А.Бобырь. О
Петре Николаевиче Савицком (1895-1968)
Петр Николаевич Савицкий вошёл
в отечественную историю как евразиец. Как
известно, евразийство возникло
в русской эмиграции в 1920-1930-х годах. Началом
этого идейно-политического и
философского движения стал выход сборника «Исход к
Востоку» (София, 1921). Среди
авторов сборника, молодых философов и публицистов
(Н. С. Трубецкого, Г. В.
Флоровского, П. П. Сувчинского), был и Петр
Николаевич
Савицкий. Доктрина нового
движения трактовала Россию как «Евразию», во всем
противопоставляла исторические
судьбы, задачи и интересы России и Запада.
Плодотворное (в историко-культурных разработках) на первом этапе
своего
развития, евразийство
постепенно вей более приобретало политическую окраску,
признавая закономерности
русской революции и оправдывая большевизм, хотя с этими
выводами были согласны далеко
не все евразийцы. К тому же в движение проникла
агентура
ГПУ (Н. Н. Ланговой, С. Я. Эфрон — муж поэтессы
Марины Цветаевой и
др.). Всё это привело к ряду
расколов среди евразийцев. На грани 20-30 годов
евразийство пошло на убыль.
Савицкий родился на Украине, в
Чернигове. Здесь под влиянием Ю. С.
Виноградского, А. М. Лазаревского, В. Л. Модзалевского,
М. М. Коцюбинского он
начал ещё в юности изучение
родного края, его истории, архитектуры, культуры. В
периодической печати появляются
его первые статьи: «Каменное строительство на
Украине от времён Богдана
Хмельницкого до времён
Разумовского», «Об украинской вышивке XVIII века и
современном её возрождении». Эти статьи были отмечены видным историком И.
Огиенко.
B 1917 г. П. Caвицкий coтличием
зaкaнчивает экономический факультет
Петроградского политехнического института. Молодого исследователя,
лучшего
ученика П. Б. Струве, ожидало
на родине блестящее будущее. Однако Октябрьские
события и гражданская война
круто изменила его судьбу. В декабре 1921 г.
Савицкий эмигрировал в Прагу,
где с десятилетним перерывом прожил всю свою
жизнь. Он утвердился как
учёный, работая в Свободном украинском и русском
народных университетах
в Праге, стал доцентом, а позже заведующим кафедрой
экономической и
сельскохозяйственной географии Института сельскохозяйственной
кооперации. Много писал о
родной Украине, но на Родине, по известным причинам,
об этом не знали. Лишь недавно
мне удалось опубликовать его статью «Несколько
мыслей по истории украинского
зодчества» («Сучаснiсть»,
1993, №4).
С возмущением Петр Николаевич
писал о варварском уничтожении
художественно-исторических
памятников Киева и киевских окрестностей в 1934-1936
гг.
В статье «Гибель и воссоздание неоценимых сокровищ (Разгром русского
зодческого наследия и
необходимость его восстановления)» ( 1937 г.) он
подчёркивал, что разрушение
прекрасных монастырей и храмов «не может не вызвать
дрожи в каждом
сколько либо образованном человеке, во всяком, для кого Украина и
украинская культура не просто
«навоз» для чьих-то чужих полей».
Во время второй мировой войны
П. Савицкий работал директором кооперативной
русской гимназии в Праге и
делал всё возможное для того, чтобы гимназистов не
мобилизовали в гитлеровскую
армию.
В 1945-ом, после установления в
Чехословакии коммунистического режима, Савицкий
был арестован и вывезен в СССР,
где в течение десяти лет находился в заключении
и на поселении в Мордовии. Так
он заплатил за то, что в начале 20-х гг. был
одним из основоположников,
идеологов и организаторов евразийского движения.
Из советских лагерей Савицкий
вернулся в Прагу несломленным, не утратившим вкуса
жизни.
Интересы Петра Савицкого были
обширны. Они охватывали экономику, географию,
историю, архитектуру,
лингвистику, литературу... Не случайно универсальность
собственных увлечений четко
осознавалась им самим. В одном своём стихотворении
он писал:
Мой рок, мой крест —
универсальность...
Цвета искусств, хозяйства лики,
Дела героев и вождей,
И мир наук, живой, великий,
И лица стран, эпох, людей, —
Всё так влечёт, всё так
волнует...
Литературное творчество не было
главным делом жизни Савицкого, но в то же время
представить личность и
творческое наследие этого неординарного человека без его
стихов нельзя, они были одной
из граней его универсальности. Гражданская лирика
Савицкого, в которой можно
увидеть продолжение некрасовской традиции в русской
поэзии, понравилась Ахматовой.
Анну Андреевну познакомил с этой лирикой её сын
Лев Гумилев, которому, надо
полагать, стихи Савицкого стали известны во время
его пребывания в ссылке: ведь
стихотворения Савицкого о советских заключённых
распространялись устно и в
самиздате. Об анонимном бытовании поэтических
произведений Савицкого в
рукописях и печати свидетельствовал американский
литературовед Г. П. Струве.
Стихотворения о заключённых — в
числе других — вошли в сборник П. Н. Савицкого
«Стихи». Сборник вышел в 1960
г. во Франции под псевдонимом «Л. Востоков», и так
же, как ранее зарубежная
публицистика автора, сборник был неизвестным на его
родине, но зато не остался без
внимания бдительных органов безопасности
Чехословакии. Из-за стихов о
советских заключённых чехословацкое «правосудие»
посадило поэта и учёного на три
года в тюрьму, но, к счастью, вскоре
амнистировало.
