Д.В.Жмуров Цикл статей «переосмысление евразийства»
«Геополитическая
проблема евразийского исторического учения»
Официальная позиция.
Как известно, основной из идеологем
евразийского течения было и есть то, что Россия и Запад - враги, они
несовместимы, поскольку идут разными историческими путями. Подобные суждения
требовали от евразийцев доводов. Нужно было «сызмальства» развести Европу и
Русь, показать иной ход исторических событий. Так родилась евразийско-туранская
концепция истории, которая главенствующее культурное влияние на Русь закрепляла
прежде всего за Азией, нежели Западом. Это было ответом на явно
"подъевропенную" историю России, принадлежащую, кстати,
романо-германцам. Создавалась она во время Анны Иоанновны, Бирона, Миниха и
Остермана: " Чтобы сделать засилье немцев в России исторически
оправданным, лизоблюды престола поставили перед слетевшейся на бесплатный
русский каравай " ученой " немчуры конкретную задачу: доказать, что
восточные славяне в 9-10 веках были сущими дикарями, спасенными из тьмы
невежества варяжскими князями ".[1]Над
этим работали З. Байер, Ф. Миллер, Л.
Шлецер. Именно их перу принадлежит " сумасбродная нормандская теория
". Так, например, о Байере, писал М.Ломоносов: " …Мне кажется, что он
немало походит на некоторого идольского жреца, который, окурив себя беленою и
дурманом и скорым на одной ноге вертением закрутив свою голову, дает
сумнительные, темные, непонятные и совсем дикие ответы ". Западная
идеологическая атмосфера, по мнению Флоровского, угнетала " философию русской истории" - Она сразу началась с
отходной - русские, мол, сами и государства построить не могли. Происхождение
наше от европейских племен наносило удар по идее Евразии, утверждая, кроме
прочего, моральное, интеллектуальное господство европейцев еще в истоках
зарождения русской государственности. Та Европа, не без основания
раскритикованная евразийцами, становится вдруг русской " плоть от плоти
". Поэтому, история нуждалась в серьезной ревизии.
Ставилась задача: доказать, что
не могла Великая Русь стать продолжением
" Варяжской - Киевской Руси ". Что только с татаро-монгольским
завоеванием началось возведение великой державы, а европейское влияние на Русь
несущественно.
Евразийцы начали с утверждения, что
мнение о культурном значении Киевской Руси неточно. По Н.Трубецкому, это было
лишь сравнительно небольшое государство, зависящее от рек, на которых стояло
(речное, по - сути атлантистское). " Киевская Русь была группой княжеств,
управляемых князьями варяжской династии и расположенных в бассейне трех рек,
которые почти непрерывной линией
соединяют Балтийское море с Черным "[2]
Князь Н.Трубецкой писал, что
объединение Евразии могло происходить по такой схеме: захват единой
степной системы, проходящей по всему континенту и как результат - контроль над
речными системами, кои идут в
"
меридиональном направлении ". И "...всякий народ, овладевший той или
иной речной системой, оказывался господином только одной определенной части
Евразии; народ же, овладевший системой степи, оказывался господином всей
Евразии..."[3] Киевская
Русь была в речной системе, и, следовательно, не могла контролировать всю
Россию. Кроме того, география ставила
К.Руси непростые задачи: она была частью степной системы, а последнюю контролировали кочевники.
Следовательно, набеги кочующих племен были неизбежны. Под угрозой находилась
нижняя часть государства - юг К. Руси. Трубецкой считал, что это вело к
разрушению единства политического центра и автономий, отражающих атаки внешнего
врага. Евразийцы заявляли: « Мы отнюдь не хотим отрицать определенных - и больших - культурных достижений Древней
Руси XI и XII вв.; но историческая
оценка этих достижений есть оценка превратная, поскольку не отмечен
процесс политического и культурного измельчания, совершенно явственно
происходивший в дотатарской Руси ".[4]
2. Парадоксальность официальной позиции
Мы видим, каково
отношение евразийцев к Украине. Это не что иное, как парадокс:
1) С
одной стороны, необходимо обосновать культурное влияние монголов, туранский
фактор в русской истории, тем самым, актуализируя роль Азии. А это, значит,
вырезать культуру Киева, снизить ее значимость, доказав, что не варяги основали
Русь. Так рождалась туранская «Евразия».
2) С другой стороны, доказывая первое,
евразийцы переусердствовали. Вместе с водой они выплеснули ребенка, с варягами
вырвав и историю Киева. Это не осталось незамечено и послужило объектом
критики, иной раз очень серьезной. Кизеветтер, к примеру, писал, что евразийцам " для спасения
своей схемы пришлось замолчать такую безделицу, как Киево-Печерская лавра,
руководящая роль которой в церковно- религиозной жизни русского народа возникла
и расцвела как раз в дотатарский период русской истории."[5].
Многие замечали, что «Савицкий,
предлагая вести начала русской государственности от Москвы, а не от Киева,
разрывает их самым убийственным для общерусского сознания образом». [6].
Были высказывания другого плана - более эмоциональные. Критики "… не имея действительно убедительных аргументов
против евразийцев, прибегли к клевете (иначе это не назовешь). Они-де, "чингисханчики" или просто
"чингисхамы", не ценят традиционные русские духовные ценности...
"[7]
Вычеркивание роли Киева из истории
Руси вызывало у многих украинцев критику и непринятие идей евразийства.
Следствия этого оказались двояки. Во-первых, евразийским идеям на Украине
быстро нашлась подмена - культура Европейская. Во- вторых историческая
концепция евразийцев оказалась потенциально сепаратной и парадоксальной. Да…
она дает возможность утвердить влияние «турана» на историю Руси и «выжить»
самой теории. Но в перспективе общеевразийского объединения земель такое
отношение к Украине служило и служит развалу Евразии
Ни один
нормальный человек не пожелает объединяться с людьми, открыто пренебрегающими
историей его страны для правильности собственных схем и соображений…. Так что,
подобный союз будет практически неосуществим. Если все же случиться, то
повлечет всплеск украинского национализма и, не исключено, гражданскую войну.
В реальных политических условиях данный
дискриминационный тезис утопичен. И если евразийцы получат власть, то должны
будут исключить его из свое научной доктрины. А это уже парадокс - отказываясь
от тезиса, евразийцы разрушат свою основу - туранскую концепцию истории.…
Оставят тезис - де-факто развалят Евразию. И так нельзя и по-другому нельзя…
2003
г.
P.S.: Безвыходных ситуаций, конечно, не
бывает.
[1] Бочаров. Ефимов. Заговор против русской истории. с.68
[2] Н. Трубецкой. Взгляд на
историю не с Запада, а с Востока.
[3] Н.Трубецкой. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока
[4] Савицкий. Степь и
оседлость.
[5] А.Кизеветтер. Евразийство
[6] Евразийство и современность Круглый стол опубликовано в альманахе «Лики
России», выпуск второй, на базе журнала Alma Mater (Вестник высшей школы),
№5-1993.
[7] На евразийском пути: камни
и тернии (евразийство и неоевразийство. Степанов Д.Н.