"Круглый стол"
журнала "Философия права"
«Евразийская концепция
современного российского государства»
В мае 2000
года в Ростовском юридическом институте МВД России при содействии ИРА
"АРКТОГЕЯ-НА-ДОНУ" прошла Всероссийская научно-теоретическая
конференция "Русская философия права: основные проблемы и традиции."
В ее работе приняли участие видные ученые из различных городов России. В рамках
конференции состоялось заседание "круглого стола" редакции журнала
"Философия права", на котором были рассмотрены и обсуждены вопросы
исторической концепции евразийства, евразийского права, новой региональной
политики в евразийском проекте, роль межэтнических столкновений в будущей
структуре геополитики, и многие другие.
Заседание
"круглого стола" открыл главный редактор журнала "Философия
права", заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических
наук, профессор, академик П.П. Баранов. Во вступительном слове он
отметил, что евразийство является продуктом духовного творчества первых
представителей эмиграции из России. Исходным пунктом евразийства было признание
того, что старая Россия со всей ее государственностью и укладом осталась в
прошлом, а в будущем настанет новая эпоха, основными чертами которой станут
распад Европы и исчезновение прежней России, а "революционное настроение
и зло бунта будут побеждены в России путем длительного искуса народной
власти..."
Профессор
П.П. Баранов обратил внимание на то, что на заседании "круглого
стола" присутствуют люди разных взглядов и убеждений, поэтому, вероятно,
будут выступления как поддерживающие евразийство, так и критикующие его.
Далее П.П.
Баранов предложил обсудить обозначенную тему и высказать свои суждения.
В беседу
вступил советник председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации, главный редактор журнала "Элементы", геополитик А.Г.
Дугин. Свое выступление он начал с определения, что
"евразийство" - широкое понятие и предложил рассмотреть несколько
подходов к его определению:
- Начну с
простого, но очень показательного факта. Американские центры стратегических
исследований, которые изучали советское общество и назывались
сове-тологическими, в последнее время поменяли свое название. Было бы логично
предположить, что институты идеологического обеспечения "холодной
войны" отпадут либо будут трансформированы для борьбы с экстремистскими
формами идеологий. Практически же все эти центры, их функции, экспертные
составы были сохранены, и они стали определяться типовым понятием "центры
евразийских исследований". Как видим, американская советология,
теоретическая и практическая дисциплина для ведения идеологической войны с
СССР, плавно трансформирована в центры евразийских исследований. Отсюда
проистекает название американского фонда "Евразия" и закрепляется сам
термин. Термин "Евразия" появляется также в официальных документах
американского правительства и в частности в докладе президента У. Клинтона
"Стратегические интересы Соединенных Штатов Америки в XXI веке". В
нем активно
фигурирует
понятие "Евразия" и, более того, в значении наиболее опасного
региона. Далее, 3. Бжезинский выпустил книгу "Великая шахматная доска -
геополитика для Евразии XXI века". Следует при этом заметить, что никаких
прямых указаний на то, что является объектом исследований этих центров не
дается. Тем не менее термин "Евразия" стал политическим концептом
XXI века, которым оперирует большинство стратегических геополитических
концепций Запада относительно настоящего и будущего взгляда на мир. Будем
считать это первым, эмпирическим, значением терминов "евразийство"
или "Евразия".
Что же
понимается под евразийством и Евразией в современном глобальном контексте? Под
евразийством в современном политическом языке понимается огромное
геополитическое пространство, в первую очередь связанное с Россией, с
примыкающими к России странами СНГ, а также с рядом восточноевропейских, ближневосточных,
среднеазиатских, дальневосточных стран. Мы видим крайнюю неопределенность в
таком понятии. Минимальное содержание понятия "Евразия" в стратегическом
контексте - это Россия, более широкое содержание понятия "Евразия" -
это СНГ.
Еще более
широкое содержание понятия "Евразия" включает страны оси: Москва -
Дели - Пекин, т.е. те евразийские страны, которые выступают спонсорами концепции
многополярного мира, вопреки американскому однополярному миру. Когда в таком
контексте говорится о евразийстве, то подразумевается ядерный, экономический,
стратегический, военный, политический и культурный потенциалы этих трех
довольно разных образований, которые находятся между собой в динамическом
взаимодействии.
Следовательно,
евразийские центры, исследующие стратегические аспекты Евразии, изучают
Российскую Федерацию, ее взаимодействие со странами СНГ и перспективу создания
второго полюса двухполярного мира. Вот три стратегически важных аспекта в
определении "Евразия".
Есть еще
один, очень важный взгляд на евразийство, как концепцию историческую.
Евразийство - это возникшее в философской школе XX века в среде русской эмиграции
направление, которое увидело и распознало в Советской России преемницу Русской
империи. В первые годы гражданской войны часть белых офицеров, а именно П.
Савицкий и князь Трубецкой, увидели в большевиках продолжателей единого
имперостроительного, государствостроительного дела, с сохранением основных
исторических констант. Евразийцы называли большевиков православными
большевиками или национал-большевиками, поскольку сменовеховское движение Н.
Устрялова было им близко. Смысл евразийского отношения к советской власти
заключался в следующем: главным врагом России является Запад, западная
цивилизация, и поэтому, несмотря на то, что большевистская идеология была
заимствована с Запада, антизападная буржуазная идеология соответствовала духу
Востока и укрепляла, таким образом, специфическую историческую самобытность
России. И большевики предстали как всплеск национального инстинкта.
Утверждение преемственности Советской России относительно царской России - это
был национальный взгляд на Октябрьскую революцию. Данная позиция имела много
сторонников, как среди белой эмиграции, так и среди руководства Советской
России. Так складывалась классическая школа философского евразийства,
представленная Савицким, Трубецким, Алексеевым, к ним примыкали также
Сувчинский, Карсавин, Флоровский, Бицили и более широкий круг издателей
"Еразийского временника". Последним представителем школы
исторического евразийства является Лев Николаевич Гумилев. Он продолжил главные
тенденции евразийской мысли и на этой основе развил свое учение об
этногенезисе как о самостоятельной евразийской модели, показал, что
евразийская история не менее насыщена, чем западноевропейская, воссоздал грандиозную
панораму динамики исторических, политических, экономических и культурных
процессов на территории Евразии. С ним связано второе веяние евразийства
-историко-философское. Л.Н. Гумилев называл себя последним евразийцем, с ним
исчерпывается тот философский потенциал, который в этом движении был заложен
исторически.
