П.Н.
Савицкий. Степь и оседлость
Впервые опубликовано // На путях:
Утверждение евразийцев. Москва, Берлин.
1922.
I
Положение России в окружающем ее мире
можно рассматривать с разных точек
зрения. Можно определять ее место в ряду
"отдельных историй" западной
половины Старого Света, в которой
расположены исторические очаги ее
культуры. Можно исходить из восприятия
Старого Света, как некоего
целостного единства. На этих страницах мы
хотим привести некоторые
замечания - исторические и
хозяйственно-географические, - предполагающие
рассмотрение исторических судеб и
географической природы Старого Света
именно как целостного единства. В порядке
такого восприятия
устанавливается противоположение "окраинно-приморских"
областей Старого
Света - восточных (Китай), южных (Индия и
Иран) и западных ("Средиземье" и
Западная Европа), с одной стороны, и
"центрального" мира - с другой, мира,
заполненного "эластической
массой" кочующих степняков, "турок" или
"монголов". Противоположение
это поясняет механику истории Старого Света в
последние тысячелетия, помогает постичь
соотношение между врастающим в
определенную территорию творчеством
"окраинно-приморских" сфер и
передаточной в своем значении, усваивающей
результат этого творчества и в
движении кочевий и завоеваний сообщающей
его другим, столь же
территориально "неподвижным"
мирам, "степною" культурой.
Прежде всего укажем следующее: без
"татарщины" не было бы России. Нет
ничего более шаблонного и в то же время
неправильного, чем превозношение
культурного развития дотатарской Киевской
Руси, якобы уничтоженного и
оборванного татарским нашествием. Мы
отнюдь не хотим отрицать определенных
- и больших - культурных достижений
Древней Руси XI и XII вв.; но
историческая оценка этих достижений есть
оценка превратная, поскольку не
отмечен процесс политического и
культурного измельчания, совершенно
явственно происходивший в дотатарской
Руси от первой половины XI к первой
половине XIII в. Это измельчание
выразилось в смене хотя бы относительного
политического единства первой половины XI
в. удельным хаосом последующих
годов; оно сказалось в упадке
материальных возможностей, например в сфере
художественной. В области архитектуры
упадок этот выражается в том, что во
всех важнейших центрах эпохи храмами,
наиболее крупными по размерам,
наиболее богатыми в отделке, неизменно
являются наираннепостроенные:
позднейшие киевские бледнеют перед Св.
Софией, позднейшие черниговские -
перед Св. Спасом, позднейшие новгородские
- перед Св. Софией Новгородской,
позднейшие владимиро-суздальские - перед
Успенским собором. Странное
обратное развитие
художественно-материальных возможностей: наикрупнейшее
достижение - в начале;
"сморщивание", сужение масштабов в ходе дальнейшей
эволюции - поразительный контраст
происходившему в тот же период развитию
романской и готической архитектуры
Запада!
Если Св. София Киевская первой половины
XI в. по размеру и отделке
достойно противостоит современным ей
романским храмам Запада - что значат
перед парижской Notre Dame, законченной в
1215 г., ее русские современники
вроде церкви Св. Георгия в Юрьеве
Польском или Новгородского Спаса
Нередицы? Мы не будем касаться
эстетических достоинств одних и других
храмов; в отношении к размерам
материальным Русь начала XIII в. являет
картину ничтожества: в сравнении с
Западом - различие масштабов,
десятикратное, стократное; подлинная
"отсталость", возникающая не
вследствие, но до татарского ига!
Ту беспомощность, с которой Русь
предалась татарам, было бы нелогично
рассматривать как "роковую
случайность"; в бытии дотатарской Руси был
элемент неустойчивости, склонность к
деградации, которая ни к чему иному,
как к чужеземному игу, привести не могла.
Это черта, общая целому ряду
народов; средневековая и новейшая история отдельных славянских племен
построена, как по одному шаблону:
некоторый начальный' расцвет, а затем,
вместо укрепления расцвета, разложение,
упадок, "иго". Такова история
ославянившихся болгар, сербов, поляков.
Такова же судьба дотатарской Руси.
