Антощенко
А.В. Евразия или Святая Русь?
(Российская пореволюционная
эмиграция в поисках утраченного идеала)
Всякая социальная революция
приводит к разлому культурной традиции.
С особой силой это проявилось в
России, где приход к власти
большевиков вызвал исход части
интеллектуальной элиты за границу.
Утрата родины компенсировалась в
эмигрантской среде построением
историософских
концепций, которые служили средством самосознания и
оправдания смысла деятельности и
судьбы эмигрантов, неразрывно
связываемых
с судьбой России.
Объектом исследования в данной
статье выбрано творчество евразийцев
и Карташева.
Такой выбор неслучаен, поскольку последнего порой
причисляют к евразийскому движению.
Насколько обоснованно такое
утерждение
можно определить лишь на основе сравнительного
исследования их концепций. При этом
необходимо сравнить не только их
содержание, но и функции с целью
выявления особенностей механизма
культурно-исторической
идентификации российской пореволюционной
эмиграции. В качестве
инструментария исследования использовалась
типология исторических
нарративов, предложенная немецким
исследователем Й. Рюзеном, который считает нарратив
средством
формирования временной ориентации
на основе ценностного отношения к
прошлому. Ее применение позволило выявить как
общее, так и особенное
в самосознании евразийцев и Карташева.
Центральным для концепции
евразийцев являлось понятие Евразия.
Расположенный между Европой и Азией
евразийский материк обладал
природно-климатическими
особенностями, превращавшими его в особый
мир, обеспечивающий единое хозяйственное, культурное и политическое
развитие живущих здесь народов. Его
пространственная отграниченность
и связанность степью определяла
общность их исторических судеб и
сформировавшихся под влиянием среды
этнопсихологических черт,
религиозных взглядов и чувств,
языков. Причем, истоки единства
Евразии восходили, по мысли евразийцев, не к
Киевской Руси, а к
империи Чингисхана, сыгравшей
важную роль в государственном
строительстве
и сохранении православной религии в условиях идейной и
военной угрозы Запада. Ее прямым
наследником стало Московское
государство. Тем самым кочевые
народы рассматривались евразийцами
как деятельный субъект русского
исторического процесса, а за
татарским игом признавалось
определенное положительное значение.
Напротив, европеизация России,
начатая Петром и продолженная его
преемниками, привела к извращению
евразийской самобытности России,
замутнению национального
самосознания интеллигенции, бездумно
воспринимавшей западные образцы,
что привело к расколу культуры на
низы и верхи, а в конечном итоге -
к революции. Однако,
разбушевавшаяся социальная стихия
способствовала очищению
евразийской сути России от
поверхностного европейского налета. По
утверждению евразийцев, наступающий
период должен раскрыть
общечеловеческую миссию
России-Евразии, которая станет центром
притяжения неевропейских народов в
борьбе Востока и Запада.
Для Карташева
качественным самоопределением России являлось понятие
Святой Руси. Провидение определило
выбор князя Владимира, приведшего
русский народ к византийской крещальной купели. Не изменила Русь
восточному православию под ударами
татаро-монгольского нашествия.
Московское государство восприняло
от Византии ведущую роль в
миссионерской работе православия на
мировом поприще. Осмысление
этого процесса в рамках библейской историософской традиции вылилось
в концепцию Москва - третий Рим,
которую Карташев определил как
высший взлет русского
национально-религиозного самосознания.
Ослабление Москвы во времена смуты
и церковный кризис, разразившийся
расколом старообрядчества, сильно
поколебали репутацию третьего
Рима. Современные просветительские
и культурные средства принесли
России реформы Петра. Критически
оценивая издержки преобразований,
нарушивших
канонический порядок церковного управления, Карташев
считал их позитивным результатом
синтез абсолютной правды
Православия и гуманистического
достояния античной и западной
культуры, Св. Руси и Петровой Великой
России, проявившийся в русской
культуре XIX -
начала XX в. В духовном опыте российской религиозно
мыслящей интеллигенции этого
времени он видел залог воссоздания
Святой Руси, осуществления новой
симфонии, понимаемой как слияние
церкви с душой нации и ее культурой. В воплощении преобразованной
симфонии историк видел энтелехию
возрожденной России, которая должна
тем самым дать пример всему миру.
При существенном различии
исторических концепций Евразии и Святой
Руси в них можно заметить некоторую
общность. Она обусловливалась
революционными потрясениями,
которые привели часть российской
интеллигенции в эмиграцию. Поэтому и для
Карташева, апокалипсически
воспринимавшего
происходящее на родине, и для евразийцев,
объединенных катастрофическим
мироощущением вселенских перемен, было
присуще стремление к новому
осмыслению культурно-исторического
идеала, который мог бы стать
основой духовного преодоления
большевизма. Великодержавный
и национальный, по своей сути,
основанный на православии, он не
должен был быть простой
реставрацией дореволюционных
консервативных идеологий.
Общими были и те истоки, из которых
они выводили его, и та духовная
традиция, которой они следовали.
