М.Ремизов.
"Фундаментализм" против "провинциализма"
Итак, останется ли хоть что-нибудь после
того, как "вычесть из России
Европу, Азию и Евразию"? Если
останется, то, вероятно, лишь некая воля к
России. Но на мой вкус экзистенциалиста,
большего и не надо. Бессмысленно
спрашивать: а что есть Россия "по
сути"? И не потому, что у России нет
своей "сути", а потому, что в
ситуации, где подобные вопросы возникают, ни
один из ответов уже не может обладать
искомой непреложностью. Бытие,
которое спрашивает о себе, которое само
для себя стало проблемой (а как
еще квалифицировать все наши
цивилизационные рефлексии?), уже подверглось
известного рода проклятию: оно вынуждено
"делать себя вместо того, чтобы
просто быть". Оно вынуждено
становиться проектным.
Все возможные для нас цивилизационные
самоопределения являются модусами
этого проектирования и поэтому должны
рассматриваться не столько
теоретически (с точки зрения своей
"истинности"), сколько экзистенциально
(с точки зрения своей способности
мотивировать существование) и
прагматически (с точки зрения своих
следствий). Чтобы производить верные
разметки, наш взгляд, иными словами,
должен быть - предвзятым.
Говоря о различных возможностях
самопроектирвания, впору вспомнить ту
дихотомию идеальных типов
("Америка" и "Израиль"), о которой я писал на
предыдущей неделе. Если государство -
говоря в парафразу Андерсону - это
"воображаемое сообщество", то
существуют два стиля, позволяющих его
"вообразить". Условно говоря,
"утопический" и "фундаменталистский".
"Утопический" проект
легитимирует государство через универсальные
характеристики общественного порядка,
абстрагированного от конкретики
"места" и "времени".
"Фундаменталистский", напротив, легитимирует
государство, обращаясь к его
пространственно-временной генеалогии и
предпринимая "возобновление
истоков".
"Проектировать" российское
государство в чисто "утопической" манере - как
"гражданское общество", как
"правовое государство", как "Запад" - в самом
настоятельном смысле невозможно.
Пространство локализации "утопии" в
принципе "случайно". Но пространство
нашей страны является слишком большим
и странным, чтобы непринужденно выглядеть
в этом качестве. Когда Россия
абстрагируется от вопросов своего
географического смысла, ее "большое
пространство" тут же оказывается
"больным" пространством: неуклюже
раскинутым полудохлым медведем, которому
не остается ничего иного, кроме
как стать символической добычей других -
концентрически оформленных -
"пространств". Наиболее
отчетливо этот вывод артикулировал Владимир
Каганский, назвав Россию "Великой
Полипериферией": конгломератом
"феноменов, фокусы которых вынесены
за пределы российского пространства".
Сама по себе формулировка, надо признать,
небеспочвенна, и именно потому
она должна представлятсья нам вызовом.
Россия и в самом деле будет
неуклюже разросшимся конгломератом
провинций, "великой полипериферией",
если не сумеет оправдать свое
пространство через его
цивилизационно-исторический смысл.
Значит, ответом на вызов
"полипериферийности" может быть
только некоторого рода "фундаментализм".
Наиболее весомыми из претендующих на эту
роль стратегий можно по праву
признать две уже хорошо известные
идеологемы: "Россия-Евразия" или "остров
Россия".
"Островной" вариант
фундаментализма вполне ясен из слов Цымбурского, когда
он спорит с идеей
"полипериферии": "Почему никто не видит нелепости всего
этого? Разве на наших глазах от России не
отслоились периферии, как раз и
представлявшие переходы от нее к соседним
цивилизациям, разве не
выделилось ее доимперское
культургеографическое ядро с прочным и
абсолютным преобладанием русских?".
Россия как бы отступила во "внутреннюю
цитадель", вокруг которой - евразийский
Лимитроф, пояс переходных
состояний и периферий.
Если в этом случае смысл пространства
вытекает из реконструкции
собственно-российского цивилизационного
опыта, то евразийство производит
свою смысловую сборку принципиально
иначе. Оно вводит в игру новую
метафизическую сущность:
"Евразию". Если оставить за скобками
ложно-научную претензию термина, то речь
идет о гештальте, который "стоит
за" эмпирической реальностью пространства
и как бы "вдыхает в него душу".
Собственно, проектный смысл евразийского
фундаментализма состоит в том,
чтобы "эмпирическую реальность"
привести в соответствие с "подлинной".
Фундаментализм, вообще, представляет
собой довольно лукавую вещь. Он
содержит внутреннюю отсылку к
"подлинному бытию". Но "подлинное бытие"
рассматривается как
"утраченное" и, следовательно, подлежащее новому
конструированию - а это развязывает руки
"проектному мышлению".
Фундаментализм ничего не
"возобновляет", а скорее выдумывает заново,
возводя "утраченную истину
бытия" в ранг рефлексии и сознательной
манипуляции. То есть он является сугубо
"современным" явлением и возникает
на почве того "позднего" отношения
ко времени, которое описывает Андерсон:
"Памятники, храмы, записи, могилы,
артефакты etc., - это прошлое
становится все более и более недоступным
для нас, внешним по отношению к
нам. В то же время мы чувствуем, что
нуждаемся в нем как в своеобразном
якоре. Но это означает, что наше
отношение к прошлому сегодня более
политично, идеологично, спорно,
фрагментарно и даже авантюрно, нежели в
прежние времена".
Эти слова довольно точно характеризуют
интеллектуальный типаж евразийских
конструкций, которые и впрямь по
особенному "авантюрны". Причем не только
по отношению к прошлому, но также к
будущему и настоящему.
Если приглядеться к текущему моменту, то
в нем заключена своя большая
ирония над метафизическим разумом
евразийца: история позволяет себе
игнорировать непреходящую истину
Доктрины. Так было в случае с
"геополитическим выскочкой"
Гитлером, так случилось с "исламским
самозванцем" Бен Ладеном: сюжетика
мировой борьбы вновь и вновь сбивается
с "двоичного кода". Вместо
того, чтобы воспроизводить "геополитически
корректную" схему
"атлантизм" - "евразийство", мир разыгрывает перед нами
бессмысленную и беспощадную битву
"универсального Вавилона" с собственной
тенью.
Кстати, подавать в этом контексте свою,
"евразийскую" заявку на
биполярность значило бы и впрямь сыграть
двусмысленную роль "провинции
Афганистана".
Источник:
http://www.russ.ru/politics/20011221-re.html
В библиотеку
На главную страницу