Велико счастье Руси, что в момент, когда
в силу внутреннего разложения она
должна была пасть, она досталась татарам,
и никому другому. Татары -
"нейтральная" культурная среда,
принимавшая "всяческих богов" и терпевшая
"любые культуры", пала на Русь
как наказание Божие, но не замутила чистоты
национального творчества. Если бы Русь
досталась туркам, заразившимся
"иранским фанатизмом. и
экзальтацией", ее испытание было бы многажды
труднее и доля - горше. Если бы ее взял
Запад, он вынул бы из нее душу...
Татары не изменили духовного существа
России;но в отличительном для них в
эту эпоху качестве создателей государств,
милитарно организующейся силы,
они, несомненно, повлияли на Русь.
Действием ли примера, привитием ли крови
правящим, они дали России
свойство организовываться военно,
создавать государственно-принудительный
центр, достигать устойчивости; они дали
ей качество - становиться
могущественной "ордой".
Быть может, не только это, не одну
жестокость и жадность, нужно было
иметь, чтобы из Внешней Монголии пройти
до Киева, Офена, Ангоры и Анкгора.
Для того, чтобы это сделать, нужно было ощущать
по-особому степи, горы,
оазисы и леса, чуять дерзанье безмерное.
Скажем прямо: на пространстве
всемирной истории западноевропейскому
ощущению моря как равноправное, хотя
и полярное, противостоит единственно
монгольское ощущение континента;
между тем в русских
"землепроходцах", в размахе русских завоеваний и
освоений - тот же дух, то же ощущение
континента. Но монголы, в
собственном смысле, не были
"колонизаторами", а русские являются ими:
доказательство, в ряду многих, что
всецело к "монгольству" никак не свести
Россию. Да и само татарское иго,
способствовавшее государственной
организации России, прививавшее или
раскрывавшее дремавшие дотоленавыки,
было в то же время горнилом, в котором
ковалось русское духовное
своеобразие. Стержень последнего -
русское благочестие. И вот благочестие
это - такое, как оно есть, и такое, каким
оно питало русскую духовную
жизнь, - создалось именно во времена
"татарщины". В дотатарской Руси -
отдельные черты, намеки; в Руси
"татарской" - полнота мистического
углубления и постигновения и ее лучшее
создание, русская религиозная
живопись; весь расцвет последней целиком
умещается в рамки "татарского
ига"!.. В этом разительном
противоположении - своею ролью наказания Божия
татары очистили и освятили Русь, своим
примером привили ей навык
могущества, - в этом противоположении
явлен двойственный лик России.
Россия - наследница Великих Ханов,
продолжательница дела Чингиса и Тимура,
объединительница Азии; Россия - часть
особого "окраинно-приморского" мира,
носительница углубленной культурной
традиции. В ней сочетаются
одновременно историческая
"оседлая" и "степная" стихия.
II
В эпоху дотатарскую русское население,
по-видимому, не уходило глубоко в
степь, но занимало значительную часть
"лесостепи" - приднепровской,
придеснянской и пр. При татарском
владычестве русская народность
"отсиживалась" в лесах.
Важнейшим историческим фактом послетатарской эпохи
стало распространение русской народности
на степь, политическое и
этнографическое освоение степи. К началу
XX в. процесс этот завершился
заселением черноморских и азовских, а
также части каспийских и
среднеазиатских "степных"
пространств. Сочетая в своем бытии несомненные
черты "степного"
("азиатского" par excellece [*2]) уклада со столь же
определенным приближением к характеру
культур западного
"окраинно-приморского" мира,
Россия такою, как она есть сейчас, является,
в смысле территориальном, комбинацией
областей, воспроизводящих
географическую природу некоторых
западноевропейских районов с простором
стран, по характеру существенно "внеевропейских". Лесная и
часть
лесостепной полосы - земля кривичей,
древлян, полян, северян и пр. - есть
несколько видоизмененное подобие
европейских стран вроде Германии, к
востоку от Эльбы, с тем же, в общем,
количеством осадков, теми же почвами
и некоторой разницей в климате, не
вызывающей, однако, различий в
произрастании. Наиболее же северная часть
русского заселения - губ.
Олонецкая и западная половина
Архангельской - есть как бы часть
Скандинавии, воспроизводящая все основные
черты в природе последней, но
несколько "обездоленная" в
климате. Своеобразие русского отношения к степи
заключается в том, что русская
этнографическая стихия превращает это, от
века отданное кочевому быту пространство,
в земледельческую область.
