Д.В.Жмуров. Правовые взгляды в концепции евразийства.
Россия - особенный
мир, с особой «цивилизаторской миссией». Чтобы воплотить ее « в жизнь…требуется
готовая доктрина, охватывающая все общественные, идеологические, экономические
и социальные уровни».[1]Н.
Алексеев работал над юридическим аспектом этой доктрины - «евразийской правовой
моделью», и отвечавшей ей особой форме государства. «Модель» Н.Алексеева была
альтернативой западным правовым образцам, к тому же учитывала географические
черты России - Евразии. А право, вероятно, находится в соответствии с последним, и « связано со строго
фиксируемой геополитической и географической реальностью…».[2]
Поэтому Алексеев считал недопустимым, что в России законы создаются по чуждым -
европейским стандартам. И говоря о «праве», полагал ученый, то всегда «
имплицитно входим в систему западного образа мышления».[3]
Ведь перед нами зачастую лишь иностранные образцы. Это не соответствует
положению России - Евразии, противоречит ее цивилизационной и геополитической
уникальности. В соответствии с этим Н.Алексеев предложил иной подход: право -
без западного правосознания, отвечающее месторазвитию России в ее евро -
азийском контексте. Формальную сторону - «законы», предлагалось считать не
столь актуальными, как делают это на Западе. Важнее была «правда»: «
Свободное согласие пронизало отношения между властвующими и подвластными,
которые соединялись единым нравственным убеждением, а не формальной юридической
нормой…Основой государства была не «внешняя правда», а « правда внутренняя»…На
твердости быта, проникнуто началами православной религии, а не на нормах
римского права…покоилось все русское государство».[4]
Сакральное понимания права Н.Алексеевым исключалось. Более того, оно
приобретало второстепенное значение и чисто инструментальный характер. Мне
кажется, что это положение есть одно из фундаментальных достижений евразийской
правовой модели.
Философия права.
Философия эта выражалась в некоем
дуализме. Последний заключался противопоставлении позиции «иосифлян» и
заволжских старцев, святого Иосифа Волоцкого и Нила Сорского, знаменующих
обратные полюса.
Первый полюс был представлен теоретиком
«тяглового государства» И.Волоцким. Для «иосифлян» характерна идея «
правоверного государства» когда « догматы и обряды церковные станут законами
этого государства, глава его, поскольку он хранит правоверие, станет в то же
время и главой церкви, церковь же станет частью государственных установлений и
неизбежно примет формы всестороннего царства».[5]
На практике его идеи были воплощены И. Пересветовым и Иваном Грозным в
институте опричнины и в «тягловой
системе». Смысл последней заключен в тотальном утверждении «
обязанностей» над правами, коллектива -
над индивидом и тд. Эта правовая модель основывалась на холистском подходе, в
котором народы, общества и государства образуют органические сущности. Западная
юридическая модель, к сравнению, исповедует подход атомарный. Здесь личность
занимает приоритетное место, механически
формируя все упомянутые общественные институты. Европейской концепции « права человека » Н. Алексеевым
противопоставлена антитеза - концепция «обязанности», « тягловой функции
общества». Согласно ей, ответственность лежит на всех - от представителей
низших слоев общества до членов евразийской монархии. « Алексеев мягко, чтобы
окончательно не запугать русскую эмигрантскую…интеллигенцию… говорит о концепции «правообязанностей»… Но объективно
следовало бы все же говорить только об «обязанностях»…исключить само упоминание
о «правах» из базового определения « евразийской юриспруденции» ».[6] Это -
« грозный полюс евразийской организации» - ограничительный, террористический,
тоталитарный,
запретительный
в своей абсолютной трактовке.
