И.Горячев. Истоки евразийства

      Приход большевиков к власти и последовавшая Гражданская война вызвали

      небывалый в истории России исход из страны. Отчизну покинуло более двух

      миллионов человек. Вопреки устоявшимся представлениям, далеко не вся

      эмиграция придерживалась монархических воззрений. Там были представители

      всех старых русских партий - для них было делом чести сохранить, пусть

      даже и в рассеянии, свою идеологию и организацию.

 

      Но изгнание породило и ряд совершенно новых политических течений, из

      которых наиболее интересным было евразийство, сторонников которого

      называли "славянофилами эпохи футуризма". Как определённая система

      взглядов евразийство начало складываться в начале двадцатых годов в Софии,

      где образовался небольшой кружок русских интеллектуалов. Идеологом

      нарождавшегося движения стал князь Н.С.Трубецкой, книга которого "Европа и

      человечество", вышедшая в 1920 г. в Софии стала программной. В группу

      подвижников входили и такие небезызвестные личности, как Г.В. Флоровский -

      философ, в будущем священник и выдающийся богослов, князь Ливен,

      вдохновивший товарищей на продолжение деятельности и также ставший

      впоследствии священником.

      Расцвет евразийства пришёлся на двадцатые годы, группы сторонников

      существовали по всей Европе, круг участников движения непрерывно

      расширялся. К нему присоединились такие знаковые для своего времени

      фигуры, как философы и богословы - Л.П.Карсавин и В.Н. Ильин, историк

      Г.В.Вернадский, симпатизировали движению М.И.Цветаева, писатель А.М.

      Ремизов и другие видные деятели русского зарубежья.

 

      Основным принципом, с которым соглашались все евразийцы, как правые, так и

      левые, была самобытность России, её особая роль в развитии цивилизации.

      Это отражено уже в самом названии - Евразия, то есть ни Европа и ни Азия,

      но нечто среднее - особый мир. Народы и люди, проживающие в пределах этого

      мира, способны к такой степени взаимного понимания и таких форм братского

      сожительства, которые трудно достижимы для них в отношении народов Европы

      и Азии. Из этой, основной, идеологемы рождается и вся остальная система

      евразийства. Естественно, что в предполагавшемся братстве народов, весьма

      важным был бы религиозный вопрос, а жизнь вне Бога была немыслима для

      евразийцев, отсутствие духовности было одной из основных претензий к

      коммунистам. Сторонники этого эмигрантского политического течения считали,

      что необходимо, чтобы государственная власть относилась благожелательно и

      содействовала каждой вере, исповедуемой народами России-Евразии. Однако

      содействие государства вере ни в коем случае не должно было перерождаться

      в зависимость религиозных объединений от государства. Всё должно было быть

      направлено на создание благоприятной атмосферы, проникнутой духом любви и

      неуклонным бережением человеческого достоинства. Средством для

      осуществления этого братства они признавали федеративный строй

      государства, существовавший тогда в СССР, но без коммунистического гнёта,

      который "тяготеет ныне на этом строе, препятствуя полному выявлению

      национальных своеобразий отдельных народов Евразии-России. Коммунизм не

      соответствует духу этих народов". Основой нового государства должна была

      стать идеократия - то есть критерий отбора по степени преданности

      идее-правительнице. Этой господствующей идеей в евразийстве по словам

      князя Трубецкого было - "благо совокупности народов, населяющих данный

      автократический особый мир".

 

      Евразийцы не планировали насильственное устранение большевистского режима,

      в отличие от других организаций русской эмиграции. Они стремились к его

      перерождению, эволюции. Для этого, считали они, верхушка коммунистической

      партии, как и весь народ, должна быть насыщена идеями евразийства.

      Предпринимались даже попытки проникновения на советскую территорию и

      какая-то разъяснительная деятельность. Но, всё же практическая часть была

      поставлена у них куда хуже идеологической и большая часть планов так и

      осталась только на бумаге.

 

      В 30-е годы некоторые лидеры отошли от активной деятельности, движение всё

      более разобщалось, его сотрясали скандалы и разоблачения, наметился спад.

      В расколе евразийцев, повлекшем разочарование многих из них и отход от

      дел, важную роль сыграла деятельность ОГПУ и его грандиозная провокация

      "Трест". Под этим названием скрывалась будто бы существовавшая в России

      большая группа недовольных большевистским режимом, готовых к активным

      действиям. На протяжении нескольких лет они входили в контакт с

      эмигрантскими организациями и мастерски сводили на нет всю их

      деятельность, умело стравливая русскую эмиграцию и играя на противоречиях.

      ОГПУ удалось разбить движение на несколько течений, среди которых наиболее

      пробольшевистски настроенным был кружок, сложившийся вокруг газеты

      "Евразия". Активной деятельностью там вёл и муж М.И.Цветаевой - С.Я.Ефрон,

      агент ОГПУ. Некоторые левые евразийцы даже уехали в Советскую Россию, где

      и поплатились за свои иллюзии, сгинув в лагерях.

 

      К началу Второй мировой войны как организационное целое евразийство

      прекратило своё существование, но идеи, привнесённые им в российскую

      политическую мысль живут и поныне. Доказательством этому является

      периодическое появление на российской политической сцене организаций,

      декларирующих приверженность евразийству.

      Назад

 

 

 

          Источник:http://www.vojnik.org/eurasia.htm

 

 

                                        На главную страницу                                     В библиотеку

Hosted by uCoz