Доклад на научной и учредительной конференции партии евразийства.
В.С. Хазиев. Проект евразийства: Философия и практика
Евразийство – теоретическая и
частично уже реализованная на практике человечества модель, используя которую
можно создать целостную концепцию синтеза восточной и западной культур, которая
позволит человечеству понять стратегические пути спасения от планетарного
самоуничтожения, а России даст шанс занять достойное место в ряду развитых
стран.
Хотя идея евразийства не нова,
однако на пороге нового тысячелетия она приобретает новое содержание и
значение. Рациональная философия, которая служит фундаментом Западной культуры
с XVI века, поставила человечество на грань самоистребления. В поисках выхода
из тупика глобальных проблем в XX веке стали уделять внимание специфике той
философии, на которой основана традиционная культура Востока. Вспомнили, что до
XVI века Восточные страны были символом богатства, благополучия, образованности,
сказочной красоты, могущества, а Запад – невежества, примитивности и грубости.
В последовавшие за этим сто лет ситуация кардинально изменилась. К началу XVII
мы видим диаметрально противоположную картину. "Растущая уверенность
Европы в своих силах привела к резкому изменению взгляда на Восток. В 1683-1739
гг. исчез комплекс страха. Постепенно он уступил место комплексу превосходства…
Даже в России, в окружении Петра I, ни у кого не было сомнения в отсталости
турецкой армии…
В середине XVIII в. представление
об отсталости Востока стали получать на Западе все более широкое
распространение, а к концу века уже явно преобладали…
…Жители Востока утратили уверенность в своих
силах… Высокомерное, пренебрежительное отношение… уступило место неподдельному
интересу… и даже стремлению в чем-то походить на европейцев. Если в XV в.
византийцы (в Индии и Китае европейцев практически не знали) смотрели на
жителей Запада как на людей, стоящих ниже их в культурном отношении, то в XVIII
в. положение коренным образом изменилось. Люди Запада стали восприниматься как
носители хотя и чуждой, но достаточно высокой культуры, особенно в области
науки, техники и образования"[1].
Эта ситуация сохранялась до
середины XX в. После Второй мировой войны Восток, сохранив свою традиционную
философию бытия, сумел не только освоить Западные технологии, но кое в чем и
превзойти. Именно на Востоке на практике произошел синтез двух философских
парадигм бытия: интуитивно-субъективного (восточного) и
рационально-объективного (западного). Эти различия давно известны и, вероятно,
нет необходимости на них подробно останавливаться. Вот что пишет об этом
Б.С.Галимов:
"Западной философии присуща
рациональность, желание создать единую, строгую философскую систему. На Востоке
этого нет. Западная философия строится на логике "или-или"
("черно-белое видение"), а восточная – по принципу "и-и"
("цветное видение"). Западный рационализма, конечно, дал толчок
развитию естественных наук. Но сегодня мы можем задать вопрос: а все ли
результаты этого прогресса положительны? Вспомним изобретение ядерной бомбы,
милитаризацию космоса… С другой стороны, проиграли ли при этом восточные
страны, для философии и мировоззрения которых не свойственен крайний
рационализм? Все лучшие технологии, направленные на создание комфортного бытия
человека, скажем, компьютерные, автомобильные или связанные с бытовой техникой,
разрабатываются и воплощаются сейчас и в восточных странах: Японии, Китае,
южной Корее. И, кстати, результат западного рационального мышления - взрыв атомной бомбы – впервые
испытала на себе Япония. Случайно ли это?" [2]. Есть гипотеза, что "существует три типа
постижения бытия человеком: чувственный (правополушарный), рациональный
(левополушарный) и резонансный (медитативный, согласованный,
обоеполушарный)"[3].
В рамках такого представления считают, что у людей западной и восточной
культуры доминируют в процессе мышления разные полушария головного мозга. Запад
мыслит левым полушарием, Восток – правым, и горько иронизируют, что Россия – ни
тем, ни другим.
Евразийство начинает свое новое
практическое развитие в XX в. именно на Востоке. И как свидетельствуют данные
за последние пятьдесят лет, эта
конвергентная философия и практика социального бытия делает общество
более адаптивным, ибо содержит синтез традиционалистских ценностей Востока и
рационалистических Запада. В такой ситуации перспективы Запада очевидны.
Альтернатива проста: или Запад сумеет не менее эффективно и быстро освоить
восточные ценности, которые в свое время в XVI в. отодвинули Восток на
периферию исторического прогресса (как оказалось лишь на время), или окажется в
той роли, в которой оказался Восток четыре столетия назад. Есть, правда, еще
один вариант, – трагический: техногенный, ядерный, экологический коллапс.
Евразийство – не просто концепция конвергенции двух мировых
культур, а будущая, возможно, единственная философия выживания человечества в
новом столетии.
Такова новизна мировоззренческой
и методологической основы проекта евразийства как философии и практики.
Исследование стихийно начавшейся
диффузии Западных и Восточных ценностей (экономических, политических, правовых,
этических, эстетических, научных, религиозных, философских, национальных,
семейных, бытовых и т.д.) на конкретном материале жизни народов исторически и
географически (во времени и пространстве) ассимилировавших эти ранее
взаимнопротивоположные (реципрокные) культуры, будет, несомненно, продуктивным
для выяснения стратегических направлений развития и регионов, и России в целом,
и планетарного сообщества.
Суть исследовательского проекта в
том, чтобы а) выявить конкретные механизмы сознательной конвергенции восточной
и западной культур, б) доказать, что евразийская философия и практика бытия
содержат богатый гуманистичный потенциал, выхолощенный из западной рациональной
парадигмы бытия, в) аргументированно показать, что общество, ориентирующееся на
еврозейские ценности, способна преодолеть проблемы, порождаемые однобокой
западной (рационалистически-объективной) или восточной
(субъективно-интуитивной) парадигмами бытия, г) выявить, что евразийская
конвергенция есть процесс, который уже на планете началась объективно и сегодня
задача в том, чтобы познать его конкретные закономерности, д) обозначить
контуры стратегических прогнозов развития России и человечества в третьем
тысячелетии.
Источник:
http://www.bspu.ru/prepstud/haziev/download/9b1c7fb7.doc
[1] История Востока. Т.3. М., 1999. С.640-641.
[2] Галимов Б.С. Мы достойны особого места в философском
сообществе // Философская мысль. № 1. 2001. С.5.
[3] Наймушин А.И. Деятельностный компонент мировоззрения в технологиях образования субъекта творчества // Онтология и мировоззрение. Уфа. 2001. С.90.