Признавая подобное толкование теории
права, Н.Алексеев акцентирует внимание на учении заволжских старцев. Это и есть
« милосердный полюс евразийской модели» - гуманистическая сторона « тягловой
системы». По мнению А.Г. Дугина, «…этот милосердный полюс отнюдь не является,
строго говоря, уступкой принципу правовому…Никаких прав у личности так и не возникает, но помимо
тягловой социально-политической, трудовой обязанности, возникает благодатная,
компенсирующая…обязанность личностного…соучастия в полноте нетварного
фаворского Света…».[7] «Алексеев утверждал, что для евразийцев есть
только одно абсолютное право человека, рядом с которым все прочие - права
частные и относительные, это - право на "внутреннее духовное
развитие". Отрицая это право, в человеке
уничтожают качество быть человеком и делают нормальное развитие
государства невозможным. Праведное государство призвано создать такие условия, при которых человеку дана была бы
возможность на полное духовное совершенствование, на достижение Царства
Божьего. Все остальные права и свободы: печати, неприкосновенности частной
собственности и т.д. ценны не сами по
себе, а в той только степени, в какой они служат духовной жизни человека.»[8]
В созвучии этих двух полюсов рождалась «
евразийская правовая модель» - основой которой было не право, а сознательно
принятая на себя обязанность. Своего рода «правовая система зрелой личности».
Актуальность
права.
На Западе, отмечает Н.Алексеев, « по
почти общепринятому воззрению, единственным регулирующим началом в государстве
является право».[9] Как разнообразны бы ни были правовые теории
они, в конце концов, приводят к отождествлению государства с правом. В
пример Н.Алексеев предлагает мнения
двух юристов:
Кельсена и Дюги. Первый, как многие другие на Западе, проводит
прямую
параллель между государством и правом. По Кельсену, государство «
является ничем
иным, как единством некоторой системы норм».[10]
Более правильной, Н.Алексеев считает позицию Дюги. У последнего, общественными
регуляторами являются социальные нормы. А это могут быть нормы морали,
экономики,
права и т.п. При всем том объявление нормы правовой, согласно Дюги,
остается за «
формальным моментом признания со стороны
какого-либо общественного авторитета, все равно будет этот авторитет
государственный или какой-то иной».[11]
Алексеев делает вывод, что теория эта: «представляет другой
вариант отожествления
государственного регулирования с регулированием правовым».[12]
В нашей же традиции « имеются глубокие и прочно установившиеся
традиции,
которые противоречат и формальной теории права , и отождествлению
правового регулирования
с социальным регулированием и государственным порядком, в частности».[13] Это говорит о том, что право не безусловная
ценность, а релятивистская.
Теория
права.
Право, по Н.Алексееву, есть
свободная возможность к совершению каких-либо положительных и отрицательных
действий, допущенных законом, обычаем или
каким-либо
другим источником права. В определении, как можно видеть, право рассматривается
исключительно в субъективном смысле.
Классификация правоотношений:
Н.Алексеев
предложил следующую их схему: 1)
односторонние и 2) многосторонние
правоотношения.
Первые, в свою очередь, разделялись на:
а) Случаи,
когда правомочиям соответствуют положительные обязанности что-либо делать.
Пример: Один имеет право приказывать, другой обязан повиноваться. (А)
б) Случаи,
когда правомочиям соответствуют отрицательные обязанности от чего-то
воздерживаться. ( Б)
Вторая группа отношений формировалась по
признаку разности « качества сочетания прав и обязанностей»:
а) Механические (внешние) многосторонние
сочетания прав и обязанностей.
