Алексей Кара-Мурза. Дуализм российской
идентичности: цивилизационное западничество versus
геополитическое евразийство
Кризис радикально-западнических реформ в
России в очередной раз обострил спор
отечественных "западников" и
"самобытников" на тему "Кто виноват?": "плохо
поддающаяся реформированию косная русская
почва, регулярно воспроизводящая
деспотизм и рабство", или "западные
проекты, навязывающие России
инокультурные, а потому убийственные для нее
рецепты"? Если принять эту логику
спора, то, в конечном счете, виноватыми
должны оказаться либо те, кто "мешает
подтягивать Россию до западного уровня",
либо те, кто "сбивает ее с
самобытного исторического пути". В
результате нового противостояния равно
деградировавших западничества и
самобытничества вновь мощно заработал хорошо
описанный в свое время механизм
"самоварваризации" русской культуры: "Одни
хотят насильственно раскрыть дверь будущему,
другие насильственно не выпускают
прошедшего... Их работа состоит в том, чтобы
мешать друг другу, и вот те и
другие стоят в болоте" (Александр
Герцен).
Между тем очевидно, что взаимодействие
почвенничества и западничества в России
должно и может быть основано на принципах
взаимодополнительности и
взаимосогласованности. Эту необходимую и
неизбежную презумпцию сформулировал
еще в 1838 г. Иван Киреевский в "Ответе
Хомякову": "Сколько бы мы ни желали
возвращения русского или введения западного
быта, - но ни того, ни другого
исключительно ожидать не можем, а поневоле
должны предполагать что-то третье,
долженствующее возникнуть из взаимной борьбы
двух враждующих начал."
Следовательно, продолжает И.Киреевский,
вопрос, "который из двух элементов -
западный или русский - полезен теперь?"
- сформулирован неверно: "Не в том
дело: который из двух? но в том: какое оба
они должны получить направление,
чтобы действовать благодетельно? Чего от
взаимного их действия должны мы
надеяться, или чего бояться?"
Сегодня российское общество снова оказалось в
радикальном идентификационном
кризисе. Такой кризис, вопреки распространенному
убеждению, возникает совсем
не тогда, когда из нескольких вариантов
развития цивилизации требуется выбрать
один; спор "кем быть?" - нормальный
спор в любом обществе. Подлинный кризис
идентичности происходит, когда в обществе
вместо конкуренции бытийных
альтернатив возникает спор о том, какая
перспектива "небытия", социальной
деградации страшнее: перспектива
"загнивания России на корню" (риск застоя, о
чем говорят "западники") или
перспектива "пускания России по ветру" (риск
неудачной псевдомодернизации, чего не устают
повторять "неопочвенники").
Сегодня самоопределение социальных и
политических "актеров" в России снова
осуществляется не свободно, а как бы
вынужденно, по принципу "от противного".
"Консервативная идентификация"
объединила неокоммунистов и неоимперцев на базе
неприятия перспективы обрушения в
"третий мир". С другой стороны, так
называемая "демократическая
идентификация" объединяет тех, кто противится
перспективе "реставрации
коммунизма".
Между тем, в истории России отмечен и другой
парадокс: практическим
результатом подобных идейно-политических
сшибок становится то, чего не хотел
никто, - ни "западники", ни
"самобытники". Вот и сегодня новый раунд борьбы
одинаково выродившихся лагерей рискует
привести к жесткому авторитарному и
антидемократическому режиму при одновременном
опускании в "третий мир". Ведь
бедность и авторитаризм - это
близцецы-братья: чем меньше остается в этой
стране, чего делить, тем неизбежно жестче должен
быть Распределитель. Россия в
очередной раз рискует подтвердить
закономерность, некогда сформулированную
Павлом Милюковым: "Стремимся сделать из
России Евразию, а получается -
Азиопа."
Итак, мое объяснение сегодняшнего кризиса
российской идентичности состоит в
том, что и "западники", и
"самобытники", равно используя вроде бы не лишенные
смысла аргументы, допускают одну общую
ошибку. И ошибка эта состоит в общем
непонимании такого феномена, как дуальная
идентичность, органически присущая
России.
