Жмуров Д.В. Цикл статей: переосмысление евразийства.

                                                  « Отомстим варягам или глобализация по- евразийски»

          Отношение евразийцев к глобализму - проблема, которая требует отдельного рассмотрения. В целом евразийство отрекалось от глобализма, точнее западной его редакции. Чхеидзе, в частности, идею мирового правительства назвал фикцией. Стремление к " общечеловечности "  стало дежурным поводом ругать европейцев и их культуру. Да и сама по себе  критика «глобалистских притязаний» есть важный столп евразийской концепции. Исходя из этого, оно «обретает себя», идентифицируя  с явлением противным, «контглобальным», а значит чуждым романо-германству. Однако, несмотря на  подобную критику, учение дублирует отдельные тезы глобализма и потенциально восприимчиво к нему. Это говорит о некой сущностной схожести евразийства и «западнизма», что особенно заметно на современном этапе развития доктрины. Полагаю, есть ряд свидетельств того, что евразийство никогда не было свободно от собственной версии глобализма. Вот несколько примеров.

         Флоровский в статье ''О народах неисторических'' так пишет о русском народе:  " Он - подлинное орудие Божие, творческий носитель Божественной и вселенской  жизни,"общечеловеческой или вселенской культуры"»

Итак, русский народ - выразитель ценностей «общечеловеческой»  культуры.

Но почему та же идея, в европейской обработке,  вызывает у евразийцев чувство протеста: "…в этом (в универсальности - авт.) главный и основной грех современной европейской  цивилизации. Она стремится во всем мире ... упразднить все индивидуальные национальные различия, ввести   повсюду единообразные формы быта, общественно-государственного устройства и одинаковые понятия».[1]

         Савицкий  в ранних работах вывел две известные формы империи: Римскую и Британскую. Первая - колониально-материковая, как Россия: без внутренних границ, разделяющих метрополию и колонии. Вторая - " колониально - заморская " с географически разбросанными владениями - Германия, Англия. Первая форма - " Империализм с человеческим лицом ", строящий наднациональную культуру, с гарантией на " экономическую равносильность и равноправность народам "[2] Выводился совершенно особый тип колониального государства, что-то вроде " не авторитарной империи «с цивилизаторской миссией» (а Савицкий верил в эту миссию, как европейцы верят в миссию глобализма).  Что это - утопический подход? Но почему поверхностный утопизм Савицкого скрывает собою

" геополитическую биологию " и выживание видов? Например, его мнение о существовании " здорового империализма"

 с правом колонизации, которое виделось как «перемалывающее  в своем движении и развитии относительно слабые государственные и догосударственные образования». [3] Размышления приводят Савицкого к дискриминационным (с т.з. демократии) выводам о существовании " первонаций " ( напр. Россия, Украина) и других образований. Остальное выводится логически.

       Н.С.Трубецкой  в статье " Об истинном и ложном национализме " напоминал, что « …истинным, морально и логически оправданным может быть признан только такой национализм, который исходит из самобытной национальной культуры или направлен к такой культуре. Мысль об этой культуре должна руководить всеми действиями истинного националиста... Все, что может способствовать самобытной национальной культуре, он должен поддерживать, все, что может ей помешать, он должен устранять".[4] С таким положением дел "...практика современной глобализации оказывается прямой наследницей теории евразийства"[5].

           Сегодня " евразийский глобализм " достаточно оформлен и открыт: « Евразийство предлагает свою модель глобализации. Если атлантистская предполагает универсализм, то евразийская глобализация - дифференциацию.»[6]

« Речь должна идти о проекте  континентальной или частичной глобализации, противостоящей тотальной однополярной глобализации, то есть об идее многополярной глобализации.».[7]  Да как можно говорить о разнополярном глобализме, если суть глобализации - это универсализация определенного типа, унификация какого-то многообразия???

       Настораживает антирелигиозность стремлений евразийства. Глобализм и православие - совместимы ли они? И коли уж, евразийцы называли себя верующими, то возникает вопрос: что для них было важнее - геополитика или вера.

      В первом случае - это "Евразийское государство", которое «должно последовательно идти к универсализации своего типа, вбирая в себя иные культуры и этносы...»[8]  И «... рано или поздно идеократический строй распространится на все страны, ныне пребывающие на стадии плутократии и демократии. И тогда чисто идеократический тип станет всеобщим».[9] К сведению, европейская глобализация тоже начинается с распространения демократической формы правления, как идеократии у Трубецкого.

        Во втором случае - это религия. Толкование Апокалипсиса Иоанна Богослова говорит, что в " конце " останется только одно всемирное государство и одна религия. «И дано ему было (зверю-авт.) вести войну со святыми  и победить их; и дана ему власть над всяким коленом, и народом, и языком, и племенем».[10]

      Глобализация, как знамение апокалипсических пророчеств не согласуется  с православием. Как быть верующим и разделять идеи универсализма, пусть даже евразийского??? И как удалось евразийцам соединить в себе столь разные понятия - глобальности и христианства, притом, что второе от первого открещивается. Вопрос остается открытым…

                                                                                                                                              

                                                                                                                                                        2003 г.

                                                                        

                                                                                На главную страницу



[1] Трубецкой. Вавилонская башня и смешение языков.

[2] Цит. П.Савицкого по Н. Алеврас. Начала евразийской концепции в раннем творчестве Г.В. Вернадского и П.Н.Савицкого. Acta Evrasia 1996, № 1 С.10

[3] Там же, с.13

[4] Трубецкой. Об истинном и ложном национализме.

[5] Андрей Ашкеров. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЕВРАЗИЙСТВО: Н.С. ТРУБЕЦКОЙ

[6] "Красная звезда", 29 мая 2001г. Евразийский миллиард.

[7] Комментарии ОПОД «Евразия» к актуальным общественно-политическим событиям   Фрагменты различных интервью Александра Дугина

[8] Дугин.Теория Евразийского государства

[9] Н. Трубецкой. Идеократия и армия.

[10] Библия ( Извините, к сожалению не успел найти цитаты…но точно в Апокалипсисе)

Hosted by uCoz