- У обеих сторон правоотношения имеется право,
соединенное с отрицательной обязанностью. Пример: Институт частной
собственности на Западе. Собственник вправе
владеть, пользоваться, распоряжаться своим имуществом « и в то же время
обязан уважать права другого собственника.… В свою очередь, этот другой
распоряжаясь своим, обязан уважать»[14]
права первого. «Отрицательные обязанности»,- пишет Н.Алексеев, - « вытекают не
из внутренней природы собственности, но чисто из внешнего, если угодно,
случайного факта… Обязанность «уважения» к чужому является здесь продуктом
подчинения некоторой внешней необходимости или расчета: если я не буду чужого
уважать,
не будут
уважать и моего. Следовательно, уважать приходиться, с волками жить -
по волчьи
выть.»[15]
( В)
б) С обеих сторон право и положительная
обязанность. Пример: « Я что-то купил, следовательно, имею право получить
купленное, но обязан уплатить эквивалент:
другая сторона
имеет право получить плату, но обязана передать мне вещь»[16]
( Г)
в) Внутреннее (
органическое) сочетание прав и обязанностей. Это - правообязанность, когда какой-то фактор
придает праву характер обязанности.
Так « прокурор
может арестовать обвиняемого, а может оставить его на свободе. Эта свободная
возможность есть право, но в тоже время прокурор обязан арестовать
преступника и даже в некоторых случаях
ответственен, если…не арестует».[17]
г) Правообязанностям на одной стороне
соответствуют односторонние положительные обязанности с другой. ( Д )
д)
Правообязанностям на одной стороне соответствуют односторонние отрицательные
обязанности с другой. ( Е )
е)
Правообязанностям с одной стороны соответствуют правообязанности с другой.
( Ж )
Обязанность - это «вынужденность
каких-либо положительных или отрицательных действий, безразлично, проистекает
ли она из внутренних побуждений или из внешнего давления».[18]
Обязанность в западном праве - зачастую
« предписанная законом необходимость поведения, требование, нарушение которого
может быть пресечено и обеспечено с помощью мер государственного принуждения».[19]
Обязанность в последней ее трактовке
есть конструкт чисто внешний, навязанный,
не органичный человеку и не воспитанный в нем. А там, где не будет
закона, явится человек настоящий - «вседозволяющий», ведь «разрешено все, что не запрещено». В евразийском
варианте обязанность, напротив, есть производная не только казовых указаний, но и «душевных» установок человека. Это важно
подчеркнуть в именно в правовом
определении. Что наряду с юридическим, писаным «тяглом» всегда рядом стоит долг
внутренний. И если закон бессилен
контролировать то или иное общественное отношение, это на «совести» и ответственности каждого. Такой подход к
обязанностям представлял совершенно иную концепцию права, точнее правосознания
личности. Чтобы понять это обратимся к трудам психологов. Л. Колберг, изучая
степень готовности индивида к правонарушению в ситуации сложного нравственного
выбора, выдвинул 3 уровни морального
развития.
(включая
правосознание). Первый - « преконвенциональный», основанный на наказаниях и
вознаграждениях. Он состоит из 2 -ух стадий:
- Ориентация на избежание наказаний и
послушание.
- «Наивный инструментальный гедонизм», т.е.
соблюдение правил ради вознаграждения
и личной
выгоды.
Второй уровень - « конвенциональный»,
основанный на социальной конформности:
- Преобладание ориентации на поддержание
хороших отношений с окружающими, т.е
соблюдение
правил, чтобы избежать неприязни и заслужить одобрение других.
- Доминирует стремление быть
законопослушным, чтобы избежать осуждения со стороны законных властей.
Третий уровень
- « постконвенциональный». Эта ступень основана уже на моральных принципах. Как
и предыдущие она включает в себя 2 стадии:
-
Превалирует «мораль общественного
договора», когда нужно соблюдать правила ради благополучия всех.
- « Мораль, ориентированная на законы
свободной совести». Это значит, что человек
следует
универсальным этическим принципам.
Первый и второй уровни - отличительный
признак западного правосознания. Теория «обязанности» Н.Алексеева была
построена по отличным психологическим образцам,
согласно «
постконвенциональному» сознанию и поэтому она наголову выше европейских
учений.( пусть даже в теории)
Классификация обязанностей.
1)Условные
обязанности ( в правоотношениях А, Б, В, Г). Это - воздержание от посягательств
на чужое имущество или долженствования, вытекающие из договора. Возникнуть
могут практически у любого и никак не характеризуют субъекта - носителя этой обязанности.