На мой взгляд, "Россия" как
устойчивое, инвариантное культурно-историческое
образование, обладает двумя основными
характеристиками:
1) ее цивилизационная идентичность
обусловлена принадлежностью ее
этнокультурного ядра к восточной ветви
европейской христианской цивилизации
(""русские" - это
прилагательное к слову "европейцы"" - Владимир Соловьев);
2) ее геополитическая идентичность связана с
историческим местоположением на
евро-азийской географической платформе, а
устойчивая социальная стабильность
гарантируется культурно-политическим союзом
славянских, угро-финских и
тюркских народов. Эти народы, не утратив
своей этнонациональной идентичности,
выработали способность уживаться вместе. (Это
свойство, которое Лев Гумилев
назвал "положительной
комплиментарностью", является не врожденным, а
благоприобретенным в результате исторического
осознания геополитических
императивов совместного выживания.
Соответственно, этот социальный навык,
ставший частью евро-азийской культуры, может
атрофироваться и даже
утрачиваться в результате радикального
изменения исторических обстоятельств.)
Свои исторические "звездные часы"
Россия переживала тогда, когда ее
цивилизационная (европейская) идентичность и
геополитические (евро-азийские)
задачи были гармонизированы, то есть, в ходе
осуществления европейской
культурной "миссии" на своем
собственном российском Востоке. Именно высокий
тонус культуры обеспечивал России как
уважительное принятие ее в семью народов
европейско-христианской цивилизации, так и
лидирующее положение на
евро-азийской геополитической платформе,
среди инокультурных народов,
признающих, культурно-политическую
авангардную роль России.
Цивилизационные и геополитические задачи
России тесно переплетаются в истории.
Россия способна успешно выполнять
геополитические функции в Евразии только с
позиций ее европеистской культурной
просвещенности. Лишенная подпитки
европейской культурно-цивилизационной
традиции, Россия оказывается
неинтересной и ненужной на собственном
Востоке, способном найти в современном
мире и более культурные, и даже более
культурно-европеистские (например,
Турцию) центры притяжения. Замечено и то, что
Россия оказывалась значимой в
Европе не только своей самобытностью внутри
христианской культуры, но и своим
евро-азиатским геополитическим потенциалом.
Геополитически слабая Россия, как
показывает история, игнорируется Европой, у
которой есть собственные не только
культурно-цивилизационные, но и геополитические
критерии "удельного веса" того
или иного государства.
Национально-государственные кризисы наступали
в России тогда, когда либо
случалась рассогласованность ее
цивилизационных и геополитических задач, либо
предпринимались попытки их мифологического
синтезирования, но полученный
симбиоз оказывался "дурным", и, в
результате, получалась "Азиопа".
Особую опасность для России представляют
попытки взаимной подмены и смешения
ее цивилизационного и геополитического
призвания. Например, рассуждения о том,
что в цивилизационном отношении Россия
представляет собой некоторую отличную
от западной цивилизации "Евразию",
провоцируют неоправданную экспансию
геополитического фактора в сферу
культурно-цивилизационной идентификации. Так,
верно указывая на особую роль России в
Евразии, но пытаясь при этом подложить
особую цивилизационную подкладку под эту ее
геополитическую функцию,
"евразийство" (как классическое,
так и новейшее) неоправданно выдает
геополитический императив совместного
проживания культурно различных народов
за особый тип цивилизационной общности.
Подобное цивилизационное
мифотворчество стимулирует опасное - в первую
очередь для самой России - ее
противопоставление европейской цивилизации, что
не может не вести к культурной
деградации страны, неоправданно отрываемой от
своих истинных - европейских -
цивилизационных корней.
С другой стороны, вульгарно-западническое
стремление представить дело таким
образом, что Россия - это всего лишь
"часть Запада", а то, что не является в
России "Западом", не должно иметь
отношения и к России, такое стремление ведет
к абсолютизации цивилизационной идентичности
России в ущерб ее геополитическим
интересам, и - неизбежно - к сдаче геополитических
позиций.
Повторю еще раз: европейская цивилизационная
и евро-азийская геополитическая
идентификации России являются не просто
разными, а именно двумя неразрывно
связанными сторонами ее общего
самоопределения в мире, требующими органичного
согласования. Россия - это и "Европа в
Азии", и "Азия в Европе" одновременно;
весь вопрос в том, как она распоряжается этой
особенностью своей "дуальной
идентификации".
К сожалению, чаще всего в нашей истории
получалось так, что Россия затевала
конфронтационную геополитическую игру на
Западе, а на Востоке пыталась
имитировать особую "евразийскую
цивилизацию". Итог известен: и Запад, и свой
внутренний Восток получали убедительные
аргументы против "имперской
агрессивности России". И надо признать,
что эти упреки не были
безосновательны: описанная выше логика
самоопределения России жестко
детерминировала и особенности ее внутреннего
устроения - в формах
авторитарно-милитаристской идеократии.