Оценивая характер этого процесса, нужно с
возможной полнотою уяснить себе
те хозяйственно-географические условия, в
которых находится земледелие
колонизированной степи. В Северной
Америке, особенно в восточной ее
половине, сельские хозяева Европы
обретают более или менее точное
воспроизведение знакомой им
климатическо-почвенной обстановки, и без
затруднения они практикуют здесь
выработанные в Европе приемы
"интенсификации": посев
корнеплодов и кормовых трав [*3]. Широкую
доступность страны именно такому посеву
мы возьмем в качестве principium
individuationis [*4] географической
"европейскости" страны (подразумеваем
доступность при отсутствии искусственного
орошения, ибо существование
последнего есть признак особый и не
характернный для "Европы"!). Нет
никакого сомнения, что с точки зрения
доступности посеву корнеплодов и
кормовых трав вся лесная и значительная
часть лесостепной полосы
"доуральской" России
определится как "европейская"; найдутся "европейские"
районы и в "зауральской" Руси.
Но окажется ли "европейской" российская
степь? И отвлеченно-климатический и
хозяйственно-практический анализ
равным образом обнаруживают существенную
неблагоприятность степи - не
только киргизской и каспийской, но также
азовской и черноморской - для
возделывания корнеплодов и кормовых трав
(чрезмерная сухость). Российская
степь, столь благоприятная в иных частях
своих для пшеницы, не есть
область ни картофеля, ни клевера. Между
тем переход от трехполья к иным
системам полеводства европейское
земледелие построило главным образом на
введении в хозяйственный оборот названных
двух растений. Иными словами, с
точки зрения существующей агрономии
российская степь на значительном
пространстве определяется как область
неизбывного трехполья. Этот вывод
имеет не только технически-сельскохозяйственное,
но и общекультурное
значение. Если насельники Западной,
Северо-Западной и Центральной России
могут достичь в своем земледельческом
быту какой угодно степени
сельскохозяйственной
"европеизации", на земледельческом укладе Южной,
Юго-Восточной и Восточной России и
некоторых частей Сибири неустранимо
останется печать того, что именуется
хозяйственной экстенсивностью.
Некоторые же части российской степи
никогда, по-видимому, не поддадутся
земледельческому заселению и останутся
областями кочевого скотоводства и
специального коневодства (так называемые
области "абсолютного"
скотоводства). Опять-таки обстоятельство
это имеет не только
технически-сельскохозяйственное, но и
общекультурное значение. Также
Северной Америке и Австралии знакомы
полупустыня и сухая степь. Но в
Северной Америке и Австралии полупустыня
и сухая степь являются подлинно
"пустыми" - без значительного
исторического прошлого, без устойчивого быта
насельников. Степь же, в которую глядит
Россия, есть степь историческая;
это степь тюрков и монголов, одна из
важнейших стихий истории Старого
Света; это степь, где в курганах и
могильниках кроются клады, которые
содержанием своим определяют народы, ими
обладавшие, в качестве богатейших
народов древности (так называемые
сибирские древности, новочеркасский клад
и пр. [*5]). Экстенсивность, которая
неизбежно останется присущей
земледельческому укладу степи, можно
характеризовать не только как
таковую; она есть некоторое средство к
сохранению в земледельческом
населении своеобразного "чувства
степи". В смысле психологическом и
этническом земледельцы
"степные" представят собой переход от тех
экономических "европейцев",
которыми могут стать земледельцы русской
лесной и лесостепной полосы и население
промышленное, где бы оно ни
упражняло свои занятия, к кочевнику -
монголу, киргизу, калмыку, - который
не исчезнет и не может исчезнуть.
Лесной и земледельческий на заре своего
существования народ российский за
последние века стал также
"степным". В этом, повторяем, одно из важнейших
обстоятельств новейшей русской истории.
Пережив в начальные века развития
влияние степных народов как влияние
внешнее, ныне народ российский сам как
бы охватывает степь. Степное начало,
привитое русской стихии, как одна из
составляющих ее начал со стороны
укрепляется и углубляется в своем
значении, становится неотъемлемой ее
принадлежностью; и наряду с
"народом-земледельцем",
"народом-промышленником" сохраняется или создается
в пределах русского национального целого
"народ-всадник", хотя бы и
практикующий трехполье.
III
В трех раздельных сельскохозяйственных
задачах сказывается совокупность
историко-географической обстановки,
определяющей бытие России.
