С.М. Соколов. Проблематика культуры в
социальной философии евразийства
В истории философской мысли русского
зарубежья евразийская теория культуры
заняла особое место. В ее разработке
приняли участие такие наиболее
известные евразийцы, как Н.С. Трубецкой,
П.Н. Савицкий, Л.П. Карсавин,
П.П. Сувчинский, Г.В. Флоровский. Для них
общим, исходным для философии
истории и культуры было утверждение
самобытности культурного мира России -
Евразии, что важнейшую роль в евразийском
учении играла идея культуры как
"симфонической личности".
Одной из программных работ евразийского
учения о культуре стала статья
Л.П. Карсавина "Основы
политики", в которой указывалось: "Для обозначения
систематического учения о культуре как
целом мы избираем старый
аристотелевский термин
"политика". Таким образом "снимается"
господствующая доныне антитеза общества и
государства". Карсавин выделяет
в культуре главные сферы: "1) сферу
государственную или политическую, в
которой преимущественно осуществляются
единство культуры и личное бытие ее
субъекта; 2) сферу духовного творчества
или духовной культуры,
духовно-культурную сферу; 3) сферу
материально-культурную или сферу
материальной культуры" (Мир России -
Евразия, 1995. - С. 125).
Центральным понятием евразийской
культурологии стало понятие личности,
которая определялась как "единство
множества и множество единства". Тем
самым не признавалась европейская
традиция понимания личности как
индивида, как самодостаточного
социального атома. Учение о личности
(просопология) стало важной частью
евразийской доктрины и определило новую
терминологию. Евразийцы ввели в широкий
научный оборот термин "соборная"
или "симфоническая" личность,
ставший популярным в современной литературе.
Для евразийства важной стала разработка
религиозно-богословских проблем.
По мнению евразийцев, православие должно
стать еще ближе к жизни и быту
народов. Идея "бытового
исповедничества" осознавалась как одно из главных
средств борьбы с атеизмом. Л.П. Карсавин,
Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий
подчеркивали, что ХХ век - это эпоха
"новой веры", единой для всех народов
Евразии, что послереволюционное
"отпадение от Бога" - явление временное.
Одним из их "предчувствий" было
предчувствие о том, что следование духу и
букве православной церкви - залог
процветания России как особой
цивилизованной общности. Церковь для них, по
словам П.Н. Савицкого, "есть
тот светильник, который им светит".
Н.С. Трубецкой будущее русской
культуры видел в том, что она
"должна стать в идеале оцерковленной сверху
донизу. Православие должно проникнуть не
только в народный быт, но и во
все части здания русской культуры, вплоть
до высших вершин этого здания".
По его убеждению, "только тогда
русская культура будет сверху донизу
единой системой, несмотря на внешнюю свою
краевую и племенную
дифференцированность"(Трубецкой
Н.С., 1999. - С. 432).
Основания культуры "симфонической
личности" и основания Православия в
евразийском учении совпадали. Своего
совершенства культура достигает в
Церкви, в распространении Православия. Они
предложили новую
социокультурную парадигму, связанную с
возможностью евразийского
религиозного единства. Основа для
религиозного единства Евразии
заключается, по мнению евразийцев, в общем
для евразийских народов
характере религиозного мироощущения - в
свойственном им "бытовом
исповедничестве" и особенной
интенсивности религиозного чувства. Бытовое
исповедничество - феномен пронизанности
религиозным миропониманием
искусства, материальной культуры и быта,
идеологии (Мир России - Евразия,
1995. - С. 49). Это, по мнению
евразийцев, важнейшая особенность
восточного мировосприятия. Она была
присуща и культуре допетровской Руси,
человек этой эпохи переживал религию
интенсивно, сверяя ежечасно свои
действия и поступки с заповедями
православия и относился к последним как к
главным жизненным принципам и основам
бытия. Основой духовного,
культурного единства России - Евразии
идеологи евразийства считали
православную церковь, поскольку для них
церковь являлась воплощением
"соборности", свободного и
органического единства. Геоэтническое понимание
единства территории русской культуры
позволяло им говорить о "родстве душ"
народностей Евразии.
Евразийская философия культуры установила
свою систему координат, исходя
из утверждения общечеловеческой ценности
этнокультурного разнообразия и
желания евразийцев реально влиять на социокультурную
ситуацию в стране. В
геополитическом аспекте она порывала с
традицией, рассматривающей
вхождение России в западный мир как
необходимое условие ее развития. В
современный очередной период европеизации
это, а также признание
евразийского симбиоза культур народов
России и необходимости их
равноправного единства, приобретает
особую значимость.
ЛИТЕРАТУРА
Мир России - Евразия: Антология / Сост.:
Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. -
М., 1995.
Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. - М.,
1999.
*Работа
опубликована в сборнике: Культурология традиционных сообществ:
Матер. Всероссийск. науч. конфер. молодых
ученых / Отв. ред. М.Л.
Бережнова. - Омск: ОмГПУ, 2002. - С. 9-11.
Источник:
http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=316