Действительно, конфронтационная геополитическая
позиция неизбежно
предопределяет авторитарную жесткость
государства; но действует и обратная
тенденция: авторитарная власть сама ищет, где
бы "поиграть мускулами".
Например, идеологическое конструирование
"евразийской цивилизации", призванной
интегрировать разнокультурные и
разноконфессиональные народы в идеократическую
"сверхцивилизацию", неизбежно
требует повышенной доли мифотворчества (в том
числе, в конструировании "образа
врага" из иных цивилизаций) и, сответственно,
повышенной степени репрессивности за любое
идеологическое диссидентство, будь
то "низкопоклонство перед Западом",
"русский национализм", "исламский
фундаментализм", и т.д. (В этом смысле
было вполне закономерным вырождение
"евразийства" 20-х годов в
неоимперскую доктрину, ставящую во главу угла
российскую идентификацию исключительно с
государством, и, в полном
соответствии со своей логикой, пошедшего на
союз со сталинизмом, фактически
поддержав "окукливание" культурной
разнородности народов России
коммунистической суперидеологией).
Взаимная подпитка авторитарно-идеократических
потенций ложного
цивилизационного и столь же ложного
геополитического выбора привела к
формированию сверхдержавы, которую мир
определил - и справедливо -
одновременно и как "тоталитарного
монстра", и как "тюрьму народов".
Тоталитаризм, в определенном смысле, - это и
есть материализованный продукт
взаимной возгонки неадекватно
интерпретируемых цивилизационных и
геополитических задач России. Надо добавить,
что подобный идеократический
"кентавр" (на поверхности
"коммунистический", в глубине - "евразийский") сумел
просуществовать несколько десятилетий до тех
пор, пока внутренняя порочность
его устройства окончательно не парализовала
его жизнеспособности.
Ошибки и односторонность цивилизационного и
геополитического выбора, их
неоправданное смешение самым непосредственным
образом сказываются на
внутригосударственной политике России.
Экспансия геополитической доктрины
"евразийства" в сферу культуры
ведет не только к выхолащиванию европейского
цивилизационного потенциала России, но и к
введению жестко-авторитарных
("чингисхановских") методов
управления. Напротив, экспансия западнической
идеологии в сферу геополитических интересов
приводит к конфронтации
"общественности" и
"государства" (крайней формой чего периодически становится
интеллигентская идея "поражения
собственного правительства"), а также к
конфессиональному и политическому напряжению в
отношениях с внутрироссийским
мусульманским миром.
Все вышесказанное нисколько не отменяет,
повторю, того объективного факта, что
Россия обладает имманентной "дуальной
идентичностью", обе ипостаси которой
константны и взывают к органичному согласованию.
Вероятно, следует попытаться
перевернуть направление и акценты
идентификационных поисков.
1) С цивилизационной точки зрения Россия
должна вернуть себе статус
европейской державы, интересы которой лежат,
между тем, преимущественно на
Востоке, где Россия призвана отстаивать идеи
Просвещения, гражданских прав,
хозяйственной и культурной автономии
личности.
2) В то же время, Россия не может не
представляться во взаимоотношениях с
Западом как геополитически евразийская
держава, со своим особым типом
государственности, возросшим на особости
геополитических задач.
Умозрительные попытки элиминировать одну из
сторон данной идентификации ведут
к неадекватной оценке российской
идентичности, и, как следствие, - к
политическим просчетам. Отсюда - характерный
для России и постоянно
вопроизводящийся конфликт
"культуры" и "государственности", то есть,
противостояние культурной интеллигенции,
делающей ставку на необходимость
западнической цивилизационной ориентации, и
"азиатского государства",
апеллирующего к необходимости жесткого
каркаса власти для удержания "огромных
пространств Евразии". Следует
подчеркнуть в очередной раз, что имманентная
тяга русских культурных слоев к европеизму, с
одной стороны, и геополитический
императив повышенной государственной
жесткости, с другой, это две половины
одной общей проблемы российской
самоидентификации в мире.
Алексей Кара-Мурза. Между Евразией и
Азиопой
Публикуется по www.russ.ru/antolog/inoe/krmr32.htm
В
библиотеку На
главную страницу