В.Музыка ГУУАМ versus Евразийство на фоне газа

      1. Евразийский коридор с движением в пользу Москвы

      В начале 90-х годов, в то самое время, которое Москва с раздражением

      называла «парадом суверенитетов», в Киев прибыл первый посол Казахстана –

      бывший глава аграрно-промышленного комплекса этой страны. Во время своих

      протокольных ознакомительных визитов он старательно озвучивал идею

      Евразийского союза. Выслушав посла, тогдашний Президент Украины, говорят,

      удивленно пожал плечами:

      "Евразийский это, значит, - советский?"

      Леонид Макарович в это время еще не избавился от слишком ярких

      воспоминаний о Беловежской Пуще, где тремя подписями (Ельцина, Шушкевича и

      Кравчука) был санкционирован процесс развала гигантской империи. Словом,

      идея казахстанского лидера – Нурсултана Назарбаева – относительно

      евразийского союза оказалась несвоевременной и малопродуктивной. Казалось

      бы, пройдя по газетным страницам и экранам телевизоров, она раз и навсегда

      должна была отойти в прошлое. Однако, все получилось не так как ожидалось…

      На недавнем Таможенном саммите в столице Казахстана – Астане – идея

      евразийского союза воскресла опять. Участники Таможенного Союза (Россия,

      Казахстан, Киргизстан, Таджикистан и Белоруссия) подписали договор о

      трансформации этого образования в Евразийское экономическое сообщество. И

      хотя это не Союз, наличие такого слова как «евразийское» говорит о многом.

      Ведь не случайно некоторые политологи в связи с этим вспомнили тот факт,

      что хорошо известный сейчас Европейский Союз на протяжении долгого времени

      тоже назывался Европейским экономическим сообществом. Эта аналогия говорит

      сама за себя. Таким образом, кажется, что «дело Назарбаева» живет и

      побеждает. В тоже время становится понятным, что у Казахстанского лидера

      заимствована только идея, а ее воплощение будет происходить чисто…

      …по российскому сценарию

      Для начала вспомним, что Евразийское Экономическое Сообщество появилось не

      на голом месте, поскольку у него были свои предшественники: Таможенный

      Союз, Ташкентский Договор о коллективной безопасности, Договор о свободной

      торговле, договоренности о создании консультативного органа – Комитета

      Советов Безопасности (к нему присоединилась даже Армения). Первую

      политическую скрипку в каждом из перечисленных случаев играла Россия. При

      этом, начиная играть ту или иную экономическую партию (таможенное дело и

      свободная торговля), Москва никогда не забывала про чисто военный

      лейтмотив. В целом реализация идеи Евразийского Экономического Сообщества

      (а в дальнейшем, конечно, Евразийского Союза) будет означать то, что

      Россия получит гигантский геополитический коридор от Европы до самого

      сердца Центральной Азии. Основными опорными точками этого коридора станут

      Белоруссия, Казахстан и Таджикистан. При этом каждая «опора» будет иметь

      свои функции. Скажем, Белорусь уже давно предназначена на роль форпоста

      противостояния с НАТО, а также строительства различных газопроводов в

      обход Украины. Казахстан, учитывая наличие огромной русскоязычной диаспоры

      на его южных территориях должен сыграть роль буфера между Россией и

      постсовесткими странами Центральной Азии. Киргизстану предназначается

      вспомогательная роль в организации этого буфера. А вот для Таджикистана,

      судя по всему, при всей его внутренней нестабильности отводится намного

      более почетная миссия. Он нужен России, в первую очередь потому, что

      отдельные его территории расположены совсем близко к Пакистану и Индии, а

      также Китаю (Синьцзяну). Религиозная специфика этих территорий и их

      месторасположение предоставляют возможность принимать активное участие в

      решении проблем, которые тут сходятся. Имеются в виду Пакистано-индийские

      войны, уйгурский сепаратизм в Китае, национально- освободительная война в

      Тибете, сикхское движение в Пенджабе… Центрально-Азиатский критический

      узел, таким образом, сходиться в Таджикистане и этим он стратегически

      ценен для России. И не случайно военное присутствие России на территории

      Таджикистана не уменьшается уже который год. Геополитический коридор в

      виде Евразийского экономического сообщества в целом должен действовать…

      …в пользу сильнейшего.