Современный читатель имел
возможность познакомиться с поэзией Петра Савицкого в
изданной
мною книге его стихов «Дороги» (Чернигов: Сiверянcька думка, 1996).
Подготовка этой книги к печати
стала возможна благодаря доступу в литературные
архивы во время чтения мной
цикла лекций в Праге. Однако один стихотворный
сборник.
естественно, не мог вместить всего, что было написано
Савицким.
Предлагаем вниманию читателей
произведения, не вошедшие в сборник «Дороги».
Читая стихи Савицкого, ловишь
себя на ощущении их дидактичности, старомодности,
словно они написаны в XIX веке.
Открытия «серебряного века» русской поэзии не
взволновали автора. Притягательность этих стихов в другом — в душевной гармонии
лирического героя, в его
незыблемой верности принципам христианской
нравственности, особенно
главной из них — Любви к ближнему.
г. Чернигов
СТИХИ ПЕТРА НИКОЛАЕВИЧА
САВИЦКОГО
УБЕЖДЕНЬЯ
Дар человеческий — святое
убежденье:
Способность выразить души
сокрытый жар,
Открыть другим крылатых душ
стремленье
И в их груди зажечь высоких
чувств пожар.
Нет дара большего среди земной
юдоли.
Всей силой слова действуй,
человек!
Согрей, смягчи страдальческую
долю
И к лучшему
направь судьбы превратный бег.
ЖИЗНЬ МОЯ
Ковать слова в усилье непрестанном,
Читать живую книгу бытия,
И быть внимательным, прилежным,
постоянным —
Вот свет души, вот в этом жизнь
моя.
ИЗМЕНЕНИЯ
Нет больше гордеца, тщеславца,
Любителя поспорить, поругать.
Длинней, прозрачней стали эти
пальцы,
Печали тайной явственна печать.
Ну, а порыв души, по-прежнему
всё тот же,
Но он теперь к другому обращен,
Он власти тягостной не ищет и
не просит,
Тщетою мира больше не прельщен.
Он ищет правды и любовью хочет
Преобразить и обессмертить
свет,
О доле страждущих
тоскует и хлопочет,
Любовью новою охвачен и согрет.
КРЕПИСЬ
Крепись! Упорствуя в усильях,
Одолевай тоску и боль.
Есть в мире и другие силы,
Не только зло и произвол.
И пусть же внутренний твой
голос
О людях Света говорит,
Пусть ропот горестей и горечь
Пред словом Правды замолчит.
ПОКА ТЫ ЖИВ
Пока ты жив — в усилье
непрестанном
Стремись познать, понять наш
многоликий свет.
Вопросы ставь в час утренний и
ранний,
И в поздний час ищи на них
ответ.
Трудись весь день, обогащаясь
знаньем.
Всё ярче мир. Всё шире
кругозор.
Пусть лаской светится и тайным
пониманьем
В познанье искушённый взор.
ЦВЕТЫ ОСЕННИЕ
Цветы осенние. Какая нега дышит
В рисунке тонком ваших
лепестков!
Моя душа их грусть так ясно
слышит:
Ведь сердце есть и у живых
цветов.
Свет солнечный играет на
листве,
Но всё сильнее запах увяданья,
И в этом ласковом, осеннем,
тёплом дне —
Улыбка нежная последнего
прощанья.
ОЖИДАНЬЕ
Печалью горькою душа моя полна.
Печалью терпкою ты стала ныне,
жизнь!
Безрадостна теперь часов
дневных волна,
И тщетен поздний глас скорбей и
укоризн.
Но ты не устаёшь, усталая душа,
Средь горьких бед ещё сильней
любить,
Любовью пламенной питаться и
дышать
И воды чистые восторгов светлых
пить.
Зерно отрад в венце шипов
терновых.
Приют нежданный средь суровых
бурь.
Увижу ли тебя, век пламенный и
новый?
И суждена ли мне твоих небес
лазурь?
ВСЯ ЖИЗНЬ
Раз пятьдесят бывал в Берлине.
Двенадцать раз Париж я посетил.
Живал неделями и в темзенской долине,
Где только ни бывал и где ни колесил.
Светил мне славы луч. Печатные
хваленья
Слагались мне на разных языках.
Внимал словам живого
восхищенья,
Рукоплесканиям при кликах и
огнях.
С успехом вёл дела. Изведал
блеск богатства,
Изящества, искусства, красоты.
Владел, но не пьянел от власти,
От жизненной искристой полноты.
Годами целыми я жизнью жил
эстета.
Науки строгой проходил пути.
Как вкус вина, ценил слова
поэта.
В единство сопрягал намёки и
черты.
Всё, всё — тщета. Но ты,
Любовь, не тщетна,
Любовь, преодолевшая корысть,
Любовь, как подвиг, и любовь,
как жертва,
Ведущая
в сияющую высь.
Теперь я узник. Но года
изгнанья
Согреты ярким пламенем Любви.
Мне больше не нужны хвала,
рукоплесканья,
Прилив, отлив изменчивой молвы.
Но как я предан вам, души моей
светилам,
Как трепетно люблю природу и
людей.
Я Новой жизни собираю силы
Под небом дивным Родины моей.
УТРО
Сладкой прохладой веет из
двери.
Солнце взглянуло с востока в
окно.
Лёгкая дрожь в пробудившемся
теле.
Свежая влага плещет в лицо.
В мыслях и теле — нежданная
бодрость.
Утро и узнику шлёт свой привет.
В думах — порыв, и в движениях
— спорость.
Ветер и брызги. Свежесть и
свет.
Источник:http://www.thecoastmagazine.org/Literary/AleksandrBobyr_opetre.htm
В библиотеку
На
главную страницу