавин, С.Г.Пушкарев выдвигали на первый план

      нравственно-религиозное начало в формировании единой евразийской

      государственности. П.Н.Савицкий, Н.С.Трубецкой, Г.В.Вернадский тяготели к

      географическому, геологическому, этническому и геополитическому анализу

      проблем российской государственности на территории Евразии. В России XIX

      в. были сильны традиции теософии, теологии истории и

      религиозно-философских искании. Они проявились в концепциях П.Я.Чаадаева,

      славянофилов, а затем - религиозных философов Вл.Соловьева, К.Н.Леонтьева,

      Н.А.Бердяева, Г.Федотова, П.А.Флоренского и др. Они рассматривали

      исторический процесс как смену религий и постепенное приближение

      человечества к постижению божественного начала. Они противопоставляли

      цивилизацию государству, как мирскому началу - религию. В специфике

      православия они видели основу национального и государственного своеобразие

      России.

      Вместе с тем во второй половине XIX в. в российской науке получили

      распространение принципы позитивистского и структурного анализа, а также

      комплексность в исследованиях истории, культуры, религии и государства. В

      связи с этим особое внимание уделялось таким наукам, как геология,

      география, экономика, лингвистика и т.д. Религия рассматривалась в этом

      случае не как основной фактор, а как один среди многих. Эта группа

      евразийцев основополагающим фактором развития государства считала

      географическое пространство, на котором оно зарождалось, развивалось и в

      пределах которого оно существует. Г.В.Вернадский также выдвинул концепцию,

      предвосхитившую положение американского ученого А.Дж.Тойнби о

      "вызове-ответе", сформулированное в середине XX в. Г.В.Вернадский считал,

      что каждый народ оказывает психическое и физическое воздействие на

      окружающую географическую и этническую среду. Создание этим народом

      государства и освоение им территории зависит от силы этого воздействия, а

      также от силы обратного сопротивления среды обитания.

      Географо-биологическое пространство, на котором проживает определенный

      этнос, по мысли Г.В. Вернадского, представляет собой особую матрицу,

      которая репродуцируется в различных сферах культуры и государства этого

      этноса.

      П.Н.Савицкий, развивая свое направление этой концепции, основным законом,

      определяющим специфику Евразии, считал взаимодействие леса и степи как ее

      основополагающих компонентов. Продолжением этого противопоставления он

      видел взаимовлияние скотоводства и земледелия, оседлости и кочевничества.

      Географические особенности Евразии, с его точки зрения, предопределили

      соединение в ней двух несхожих миров, двух противоположных государственных

      систем, постоянно противоборствующих друг с другом, но тем не менее

      существующих как единое целое. Эта борьба и единство противоположностей

      накладывает свой неповторимый отпечаток на культуру, быт и психологию

      главенствующих этносов прошлого, настоящего и будущего Евразии.

      Проблема государства и культуры решалась евразийцами также в традициях

      Н.Я.Данилевского и К.Н.Леонтьева. Здесь предполагалось гармоничное слияние

      государства и общества, самодержавной власти и ее подданных на основе

      единых православных идей и нравственных принципов. Отстаивая превосходство

      монархии или единодержавия, К.Н.Леонтьев указывал, что такой тип власти

      знаменует, с его точки зрения, расцвет общества, в то время как победа

      либерализма или демократии указывает на его старость.

      В противоположность этому религиозно-философское крыло евразийцев

      связывало создание российского государства с духовными исканиями народа.

      Они считали, что христианская система ценностей привела народ к идее

      единого национального объединения под властью религиозно-нравственного

      единодержавия. В этом ключе монархия рассматривалась ими как надклассовый

      институт, так как все социальные слои, объединенные общими

      религиозно-нравственными принципами, предполагают полное отречение от

      своей воли и подчинение божественному началу. Это состояние общества

      называлось ими соборным единством или симфонией. В таком положении

      монархия, с их точки зрения, как объединяющее начало в движении к Богу

      теряла смысл как классовый и общественный институт.

      Необходимо отметить, что теория взаимодействия леса и степи как одного из

      важнейших факторов формирования российской государственности была

      доработана уже в наше время крупным отечественным исследователем

      Л.Н.Гумелевым. Определенным развитием концепции евразийцев стала

      широкоизвестная теория пассионарности Л.Н.Гумилева, а также его научное

      видение проблем русского этноса и науки в целом. В последние годы тема

      евразийства вновь стала привлекать внимание ученых и исследователей.

      Уделяется внимание наследию евразийцев, анализируются их концепции и

      теории. Были опубликованы статьи, отдельные брошюры и тезисы докладов,

      сделанных на различных российских и международных конференциях и

      семинарах, частично опубликовано документальное и литературное наследие

      евразийцев. Представляют интерес статьи по проблемам евразийства

      Э.А.Баграмова, А.С.Панарина, А.П.Доронченкова, Н.Н.Алевраса, Н.П.Денисова,

      Н.П.Котельникова, С.В.Норенкова, И.К.Кучмаева, Н.Е.Бекмахановой,

      В.В.Трепавлова и других ученых. В их трудах затрагиваются различные

      аспекты евразийской теории, делаются попытки ее плодотворного развития.

      Авторы анализируют проблемы геополитического положения России, особенности

      внешней и внутренней политики государства XVIII-XX вв., этническое

      своеобразие евразийского пространства, специфику этнолингвистических и

      культурных особенностей народов страны. Тем не менее, несмотря на широкий

      охват евразийской тематики, ими не были выделены в виде отдельного пласта

      как вопросы единой евразийской государственности, так и проблемы роли

      высших управленческих институтов страны в деле формирования России-Евразии

      как единого государственного образования. Помимо этого, следует отметить

      примечательный факт начала издания в последние годы двух московских

      журналов: "Евразия: Народы. Культуры. Религия и "Вестник Евразии".

      "Мы", 26 января 1999 года, № 3 (37)

 

 

                      Источник: http://iicas.org/articles/library/libr_rus_11_2_00_1.htm

 

 

 

                                               В библиотеку                                  На главную страницу

Hosted by uCoz