1. В проблеме "европеизации"
сельского хозяйства во всех доступных
европейским методам улучшенного
земледелия областях России; эта основная
задача заключает в себе бесконечное
количество более мелких; она касается
не только земледелия, но обнимает
скотоводство и пр. Наряду с основной
массой "европейских" русских
областей в качестве оазисов "европейских"
условий выступают окраинно-европейские и
азиатские предгорья, например
южная (предгорная) Кубань, Терская
область, Семиречье и пр.
2. В проблеме приспособления
сельскохозяйственного уклада степей к
своеобразным, нигде в Европе - да и не
только в ней - не находящим подобия
географическим условиям последних; эта
задача опредленно и резко
распадается на две: преимущественно
земледельческую и преимущественно
скотоводческую. Первая касается тех
частей степи, где земледельческий быт
установился или его, возможно, установят;
вторая - областей "абсолютного"
скотоводства. В применении к областям
земледельческим намечается, как
проблема главенствующая, при сохранении
трехполья усиление его в
противоборствовании засухе (более ранняя,
многократная пахота и т. д.). Не
только доступные земледелию части
киргизской, но также значительные
пространства черноморской и азовской степи
стоят по количеству осадков у
предела земледельческой зоны и
приближаются по характеру к пустыне.
Ровность рельефа, дающая возможность
лучшего, усвоения осадков, качество
почвы, а также запасы влаги, сберегаемые
к началу вегетации снежным
покровом, - составляют преимущество
российских степей по сравнению,
например, с американскими. Но чтобы
земледелие стало крепким,
земледельческий быт должен творчески
приспособиться и целиком использовать
эти благоприятные, но ограниченные в
благоприятности и весьма своеобразные
свойства.
3. Четыре сельскохозяйственные зоны
сменяют друг друга на территории
российского мира: первая - зона
"европейского" земледелия (картофель и
клевер); вторая - область земледелия
степного (неизбывное трехполье,
пшеница); третья - зона
"абсолютного" скотоводства; последняя переходит в
пустыню, где уже невозможно ни
произрастание пшеницы, ни прокормление
скота. И вот как преодоление пустыни возникает
зона искусственного
орошения [*6]. Насколько можно судить по
сохранившимся остаткам, нынешняя
оросительная система Муганской степи,
Астрабадской и иных провинций
Персии, афганского и китайского, а также
отчасти и русского Туркестана
есть незначительная часть ранее в
историческом прошлом существовавшей
системы. Предпосылки в естественных
условиях, т. е. наличие пригодных к
использованию водных ресурсов, остались,
исчезла человеческая воля. Если
русскому народу окажется непосильным
восстановить и расширить оросительную
систему перечисленных выше земель, весьма
мало вероятия, чтобы проблема
эта оказалась посильной и, главное,
достаточно интересной для какого-либо
иного народа современности. Россией же
производимые в пределах
"российского мира", а не
оплачиваемые данью на сторону хлопок, южные
фрукты, рис могут дать исключительное
развитие названных стран, ибо только
на линии последних Россия соприкасается с
субтропической зоной; между тем
при существовании океанического хозяйства
каждая страна, расположенная в
отношении моря благоприятней, чем
расположена Россия, "соприкасается" со
всякою субтропической, расположенною у
моря страной. Распространением
колонизации на степь Россия приобщается к
степному миру; в задачах
экономического воскрешения
"древней" Азии она прикасается к миру восточных
культур.
Так раскрывается в хозяйственных
категориях образ России как
территориального "центра"
Старого Света, как сопряжение экономических
"Европы" и "Азии",
как "Евразии" не только в общеисторическом и
общекультурном, но
хозяйственно-географическом смысле. Держава Российская,
в ее современных пределах, есть в
обозримой потенции не просто частица
Старого Света, но некоторое уменьшенное
воспроизведение его совокупности.
Если представить вовлечение в русскую
сферу Монголии и Восточного
Туркестана, хозяйство российское охватит
собой совокупность исторического
"степного" мира, всю
"центральную" область старого материка. И с этим
миром сопрягутся в пределах России
определенные области
"окраинно-приморской"
западноевропейской, а также "иранской" сферы. К этой
последней, в смысле
хозяйственно-географическом, можно причислить также
среднеазиатские "Туркестаны",
поскольку они являются областями
искусственного орошения и не относятся,
следовательно, к пространствам,
занятым кочующими "турками" и
"монголами". Как таковые, как области
"врастающей в определенную
территорию", "неподвижной", "оседлой" культуры,
районы эти представляют собою как бы
выдвинутый в глубины материка
эмпориум "окраинно-приморских"
миров.