      А кто является таковым, не стоит даже и говорить. Потому что разве идет

      экономика Белоруссии, Киргизстана, а тем более растерзанного войной

      Таджикистана, в какое- нибудь сравнение с российской? Кое-как с Москвой

      еще может побороться Астана, которая в последнее время рассчитывает на

      «нефтедоллары», если залежи такого месторождения, как Кашаган, не окажется

      обычным блефом…

      Очевидно, что на просторах СНГ сейчас вызревает сообщество, которое в силу

      различных причин оставляет вне своих пределов ряд стран, сгруппировавшихся

      под аббревиатурой ГУУАМ. Только это неформальное объединение может быть

      альтернативой «евразийцам». Об этом впервые откровенно было сказано во

      время визита президента Украины в Ташкент. Сторонами была даже высказана

      мысль о том, чтобы во время ближайшего саммита в рамках ГУУАМ, который в

      начале следующего года состоится в Киеве, преобразовать неформальное

      объединение стран ГУУАМ в сообщество собственной правовой базой.

      Целесообразность этого шага не вызывает никаких сомнений, поскольку таким

      образом будет сформирован еще один геополитический коридор, по которому

      будут продвигаться интересы стран, не желающих существовать только в

      пользу сильнейшего.

      2. Как «разминировать» СНГ?

      Следует, наверно, напомнить, что свои первые зарубежные визиты сразу после

      инаугурации В.Путин совершил в Ташкент и Ашгабат. Этот маршрут

      соответствует важнейшим приоритетам российской политики. Недавно этим же

      маршрутом прошелся и Президент Украины.

      И если президент РФ в свое время посетил Туркменистан, чтобы, казалось бы,

      традиционно «поболтать» с Туркменбаши о газе, то в тезисах для переговоров

      в Ташкенте московский лидер имел куда больше пунктов. В первую очередь

      нужно было (на примере Чечни) попугать президента Узбекистана угрозой

      исламского терроризма, еще раз предложить пересмотреть отношение к

      Таможенному союзу (Узбекские эксперты в свое время не соглашались только с

      одним положением Устава этой организации), выяснить возможность

      возвращения «под крышу» Ташкентского военного договора. А в целом еще раз

      надавить на Ислама Каримова, чтобы тот не очень носился с идеей

      «собственного пути и политики», а больше думал о дружбе со своим северным

      соседом…

      Амбициозные намерения В.Путина, казалось бы, во многом реализовались. Ведь

      не случайно политологи заговорили о потеплении между Москвой и Ташкентом.

      Этому, правда, способствовала активизация исламских террористов, однако

      наличие этого фактора не стала основой для глобального сближения. Ислам

      Каримов в скором времени убедился, что В.Путин своим визитом в Ашгабат и

      дальнейшими шагами в отношении Казахстана и Киргизии пытается усилить

      позиции «белокаменной» среди постсоветских стран Центральной Азии.

      Такое развитие событий не соответствовало стратегическим интересам

      Узбекистана, который в свое время инициировал Договор о вечной дружбе

      между Ташкентом, Астаной и Бишкеком. Союз трех «станов» был важной вехой

      на пути к великой мечте Ислама Каримова –возрождении Великого Турана.

      Для справки: Носителем идеи «турановской» интеграции в середине 90-х годов

      объявил себя именно Узбекистан, инициировавший центральноазиатское

      движение «Наш общий дом – Туркестан». В этом начинании Ташкент надеялся на

      поддержку своих ближайших соседей «по чисто турановским землям» –

      Туркменистана и Казахстана. Однако лидеры ближайших к Узбекистану

      государств имели другое геополитическое видение будущего своих стран. Так,

      Туркменбаши провозгласил «позитивный нейтралитет», а Назарбаев продолжал

      настаивать на идее Евразийского Союза. Таким образом, центральноазиатское

      движение «Наш общий дом – Туркестан» так и не вышло за пределы

Узбекистана.

      Словом, Ислам Каримов имел немало оснований для глубокого разочарования

      В.Путиным. Последней каплей в переполненной чаше терпения стал саммит

      стран Таможенного Союза в Астане и провозглашение Евразийского

      экономического сообщества.

      Появление новообразования на просторах СНГ практически совпало со сроками

      официального визита Президента Украины в Ташкент. Естественно, главы

      государств, стратегическое партнерство которых продекларировано основным

      политическим Договором, не могли не прокомментировать факт создания

      «евразийского объединения». Его назвали «миной под СНГ», а Ислам Каримов

      сделал несколько заявлений, от которых украинские «диверсификаторы

      энергоносителей» остались просто в восторге.