2) Безусловные
обязанности (Д, Е, Ж). Для евразийской модели они более характерны. Хотя правоотношения типов А, Г встречаются и
здесь, « никогда договорное начало у нас не было доведено до такой
абсолютизации, которым оно отмечено на западе».[20]
Примером « безусловной обязанности» является «компетенция», т.е органическая
совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей. Они
характеризуют конкретного субъекта правообязанности и делают его тем, чем он
является.
Концепция соотношения правовых норм и правомочий.
Регулирующая деятельность государства
выражается в нормотворчестве и через установление правомочий
(правоустановительная деятельность)
Нормы могут
быть следующих видов:
а) По характеру долженствования: условные и
безусловные.
б) По содержанию:
- технические нормы - «направлены на
достижение каких-либо относительных целей».[21]
Подразделяются на :
- нормы хозяйственные (ставящие материальные
цели; с ограниченным количеством имеющихся в распоряжении средств; применяющие
эти средства с наименьшей затратой труда);
- нормы
социального порядка ( административные)
- нормы
нравственные и религиозные.
Правоустановлением называют «издание
положений, которые предоставляют тем или иным лицам или коллективам
«правомочия» или «права»»[22]
В соотношении правоустановительной и
нормоустановительной деятельности
Н.Алексеев
предлагает различать следующие формы государств: 1) С преобладанием
нормоустановления, 2) С преобладанием правоустановления; 3) Без преобладания
какой-либо из этих деятельностей. Именно третье положение наиболее
целесообразно для Евразии.
Теория собственности.
В рамках «обоснования социальной программы
евразийства» Алексеев выдвинул теорию собственности. Он о утверждал
существовании правовых и доправовых ее основ. Правовые были представлены
четырьмя категориями: а) правовой субъект; б) правовой объект; в) правовое
содержание; г) правовое отношение.
а) Субъект собственности - « не личность
вообще, но та личность, которая обладает телесной природой»[23],
то есть физический индивид. Тем не менее данный
признак не исключал юридических лиц как собственников. Ведь они
представляют собой совокупность лиц физических, сплоченных некоей целью и,
значит, в определенной степени телесны. Вопрос был в другом. Предложенное толкование «субъекта»
существенно меняло взгляды на теорию собственности. «Существо, которое бы
обладало способностью безусловного творчества, не может иметь никакого интереса
к собственности. Кто ни в чем не нуждается, не нуждается так же и в
собственности. Поэтому нельзя считать Бога…собственником того, что им
сотворено. Бог как бесконечный творческий акт не мог унизиться до того, чтобы
быть большим помещиком в мире и считать созданные им вещи своей
собственностью.
Это означало бы, что Бог творил из лишения, из недостатка, в нужде и в
бессилии».[24] Такое
положение означало отказ признавать власть монарха, его абсолютное право
собственности, переданное, якобы, Богом.
Бог - не
собственник и, следовательно, отписать ничего и никому не может.
б) Объект. « Не все вещи вообще, но
только те из них, которые встречаются в
природе в
некоторой ограниченности»[25]
и к созданию коих необходимо приложить усилия.
в) Содержание. Оно «определяется
понятиями господства и распоряжения…»[26]
Причем,
«господство и распоряжение» не фактическое (по мнению собственника), а
формальное, - признанное обществом в котором он живет. Востоку и Западу
соответствует свое представления о «содержании». На западе «...новая философия
все права собственности с Бога перенесла
на человека…Современный западный человек забыл, что он живет в мире оформляемой
им и данной ему материи, он привык считать мир исключительно своим…».[27]
« Восточному человеку гораздо более доступно понимание истины, что не человек
сотворил мир и что потому человеку не принадлежит право безусловного присвоения
мира».[28]
Исходя из этого,
Н.Алексеев
пробует найти « евразийскую середину». « Мы приходим, таким образом, к выводу
», - заключает он: « что собственность есть принадлежащее физическому субъекту
право господства и распоряжения такими, встречающимися
в природе в
ограниченности вещами, которые в порядке ценностной иерархии являются низшими».[29]
Однако, так и остается непонятным, чьи ценности брать за
точку отсчета.