Сопряжение дополняется примыканием
российских земель к сфере
"средиземноморской". Ныне
примыкание это осуществляется в обладании южным
Крымским и Кавказско-черноморским
побережьем.
В сочетании "центрального" мира
с определенной частью "окраин" Россия -
Евразия охватывает собою
"ядро", "сердцевину" Старого Света. Вовне
остаются "окраины", прижатые,
выдвинутые в.море. Тем самым "окраины" эти
обращены преимущественно к соучастию в
хозяйстве океаническом. Хозяйство
же России - Евразии образует в
перспективе развития особый
внутриконтинентальный мир.
Существует определенная связь между
заданиями экономическими и заданиями
политическими. Первые могут быть
осуществлены только в условиях
устойчивого политического строя, под покровом объемлющей pax rossica. В
начертании последней пусть не
прикрепляется наш взор исключительно и
только к pax romana. Как ни ужасно
монгольское владычество в его
возникновении и расширении, замирением,
наиболее объемлющим из числа
известных в истории, была pax mongolica;
та эпоха, когда "купцы и
францисканские монахи" проходили
беспрепятственно из Европы в Китай, когда
русские князья XIII-XIV вв. без
затруднений (хотя и без удовольствия)
путешествовали с поклоном Орде в страны,
куда в XIX в. с величайшим трудом
проникали Пржевальский, Грумм-Гржимайло,
Потанин.
Пред лицом жестокой голодной смерти,
грозящей ныне миллионам русских
людей, пред лицом долга, который
накладывает на каждого эта страшная
смертная угроза, суждения об
экономическом составе и экономической природе
России могут показаться видением. Да,
этот долг существует, напряженный и
явственный. Да, в обстановке происходящего
эти суждения - подлинное
видение. Но есть видения, в которых
высшая реальность, и как раз таким
видением почитаем мы хозяйственный образ
России.
Не заботой хозяйственной и не одной
"интенсификацией" спасется, если
спасется, Россия. Через духовное
просветление и через духовное горение
пролегают пророческие пути. Но,
поднимаясь к Духу, было бы грешно и
безумно презирать Богом данную плоть.
В напряжении Духа, в преодолении,
устранении бедствия родная страна - как
женщина, готовая зачать и понести.
Приникнув, свято любите родную земную
плоть. Изумруд лугов на прибрежье
Волхова! Желто-ярая, вся в колосьях
степь! В таинственных далях - горные
великаны заповедных глубин материка,
поднявшие к небу снежные короны, струящие к подошве водный поток. Водный
поток разделите на арыки, и пусть
благословением Божиим цветет Божий сад
там, где он цвел когда-то и где сейчас
его нет, Плугом поднимите степи,
дотоле не знавшие плуга. И пусть в
неслыханной шири шумят и влекут,
колыхаясь, ржаные и пшеничные моря.1922
Примечания
[*1] На путях: Утверждение евразийцев.
Москва, Берлин. 1922. Печатается по
кн.: Россия между Европой и Азией:
Евразийский соблазн. М., 1993, стр.
123-130.
[*2] По преимуществу (лат.).
[*3] Как известно, картофель привезен в
Европу из Америки. Но именно в
Европе возделывание его развилось до
значения важнейшей
сельскохозяйственной культуры.
[*4] Принцип индивидуализации (лат.).
[*5] См. выпуск, посвященный древностям
времен переселения народов, в
исследовании Н. П. Кондакова о
"Русских древностях". С. -Пб., изд. гр. И.
Толстого
[*6] Может ставиться вопрос о
распространении искусственного орошения
также в степной земледельческой полосе, в
частности в низовьях Волги и
Днепра. Сколь ни важно и плодотворно для
будущего такое распространение,
возможную значительность его не нужно
преувеличивать. По условиям рельефа
и дебита вод речь может идти об орошении
(главным образом в Северной
Таврии, в Самарской и Астраханской губ.)
никак не более миллиона десятин
(нынешняя ирригационная площадь русского Туркестана
около 2 млн. десятин).
Орошенное пространство явилось бы в
экономическом отношении величиной
чрезвычайно ценной, но все-таки небольшой
в сопоставлении с десятками
миллионов десятин степной пашни.