      Будучи сухопутной державой, Узбекистан некоторое время заинтересовано

      присматривался к ГУАМу. Участие в этом неформальном объединении

      обеспечивала Ташкенту выход к морскому побережью. Это, а также перспективы

      экономические и военно-технические возможности сотрудничества в рамках

      ГУАМ содействовали вступлению Узбекистана в мае прошлого года в ряды этой

      организации. Между тем, особой активности на протяжении длительного

      времени он при этом практически не проявлял. Собственно, само объединение

      активностью не отличалось. Но как только участники «евразийского заговора»

      заминировали СНГ, ситуация кардинально изменилась, хотя это и не было

      неожиданностью. К этому, собственно, шло…

      В рамках Содружества позиционную близость к Украине Узбекистан начал

      проявлять одним из первых. Этому содействовали различные факторы, однако

      не в последнюю очередь сыграл тот факт, что в Узбекистане существует

      широкая украинская диаспора, представители которой владеют руководящими

      «папахами» во многих отраслях страны. И не просто владеют, а

      зарекомендовали себя с лучшей стороны, ведь не случайно даже первый Герой

      Узбекистана украинец по национальности. Наши земляки, кроме того,

      демонстрируют законопослушность – работают, не покладая рук, и на судьбу

      не жалуются.

      К положительным приобретениям можно также отнести деятельность украинской

      дипломатической миссии в Ташкенте. И предыдущий посол В.И.Сметанин, и ныне

      действующий дипломатический полпред А.И.Касьяненко, при всей своем

      колоритном отличии между собой, оказались людьми на удивление

      целеустремленными, демонстрируя те качества, которые у узбеков ценятся

      больше всего – твердую настойчивость, которая никогда не перерастает в

      наглость. Именно так, в частности, было при решении вопросов

      сотрудничества в нефтяной отрасли. Наибольшего успеха здесь Украина

      достигла 5 лет назад, когда был подписан двусторонний Протокол о поставках

      первых 15 млрд. кубометров узбекского газа в Украину. Сегодня газовая тема

      вышла на новый уровень - Ислам Каримов предложил нашему Президенту взять в

      концессию отдельные нефтяные и газовые месторождения Узбекистана. Наша

      часть – 50 процентов от добычи. Этот факт, как я уже отмечал выше, «на

      ура» был воспринят украинскими «диверсификаторами». Их можно понять –

      вместе с недавними туркменистанскими договоренностями Президента у нас

      появился свет в конце туннеля – диверсификация энергоносителей стала

      реальностью…

      Кроме этого, ГУУАМ, как альтернатива Евразийскому экономическому

      сообществу, благодаря активности Узбекистана, приобретает новое

      содержание: если Польша пока еще не отказалась от роли локомотива,

      способного вывести это объединение в Европу, то Узбекистан становится тем

      самым экономическим «толкачом», способным еще больше ускорить движение в

      нужном направлении. В этом, собственно, самый большой политический успех

      президентского визита в Ташкент, как и в Ашгабат.

      Остается реализовать главное – дать понять Москве, что это всерьез и

      надолго, а не просто очередная политическая махинация за спиной

      новообразованного Евразийского экономического сообщества.

      3. Туркменистан – дело тонкое, Или почему В.Жириновский пугает нас

      российской трубой

      Очередной раунд украинско-российских консультаций по «газовой» проблеме …

      в очередной раз перенесен. Официальная версия - участие российской

      делегации в одном из мероприятий в рамках СНГ. Между тем, по мнению

      экспертов, отсрочка нужна российской стороне для осмысления ситуации,

      создавшейся в результате договоренностей во время визита Президента

      Украины в Ашгабат. А осмысливать, кстати, есть что …

      Газ – категория политическая «Восток – дело тонкое, — отметил как-то

      Леонид Данилович, касаясь результатов визита делегации во главе с

      вице-премьером по ТЭК, и добавил — Лучше б туда ездили мужчины».

      Что ж, возможно, чисто мужской разговор в данном случае более эффективный.

      Следует лишь напомнить, что подготовка и предыдущего, и этого визита была

      осуществлена чисто мужской командой: первым заместителем министра финансов

      Петром Германчуком, главой НАК «Нафтогаз Украины» Вадимом Копыловым,

      директором Департамента нефтяной, нефтеперерабатывающей и газовой

      промышленности Александром Свердловым и нашим послом в Ашгабате Вадимом

      Чупруном. О них, пресса, сконцентрировав свое внимание на личности вице-

      премьера по проблемам ТЭК, почему-то абсолютно забыла. Между тем, именно

      этот «мужской квартет» позволил успешно подготовить недавнюю встречу двух

      президентов. Подписано соглашение о поставках 35 млрд. кубометров

      природного газа в Украину в следующем году. Цена поставок - 40 долларов

      США за 1000 кубометров (при этом половина поставок будет погашена не

      валютой, а товарами). Немного дешевле обойдутся нам 5 млрд. туркменского

      газа, который мы получил в этом году, - по 38 долларов. Товарное покрытие

      поставок – две трети. Это, собственно, — наибольшее достижение рабочего

      визита Президента Украины. Более года назад Туркменбаши перекрыл газовый

      кран и посадил Украину на голодный паек, требуя возвращения долгов за газ,

      которые, начиная с 1993 года, перевалили за 280 млн. долларов.