г) Правовое отношение связующее
собственника с другими субъектами права,
может быть
всеобщим или частным. Это разделение проводится по количеству
лиц -
участников правоотношения. Частные указывают на определенных лиц.
Всеобщие же
соединяют собственника с обществом в целом: когда всякий член общества и оно
само не в праве посягать на имущество лица. «Собственность есть, таким образом,
социальное отношение всеобщей природы, обстоятельство, которое входит в
сущность собственности, но далеко не всегда достигает сознания людей,
собственностью обладающих».[30]
Особенно это присуще романской правовой семье.
« Римлянам было чуждо представление о собственности, установленной волей богов
или силами общественных связей. Римлянин сам был установителем (auctor) собственности, собственностью было для
него то, что что захватил силой человек. Приобретение собственности сводилось к
взятию рукой (capere)».[31] Именно эти представления легли в основу
многих европейских
правовых
систем. Аналогичные положения отражены и в современном российском праве.
«Основание возникновения собственности -
присвоение. Материальная жизнь человека возможно только благодаря актам
присвоения…».[32]
Собственность становится в первую очередь
«фактом личной жизни», а уж потом
общественным атрибутом. Право собственности доминирует над пониманием ее «социальной сущности» и вытекающих из
этого обязанностей. Точнее, обязанности практически забыты. « Римский
индивидуализм, а так же естественно- правовые воззрения на собственность всегда
были чрезвычайно чужды юридическим представлениям народов России-Евразии. В
частности, в русском праве само понятие собственности возникло лишь в 18 в. До
тех пор оно заменялось словом владение… Замена идеи « собственности» «
владением» указывает на то, что в русском праве личности не приписывалось безусловная система присвоения. Присваиваемое
принадлежало не только тому, кто наложил свою руку, оно принадлежало также Богу
и государству».[33]
Виды собственности.
1)По субъекту: личная
(физических лиц) и общая (юридических лиц).
Общая подразделялась на:
а) собственность организованного коллектива: - государства, независимо от формы
правления.
- общества, лишенного
формы государственной организации (марксизм)
- территориальной или профессиональной части государства (теории анархизма) - юридического лица.
б)
собственность коллектива неорганизованного.
Она мыслилась, когда объект собственности
был один, а субъектов несколько. Например, это могли быть отношения
сособственности.
Формула « неорганизованный коллектив» не
может не вызвать сомнений. Коллектив - это уже «высший уровень развития группы,
характеризуемый высокой
сплоченностью,
единством ценностно-нормативной ориентации».[34]
А уж долевая собственность, которую Н.Алексеев ставит в пример, подразумевает
наличие общих интересов и определенной организации.
2) По объекту:
- движимая и недвижимая.
- а) На землю; б) На орудия производства; в)
На потребляемые вещи.
3) По содержанию:
-
абстрактные отношения. (присуще правовой модели Франции, когда вне
зависимости от
характеристик объекта на него распространяются одинаковые положения о
собственности, будь то земля или карандаш)
- конкретные отношения. (характерны для
немецкого законодательства. В нем содержание права отвечает тому или иному типу
собственности).
4) Различия по характеру правоотношений
между собственниками:
- абсолютная собственность (власть
собственника не ограничена) и относительная, когда «… на собственнике, помимо его права могут
лежать и обязанности, а другие лица обременены не только обязанностями, но и
наделены
правами»[35]
«Государственно-частная система хозяйства». Евразийская формула
собственности.