Что такое
неоевразийство? Новая евразийская философская линия была возрождена в середине
80-х годов XX века уже в политизированной, идеологизированной, обновленной
форме. Данное направление для различения с традиционным евразийским называют
"неоевразийство". Его платформой была газета "День"
(редактор -Александр Проханов). Указанное течение полностью вступило в наследие
евразийской исторической мысли, приняло все основные постулаты классического
евразийства от Трубецкого до Гумилева, утверждая ценность Востока, тюркского
фактора. Но с точки зрения религиоведческой, историческое евразийство было
достаточно упрощенным, и вот в этом отношении неоевразийство добавило огромный
блок современных религиоведов, таких как Р. Генон, Ю. Эволла, и обогатило
евразийство традиционалистской школой мышления. Геополитические тезисы, заложенные
в историческом евразийстве, естественно, находились в зачаточном состоянии, а
затем в 30-е годы нашего века движение практически прекратилось, В
неоевразийстве происходит активное развитие теоретической и практической мысли
в области геополитики. Обновленная евразийская идеология претендует на то,
чтобы стать фактически новым зародышем (матрицей) того нового мировоззрения,
той национальной идеи, которая соответствует России в ее будущем. Из этих
важнейших элементов, каждый из которых можно было бы отдельно описать,
предполагается строительство нового современного национального мировоззрения.
Это неоевразийское мировоззрение является стратегически надэтническим. В
каком-то смысле наднациональным. Это очень важно. Неоевразийство - национальная
идея для сверхнационального, метанационального блока, но одновременно основным
вектором такой системы является необходимость утверждения уникальности пути
развития России, российских народов, вообще всего евразийского материка.
Несмотря на разность этносов и культур этого материка, предполагается, что у
них есть общий вектор и он, общий знаменатель развития, не совпадает, чаше
всего просто противоположен, пути развития западной цивилизации или
американского образа жизни. Принцип общего врага общего отрицания играет здесь
созидательную роль. Речь идет не только о созидательном единстве в евразийской
культуре, евразийских интересах, а именно о принципе общего врага. Китайская
цивилизация очень не похожа на русскую православную цивилизацию. Русская цивилизация
не похожа на исламскую цивилизацию. Но в равной степени не похожи и на ту
цивилизацию, которая пытается навязать себя всем, т.е. на западноевропейскую
или американскую. На таком принципе общего врага строится стратегический,
прагматический, политический и военно-политический, дипломатический,
мировоззренческий арсенал неоевразийского мировоззрения
Вот несколько
определений (актуальное, историческое, стратегическое, и плюс ко всему,
культурное определение) современного евразийства. Речь идет о том, что
евразийские культуры, в той или иной степени, в разных аспектах и в разных
пропорциях сохраняют элементы традиционного общества. Воплощенные в культуре,
элементы традиционного общества контрастируют с западноевропейской или
трансатлантической культурой. В своей работе "Великая война
континентов" это противостояние я обозначил в терминах
"евразийство" - " атлантизм". Атлантизм - это
цивилизационное понятие, под которым принято понимать современную американскую
стратегию, общий культурный цивилизационный базис для стран, входящих в блок
НАТО. Атлантизм является противоположностью евразийству. Поэтому евразийсство
можно определить в паре: евразийство является антитезой атлантизма, атлантизм
есть антитеза евразийства. Вот несколько определений евразийства. Конечно, их
можно было бы продолжать, поскольку термин не определенный, емкий, могущий быть
интерпретированным по-разному. Евразийство не определено до конца и не может
быть определено окончательно потому, что оно ее живая модель, которая
действительно конкурирует с западничеством и является альтернативой ему.
Кроме
евразийства, есть еще узкоэтническая, модель национальная,
православно-монархическая, этническая, русско-националистическая идеи. Но все
они в качестве антитезы западничеству имеют настолько очевидно недостатки, что
едва ли могут быть самостоятельны' и представлять собой антитезу мощной,
продуманной атлантистской идеологии.
Евразийство -
не американский путь развития, это западничество, это не атлантизм. И вот через
отрицательное определение, не законченное, мы подходим к огромной системе
смыслов, которые уже заложены и могут быть еще заложены в данный термин. Таким
образом появляется объект для исследования: можно говорить о евразийском праве,
евразийской политике, евразийских силовых ведомствах, евразийской дипломатии,
евразиской экономике, евразийском телевидении. Поэтому каждый из участников
"круглого стола" может и конкретизировать до предела данную тему и,
наоборот, расширить ее.
Заведующая
кафедрой философии и культурологии ИППК при Ростовском государственном
университете, доктор философских наук, профессор Т.П. Матяш высказала
свою точку зрения по поводу рассматриваемо темы:
- Существует
ряд проблем, которое меня интересуют и волнуют: проблема ''народа и
империи", "народа русского и государства". Эта острая тема
обсуждается уже на парламентском уровне. Председатель Государственной Думы
Г.Н. Селезнев призывал не обсуждать данную проблему в открытом эфире, дабы не
будоражить общественное мнение. Почему, когда произносится слово
"русский", то все боятся что будет взбудоражено общественное мнение?
Почему не будоражится общественное мнение, когда говорится о какой-нибудь
другой национальности? Именно в этой связи у меня возник вопрос о соотношении
империи и нации, империи и народа, империи и национальности.
Озабоченность
проблемой "русскости" и русской нации в контексте евразийства важна
потому, что мы должны как-то определиться в разделении понятий "русский"
и '"российский". У меня сложилось впечатление, что здесь такая же
аналогия как в понятиях "турецкий" и "османский" - это
синонимы, которые где-то перекликаются. У англичан есть одно определение
"Russian people", и этим обозначают
все. А отношение к данной проблеме - один из главных принципов современного
евразийства. По мнению А.Г. Дугина, в концепции евразийства главное
заключается в том, что уникальность русской цивилизации противопоставлена
Западу и наделена особой планетарной духовной миссией, которая объясняет
необходимость культурной территориальной экспансии России, ее имперский статус.
Я ставлю вопрос о планетарной духовной миссии. С вашей точки зрения (Дугина -
ред.). планетарно-духовная миссия неизвестно откуда взялась. По моему
мнению, она задана еще при принятии Русью христианства, и византийский опыт
православия показывает, что мы приняли эту планетарно-духовную миссию.
