К.Якимец За окончательное
решение "евразийского вопроса"
Сторонники "Евразийства" любят
вместо топонима "Россия" употреблять
идеологизированный термин
"Россия-Евразия". Идеологизированность вытекает
из полемичности: евразийцы
противопоставляют свой подход "западникам". Не
всегда вслух, но всегда по сути - евразийцам,
помимо "западников",
противостоят и "почвенники".
Собственно, благодаря взаимному
противостоянию, своеобразной
"круговой антипоруке", и существуют эти три
идеологии - западничество
("чаадаевщина"), евразийство ("гумилевщина") и
почвенничество ("данилевщина").
Для обидных кличек я использовал имена не
основателей соответствующих течений, но
наиболее вменяемых представителей,
с чьей аргументацией можно работать, не
испытывая чувства неловкости.
Чаадаев исходил из ценностей своего
времени и своего сословия - и четко
осознал, что в рамках этих ценностей
Россия не выдерживает критики.
Данилевский указал, что оценочное
сравнение России с Европой (равно как и
с Азией) неуместно: критерии оценки у
России свои, "автохтонные". На этом
можно было бы и остановиться, однако
подобный подход не позволяет
заниматься исследованием, то есть именно
сравнением: все русское
"вытекает" из самого себя. Чтобы
избежать галиматьи в духе Гуссерля,
пришлось вывести Россию из чего-то
не-российского: из монгольской империи.
При этом сохранялась определенная
чистота: монголы, отправившиеся на
завоевание мира (монголы пассионарные),
суть вовсе не те монголы, которые
остались дома, - о чем Гумилев писал
достаточно подробно.
Монголы-завоеватели - не европейцы
(очевидно), но и не азиаты. Получилось,
конечно, что теперь монголов нельзя ни с
чем сравнить, однако предметом
исследования являлась Россия - и здесь
все выглядело вполне нормально и
научно. Вот что, однако, забавно: Евразия
как идеологема суммирует Европу
и Азию (под крылом России), в то время
как в основе этой идеологемы лежит
нечто противоположное: Евразия - это ни
Европа, ни Азия, ни Россия.
Теперь учтем, что разговоры на
идеологические темы ведутся обычно в
политическом контексте. Какая из
перечисленных идеологий может лечь в
основу современной политики России?
Вопрос, конечно, не совсем корректен.
Идеология (в идеале) существует для
"мобилизации масс", а для "внутреннего
употребления" нужна методология. В
таком случае, какую из этих идеологий
можно превратить в методологию?
Все три. Но сперва необходимо исследовать
Евразию. Как относиться к
странам европейского типа - более-менее
понятно (хотя бы - благодаря Максу
Веберу). Дальний Восток, пусть грубо, но
укладывается в китайские
стратагемы. Исламский мир постичь,
наверное, сложнее, чем "мир стратагем".
Но Евразия не исследована вовсе.
Известно, что Чечню, к примеру,
невозможно понять, зная лишь законы
шариата (хотя бы потому, что
существует еще и адат). Известно, что
Средняя Азия лишь внешне была
"советской", то есть
"модернизированной" в определенном смысле... Смысл
"советскости" также ускользает,
не будучи сводимым ни к европеизации, ни к
негативной реакции на нее. Сегодня на
пресс-конференции в связи с
открытием сайта "Чеченская
республика" Ильясов на все вопросы отвечал
примерно одинаково: "Правительство
работает". Формат разговора требовал
терминов, в которых опосредуется
европейская политика, или хотя бы
советская политика, или (на самый худой
конец) политика исламского
государства... Но эти термины здесь не
годятся. Нужны иные термины,
евразийские, которых нет.
А как, например, описать политику
Киргизии? А того же Афганистана? Эти
задачи стоят не только перед
"мировым научным сообществом", но и (в
значительно более острой форме) перед
теми, кому предстоит выработать
методологию политики России. Россия,
безусловно, - тут правы идеологи
евразийства - соединяет в себе и Европу,
и Азию. Следует добавить: и
Евразию. Правда, как в европейской, так и в
азиатской системе оценок
Россия оказывается глубокой провинцией.
Мало того: ежели будет выработана
евразийская система оценок, Россия сможет
считать себя до кучи провинцией
Афганистана! Но евразийскую систему
оценок необходимо определить,
исчислить, формализовать - для того,
чтобы вычесть из России Европу, Азию
и Евразию.
Останется ли что-нибудь? Вопрос открытый.
Источник:
http://www.russ.ru/politics/20011213-red.html
В библиотеку
На главную страницу