Н. Алексеев видел эту формулу такой: « Ни
капитализм, ни социализм». Главной ошибкой социализма он называл стремление «
реформировать частную собственность путем изменения ее субъектов.…Наиболее
грубые формы социализма сводятся просто к теории и практике передела.…Более
тонкие виды… стремятся особым образом обставить подобное изменение субъектов».[36]
Собственность меняет только хозяина: от царя переходит новому советскому
правительству, « но в тех же существенных чертах, с теми же отрицательными
особенностями…Внутренняя природа института не изменяется, остается старой, и
новое
преображенное общество вместо социального рая обнаруживает черты старого,
иногда еще более ужасного деспотизма».[37]
Социализм, вновь сменяется капитализмом и так далее. Чтобы избежать этого,
настаивал Н.Алексеев, нужно менять сущность собственности, а не владельца. Это
осуществимо, но только посредством государственно-частной системы хозяйства,
которая, в свою очередь, требует ряда изменений. Они таковы:
а) «…преобразование частной собственности,
как правоотношения, должно сводится прежде всего к преобразованию ее отношения
к государству».[38] «
Государство должно не только регулировать порядок частной собственности, но оно
призвано также сказать частному собственнику: если имеешь привилегию,
хозяйствуй
хорошо, располагай правами не во вред, а общею пользу».[39]
Это требование, как пишет Н.Алексеев, не вытекает из « высшей собственности
государства», а является выражением его социальной сущности.
б) Преобразование содержания института
собственности. Оно должно быть, с одной стороны - юридическое, с другой -
культурное.
-
Юридическая реформа ставила следующую задачу. «Законодатель должен
избегать издания таких юридических норм, которые имели бы в виду регулирование собственности
как абстрактное правоотношение».[40]
К каждому виду собственности должны применяться адекватные правовые нормы.
«Нормы, регулирующие, скажем, государственную собственность, не могут быть во
всех случаях такими же, как и нормы, регулирующих собственность
производительных кооперативов»[41]
-
Культурные изменения сводились к крушению «духа индустриализма» и смене
принципов, определяющих отношение человека к вещам.
в)
Преобразование института собственности, сообразно объектам.
- Земля. «…открывается положительный
смысл тех мероприятий, которые именуются национализацией земли…как утверждение
права государства на регулирование тех отношений, которые возникают из факта
частной собственности на землю».[42]
- Орудия производства. «…некоторые из них
должны стоять под особым наблюдением государства( каменный уголь, нефть и
т.п.); другие же, поскольку они вновь производимы, заслуживают меньшего
внимания»[43]
-
Собственность на обработанный в процессе производства материал. Синтез
социалистических и капиталистических взглядов на «продукт труда» должен был
лечь в основу евразийской доктрины.
- Собственность на другие объекты. Если
оборот этих объектов будет отвечать интересам государства, то они могут быть
урегулированы нормами,
закрепляющими «
абстрактную собственность».
г) Социальное соревнование. В производстве
принимают участие разнородные субъекты: от государства до частных лиц. «
Состязание всех их покажет, кто более
способен к
жизни, и заставит каждого напрягать все возможные усилия для обеспечения своего
существования»[44]
Так возникнет государственно-частная
система хозяйства.
«Правовой аспект гарантийного государства».
« Государство именуется гарантийным прежде всего
потому, что обеспечивает осуществление некоторых постоянных целей и задач».[45]
Оно противостоит государству «релятивистскому», выполняющему роль « ночного
сторожа» ( охрана
правопорядка) и
проводит в жизнь стабильную социально-политическую программу. Положение о
«гарантийном государстве» сродни идеократической тезе. Здесь, по-моему мнению,
есть даже некоторый недосмотр евразийцев. Он заключается в формальной близости
понятий « гарантийности» и «идеократии», как это не парадоксально.
«Идея» - это главная цель и путь
государства, « политическая константа», которая « должна быть опознана и ясно
сформулирована».[46] Идея
должна лежать в основе государственного строя и определять его судьбу. Это и
есть - идеократия. «Гарантийность», как показано выше, тоже обеспечивает
проведение в жизнь некоторых безотносительных принципов.
