В.Феллер.
Евразийская трансформация России
Я согласен с Ю. Шевцовым в том,
что вступление (точнее постепенное втягивание)
России в тройственный союз США
- Европа - Россия стало бы лучшим политическим
решением.
Но здесь хотелось бы ответить
не на вопросы из серии "как должно быть", а из
серии “как может случиться”. Яйцеголовые редко прорываются к рулю власти, а
прорвавшись, нечасто имеют
возможность воплотить свои идеи в жизнь. Миром обычно
правят
"посредственности". И нельзя не согласиться с Ю. Шевцовым, что именно
они
спасут Россию.
Ныне реальными представляются
два сценария политического развития России в
первом десятилетии XXI века.
Хотя и они неравноправны.
Первый сценарий предусматривает
попытку восстановления России, как это понимают
русские и
"советские"националисты. На пути его воплощения такие
"ограничители",
как отсутствие паритета с
Западом по ядерным и по обычным вооружениям,
деградация российской армии и
ВПК, долгосрочная продовольственная зависимость,
инвестиционная зависимость
добывающих отраслей, наступающий ислам, проблема
кавказского сепаратизма и
нестабильность в Центральной Азии, усиление Китая и
инфильтрация китайцев, все
более мощное влияние объединяющейся Европы, особенно
на западные области России, а
также на Украину и Беларусь.
Из каких сегментов смогли бы
националисты сложить систему эффективной политики и
власти, когда столько сил
работают на разрыв или подавление России?
Ясно, что антизападная политика
должна опереться на решительную поддержку одной
из глобальных внешних сил.
Такой силой может стать только Китай. Но вряд ли он
захочет пойти на конфронтацию с
Западом уже в первом десятилетии XXI века.
Только если на словах?
Что может стать для
националистов внутренней опорой? Есть ли в России
агрессивная сила, имеющая
наступательную идеологию, осознанные интересы,
социальную и экономическую
базу? Такой силой являются сейчас только мусульмане.
А может ли такая опора-сила
организоваться вокруг идей православного отечества,
президента-царя и “советского”
порядка?
Может. Но это не будет
идеология жесткого государственного централизма, которая
мобилизует народ на возрождение
русской или "советской" империи. Скорее эти идеи
вплетутся в обтекаемое и
всеядное евразийство, в котором будет реализовано не
решительное, а брюзгливое
антизападничество, не русский национализм, а
тюрско-русский “интернационализм”, не культурно экспансивное
православие, а
блудливое византийство
с московским хамским душком. Что-то вроде патриарха
Алексия в лужковской
улыбке и кепке.
По причине полной неготовности
к нему российского общества, русский национализм,
даже если он случайно придет к
власти, быстро трансформируется в евразийство.
Поэтому евразийство - это
все-таки не вторая, а единственная альтернатива
идеологического возрождения,
политической и социальной консолидации России в
первом десятилетии XXI века.
Единственная еще и потому, что
третья альтернатива - либеральная не имеет сейчас
в России опоры в сколь нибудь
широких слоях общества. Либерализацию мы проходили
в девяностых, сейчас маятник
качнулся в другую сторону. Следующего качка надо
ждать где-то к середине десятых
годов наступающего века.
Четвертая альтернатива - распад
России. Эта альтернатива еще более маловероятна.
Русские сейчас слабы в
нападении, но по-прежнему сильны в защите. Начало
быстрого распада России стало
бы началом ее возрождения. Мы снова бы пришли к
варианту евразийства, но менее
обтекаемому, более угловатому, менее
компромиссному, более
органичному.
Как Россия справится со своими
проблемами, если оттолкнет руку помощи от Запада?
Уверен, что даже при самой
интенсивной антизападной риторике, она эту руку на
самом деле не оттолкнет.
Прагматичный Запад, крайне заинтересованный в
стабильности России, в ее
ресурсах и надеясь на новую либерализацию, эту помощь
даже усилит (конечно,
избирательно) по сравнению с постперестроечными годами.
Эта помощь будет
концентрироваться в ТЭКе, энергетической и транспортной
инфраструктуре России и в ее
инфраструктуре связи, а также, скорее всего, в
химии и сельскохозяйственном
машиностроении. Конечно, этой помощи будет
недостаточно для возрождения
независимой великой России, но она поможет
смягчению наиболее важных
структурных проблем страны.