Концепция Москва - третий Рим
являлась для них ознаменованием
истока этой традиции, а славянофилы
были родоначальниками ее осмысления
в современных условиях. Причем
важную роль в формировании их
подхода к пониманию этой традиции
сыграл Н. Я. Данилевский, хотя они
восприняли его идею
культурно-исторических типов
по-разному. Для евразийцев важнее была
антизападническая,
изоляционистская направленность культурологии
Данилевского, отличавшая
его от ранних славянофилов, поэтому они
очень резко выступали
против каких бы то ни было попыток диалога
между православием и католичеством
и негативно относились к
романо-германской культуре. Для Карташева ведущей была идея миссии
православных народов, прежде всего
русского, сближавшая
неославянофилов
с их предшественниками, поэтому он считал
необходимым
и возможным восстановление единства христианства и
использование при выработке нового
идеала достижений европейской
культуры.
Однако, несмотря на различие
акцентов, следует отметить определяемую
единой традицией и условиями
переосмысления общность нового принципа
культурной идентификации евразийцев
и Карташева. В отличие от
характерного
для их предшественников - славянофилов, опиравшихся на
романтическую философию, - видения
в национальном духе причины
культурного развития человечества,
они усматривали в национальных
особенностях
условие культурного прогресса, одним из важнейших
показателей
которого становилось совершенство социальных отношений.
В построениях евразийцев это
проявлялось в придании славянофильскому
понятию соборность статуса
социологической категории. В ходе
развития идеологии евразийства эта
категория претерпела превращение
сначала в симфоническую личность, а
затем - в автаркию. Сочетающая
хозяйственное
самодовление с истинной идеей-правительницей, сутью
которой было благо совокупности
народов, населяющих данный
автаркический мир, автаркия
обеспечивала различным народам единый
жизненный уровень при сохранении
многообразия их национальных
культур. В интерпретации Карташева славянофильское понятие
соборности также изменилось, что
отразило искания русской
религиозной мыслью форм соборной,
всенародной теократии снизу, а не
сверху, или христократии,
которая ведет к построению общества,
основанного
на социальной справедливости.
Поскольку культурный идеал
связывался с православием и в то же время
рассматривался как национальный,
для евразийцев и Карташева важными
становились этнопсихологические
особенности переживания русским
народом опыта христианства, которые
они определяли близкими по
содержанию
понятиями - бытовое исповедничество (у Савицкого и
Трубецкого) и
культовое благочестие (у Карташева). Одинаково
виделся
и способ преобразования общества через его оцерковление,
хотя
условия осуществления
идеала представлялись им
по-разному. Евразийские положения о
демотическом государстве,
опирающемся на идеократию и руководимом
единственной партией, были
неприемлемы для Карташева. Осуществление
преображенной симфонии церкви со
стихией свободного общества
возможно, по его мысли, в правовом
государстве при независимой от
него церкви и праве на открытое
выражение самых различных мнений.
Характерной чертой идеалов,
сформулированных евразийцами и
Карташевым,
являлся мессионизм. Русскому народу, по их мнению,
была
определена провидением и
исторической судьбой особая миссия -
указать миру пути выхода из
кризиса, который воспринимался ими не
только как национальный, но и как мировой. Осуществление идеала
предстояло в будущем, а его истоки
лежали в далеком прошлом, что
создавало угрозу разрыва временного
континуума. Способы его
сохранения, выбранные евразийцами и
Карташевым, были различны.
Для евразийцев решением проблемы
стало соединение в понятии
месторазвитие понятий пространство
и время. Такое соединение не было
столь позитивным, как полагают
некоторые авторы, поскольку
превращало время, пользуясь
гегелевской терминологией, в дурную
бесконечность. Исторические
изменения лишались качественного
содержания. Их выражением
становился ритм исторических событий,
которые представляли или периодически повторяющиеся попытки
образования всеевразийского
государства (у Вернадского), или подъемы
и депрессии в развитии
России-Евразии (у Савицкого). Время
становилось замкнутой в себе
вечностью, в которой пребывало
сакральное
- Евразия. Каждое новое явление соотносилось с этим вечно
пребывающим,
возвращая современников к истокам. Создаваемые
евразийцами исторические нарративы несли на себе черты архаического,
или традиционного, типа нарратива, который формирует представление о
длительности как постоянстве заданных прошлым и непосредственно
воспринимаемых образцов поведения.
Идентификация при этом
достигается их принятием и
растворением индивида в общности, для
которой
они свойственны. Вполне оправданно поэтому Савицкий
писал
при характеристике особенностей
евразийского мировоззрения:
Евразийцы суть одновременно: отстаиватели религиозного начала - и
последовательные эмпирики. Из
фактов рождается их идеология; своей
характеристикой российского мира,
как евразийского, они как бы
прилегают всем телом к каждой пяди
родной земли, к каждому отрезку
истории этого мира....