Планетарно-духовная миссия задает нам быть империей, но тогда возникает
проблема "империя и русский народ", И здесь я вижу расхождения с
вашей концепцией. Александр Гельевич.
Во-первых, у
вас явно не различаются "русский" и "российский". Вы их
отождествляете. Расхождение также в том, что вы очень сострадательно и
заинтересованно говорите о культурно-религиозной основе русского народа и этой
основой считаете старообрядчество. Старообрядческая культура является у вас
основанием русскости. Но возможен ли возврат к старообрядчеству, возможно ли
востребовать старообрядческую культуру? По-вашему, если русский народ хочет
соответствовать своему предназначению - быть народом-богоносцем, то он должен
вернуться к старой вере. Но как согласуется ваш пафос возвращения к
старообрядчеству, а следовательно, к возвращению исконно-русских традиций
бытия, с вашим же пафосом создания империи? А ведь Российская Империя, начиная
с XVI века, в своей культуре все больше и больше отделялась от корневой основы
русского народа, и как раз таки борьба со старообрядчеством и есть очень
показательный момент борьбы с укорененностью народа в своей культуре. Империя
стала возможна только потому, что один из народов, а именно русский народ,
принял на себя миссию великого самоотказа, великой аскезы, великого смирения,
отречения оттого, чтобы культивировать свои народные, духовные традиции на
государственном уровне. Т.е., по сути дела, империя предполагает элиминацию с
уровня государственного всего что связано с культурной спецификой русского
народа на таком уровне. Нужно сказать, что этот опыт
удался
потому, что народ православный. Что требует империя от русского народа как
основополагающего народа? Героической культурной аскезы! Это вид православного
смирения, сыгравшего историческую роль в становлении империи. И не случайно мы
говорим, что наша империя особая, наша империя как бы органически существует
за счет ситуации с народом - основателем этой империи. А другие народы, разве
они не прошли испытания самоотказом? Они прошли испытания самоотказом от доли
своих суверенных прав в политике, экономике, но в культуре меньше. Я на этом
настаиваю. Все населяющие Россию народы, кроме русского, меньше ограничились в
своем культурном самосознании! Более того, в силу заданной православной
парадигмы сострадательности к слабому, не только в России, но и в СССР
развивалось культурное самосознание всех народов. Ю.В. Андропов в выступлении,
посвященном 60-летию СССР, отмечал: "Мы развиваем культурное самосознание
народов, населяющих СССР". Да, действительно, уровень этого культурного
(национально-культурного) самосознания возрастает, но если мы только снизим
планку бесконечного окультуривания, возвеличивания национальных
самосознательных подъемов, то мы придем к ситуации, которая нежелательна для
империи. И когда вы, Александр Гельевич, говорите о том, что нужно обратиться
к старообрядчеству и нужно вспомнить свою русскость (только так нужно понимать
возврат к старообрядчеству). тогда неизбежен новый раскол. Если только
русскость будет возвышена на государственном уровне, даже на религиозном
государственном уровне, империя будет невозможна. Более того, предположим, что
наступило уже то время и нам никуда не деться от того, чтобы брать под крыло
другие народы и быть империей, тогда возникает проблема: великая героическая
аскеза отречения от культурного возвеличивания должна быть предъявлена не
столько русскому народу (который привык быть в культурном самоуничижении, уже
имеет этот опыт, уже это исторически пережил), сколько к другим народам,
населяющим нашу Россию. Но об этом речи нет в концепции евразийства, а только
на одном смирении, смирении только русского народа не получится империи,
События
последних лет свидетельствуют о том, что русское национальное самосознание
практически движется к нулю, это обморочное самосознание, его нет, его в
принципе нет. Люди не очень понимают или слишком вяло отзываются на всякие
призывы, идущие от национально-патриотического блока. Поэтому я задаю вопрос,
на который не нашла ответа в вашей концепции: "Есть ли выход из ситуации
взаимоисключения: или империя, или русское национальное государство?". Мне
кажется, что помирить их (империю и русское национальное государство) очень
сложно. Это проблема, над которой необходимо думать.
Я считаю, что
не нужно реанимировать старообрядчество, ибо в таком случае нас ждет новый
грандиозный раскол. Следовательно, не нужно делать акцент на старообрядчестве,
ведь синоним русскости - пришедшее из Византии православие, и нам нужно
разобраться с ним. После старообрядческого раскола, бунта, самосожжения, всех
этих ужасов была целая полоса, блестящая полоса построения религиозности,
догматики православной. Я не согласна с мнением исследователя старообрядчества
Личутина,
тоскующего по той вере, которая была до раскола. Он называет эту веру
"верою животов, утробою", и говорит о том, что именно такая вера
делала ее живой. Русские люди сердечно переживают веру. Когда случился раскол,
пришли никониане, они заморочили всем голову каверзным вопросом: "Что
такое троица?". Раньше все было понятно: сидят три человека, едят, пьют.
Отец, Сын я Святой дух. А вот сейчас не ясно. Троица стала таинством, теперь
люди ничего не понимают, и единая живая вера разрушилась. По моему мнению, у
Личутина происходит смешение, и нельзя ориентировать русский народ на веру
"животов". Каверзный вопрос о троице задавался еще с времен Иоанна
Златоуста, исихас-тов. Из такого понимания Троицы, не язычески образного, а
мистически духовного, и родилась высокая духовность русской культуры.
Понимание Троицы - западное и восточное - разделяет духовный климат двух цивилизаций.
У меня возникает такая ассоциация с эпохой античности: Парменид - это новая
форма трансцендентности бытия, как чистая мысль, и разве можно сказать, что
поменяв образное видение богов олимпийских на необразное, на теоретически
понятийное, духовное, Парменид тем самым отбросил цивилизацию назад в развитии?
Ничего подобного. Именно после этого и родилась Европа. Западноевропейская
цивилизация, европейская культура начинают рождаться из такой высокой духовности.
По-видимому,
не надо абсолютизировать '"веру животов", нужно разобраться в том,
чем закончило старообрядчество. ведь старообрядчество - важный аспект теории
евразийства. Личутин полагает, что духовно-энергетическая мощь
старообрядчества ушла в скиты, и там она дух свой кохала и выпестовывала. А
выйдя из скитов, этот дух на что направился? - На то, чтобы завоевать
капиталы. Это очень близко к протестантизму.
