Евразийство въ его зарождении и теперь

             

                             Митрополит Антоний (Храповицкий)

                  От редакции: статья впервые была опубликована в 1927 году в

                  "Русском Военном Вестнике" №74, печатается по изданию:

                  Архиепископ Никон (Рклицкий) "Жизнеописание блаженнейшего

                  Антония, Митрополита Киевского и Галицкого" - Нью-Йорк, 1962,

                  т.9, С. 131-135.

                  Несколько летъ тому назадъ группа молодыхъ ученыхъ съ богатою

                  для ихъ возроста эруднцией въ различныхъ областяхъ знанияя и

                  съ самымъ благороднымъ приемомъ писательства взялись за

                  огромное дело. Они решили освободить русское образованное

                  общество отъ двухвъковыхъ предразудковъ, на которые сетовалъ

                  еще Грибоедовский Чацкий и первые славянофилы, включая сюда и

                  великаго Достоевскаго. Это отрицательная негативная сторона

                  евразийскихъ устремлений и деятельности. А что-же они

                  противопоставляютъ западничеству положительнаго?

                  Bo-первыхъ, они требуютъ обоснования всей русской культуры на

                  Православной Церкви и введения въ Церковь, конечно, свободно и

                  постепенно, всехъ отраслей жизни на русской территории,

                  включая сюда и теперешнихъ магометанъ и язычниковъ. Это,

                  конечно, очень хороню, хотя и мудрено исполнить: за последние

                  годы мы более знаемъ случаевъ отпадения исконныхъ

                  православныхъ христианъ въ бывшей России въ магометанство и

                  иудейство нежели обратныхъ явлений.

                  Однако, такими благими надеждами и стремлениями вожделения

                  евразийцевъ не исчерпываются: они проэктируютъ и политические

                  и экономические и другие способы вь подмогу философскимъ и

                  религиознымъ перспективамъ. Какие же именно? вотъ тутъ

                  читатель натыкается на бомбу, которая того и гляди разорвется

                  передъ его носомъ и разорветь его самого. Съ перваго взгляда

                  можно подумать, что речь идетъ не более не менее, какъ о

                  сотрудничестве съ большевиками.

                  Если бы мы имели дело съ совсемъ юными мечтателями

                  теоретиками, то конечно, за это негодовать нельзя, а можно

                  только смеяться, но передъ нами, хотя и молодые, но уже зрелые

                  писатели профессоры и притомъ мыслящие себя реальными

                  политиками...

                  Естественно, что подобный проэктъ вызвалъ взрывъ негодования

                  не только въ отзывахъ типичныхъ господь кадетовъ, которые

                  ничему не научились со времени Писарева, Тургенева и

                  Михайловскаго, но и въ сознании искренних людей, которые

                  наверно всей душой сочувствуютъ православнымъ идеямъ

                  евразийцевъ, таковъ, напримеръ, Н. E. Марковъ, читавший

                  докладъ въ Париже съ критикой евразийств за его якобы симпатии

                  къ большевизму. Тогда я перемолчалъ, но былъ очень опечаленъ:

                  теперь вижу, что уважаемый докладчикъ былъ правъ, но только

                  условно.

                  Последнее ограничение я повторяю и теперь, хотя известныя,

                  чисто внешния симпатии къ большевицкой революции и къ

                  большевизму въ некоторыхъ евразийскихъ статьяхъ начали

                  выражаться совершенно открыто тогда какъ въ начале своей

                  литературной деятельности евразийцы давали о себе понятие,

                  какъ объ охранителяхъ Церкви и отечества, даже более - какъ о

                  болъе патриотическихъ мыслителяхъ, чемъ правительственные

                  элементы русскаго общества, которые были ими справедливо

                  укоряемы за оторванность отъ народа и Церкви, словомъ за

                  западничество.

                  Н. Е. Марковъ въ своемъ Парижскомъ докладе предсказывалъ

                  сближение евразийцевъ съ большевиками и въ известной мере

                  оказался правъ. Впрочемъ, повидимому, сами евразийцы вовсе не

                  желаютъ признать себя сменившими свои знамена или вехи: они по

                  прежнему ставятъ во главу государственнаго строительства, во

                  главу народной жизни, принципъ церкви, какъ главный стволъ

                  российской культуры, и, видимо, надеются приобщить къ нему и

                  большевиковъ, и восточно-российскихъ инородцевъ магометанъ и

                  язычниковъ.

                  Конечно, все это не невозможно, но эту идею можно держать

                  только, какъ далекий маякъ своего длиннаго пути, и невозможно

                  забывать, что въ своемъ настоящемъ положении большевики и

                  революция, какъ февральская, такъ и октябрьская, главное

                  устремление своей вражды н бешенной злобы направляли и

                  направляютъ именно противъ Христовой веры и Церкви, причемъ

                  руководители ихъ, т. е. теперь большевиковъ, являются,

                  конечно, иудеи. Они готовы даже съ царскимъ абсолютизмомъ

                  мирится лишь бы онъ не былъ церковнымъ. Такъ они уважаютъ

                  Петра Перваго и говорятъ: "онъ нашъ".