      К счастью, НАК “Нафтогаз Украины” недавно погасил часть задолженности. Как

      результат, туркменская сторона согласилась принять украинскую делегацию и

      разблокировала дорогу для рабочего визита Президента и подписания им

      важных документов. Не исключено, что весной следующего года – во время

      майского визита Ниязова в Украину – будет подписан еще один важный

      документ: речь идет о ежегодных поставках 50 млрд. кубометров газа на

      протяжении 5 - 10 лет. Такие объемы - практически весь экспортный ресурс

      Туркменистана. Так документы со скромным статусом Договора будут иметь …

      геополитическое значение, как для Украины, так и для Туркменистана.

      Важные козыри для Президента

      Россия всегда оставалась, можно сказать, виртуальным участником любых

      украинско-туркменских переговоров. Тень такого монстра как РАО Газпром

      поочередно являлась то в Киеве, то в Ашгабате. В последнее время

      представители этой структуры все чаще наведывались в нашу столицу. Причины

      ясны. В четвертом квартале прошлого года Украина перерасходовала 4,5 млрд.

      кубометров российского газа. Этот долг отнесли на счет оплаты за транзит

      российского газа в 2000 году. Словом, правительственной команде В.Ющенко

      пришлось отрабатывать грехи своих предшественников, поскольку в мае глава

      Газпрома Рем Вяхирев распорядился не давать Украине газ в оплату ее

      транзитных услуг. Единственным поставщиком углеводородов остались "Itera"

      и отечественные газовые компании. Последовала цепная реакция: из-за

      плановых и неплановых остановок ядерных реакторов уменьшилось количество

      электроэнергии. Восполнять недостачу пришлось за счет сжигания газа на

      ТЭС. Крайне остро встал вопрос о новых газовых ресурсах. Поскольку

      рассчитывать на Россию не приходилось, единственной альтернативой

      оставался Туркменистан. Отношения с ним, как уже отмечалось выше,

      потеплели после возвращения части долга. Сапармурат Ниязов даже согласился

      на частичное погашение украинского долга товарами и услугами: трубами,

      участием в реанимации и строительстве новых скважин, сооружением

      газокомпрессорных станций и даже моста через Амударью. Весь этот

      ассортимент услуг был определен нашим послом в Ашгабате Вадимом Чупруном.

      Ему приходилось решать, казалось бы, чисто хозяйственные вопросы. А что

      делать? В Туркменистане даже «жековские» документы не подписываются без

      ведома Туркменбаши. И если Вадиму Чупруну к началу майского визита

      Президента Туркменистана Ниязова удастся согласовать проект двустороннего

      соглашения о поставках 50 млрд. долларов газа сроком на 5-10 лет, то ему,

      как и Сапармурату Ниязову, следует вручить орден Ярослава Мудрого…

      Украина, не много ни мало, станет почти единственным потребителем

      туркменского газа. Таким образом, наш Президент будет иметь серьезный

      козырь на переговорах с В.Путиным и М.Касьяновым. У нас появляется

      возможность выбора, а у Ашгабата при условии плодотворного сотрудничества

      с Киевом, возможность освободиться от слишком затянувшейся опеки Москвы,

      не позволяющей Туркменистану развивать свою собственную ресурсную базу.