Нестыковку я
вижу и в самом термине "евразийство". а именно: в его семантических
каверзах. Вот посмотрите: Евразия (семантическая нагрузка его определенна) это
баланс между Востоком и Западом, это двуглавый орел. Но в своей концепции вы
(Дугин - ред.) все время говорите о том, что Россия должна искать
духовной близости только с Востоком, а если так, то термин "Евразия"
становится семантически проблематичным. И проблематичность заключается в том,
что Европа и США -не тождественные цивилизации. В качестве врага вы все-таки
берете США. У Европы и США разные цивилизационные принципы. Если мы говорим о
Европе, то главным цивилизационным принципом является германский империализм.
По логике семантики было бы лучше говорить "США - Азия".
Евразийство, по-видимому, должно еще продумать семантику своего обозначения.
Я не согласна
с евразийцами в том, что мы должны полностью отказаться от наших византийских
истоков. Свое историческое задание мы получили от православной
(восточно-европейской, мистической) религии. Это задание - спасти мир, в данном
случае - спасти латино-протестантский мир. Направление на Азию сужает русскую
судьбу до пределов государственного строительства, причем строительства
евразийского, но есть еще проблема строительства православной государственности,
что игнорирует ваша концепция. Игнорируя православную государственность, мы,
конечно же, должны честно говорить, что русская нация не должна подниматься,
она должна быть почвой, на которой будет вырастать это евразийское имперское
пространство.
А.Г. Дугин поблагодарил Т.П. Матяш
за интересно выступление и продолжил беседу:
- Путь
истории развития русского народа являете путем универсализации, сохраняющим
свою coбcтвeнную миссию: происходит жертвование одними формами ради большего
включения в свою универсальную миссию социальных территорий других. Это очень
болезненный, трагический, аскетический момент, но те' не менее, с нашей точки
зрения евразийцев, - это единственная судьба России. Мы не можем не расширяться
Русский народ не может прекратить расширяться и н может не универсализировать
свою миссию, т.к. в противном случае потеряет тот вектор, по которому он
двигался от национального государства к Московскому царству и т.д.
Я -
единоверец. Такое направление в старообрядчестве не отрицает иерархию, практикует
ритуалы, обряды старой веры (двуперстие) и входит в состав русской православной
церкви. Я глубоко убежден, что евразийская идея, универсальная миссия России,
русского народа не должны отрываться от своих русских корней. Расширяясь во
вне, мы должны хранить огонь своей национальной, обрядовой, бытовой
идентичности. Русская национальная идея, мессианская идея, должна быть открыта
другим для того, чтобы свет нашей внутренней убежденности распространялся
повсюду. Рецепта как совместить нацию и империю нет, но интуиция подсказывает.
что это нужно каким-то образом сделать. Данный вопрос должны решать все мы.
Настоятель
Свято-Варваринского храма (ст. Грушевская Ростовской области) отец Андреи
Немыкин обобщил высказывания выступающих, отметив, что можно думать
по-разному, по-разному комментировать те или иные вопросы, но у нас есть одна
общая основа - это тот византизм, который мы должны понять, воспринять,
объяснить для себя.
В дискуссию
вступил профессор Ростовского государственного университета, доктор
философских и политических наук В.П. Макаренко.
- Я не имею
ничего общего ни с евразийством. ни с атлантизмом и поясню почему.
Во-первых,
здесь была упомянута работа 3. Бжезинского "Великая шахматная доска".
Прочитав этот труд и работы коллеги, Александра Дугина, я проанализировал их и
выяснил, что структуры мышления А. Душна и 3. Бжезинского совпадают. Что я имею
в виду? Данный тип анализа базируется на посылке о том, что категория
интереса является конституирующей для всего стиля социально-политического
мышления. Это может быть доказано путем источниковедческого анализа работ
вышеуказанных авторов. Однако в настоящее время в науке существуют
конкурирующие концепции, в которых детально показано (на основе разбора
употребления категории "интерес" как конституирующей социально-политической
мысли в предшествующие триста лет), что их реализация в экономике, политике,
идеологии приводит к непредвиденным последствиям. Для аргументации этого,
естественно, требуется особый цикл лекций. Поскольку концепции претендуют на
конкуренцию. одновременно оперируют одним и тем же понятием, следовательно, о
какой-то конфронтации или о способности анализа политической, экономической,
социальной реальности речи быть не может, пока предварительно не
проанализирован потенциал конкурирующих концепций.
Во-вторых,
общее между 3. Бжезинским и А. Дугиным состоит в том, что мир обоими понимается
как объект воздействия стран, занимающих главное положение на материках, в данном
случае - на Евразийском материке и на Американском материке. А куда девать Австралию?
Австралийцы придерживаются политики равноудаленности и от исламских центров, и
от Москвы. При подобном подходе так или иначе мир в целом сужается до
ограниченного числа объектов, участвующих в политическом противодействии. Мир
атлантический условно отличается семью экономическими и политическими
культурами. В 1997 году была издана книга голландцев Тромпенарсена и
Хантентернера "7 культур капитализма", где показано, что
экономические культуры США, Японии. Англии, Франции, Германии, Скандинавии,
Италии базируются на совершенно противоположных ценностных и прочих
основаниях. Можно ли утверждать, что мы имеем дело с противостоянием между
Западом и Востоком? Так сказать нельзя, и существуют социологические
исследования, не подтверждающие эту конфронтацию. Если мы конституируем
политическую метафизику, то надо всегда делать какие-то оговорки.
В-третьих,
общим является также тот факт, что конкурирующие концепции оперируют
категорией этноса как некоего государственно-образующего начала. Между тем
категория этноса в таком качестве не подтверждается ни историческими, ни
социологическими исследованиями, ни реальными политическими конфликтами,
которые на этом основании возможны. Если вы оперируете категорией этноса,
тогда следует ответить на упрек, что понятие этноса в различных его модификациях
- от ранних евразийцев до Гумилева - не является разновидностью понятия
"раса", существующего в науке с XIX века и предоставляющего
возможность одной стороне, в данном случае Европе, господствовать над всем
остальным миром. На этот упрек необходимо ответить и аргументировать свою
позицию. Между тем ни представители евразийства, ни представители атлантизма
эту проблему не делают предметом анализа.