Чем, в таком случае,
они друг от друга отличаются ? Содержание идеи-правительницы идеократического
государства - это благо для «совокупности народов, населяющих данный
автаркический особый мир».[47]
А разве программу
«гарантийного государства», выдвинутую Алексеевым, нельзя
назвать « благом для
совокупности народов…». Вот несколько ее пунктов: « освободить
людей от жесткостей личной борьбы за существование», воплотить в жизнь «
принцип положительной свободы» и тд.
С правовой точки зрения, «идеократия» и
«гарантийность» так же сходны. «Юридическое выражение свое идея гарантийности
находит в основном государственном законе или конституции. Основой такой
конституции является Декларация обязанностей государства».[48]
Там будут перечислены основные обязанности, которые на себя берет евразийское
правительство.
Проведение в жизнь идеократических
установок так же основано на гарантийных принципах. Ведь «Идея», тоже, в каком-то смысле,
гарантия политической, идеологической, территориальной целостности Евразии. И
она так же нуждается в правовом закреплении. « В гарантийном государстве ведет
и действует утвержденная в конституции
идея»[49]
Конкуренция между данными понятиями,
конечно, вряд ли возможна. Положение о «идеократии» и «гарантийности» имеют
схожую природу и поэтому, со временем,
слились бы в одну позицию. Более того, это два названия одного и того же
явления. Непонятно почему многие евразийцы до сих пор разделяют «гарантийное
государство и идеократию».
Вот, собственно и все…
Цитаты
Н.Алексеева взяты из книги « Русский народ и государство».
[1] Дугин. «Евразийский триумф»
[2] Там же
[3] Там же
[4] Алексеев. Русский народ и государство.
с. 71.
[5] Н. Алексеев. Русский народ и
государство.
[6] Дугин. Теория евразийского государства.
[7] Там же.
[8] Д.Тараторин.
Теория евразийского государства.
[9]
Н.Алексеев.
[10] Там же с.493
[11] Там же с.495
[12] Там же с.495
[13] Там же с.497
[14] Алексеев. Обязанность и право.
[15] Там же.
[16] Там же.
[17] Там же
[18] Алексеев. Обязанность и право.
[19] Юридическая энциклопедия. Издание 5-ое,дополненное
и переработанное/Под ред. М.Ю.Тихомирова. -М:
2001 г. с
949
[20] Н.Алексеев. Обязанность и право. с.166
[21] с. 496
[22] Н.Алексеев. Современное положение науки
о государстве и ее ближайшие задачи с.507
[23] Алексеев. Собственность и социализм.
с.193
[24] Там же с .193
[25] Там же
с.195
[26] Там же
с.198
[27] Там же
с.199
[28] Там же с .199
[29] Н.Алексеев. Собственность и
социализм.с.200
[30] Там же с.201
[31] Там же с.201
[32] Российская юридическая энциклопедия. -
М: Издательский дом Инфра-М,1999г. с.748
[33]. Н.Алексеев. Собственность и социализм
с. 202
[34] Российская социологическая
энциклопедия./Под общ. ред. Г.В. Осипова. - М: Норма-инфра, 1999г. с.200
[35] Н.Алексеев. Собственность и социализм
с.215
[36] Там же с.253
[37] Там же с.254
[38] Там же с.255
[39] Н.Алексеев. Собственность и социализм.
с.263
[40] Там же с. 264
[41] Там же. с.264
[42] Там же с.266 -267
[43] Там же с.269-270.
[44] Там же с.274
[45] Н.Алексеев. О гарантийном государстве.
с.372
[46] Н.Алексеев.Евразийцы и государство.с.182
[47] Трубецкой. Об идее-правительнице идеократического
государства.
[48] Н.Алексеев. О гарантийном государстве.
с.374
[49] Там же с.381