По-видимому, ни с одной из
крупных структурных проблем Россия в первом
десятилетии XXI века не
справится. Но научится жить вместе с ними. Это значит,
что к 2010 году в России:
· ядерный потенциал будет существенно снижен,
но обычные вооруженные силы
усилят свою боеспособность. Это
геополитический императив для России, ее ответ
на нестабильность Кавказа и Цетральной Азии. Это одна из выгод тесного
сотрудничества с Китаем и
Индией, которые в этот период предъявят большой спрос
на поставки российской военной
техники и, тем самым, обеспечат дополнительное
финансирование российского ВПК;
· тяжелая промышленность перестроится на
обеспечение ограниченных
потребностей ВПК и безграничных
потребностей ТЭК;
· сельское хозяйство сможет обеспечить
потребности страны в продовольствии
только на 75%, а
сельскохозяйственное машиностроение в машинах и механизмах - на
40%;
· Кавказ останется потенциально взрывоопасным
регионом России и будет
отвлекать на себя огромные
ресурсы;
· отношения с Украиной, Белоруссией и
Казахстаном ухудшатся, но
транспортировка по их
территории российского сырья и товаров останется
стабильной. Будут
реализовываться и новые транзитные проекты, хотя и не так
быстро, как это было бы при
нормальных отношениях;
· Китай приобретет большое влияние в России
через свои диаспоры на Дальнем
Востоке, в Сибири, в крупнейших
городах европейской части России и начнет
использовать их в своих
политических и экономических целях;
· европейские и американские инвестиции в
российские ТЭК, связь, химию и
сельскохозяйственное
машиностроение, как и европейские рынки для российского
газа и нефти, существенно
увеличатся. Фактически Россия превратится в сырьевой
придаток Европы, поставляя сюда
в конце десятилетия втрое больше сырья и
полупродуктов, чем в
"союзный" Китай.
Россия, несмотря на свое
декларируемое антизападничество, к 2010 году окажется
под мощным экономическим
влиянием Европы и США, одновременно попав и под влияние
Китая. Это создаст уже в это
время ощутимую разность потенциалов между
европейской и азиатской частями
России.
Ее политические и военные силы
будут сосредоточены на решении кавказских проблем
и проблем, возникающих со
странами распавшегося СНГ, а также с Турцией, Ираном и
Афганистаном.
Экономика приобретет более
сбалансированный характер и в целом интегрируется в
мировую экономику. Кое-где от
наплыва российских товаров начнут защищаться
тарифами. Кстати, это и будет
одной из причин осложнения отношений между Россией
и некоторыми странами
Центральной Азии.
В головах россиян перебродят
агрессивные идеи и реваншистские послекризисные
настроения, превратившись к
концу десятилетия в консолидирующее евразийство
славянско-тюркского и православно-исламского направления.
К 2010 российское
геополитическое пространство будет напоминать заболоченную
неуютную местность. С
европейского запада - отвесная стена. На мусульманском юге
- трясина. На китайском
юго-востоке - безбрежный океан. Очередной тайфун оттуда
грозит смыть все живое.
Российские политики по-прежнему будут решать: толи на
стену взбираться, толи дамбу
строить, толи по болоту в сапогах и на авось. А
кто-то решится “Построю плот и
поплыву” в открытое море. И поплывет, под звуки
вальса “На сопках Манчжурии”.
Впрочем, это дело политиков -
решать и решаться куда плыть стране и дрейфовать
регионам. Обычным российским
людям первое десятилетие нового века представится
деятельным и полноценным.
Многие обретут простые ориентиры в жизни, утраченные в
девяностые годы XX века вместе
с работой, стабильным социальным статусом и
моральной цензурой. В это время
возродятся многие рабочие и НТРовские профессии,
статусы четко оконтурятся и сложатся в устойчивую иерархию, а государство
снова
объяснит людям "что такое
хорошо и что такое плохо".
Источник:http://vf.narod.ru/arhiv/mir16.htm
В библиотеку
На
главную страницу