Тема империи,
по моему мнению, требует уточнений. В контексте собственных исследований я эти
проблемы называю процессами распада империи. Так вот, евразий-ство и атлантизм
- разновидности геополитического фундаментализма, который возникает в условиях
кризиса идей, кризиса классических идеологий. Ситуация духовная сегодня
такова, что способствует откату как минимум на 100 лет назад в
интеллектуальной атмосфере России. Ф. Бродель на основе сравнительного анализа
Российской и Османской империй показывает в своих исследованиях, что
противопоставление Запада и Востока не имеет смысла, используя при этом
громадный историографический и фактографический материалы.
Далее
дискуссию продолжил доцент кафедры философии и политологии Омского юридического
института МВД России, кандидат философских наук Г.Ч. Синченко:
- Я считаю
себя человеком русским, русский язык родной, русская культура родная, место
жительства - Россия, гражданство российское. Но родился я в "береговой
полосе", определенное время там прожил и я не могу не проецировать самые
важные вопросы на этот факт.
Вопрос мой
будет о "береговой полосе".
Раньше
"береговая полоса" принадлежала третьему Риму, теперь продалась
третьему Карфагену, о чем давно "мечтала". Как я понимаю, третий Рим
не может не быть третьим Римом, третий Карфаген не может не быть третьим
Карфагеном, им не сойтись. Они дерутся между собою и конкурируют за
"берег", а вот "берег" собою быть не может, зато он может
быть или частью третьего Рима, или частью третьего Карфагена. Что мы можем
предложить, прежде всего, "берегу"? Третий Карфаген может предложить
"берегу", чтобы он стал его сателлитом. Третий Карфаген говорит:
"У меня есть танки, самолеты, ракеты, флот". Третий Рим отвечает:
"У меня тоже есть танки, самолеты, ракеты, флот". Может быть, военная
сила третьего Карфагена в количественном отношении и меньше, но в качественном
отношении у него паритет. Третий Карфаген говорит: "У меня кроме военной
силы есть доллары ". Третий Рим говорит: "А у меня есть рубли".
"Берег" предпочитает доллары, может, он поступает неправильно, но на
практике он их предпочитает. Третий Карфаген говорит: "У меня, кроме
военной силы и долларов, есть еще и принцип приоритета прав человека". Да,
он фарисейский, пиратский, может быть, сатанинский, но он есть. Третий Рим
говорит: "У меня есть, с одной стороны, дом, фиксированное рэкетированное
пространство, невозможность жесткой дихотомии и т.д., а там корабль, пиратство
и все прочее".
Это интересно
и увлекательно, а что на практике? На практике получается, что мы объясняем
"берегу", что на "Жигулях" ездить и можно и нужно, на
"Тойотах" можно, хотя и не очень нужно, а вот на "Фордах"
нельзя. Возможно, мы по-своему правы, но им это не нравится. В ответ мы заявим,
что у нас есть танки, самолеты, ракеты и флот, т.е. начнется сказка "про
белого бычка". Не получается ли так, что мы в соревновании за
"берег" проигрываем "Карфагену" не только экономически, но
и идеологически. На все вопросы мы в конечном итоге можем предложить только
силу. Мне это не нравится. Я бы хотел, чтобы кроме силы военной, мы могли
предложить "берегу" еще какие-то конструктивные, позитивные идеи. Но
ничего другого евразийство предложить не может. Не стоит ли подумать над тем,
чтобы бороться с третьим Карфагеном за "берег" более умно и разнообразно?
А.Г. Дугин выразил свое мнение:
- Когда
третий Карфаген утверждает права человека, мы утверждаем права народов. Здесь
иная правовая концепция. Третий Карфаген предлагает индивидуалистическую модель,
а мы холистскую. Евразийская холистская модель предполагает человека как часть
народа, общности как целого. Права народов, которые превосходят права
человека, - это серьезный юридический и правовой аргумент. Права народов
предполагают главным субъектом истории не индивидуализм, но общность. Это
противостояние систем - древний спор Востока с Западом: коллективизм или
индивидуализм, холизм или атомизм?
Концепция, в
основе которой личность, потом общество и государство - это юридическая
формула атлантизма, Она есть выражение сознательной либеральной стратегии, не
имеющей никакого отношения ни к евразийству, ни к российской истории. Специфика
нашей правовой и государственной истории, безусловно, предполагала вторичность
личности перед иными ансамблями (церковью, государством, обществом, этносом),
которые рассматривались как первичные. Иерархизация в традиционной России
начиналась именно с них. Личность должна быть защищена не как индивидуальная
особь, а как носитель общих принципов. Отсюда вытекает так называемое
евразийское право, которое сейчас активно разрабатывается. Так как наша
государственная система охватывает целый ряд довольно сложных ландшафтов (этнических.
политических, социальных, государственных, исторических), то правовая система в
евразийстве основывалась на модели холизма. Пока личность не будет задвинута в
правовом отношении за интересы государства - будет беззаконие, беспредел,
юридическая неразбериха, поскольку защита личности приводит к предельному
фарисейству. На Западе, несмотря на абсолютизацию индивидуалистической
правовой концепции, на самом деле из этого вытекает власть не закона, а
законников. Евразийская же система права подразумевает опору на этически
нравственные решения.
Доктор
философских наук, профессор Челябинского юридического института МВД России
А.С. Чупров поднял тему разрешительного и запретительного принципа права в
строительстве русского государства:
- Принцип
демократического правового государства - "разрешено все, что не
запрещено", и есть принцип, от которого нужно избавляться, это принцип -
"запрещено все, что не разрешено". Когда говорят о втором принципе,
то имеют в виду советское государство, коммунистический диктат.
Во-первых,
само понятие "все" не имеет границ, а там где нет границ, не имеет
смысла говорить о праве. потому что право - это всегда свобода в ее определенности,
в ее нормативе, и в демократических западных государствах можно видеть
следование такому принципу. Но дело в том, что демократичность никак не
вытекает из него. Если мы будем следовать принципу "запрещено все, что не
разрешено", то непременно получим "тюрьму народов".
