И.Горячев. Истоки евразийства
Приход большевиков к власти и
последовавшая Гражданская война вызвали
небывалый в истории России исход из
страны. Отчизну покинуло более двух
миллионов человек. Вопреки устоявшимся
представлениям, далеко не вся
эмиграция придерживалась монархических
воззрений. Там были представители
всех старых русских партий - для них было
делом чести сохранить, пусть
даже и в рассеянии, свою идеологию и
организацию.
Но
изгнание породило и ряд совершенно новых политических течений, из
которых наиболее интересным было
евразийство, сторонников которого
называли "славянофилами эпохи
футуризма". Как определённая система
взглядов евразийство начало складываться
в начале двадцатых годов в Софии,
где образовался небольшой кружок русских
интеллектуалов. Идеологом
нарождавшегося движения стал князь
Н.С.Трубецкой, книга которого "Европа и
человечество", вышедшая в 1920 г. в
Софии стала программной. В группу
подвижников входили и такие
небезызвестные личности, как Г.В. Флоровский -
философ, в будущем священник и выдающийся
богослов, князь Ливен,
вдохновивший товарищей на продолжение
деятельности и также ставший
впоследствии священником.
Расцвет евразийства пришёлся на двадцатые
годы, группы сторонников
существовали по всей Европе, круг
участников движения непрерывно
расширялся. К нему присоединились такие
знаковые для своего времени
фигуры, как философы и богословы -
Л.П.Карсавин и В.Н. Ильин, историк
Г.В.Вернадский, симпатизировали движению
М.И.Цветаева, писатель А.М.
Ремизов и другие видные деятели русского
зарубежья.
Основным принципом, с которым соглашались
все евразийцы, как правые, так и
левые, была самобытность России, её
особая роль в развитии цивилизации.
Это отражено уже в самом названии -
Евразия, то есть ни Европа и ни Азия,
но нечто среднее - особый мир. Народы и
люди, проживающие в пределах этого
мира, способны к такой степени взаимного
понимания и таких форм братского
сожительства, которые трудно достижимы
для них в отношении народов Европы
и Азии. Из этой, основной, идеологемы
рождается и вся остальная система
евразийства. Естественно, что в
предполагавшемся братстве народов, весьма
важным был бы религиозный вопрос, а жизнь
вне Бога была немыслима для
евразийцев, отсутствие духовности было
одной из основных претензий к
коммунистам. Сторонники этого
эмигрантского политического течения считали,
что необходимо, чтобы государственная
власть относилась благожелательно и
содействовала каждой вере, исповедуемой
народами России-Евразии. Однако
содействие государства вере ни в коем случае
не должно было перерождаться
в зависимость религиозных объединений от
государства. Всё должно было быть
направлено на создание благоприятной
атмосферы, проникнутой духом любви и
неуклонным бережением человеческого
достоинства. Средством для
осуществления этого братства они
признавали федеративный строй
государства, существовавший тогда в СССР,
но без коммунистического гнёта,
который "тяготеет ныне на этом
строе, препятствуя полному выявлению
национальных своеобразий отдельных
народов Евразии-России. Коммунизм не
соответствует духу этих народов".
Основой нового государства должна была
стать идеократия - то есть критерий
отбора по степени преданности
идее-правительнице. Этой господствующей
идеей в евразийстве по словам
князя Трубецкого было - "благо
совокупности народов, населяющих данный
автократический особый мир".
Евразийцы не планировали насильственное
устранение большевистского режима,
в отличие от других организаций русской
эмиграции. Они стремились к его
перерождению, эволюции. Для этого,
считали они, верхушка коммунистической
партии, как и весь народ, должна быть
насыщена идеями евразийства.
Предпринимались даже попытки
проникновения на советскую территорию и
какая-то разъяснительная деятельность.
Но, всё же практическая часть была
поставлена у них куда хуже идеологической
и большая часть планов так и
осталась только на бумаге.
В 30-е годы некоторые лидеры отошли от
активной деятельности, движение всё
более разобщалось, его сотрясали скандалы
и разоблачения, наметился спад.
В расколе евразийцев, повлекшем
разочарование многих из них и отход от
дел, важную роль сыграла деятельность
ОГПУ и его грандиозная провокация
"Трест". Под этим названием
скрывалась будто бы существовавшая в России
большая группа недовольных большевистским
режимом, готовых к активным
действиям. На протяжении нескольких лет
они входили в контакт с
эмигрантскими организациями и мастерски
сводили на нет всю их
деятельность, умело стравливая русскую
эмиграцию и играя на противоречиях.
ОГПУ удалось разбить движение на
несколько течений, среди которых наиболее
пробольшевистски настроенным был кружок,
сложившийся вокруг газеты
"Евразия". Активной
деятельностью там вёл и муж М.И.Цветаевой - С.Я.Ефрон,
агент ОГПУ. Некоторые левые евразийцы даже
уехали в Советскую Россию, где
и поплатились за свои иллюзии, сгинув в
лагерях.
К началу Второй мировой войны как
организационное целое евразийство
прекратило своё существование, но идеи,
привнесённые им в российскую
политическую мысль живут и поныне.
Доказательством этому является
периодическое появление на российской
политической сцене организаций,
декларирующих приверженность евразийству.
Назад
Источник:http://www.vojnik.org/eurasia.htm