Доклад на научной и учредительной конференции партии евразийства.

                                   В.С. Хазиев. Проект евразийства: Философия и практика

Евразийство – теоретическая и частично уже реализованная на практике человечества модель, используя которую можно создать целостную концепцию синтеза восточной и западной культур, которая позволит человечеству понять стратегические пути спасения от планетарного самоуничтожения, а России даст шанс занять достойное место в ряду развитых стран.

Хотя идея евразийства не нова, однако на пороге нового тысячелетия она приобретает новое содержание и значение. Рациональная философия, которая служит фундаментом Западной культуры с XVI века, поставила человечество на грань самоистребления. В поисках выхода из тупика глобальных проблем в XX веке стали уделять внимание специфике той философии, на которой основана традиционная культура Востока. Вспомнили, что до XVI века Восточные страны были символом богатства, благополучия, образованности, сказочной красоты, могущества, а Запад – невежества, примитивности и грубости. В последовавшие за этим сто лет ситуация кардинально изменилась. К началу XVII мы видим диаметрально противоположную картину. "Растущая уверенность Европы в своих силах привела к резкому изменению взгляда на Восток. В 1683-1739 гг. исчез комплекс страха. Постепенно он уступил место комплексу превосходства… Даже в России, в окружении Петра I, ни у кого не было сомнения в отсталости турецкой армии…

В середине XVIII в. представление об отсталости Востока стали получать на Западе все более широкое распространение, а к концу века уже явно преобладали…

 …Жители Востока утратили уверенность в своих силах… Высокомерное, пренебрежительное отношение… уступило место неподдельному интересу… и даже стремлению в чем-то походить на европейцев. Если в XV в. византийцы (в Индии и Китае европейцев практически не знали) смотрели на жителей Запада как на людей, стоящих ниже их в культурном отношении, то в XVIII в. положение коренным образом изменилось. Люди Запада стали восприниматься как носители хотя и чуждой, но достаточно высокой культуры, особенно в области науки, техники и образования"[1].

Эта ситуация сохранялась до середины XX в. После Второй мировой войны Восток, сохранив свою традиционную философию бытия, сумел не только освоить Западные технологии, но кое в чем и превзойти. Именно на Востоке на практике произошел синтез двух философских парадигм бытия: интуитивно-субъективного (восточного) и рационально-объективного (западного). Эти различия давно известны и, вероятно, нет необходимости на них подробно останавливаться. Вот что пишет об этом Б.С.Галимов:

"Западной философии присуща рациональность, желание создать единую, строгую философскую систему. На Востоке этого нет. Западная философия строится на логике "или-или" ("черно-белое видение"), а восточная – по принципу "и-и" ("цветное видение"). Западный рационализма, конечно, дал толчок развитию естественных наук. Но сегодня мы можем задать вопрос: а все ли результаты этого прогресса положительны? Вспомним изобретение ядерной бомбы, милитаризацию космоса… С другой стороны, проиграли ли при этом восточные страны, для философии и мировоззрения которых не свойственен крайний рационализм? Все лучшие технологии, направленные на создание комфортного бытия человека, скажем, компьютерные, автомобильные или связанные с бытовой техникой, разрабатываются и воплощаются сейчас и в восточных странах: Японии, Китае, южной Корее. И, кстати, результат западного рационального  мышления - взрыв атомной бомбы – впервые испытала на себе Япония. Случайно ли это?" [2].  Есть гипотеза, что "существует три типа постижения бытия человеком: чувственный (правополушарный), рациональный (левополушарный) и резонансный (медитативный, согласованный, обоеполушарный)"[3]. В рамках такого представления считают, что у людей западной и восточной культуры доминируют в процессе мышления разные полушария головного мозга. Запад мыслит левым полушарием, Восток – правым, и горько иронизируют, что Россия – ни тем, ни другим.

Евразийство начинает свое новое практическое развитие в XX в. именно на Востоке. И как свидетельствуют данные за последние пятьдесят лет, эта  конвергентная философия и практика социального бытия делает общество более адаптивным, ибо содержит синтез традиционалистских ценностей Востока и рационалистических Запада. В такой ситуации перспективы Запада очевидны. Альтернатива проста: или Запад сумеет не менее эффективно и быстро освоить восточные ценности, которые в свое время в XVI в. отодвинули Восток на периферию исторического прогресса (как оказалось лишь на время), или окажется в той роли, в которой оказался Восток четыре столетия назад. Есть, правда, еще один вариант, – трагический: техногенный, ядерный, экологический коллапс.

Евразийство –  не просто концепция конвергенции двух мировых культур, а будущая, возможно, единственная философия выживания человечества в новом столетии.

Такова новизна мировоззренческой и методологической основы проекта евразийства как философии и практики.

Исследование стихийно начавшейся диффузии Западных и Восточных ценностей (экономических, политических, правовых, этических, эстетических, научных, религиозных, философских, национальных, семейных, бытовых и т.д.) на конкретном материале жизни народов исторически и географически (во времени и пространстве) ассимилировавших эти ранее взаимнопротивоположные (реципрокные) культуры, будет, несомненно, продуктивным для выяснения стратегических направлений развития и регионов, и России в целом, и планетарного сообщества.

Суть исследовательского проекта в том, чтобы а) выявить конкретные механизмы сознательной конвергенции восточной и западной культур, б) доказать, что евразийская философия и практика бытия содержат богатый гуманистичный потенциал, выхолощенный из западной рациональной парадигмы бытия, в) аргументированно показать, что общество, ориентирующееся на еврозейские ценности, способна преодолеть проблемы, порождаемые однобокой западной (рационалистически-объективной) или восточной (субъективно-интуитивной) парадигмами бытия, г) выявить, что евразийская конвергенция есть процесс, который уже на планете началась объективно и сегодня задача в том, чтобы познать его конкретные закономерности, д) обозначить контуры стратегических прогнозов развития России и человечества в третьем тысячелетии.

 

 

                  Источник: http://www.bspu.ru/prepstud/haziev/download/9b1c7fb7.doc

 

              

                                           В библиотеку                                                            На главную страницу



[1] История Востока. Т.3. М., 1999. С.640-641.

[2] Галимов Б.С. Мы достойны особого места в философском сообществе // Философская мысль. № 1. 2001. С.5.

[3] Наймушин А.И. Деятельностный компонент мировоззрения в технологиях образования субъекта творчества // Онтология и мировоззрение. Уфа. 2001. С.90.

Hosted by uCoz