Сами принципы
рассматриваются у нас абстрактно, при этом не уточняется, кто запрещает и
разрешает? К чему относятся эти принципы? Каков объект их приложения? Из так
называемого демократического принципа мы получили "великую криминальную
революцию" в духе О. Бендера. Демократический принцип совсем не обозначает
непременного движения к правовому государству, демократии. Тот же тоталитарный
принцип "запрещено все, что не разрешено" как раз может оказаться
основой правового государства. На самом деле он не так плох, потому что
определяет компетенцию всех государственных органов и государственных
чиновников. Ведь, если мы позволим действовать государственным чиновникам по
первому принципу, то как раз и будет злоупотребление произволом.
Запретительный
и разрешительный принципы начинают вести себя по-разному, в зависимости от
того, к какому типу цивилизации прикладываются. Приложив демократический принцип
к нашему типу государства, мы ничего, кроме криминальной экономики государства,
видимой культуры получить не смогли. Вероятно, то, что хорошо для
"них", то плохо для нас, и наоборот.
Профессор
кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин РЮИ МВД России,
доктор философских наук А.П. Окусов, предложил поговорим проблемах
современной философии права:
- У нас речь
идет о философии права, о ее традициях и проблемах. О традициях мы говорим
очень много пересказывая Ильина, Алексеева, Тихомирова и др., что касается
реальных проблем, которые сейчас перед философией права, то разговор о них не
ведется.
Я понимаю,
что любое новое веяние встречает сопротивление со стороны ортодоксов, но ведь
география, геополитика - это давно известное старое и можно пытаться
осмысливать такие сложные явления, как нация, народ, этнос, страна и т.д. с
вульгарно-материалистических позиций. Ведь не один фактор воздействует на
упомянутые явления, а есть целая система факторов, которая должна быть показана
и определена. Однофакторность как-то смущает.
Разговор о
Востоке, Западе, Евразии. Можно в системе находить для себя место и искать
какие-то оправдания, объяснения событий, явлений, других позиций, но можно
выйти и за их пределы. Если бы вышли за
эти рамки, то пошли бы более ровно и дальше. А так мы топчемся на месте. На
сегодняшний день монархии как историческое явление исчезли. Есть только cumi монархии: Швеция, Англия. Церковь всегда с
монархией была плечом к плечу. Учитывая это, можно сказать, что вы как бы
провоцируете мысль: раз исчезла монархия, не исчезнет ли и церковь со временем?
Разговор
продолжил заведующий кафедрой социальной философии и философии права
Ростовского г дарственного университета, доктор философских н профессор А.Н.
Ерыгин. Свое выступление он начал с вопроса:
- Сколько у
нас философий права? Философия права либо философия и право? Сегодня в свете
"круглого стола" я этот вопрос перевожу в такую плоскость - сколько собственно способов
цивилизационно-исторического существования, и соответственно: сколько
существует способов и форм государственного и правового их обеспечения. В
контексте того, что мы слышим сегодня, видим одну и ту же картину: евразийство
и атлант! Запад и Восток. С одной стороны наблюдаем демократию и либерализм, с
другой - иные формы государственности, прямо этому противоположные:
национальность, империя и т.д. Мы все время противопоставляем их. И это
естественно в свете той постановки, которую сделал А.Г. Дугин. Концепция
евразийства в контексте геополитической доктрины, с которой он перед нами
выступает, - конфликтологическая по своей сути. Она из того же поля, из какого
классовая теория, расовая теория, националистические теории и т.д. То есть с
самого начала закладывается реальная проза жизни и правда, которую приходится
признавать, правда войны, в которой не может не быть противостояний. Но
возникает вопрос: вся ли это правда? Нет, это один контекст, но есть и другой,
более широкий.
Возьмем
архетипические основания нашего цивизационно-исторического существования. Их
разве два? Их, как минимум, - три. Открываем Святое Писание и видим: фигура
Каина, которая может быть ассоциирована с морским, пиратским, западным способом
существования. "Каинизм" в его изначальной форме - агрессивный
социальный тип. Вторая форма - "сифиды" - это спокойная, земная, но в
общем-то способная на сопротивление и активность форма существования, которая в
общем-то и утвердилась на Земле. И третья форма или архетип
цивилизационно-исторического существования -Авель и "авелизм".
Перейдем на
историческую, реальную почву, в том числе государственную. Что мы видим в
реальной истории? Разве два способа существования - это "морской" и
"сухопутный"? Нет. У истоков цивилизации мы видим города-цивилизации,
типа Иерихона, гармонические цивилизации и цивилизации, выросшие на
"речной" основе, то что давно (еще в XIX веке) было показано как почва
крупных цивилизаций с деспотическим государственным правлением. Деспотии:
египетская - без права, китайская - с особым правом, ритуалом, церемониалом
власти и т.д. Иными словами, перед нами крупные цивилизационные, в том числе
государственно-правовые образования, образования явно другого типа, чем города
гармонические. И, наконец, появляется "морская" форма, не
"речная". Это не цивилизации с крупными государственными формами, с
деспотическим правлением, а "морская" форма цивилизованности,
"пиратская" в своей основе, и в том нужно полностью согласиться с
уважаемыми геополитиками. Правда, хотелось бы добавить деталь, которая либо не
учитывается геополитиками, либо незамечена, либо учитывается, но считается малозначительной.
Эта деталь рождена здесь на ростовской земле - это культурологическая
концепция Михаила Константиновича Петрова, предложившего не пиратскую структуру
пародийной в виде карфагенского типа, а истинную созидательную форму
пиратского социального и государственного строительства, которую мы находим на
греческой почве, т.е. когда мы "обнаруживаем корабль в противостоянии
дому, но корабль, который становится домом Одиссея". Это пиратская
система, которая обеспечила падение крито-микенской традиционной формы
социальности, близкой к тем речным цивилизациям, деспотиям, уже мной
упомянутым, но преобразованная в полисную структуру. Кто из юристов, кроме
Петрова, может предложить что-то объясняющее рождение этой полисной
цивилизации. Все только констатируют ее существование. Я не нашел ни у одного
юриста ответа на вопрос: какими причинами вызвано появление полиса? Тойнби,
Гегель, специальные исследования не дают объяснений. Концепция М.К. Петрова
показывает как пиратская стихия разложила крито-микенскую социальность и в
итоге дала почву для существования стихии людей-государств, т.е.