      Продавая 50 млрд. кубометров газа Украине, Туркменистан может увеличить

      объемы газодобычи и продавать углеводороды той же России. Число торговых

      партнеров, таким образом, у Ашгабата увеличится…

      Таковы перспективы. Их несколько усложняет понимание того, что, как сказал

      В.Жириновский, - газ то Украина покупает туркменский, а вот экспортировать

      его придется по российской трубе…

      Дело – труба, да не совсем…

      Сразу же уточним: труба не только российская, но и узбекская и

      казахстанская. Это, очевидно, требует от украинской стороны

      сбалансированного подхода к решению своих энергетических проблем. Хотя до

      этого времени, каких либо трудностей с транзитом закупленного газа через

      Узбекистан (партнера Украины по ГУУАМ) Киев пока что не имел. Можно

      надеяться, что не будет иметь и в дальнейшем, поскольку прибыль от

      транзитных сборов выгодна обеим центральноазиатским республикам. Таким

      образом, остается Россия… Прибыль от транзитных сборов ей также будет не

      лишней. Кроме того, российская сторона должна принять во внимание тот

      факт, что во время переговоров в Ашгабате Ниязов заявил: в 2002 году

      Туркменистан сможет продавать около 120 млрд. кубометров газа. Конечно,

      требуют усовершенствования газотранспортные системы этой страны и помощь

      Украины в этом – бесценна. Выгодна она и нам, поскольку позволяет

      создавать новые рабочие места. Во всяком случае, Ашгабат сможет продавать

      Газпрому не менее 50 млрд. кубометров в течение длительного времени.

      Отказаться от этих закупок Рем Вяхирев просто не сможет. Еще недавно он

      настойчиво прессинговал Туркменистан в отношении ежегодных поставок в

      Россию 50 млрд. кубометров газа. Существует небезосновательные подозрения,

      учитывая хроническую дистрофию газодобычи в России и непомерно раздутый

      портфель заказов, что туркменский газ Газпром может выдать за «российский»

      и продавать Турции по газопроводу «Голубой поток». Это стратегически

      важное решение для России, поскольку невыполнение турецкого заказа

      смертельно подорвет международный имидж Газпрома. Вот почему заявление

      В.Жириновского можно считать очередной бравадой. Сегодняшние реалии

      таковы, что не допустить Украину с туркменским газом к российской трубе

      просто невыгодно. Словом, пугать нас российской трубой нет смысла. Другое

      дело, какова будет длина этой трубы.

      Если будут «живые» деньги.

      Есть два пути поставок туркменского газа в Украину: так называемый

      короткий и хорошо нам известный – обходной. Во втором случае нам

      предлагают воспользоваться самой длинной трубой с собственно единственной

      целью: скачать как можно больший транзитный сбор.

      Надеяться на короткую трубу пока не приходиться по причине ее отсутствия.

      Но и длинная труба далеко не трагедия. В соответствии с транзитными

      ставками, принятыми в России, перекачка тысячи кубометров газа нам

      обойдется в 36$. Простой арифметический подсчет говорит, что в результате

      на российско- украинской границе газ будет слишком дорогим. Нас выручает

      то, что оплату туркменского газа мы сможем наполовину перекрыть товарными

      поставками. По мнению экспертов, в таком случае, соотношение валютной

      стоимости к товарной составляет один к трем. В конечном итоге мы выходим

      на реальную стоимость газа – где-то немногим более 50$. Это не так уж и

      плохо. А если нам удастся уговорить С.Ниязова взять больше товаром и

      меньше валютой, то результат будет еще лучше. При нынешней экономической

      ситуации в Туркменистане это далеко не фантазия.

      Таким образом, украинско-туркменские отношения свидетельствуют: Ашгабат

      соглашается на сотрудничество только на условиях четкого выполнения

      договоренностей. В противном случае – поставки газа прекратятся. Конечно,

      с товарами (туркмены к счастью не требуют от нас мировых стандартов)

      легче. Другое дело – «живые» деньги. Их немного. Единственный выход для

      правительства в том, чтобы добиваться полной оплаты за использованный газ.

      Выгодна также оплата транзитных услуг не газом, как это делает Россия, а

      валютой. Только это позволит рассчитываться с Ашгабатом и вовремя, и в

      полном объеме.

      В целом же рабочий визит Л. Кучмы в Туркменистан еще раз подтвердил

      необходимость начала конкретной работы по созданию новых путей

      транспортировки центрально-азиатского и ближневосточного газа в Европу.

      Вскоре там будет ощущаться дефицит голубого топлива. Перекрыть его Россия

      не сможет, поскольку в ее газодобывающей отрасли начались ощутимые

      деструктивные процессы, которые вынудят Москву вести более конструктивную

      игру вокруг энергетических вопросов.

 

 

 Источник: http://ames.kiev.ua/cgi-bin/txts/26/return_txt.cgi?uri=%2Fvar%2Fwww%2Fames.kiev.ua%2Ftxts%2F26%2F262000005.txt&back=http%3A%2F%2Fames.kiev.ua%2F26%2Fp1.html

 

 

                          В библиотеку                                                       На главную страницу

Hosted by uCoz