С.М. Соколов. Проблематика культуры в социальной философии евразийства

 

      В истории философской мысли русского зарубежья евразийская теория культуры

      заняла особое место. В ее разработке приняли участие такие наиболее

      известные евразийцы, как Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Л.П. Карсавин,

      П.П. Сувчинский, Г.В. Флоровский. Для них общим, исходным для философии

      истории и культуры было утверждение самобытности культурного мира России -

      Евразии, что важнейшую роль в евразийском учении играла идея культуры как

      "симфонической личности".

      Одной из программных работ евразийского учения о культуре стала статья

      Л.П. Карсавина "Основы политики", в которой указывалось: "Для обозначения

      систематического учения о культуре как целом мы избираем старый

      аристотелевский термин "политика". Таким образом "снимается"

      господствующая доныне антитеза общества и государства". Карсавин выделяет

      в культуре главные сферы: "1) сферу государственную или политическую, в

      которой преимущественно осуществляются единство культуры и личное бытие ее

      субъекта; 2) сферу духовного творчества или духовной культуры,

      духовно-культурную сферу; 3) сферу материально-культурную или сферу

      материальной культуры" (Мир России - Евразия, 1995. - С. 125).

      Центральным понятием евразийской культурологии стало понятие личности,

      которая определялась как "единство множества и множество единства". Тем

      самым не признавалась европейская традиция понимания личности как

      индивида, как самодостаточного социального атома. Учение о личности

      (просопология) стало важной частью евразийской доктрины и определило новую

      терминологию. Евразийцы ввели в широкий научный оборот термин "соборная"

      или "симфоническая" личность, ставший популярным в современной литературе.

      Для евразийства важной стала разработка религиозно-богословских проблем.

      По мнению евразийцев, православие должно стать еще ближе к жизни и быту

      народов. Идея "бытового исповедничества" осознавалась как одно из главных

      средств борьбы с атеизмом. Л.П. Карсавин, Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий

      подчеркивали, что ХХ век - это эпоха "новой веры", единой для всех народов

      Евразии, что послереволюционное "отпадение от Бога" - явление временное.

      Одним из их "предчувствий" было предчувствие о том, что следование духу и

      букве православной церкви - залог процветания России как особой

      цивилизованной общности. Церковь для них, по словам П.Н. Савицкого, "есть

      тот светильник, который им светит". Н.С. Трубецкой будущее русской

      культуры видел в том, что она "должна стать в идеале оцерковленной сверху

      донизу. Православие должно проникнуть не только в народный быт, но и во

      все части здания русской культуры, вплоть до высших вершин этого здания".

      По его убеждению, "только тогда русская культура будет сверху донизу

      единой системой, несмотря на внешнюю свою краевую и племенную

      дифференцированность"(Трубецкой Н.С., 1999. - С. 432).

      Основания культуры "симфонической личности" и основания Православия в

      евразийском учении совпадали. Своего совершенства культура достигает в

      Церкви, в распространении Православия. Они предложили новую

      социокультурную парадигму, связанную с возможностью евразийского

      религиозного единства. Основа для религиозного единства Евразии

      заключается, по мнению евразийцев, в общем для евразийских народов

      характере религиозного мироощущения - в свойственном им "бытовом

      исповедничестве" и особенной интенсивности религиозного чувства. Бытовое

      исповедничество - феномен пронизанности религиозным миропониманием

      искусства, материальной культуры и быта, идеологии (Мир России - Евразия,

      1995. - С. 49). Это, по мнению евразийцев, важнейшая особенность

      восточного мировосприятия. Она была присуща и культуре допетровской Руси,

      человек этой эпохи переживал религию интенсивно, сверяя ежечасно свои

      действия и поступки с заповедями православия и относился к последним как к

      главным жизненным принципам и основам бытия. Основой духовного,

      культурного единства России - Евразии идеологи евразийства считали

      православную церковь, поскольку для них церковь являлась воплощением

      "соборности", свободного и органического единства. Геоэтническое понимание

      единства территории русской культуры позволяло им говорить о "родстве душ"

      народностей Евразии.

      Евразийская философия культуры установила свою систему координат, исходя

      из утверждения общечеловеческой ценности этнокультурного разнообразия и

      желания евразийцев реально влиять на социокультурную ситуацию в стране. В

      геополитическом аспекте она порывала с традицией, рассматривающей

      вхождение России в западный мир как необходимое условие ее развития. В

      современный очередной период европеизации это, а также признание

      евразийского симбиоза культур народов России и необходимости их

      равноправного единства, приобретает особую значимость.

      ЛИТЕРАТУРА

      Мир России - Евразия: Антология / Сост.: Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. -

      М., 1995.

      Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. - М., 1999.

      *Работа  опубликована в сборнике: Культурология традиционных сообществ:

      Матер. Всероссийск. науч. конфер. молодых ученых / Отв. ред. М.Л.

      Бережнова. - Омск: ОмГПУ, 2002. - С. 9-11.

 

           Источник: http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=316

 

 

       

                                На главную страницу                                                  В библиотеку

Hosted by uCoz