личностей-государств, которые в данном случае и послужили трамплином к
построению города-государства - полиса, истинного "морского" типа социальности,
в отличие от ложного, иллюзорного типа "морской" социальности в его
"карфагенской" форме. Опять три типа социальности: ранняя
гармоническая, где-то с ориентацией на "авельский" архетип, цивилизация
деспотического сорта с ориентацией на "сифидскую" модель, и наконец,
"каинская" цивилизация, как бы ее потом ни называли. Посмотрим на
дальнейший ход событий, что мы видим сегодня? Разве мы видим две противостоящие
друг другу доктрины и два типа цивилиза-ционного способа существования? Разве
только Россия и США, "евразииство" и "атлантизм"? Но
давайте же будем справедливыми к тому, что так хотят включить в свою концепцию
евразийцы.
Я думаю, что
три ориентационных модели неизбежно присутствуют и в архетипах нашей культуры,
социальности, государственности, и в архетипах нашего личностного поведения,
и в социальном устроении того, что мы переживаем сегодня. Хотя на уровне не
абсолютного, а относительного понимания всех ценностей, приоритетов - какая
русская душа не поймет, не почувствует той правды евразийства, о которой так
красочно повествует в своих трудах А.Г. Дугин? Отец Андрей Немыкин:
- Церковь по
природе своей не может выступать в оппозиции ни к одному существующему строю.
Вспомните слова апостола Павла: "Нет власти не от Бога - всякой власти
будьте покорны". На заре христианства и речи не могло идти о том, что
церковь и империя идут локоть в локоть. До 313 года империя вела гонения против
церкви. Русская монархия пала в 1917 году. Первым врагом была объявлена
церковь, именно против нее новая власть начинает враждебные действия, с той или
иной интенсивностью продолжавшиеся более 70 лет. Как результат мы видим -
общество верующих продолжает свое существование. Есть опыт существования
православной церкви и в государствах, абсолютно индифферентных к религиозным
вопросам: США и Японии. Что касается церкви, то она освещает принцип монархии,
признает его действительно наилучшим из существующих способов единовластия. Это
не просто власть человека над другими людьми, а прежде всего власть ответственности
за свои деяния и поступки. Я пытался проиллюстрировать на примере византийской
парадигмы, что такое монархическая государственность в понимании людей православных,
византийской культуры. Русская монархическая государственность - это нечто
другое. Трансформация монархической государственности в русском варианте
существует, и не в лучшую сторону. Крах русской монархической государственности
- свидетельство того, что здесь принцип, заложенный в византийской парадигме,
был существенно нарушен.
В разговор
вновь вступил профессор В.П. Макаренко:
- Можно
исходить из того, что распространенный стереотип "советская империя
рухнула" не соответствует действительности. Отсюда вывод: концепция
гражданского общества не применима для описания процессов, происходящих в
современной России. Почему? Посмотрите программы всех политических партий и
движений. Хоть одна из них отстаивала задачу разрыва связи власти и
собственности? Я просмотрел все и ничего подобного не обнаружил, а поскольку
без такого разрыва гражданское общество невозможно, следовательно, в этой
кардинальной характеристике гражданского общества не существует. Отсюда можно
предложить еще один вывод:
попросту
происходит воспроизводство того, что сложилось на советском этапе существования
Российского государства с реанимацией учений и доктрин, относящихся к периоду
до 1917 года. Конкретно это выражается в целом ряде вещей, которые имеют силу
для империи. Во-первых, увеличился пласт государственных чиновников (в России
их сегодня больше чем в СССР). Во-вторых, большую силу набирает феномен
торговли государственными должностями. Об этом юристы могут знать конкретно.
В-третьих, развивается конфликт между центром и периферией. В-четвертых,
финансовые кредиты используются для достижения определенных государственных
целей, правомерность и обоснованность которых всегда остается дискуссионной.
Эти характеристики выведены в процессе исторических исследований восточных и
западных империй, снимающих конфронтацию между ними с подчеркиванием универсальности
данных процессов. Под таким углом зрения мы можем изучать и сегодняшние
социальные процессы.
Аспирант
Нижегородской дипломатической академии А.Ю. Шмелев высказал такую точку
зрения:
- А.Г. Дугин
подчеркнул, что неоевразийство восприняло основные идеи Л.Н. Гумилева. Но
исходя из принятия основных постулатов Гумилева, получается, что мы воюем
сейчас с нашим будущим, поскольку любой этнос проходит закономерные стадии
развития, которые предопределены и для всех этносов практически одинаковы. И если
этнос на какой-то стадии развития является "морским" этносом, на
другой стадии развития он станет "сухопутным", на третьей стадии
развития он является "прибрежным" этносом. Таким образов, в концепции
евразийства заключено глубочайшее противоречие.
Мне кажется,
что существует вторая проблема, которую здесь никто не заметил. Мы говорим о
том, что русский народ - богоносец, он будет нести свою ношу - миссию
объединения других народов. Дело в том, что право точно так же, как и язык, -
деятельно. Если мы будем рассматривать в концепции евразийства право как продукт
деятельности этнической системы, основанной на чувстве сходства и постоянной
конфликтной оппозиции, то в данном случае право становится таким же феноменом,
как и язык. Получается, что русские, если они захотят сохранить ядро
русскости, должны будут объединять мир, но при этом находиться в конфликте со
всеми культурами, которые они объединяют, потому что распространение своих
сверхнациональных реальностей на другие народы является идеальным способом
оказаться абсолютно беззащитными против всех других культур. Таким образом,
выходит: либо мы откажемся от русскости. либо мы не сможем ничего сделать. Еще
одно противоречие.
Начальник
кафедры философии права РЮИ МВД России, кандидат философских наук, доцент
А.И. Лукьянов сделал вывод:
- Наше
обсуждение является реакцией на глубочайший кризис, который переживает страна.
Мы ищем альтернативы, и я хотел бы обратить внимание, что как на
радикально-либеральном, так и на другом, ныне возрождающемся консервативном
полюсе, есть одна тенденция - тенденция невменяемости. Выступая от имени веры
"живота и утробы", от имени этой вполне понятной, прагматически
ориентированной веры, мы должны опасаться обращения нашего духовного потенциала
в образ жизни, который навеян монастырями и скитами. Мне кажется, что мы не
можем сохранить себя русскими, не став европейцами. Ведь есть опыт обращения
духовных и практических сил нации на решение понятных каждому человеку
проблем. Для нас в настоящее время это проблема выживания, физического
выживания. Если через протестантизм страны-первопроходцы по капиталистическому
пути развития обратили свою энергию на приобретение капиталов, то почему мы
должны этот путь игнорировать,
считая его совершенно чужеродным для нас?