                  Посему возстановить нормальную жизнь России съ помощью

                  большевиковъ, не значить-ли поручить волкамъ стеречь и пасти

                  овецъ? Это такъ иррационально, такъ грустно читать друзьямъ

                  евразийства, въ числе которыхъ я всегда состоялъ и состою, что

                  приходится волей, неволей упереться въ одно изъ двухъ

                  предположений. Первое, которое имъ будетъ противопоставлено со

                  всехъ сторонъ и съ которымъ я безусловно не согласенъ, есть

                  предположение о тайномъ подчинении евразийцевъ большевикамъ

                  прежде всего на почве денежной, а второе, которому я пламенно

                  желалъ бы верить, - это тайное - встречное движение

                  большевизма, или вернее русскихъ народныхъ массъ, къ

                  евразийству, соединенное съ раскаяниемъ въ своихъ злодеянияхъ

                  и съ отречениемъ отъ богоборчества и гонения служителей

                  Божиихъ.

                  Въ последнемъ случаe я приветствую ихъ евразийский починъ,

                  темъ более, что онъ соединенъ съ ихъ положительной программой,

                  т. е. съ требованиемъ духовнаго общения съ Азией и съ

                  проживающими въ России инородцами.

                  Я вполне присоединяюсь къ ихъ мысли, которая многимъ

                  писателямъ покажется пародоксальною о томъ, что нравственные и

                  религиозные идеалы магометанъ и язычниковъ Азии во многихъ

                  отношенияхъ ближе къ русскимъ, т. е. къ чисто христианскимъ,

                  чемъ латинство и протестанство. Еще ближе къ намъ, чемъ

                  европейцы, по своимъ религиознымъ воззрениямъ и религиозной

                  жизни, давно отлученные отъ Церкви еретики Ближняго Востока и

                  Юга армяно-григориане, сирийцы несториане и евтихиане, копты и

                  абиссинцы, отвергавшиеся нами съ непростительнымъ

                  безучастиемъ.

                  Преимущественная близость ихъ, а равно и ортодоксальныхъ

                  иyдeeвъ, магометанъ и соседей язычниковъ, къ православному

                  христианству заключается въ томъ, что они все взираютъ на

                  религию, какъ на самоотверженный подвигъ, какъ на аскетизмъ,

                  тогда, какъ западные наши соседи только въ самое последнее

                  время отстаютъ отъ чисто утилитарного отношения къ религии.

                  Они берутъ отъ Христова учения и требуют отъ своей паствы

                  почти только то, что совместимо съ установившимся современнымъ

                  строемъ жизни, чувственнымъ, горделивымъ и самолюбивымъ, тогда

                  какъ восточные еретики, а въ значительной степени и

                  магометане, индусы озабочены темъ, какъ должно изменять и

                  переламывать нашу жизнь для того, чтобы она согласовалась съ

                  требованиями религии. Католики успокоили свою совесть темъ,

                  что они во главу своей общественной жизни поставили служителя

                  религии, но перелицевали и его и самую религию на светский

                  ладъ, а протестанты заглушаютъ свою совесть учениемъ о

                  спасительной вере, т. е. теоретической убежденности, которой

                  впрочемъ тоже не имеютъ.

                  Евразийцы не выражают вполне определенно только что

                  высказанныхъ здесь мыслей, но столь симпатичный наклонъ ихъ

                  воззрений на еретический Западъ именно таковъ, - вообще въ

                  области религиознаго мышления, въ области богословской и

                  моральной, они приводятъ читателя вь восхищение. Особенно

                  восхитительна ихь смелость, ихъ нравственное мужество въ

                  противопоставлении своихъ христианскихъ убеждений громаде

                  европейскихъ н петеpбургскихъ предразсудковъ. Смелость эта,

                  какъ плодъ преизливающейся убежденности, даетъ высокую

                  нравственною цельность 1) ихъ настроению, 2) ихъ научной

                  образованности и 3) ихъ умственнымъ талантамъ.

                  Я желалъ бы верить и верю, что ихъ надежда превратить враговъ

                  Христовыхъ въ Его служителей, Савловъ превратить въ Павловъ,

                  не имеетъ иныхъ внутреннихъ оснований кроме этого энтузиазма,

                  или, какъ они выражаются, пафоса. Древние отцы Церкви вь

                  Египте и Палестине имели обычаи чтить только что начинающихъ

                  иноковъ земнымъ поклономъ, просить ихъ молитвъ за себя,

                  полагать ихъ руки себе на глаза и т. п. и темъ побуждали ихъ

                  воспламеняться ревностью о стяжании действительныхъ

                  добродетелей. Евразийцыы берутся за нечто большее: они

                  применяютъ такой способъ даже кь неверующимь: помоги имъ

                  Господь! Возможно, что они вь этомъ ошибаются, но ихъ

                  искренности я вполне верю.

                    

 

 

      Евразийский Вестник , Copyright 1999-2001

 

            Публикуется по http://www.e-journal.ru/euro-st2-16.htm

L

 

                               В библиотеку                                            На главную страницу

Hosted by uCoz