Однако в XX веке, в условиях, когда
давно утвердилось всепроникающее
теоретически обобщаемое знание, на
основе которого формировался
стиль мышления и самих евразийцев,
непосредственное эмпирическое
восприятие окружающего мира было
невозможно. Поэтому основой для
прыжка за пределы времени,
понимаемого как последовательный переход
от прошлого к настоящему и от него
- к будущему, стал системный
подход при акцентировании внимания
к структуре, которая
соответствовала заданному образцу -
эйдосу.
Говоря о России-Евразии как
самодовлеющей системе, Савицкий ставил
задачу систематического
рассмотрения ее прошлого. В ней
почвенно-растительные явления
увязываются с климатическими с такой
определенностью и точностью, -
писал он, - которая пока что не
известна в
других географических мирах. Эта связь, в условиях
Евразии, не только отвлеченно
предполагается, но численно
выражается, и притом в
периодической ритмике. Явления исторические,
экономические, археологические,
лингвистические необходимо приобщить
к названной системе и ритмике. Это
- шаг к установлению
периодической системы сущего.
Системно-структуралистский подход к
прошлому позволяет назвать
евразийцев мастерами раннего
постмодернизма, как это делает Ф. И.
Гиренок.
С постмодернизмом их роднит отказ от сформировавшегося
на
основе историзма представления о
времени как преемстве прошлого,
настоящего и будущего, раскрывающемся в творческой деятельности
человека и являющемся
основой для его исторической идентификации.
Апология импульсивной деятельности,
являющейся признаком
самообладания и внутренней свободы
в настоящем и позволяющей поэтому
вырваться из дурной временности, т.
е. естественного течения
времени, в сочетании с положениями
об эйдократическом преобразовании
мира вела евразийцев к
тоталитаризму. Таким образом, предлагаемые
евразийцами принципы исторической
идентификации, исходившие из
единства законов природы и
общества, не оставляли места для
творчества человеческой личности,
которое способно бы было
поддерживать и обогащать традицию.
Иное решение было найдено
Карташевым.
Для него, в отличие от признававших революцию как факт
евразийцев, наиболее слабым в цепи
прошлое - настоящее - будущее
было среднее звено. Происходящее у
него на родине не несло в себе
никакого позитивного содержания.
Проблема разрешалась перенесением
настоящего в будущее. Такой подход
был чреват разрывом. Сохранить
преемственность позволяло выявление
соответствующего
настоящему-будущему - настоящего-прошлого.
Однако здесь вновь
возникали подводные камни,
поскольку происходило не только удвоение
понятий, но и удвоение понятия
настоящее. Оно рассматривалось как
истинное, ибо только такое его
понимание позволяло соединить его с
будущим в рамках теологического
видения истории. На практике это
означало quaternio
terminorum, что не позволяло использовать
классическую логику.
Недейственность логики компенсировалась
указанием на антиномичность
православного мировидения.
Антиномичность
православия базировалась на халкидонском оросе о
богочеловеческой природе Христа.
Это позволяло Карташеву видеть в
человеческой истории процесс продолжающегося богооткровения,
чем
определялся его своеобразный подход
к консерватизму и традиции.
Православному консерватизму
противопоставлялся фанатизм, а
следование традиции допускало
инновацию. Тем самым открывалась
возможность свободы и творчества
как в богословских исследованиях,
так и в историческом процессе при
сохранении моральной
ответственности за содеянное. Понятно, что этические нормы оценки
коренились в догматике, а
истинность определялась церковной
практикой. Поэтому осмысление
исторической судьбы России Карташевым
выражалось в описаниях, которые
заключали в себе черты генетического
типа нарратива,
при котором прошлые образцы деятельности
трансформируются, чтобы быть
включенными в современные условия.
Длительность предстает как
развитие, в котором формы жизни
изменяются, чтобы утвердить свое
постоянство в динамике. Не
удивительно поэтому, что вместе с
обоснованием нового понимания
теократии как христократии,
утверждаемой обновленной симфонией
церкви с обществом, историк
подчеркивал, что не пассивная
созерцательность, а лишь христианский активизм может быть
залогом
воссоздания Святой Руси. Средством
достижения цели должна была стать
аскеза общественного служения
мирян. Тем самым современная
деятельность русских в изгнании связывала
воедино настоящее-прошлое
и настоящее-будущее.
Таким образом, евразийцами и Карташевым были созданы содержательно
отличные концепции истории России.
Первым ее прошлое и будущее
представлялось как судьба Евразии,
второму - Святой Руси. Различны
были и принципы идентификации на
основе данных идеалов. Для
евразийцев способом самосознания
являлось соотнесение с заданным
образцом, что исключало его качественное
преобразование (развитие).
Карташев,
опираясь на модифицированное гегельянское видение
исторического процесса, утверждал
диалектику форм проявления идеала
и самосознания. Однако при всем
различии, в принципах идентификации
была и общность, определяемая их
стремлением преодолеть безвременье
эмиграции.
Источник:http://www.nature.ru/db/msg.html?mid=1187190&s=
В библиотеку
На главную страницу