М.Б.
Кузнецова,
доцент Саратовской государств' ной академии права, кандидат философских наук:
- Мы
находимся в поиске совершенствования политической и духовной системы.
Несомненно, разочарованные в либерально-демократических ценностях и в
демократии, которая понимается у нас, к сожалению, к вседозволенность. Но никто
не хочет возвращаться светлое коммунистическое "вчера". Поэтому то,
что мы приехали в Ростов и анализируем варианты решения тех проблем, которые
стоят перед Россией, есть несомненно позитивный результат.
Вот, А.Г.
Дугин попросил высказаться о правовой системе и правоохранительных органах
Евразии. По-моему, это достаточно проблематично. У евразийцев будущее
государственное устройство четко не определен А.Г. Дугину оно видится в виде
конфедерации конфедераций, поэтому говорить о практических вариантах решения
каких-либо вопросов весьма затруднительно. Ид< Евразии, как я понимаю, это
прежде всего идея империи, и она, естественно, должна реализоваться на каком то
фундаменте. Прежде всего на материальном фундаменте, который сегодня в России
отсутствует, и на военной силе. "Если ты не имеешь военной силы - не будь
каганом", - говорил Чингисхан. Без духовной ochobi империя существовать не может. Можно мобилизоват
людей под лозунгом "За Бога, Царя и Отечество", мож но ''За Родину,
за Сталина", но за "Евразию и старооб рядчество" - вряд ли мы
подвинем людей и вряд ли заставим пожертвовать жизнью.
Вы (Дугин - ред.)
задаете ценностную идею на интуитивном уровне, но не показываете путей ее
достижения. Вы ставите целью разрушение Запада, т.е. цель • разрушительная. Вы
формируете идеологического врага, но мне кажется, что формирование образа
врага больше касается различных генштабов, где происходят закрытые варианты
подобных слушаний. Мне не хотелось быть на месте стран, которых вы относите к
лагерю врагов и которые потенциально будут видеть в нас своих противников. Не
принесем ли мы в очередной раз национальные интересы в жертву идее?
Вы говорите,
что мы должны решить проблему нашего главного врага, для чего надо создать
соответствующий военный блок, и государство Евразия будет ближе для
достижения этой цели. Но в любом случае мы проиграем. Если мы проиграем - нас
рассеют. Если мы выиграем, то блок распадется - цель достигнута, ибо ничего
соединяющего больше не существует. .
А.Г.
Дугин:
- Евразийство
- это открытая система, здесь нет догматики, ортодоксии, есть общий контекст,
который не претендует на абсолютность. Есть некий набор национальных,
исторических, философских, аналитических закономерностей, связанных с
геополитикой, историей, историей культур, с анализом и участием в политической
деятельности. Проще иметь дело с четко расписанными проектами, но если мы не
видим ясно будущего, то это не значит что мы идиоты. Мы ответственные политики.
Книга "Основы геополитики" существовала очень давно в виде документов
для служебного пользования, для первых лиц государства. И на принятие решения
о ее публикации повлиял выход на Западе книги 3. Бжезинского "Великая
шахматная доска". Книгу "Основы геополитики" можно
рассматривать как наш ответ, а не личную инициативу автора. Такого рода взгляд
нужен для консолидации нашего самосознания. Это рискованно, потому что мы
обнаруживаем наши собственные взгляды, но для этого пришло время. До определенных
центров власти мы достучаться не можем, поскольку у нас в руководстве страны
были и есть люди с антигосударственным разрушительным сознанием и даже не
искренне заблуждающиеся. Кстати "западники" - не совсем наши
противники, потому что среди них есть люди, которые искренне хотят взять лучшее
на Западе и применить к России. Они часто бывают русскими националистами,
государственниками.
Есть прямая
геополитическая агентура влияния, которая проводит в нашей стране подрывные
операции. Это уже конкретное ощутимое действие геополитики, когда люди берут
откровенно курс на сепаратизм, поддержку и финансирование сепаратизма и
помогают на экономическом уровне министерств и ведомств создавать соответствующие
холдинги и компании. Реформируют нашу экономику таким образом, чтобы заложить
мину под нашу обороноспособность, состоятельность, обеспечение
продовольствием, информационную безопасность. Это - диверсия.
Образ врага -
печальная необходимость. Но он есть, и когда мы забываем, что этот враг есть,
то он расширяет НАТО на Восток. Мы видим по сводкам и донесениям, какая
против нас ведется колоссальная агентурная работа Запада. Не отвечать на это,
говорить, что все мирно и хорошо, мы не имеем права! Резкость этих тезисов
продиктована необходимостью пробудить и другие взгляды на данную проблему.
Если говорить
о евразийстве и правовой системе евразийцев, то нужно отметить, что в Москве
есть юристы, работающие по этой проблеме. Евразийское право -
новая тема.
Труды Н. Алексеева, К. Шмитта - гигантская не затребованная школа, которая во
многих своих аспектах отвечает насущным потребностям нашей внутренней
ситуации. Об этом у нас совершенно неизвестно и этим абсолютно никто не
занимался. Интерес к такой юридической, правовой школе представляется необходимым,
т.к. там есть ответы на многие вопросы, и в частности: правовое государство,
гражданское общество являются в принципе продуктами западной юридической
модели; на самом деле вместо правового государства имеет смысл говорить о
гарантийном государстве;
вместо
гражданского общества - о социальном государстве или о социальном обществе.
Это и есть борьба идей, школ, мировоззрений.
Евразийское
право - интереснейшая тема, и ее следует изучать.
С
заключительным словом выступил П.П. Баранов, подчеркнув, что Россия не
может свести формирование государственности к адаптации западного уклада, а должна
найти свой путь к правовым формам жизни. Он поблагодарил участников
"круглого стола" за интересные и содержательные выступления, а также
выразил надежду, что тема "Евразийская концепция российской государственности"
еще не раз станет предметом обсуждения на последующих конференциях и в
различных научных кругах.
Материал
подготовили:
В.Ю.
Верещагин, Г.Б. Гавриш, М.А. Гавриш
Источник: http://arctogaia-kavkaz.virtualave.net/arcto/files/round.htm
В
библиотеку На
главную страницу