Жмуров Д.В. Цикл статей: переосмысление евразийства.
« Отомстим варягам или глобализация по- евразийски»
Отношение евразийцев к глобализму - проблема,
которая требует отдельного рассмотрения. В целом евразийство отрекалось от
глобализма, точнее западной его редакции. Чхеидзе, в частности, идею мирового
правительства назвал фикцией. Стремление к " общечеловечности " стало дежурным поводом ругать европейцев и их
культуру. Да и сама по себе критика
«глобалистских притязаний» есть важный столп евразийской концепции. Исходя из
этого, оно «обретает себя», идентифицируя
с явлением противным, «контглобальным», а значит чуждым
романо-германству. Однако, несмотря на
подобную критику, учение дублирует отдельные тезы глобализма и
потенциально восприимчиво к нему. Это говорит о некой сущностной схожести
евразийства и «западнизма», что особенно заметно на современном этапе развития
доктрины. Полагаю, есть ряд свидетельств того, что евразийство никогда не было
свободно от собственной версии глобализма. Вот несколько примеров.
Флоровский в статье ''О народах
неисторических'' так пишет о русском народе:
" Он - подлинное орудие Божие, творческий носитель Божественной и
вселенской жизни,"общечеловеческой
или вселенской культуры"»
Итак, русский
народ - выразитель ценностей «общечеловеческой»
культуры.
Но почему та же
идея, в европейской обработке, вызывает
у евразийцев чувство протеста: "…в этом (в универсальности - авт.) главный
и основной грех современной европейской
цивилизации. Она стремится во всем мире ... упразднить все
индивидуальные национальные различия, ввести
повсюду единообразные формы быта, общественно-государственного
устройства и одинаковые понятия».[1]
Савицкий в ранних работах вывел две известные формы
империи: Римскую и Британскую. Первая - колониально-материковая, как Россия:
без внутренних границ, разделяющих метрополию и колонии. Вторая - "
колониально - заморская " с географически разбросанными владениями -
Германия, Англия. Первая форма - " Империализм с человеческим лицом
", строящий наднациональную культуру, с гарантией на " экономическую
равносильность и равноправность народам "[2]
Выводился совершенно особый тип колониального государства, что-то вроде "
не авторитарной империи «с цивилизаторской миссией» (а Савицкий верил в эту
миссию, как европейцы верят в миссию глобализма). Что это - утопический подход? Но почему поверхностный
утопизм Савицкого скрывает собою
"
геополитическую биологию " и выживание видов? Например, его мнение о
существовании " здорового империализма"
с правом колонизации, которое виделось как
«перемалывающее в своем движении и
развитии относительно слабые государственные и догосударственные образования». [3]
Размышления приводят Савицкого к дискриминационным (с т.з. демократии) выводам
о существовании " первонаций " ( напр. Россия, Украина) и других
образований. Остальное выводится логически.
Н.С.Трубецкой в статье " Об истинном и ложном
национализме " напоминал, что « …истинным, морально и логически
оправданным может быть признан только такой национализм, который исходит из
самобытной национальной культуры или направлен к такой культуре. Мысль об этой
культуре должна руководить всеми действиями истинного националиста... Все, что
может способствовать самобытной национальной культуре, он должен поддерживать, все,
что может ей помешать, он должен устранять".[4]
С таким положением дел "...практика современной глобализации оказывается
прямой наследницей теории евразийства"[5].
Сегодня " евразийский глобализм
" достаточно оформлен и открыт: « Евразийство предлагает свою модель
глобализации. Если атлантистская предполагает универсализм, то евразийская
глобализация - дифференциацию.»[6]
« Речь должна
идти о проекте континентальной или
частичной глобализации, противостоящей тотальной однополярной глобализации, то
есть об идее многополярной глобализации.».[7] Да как можно говорить о разнополярном глобализме,
если суть глобализации - это универсализация определенного типа, унификация
какого-то многообразия???
Настораживает антирелигиозность
стремлений евразийства. Глобализм и православие - совместимы ли они? И коли уж,
евразийцы называли себя верующими, то возникает вопрос: что для них было важнее
- геополитика или вера.
В первом случае - это
"Евразийское государство", которое «должно последовательно идти к
универсализации своего типа, вбирая в себя иные культуры и этносы...»[8] И «... рано или поздно идеократический строй
распространится на все страны, ныне пребывающие на стадии плутократии и
демократии. И тогда чисто идеократический тип станет всеобщим».[9]
К сведению, европейская глобализация тоже начинается с распространения
демократической формы правления, как идеократии у Трубецкого.
Во втором случае - это религия.
Толкование Апокалипсиса Иоанна Богослова говорит, что в " конце "
останется только одно всемирное
государство и одна религия. «И дано ему было (зверю-авт.) вести войну со
святыми и победить их; и дана ему власть
над всяким коленом, и народом, и языком, и племенем».[10]
Глобализация, как знамение
апокалипсических пророчеств не согласуется
с православием. Как быть верующим и разделять идеи универсализма, пусть
даже евразийского??? И как удалось евразийцам соединить в себе столь разные
понятия - глобальности и христианства, притом, что второе от первого
открещивается. Вопрос остается открытым…
2003 г.
[1] Трубецкой. Вавилонская башня и смешение языков.
[2] Цит. П.Савицкого по Н. Алеврас.
Начала евразийской концепции в раннем творчестве Г.В. Вернадского и
П.Н.Савицкого. Acta Evrasia 1996, № 1 С.10
[3] Там же, с.13
[4] Трубецкой. Об истинном и
ложном национализме.
[5] Андрей Ашкеров.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЕВРАЗИЙСТВО: Н.С. ТРУБЕЦКОЙ
[6] "Красная
звезда", 29 мая 2001г. Евразийский миллиард.
[7] Комментарии ОПОД «Евразия»
к актуальным общественно-политическим событиям
Фрагменты различных интервью Александра Дугина
[8] Дугин.Теория Евразийского
государства
[9] Н. Трубецкой. Идеократия и
армия.
[10] Библия ( Извините, к
сожалению не успел найти цитаты…но точно в Апокалипсисе)