Б.Орлов. Неизбежность
евразийства - неизбежность тупика.Полемика с Вахтангом Чкуасели
("НГ", 15.03.01)
Признаться, дал себе зарок - не
ввязываться в газетную полемику: усилия
тратятся, а толку почти никакого. Но категоричность
заголовка статьи
Вахтанга Чкуасели "Неизбежность
евразийства" меня, как принято ныне
говорить, "достала". Тем более
когда на следующий же день в "НГ" появилось
сообщение о создании Евразийской партии
России. Так что впору кричать:
"Караул! Евразийцы идут!" Если
же всерьез, то стоит поосновательней
разобраться, что означают все эти
"евразийские игры" для России, для ее
общества, для перспектив нашего развития.
С доводами статьи В.Чкуасели спорить нет
смысла. Она написана по
определенному методу - составляется
пасьянс из выгодных автору фактов (тут
и "антиевропеизм" Пушкина в
дело пойдет), а все, на что убедительные
возражения найти трудно, объявляется
демагогией. Такие "пасьянсы" можно
раскладывать годами, вводя в них
известные имена и якобы убедительные
цифры.
Между тем хотелось бы обратить внимание
читателя на главное: в спорах о
евразийстве в первую очередь
затрагивается не географическая, не
геополитическая и даже не этническая
проблема, но проблема взаимоотношений
человека, общества и государства.
Так получилось, что на той же неделе в
телепередаче "Глас народа" ведущая
Светлана Сорокина выспрашивала политтехнолога,
подсказками которого
пользуются нынешние обитатели Кремля,
куда же все-таки идет Россия. Тот
ответил: "Как куда? В Европу!"
На что сидящий в зале депутат
Государственной Думы Владимир Рыжков
заметил: "А какая Европа имеется в
виду - Европа парламентаризма?"
Существенное уточнение! Ведь Европа - это
в первую очередь не география и
не геополитика, а определенная система
общественных отношений и
выстроенный на этих отношениях образ
жизни. Европа - это то место, где
человеку в течение многих столетий
удалось отстоять свои личные права и
свободы, поставить под контроль общества
деятельность государства и
создать динамичную рыночную экономику,
введя в нее определенные социальные
компоненты, что и дало основание говорить
о "государстве благосостояния".
В этом смысле европейцами можно считать и
американцев, предки которых
несколько столетий назад поселились на
необъятных заокеанских прериях и,
руководствуясь теми же принципами, начали
выстраивать свой вариант такого
же общества с поправкой на местные
особенности. Да и переселенцы Канады и
Австралии пошли по примерно такому же
пути. Так что Европа - это прежде
всего умение и способность
"обустраивать" пространство, на котором человек
живет. Такой образ жизни далеко не
идеален, в нем есть свои проблемы, и
порой весьма существенные, если взять то
же отношение к среде обитания. Но
из того, что опробовало человечество за
тысячелетия своего существования,
- этот вариант жизни, с точки зрения
отдельного конкретного человека,
является оптимальным. Хотя, конечно, все
условно, и человеку, который
привык к тому, что государство берет на
себя решение многих проблем, его
непосредственно касающихся, и освобождает
от бремени ответственности за
происходящее вокруг, такой порядок вряд
ли устроит. Каждому свое. Одна
птица летать хочет, другая - в клетке
сидеть.
Тут мы и переходим к пониманию сущности
евразийства. Каким оно видит
человека в его взаимоотношениях с
окружающим миром, и в первую очередь с
государством, а конкретнее - с властями?
И что показывает нам в этом
отношении история негласного соревнования
двух систем и их оценка? Для
русского интеллигента XIX века Азия - это
косность, невежество, неумелые
действия коррумпированного чиновничества,
застывшая государственная
конструкция, неспособность воспринимать новшества,
дремотное состояние вне
исторического процесса развития
человечества. Человек в этой системе -
пылинка, существо бесправное,
"винтик", как позже выразится один из тех,
кто методами восточного деспотизма
пытался модернизировать российское
государство.
После Второй мировой войны процессы
отхода от азиатской формы
существования начинаются и в этой части
земного шара. Наиболее показателен
пример Японии, которая не только
совершила технологический прорыв, но и
ввела демократические правила, сохранив
при этом целый ряд традиций
включая институт императора. Другой,
совсем недавний пример - Южная Корея.
Свой, особый тип модернизации избрали так
называемые "азиатские тигры".
Наконец, все больше разворачивается в сторону модернизации Индия,
пытаясь
при этом приспособить введенные после
Второй мировой войны демократические
институты включая парламент к новым
реалиям. Нельзя не упомянуть и
процессов модернизации в Китае в рамках
коммунистической однопартийной
системы. Одним словом, нет больше
цельного понятия Азии или Востока, если
иметь в виду не географию, а способ
существования общества и место в нем
человека.
Как в этой ситуации видят перспективы
развития общества наши доморощенные
евразийцы? Что предлагают они взамен того
способа взаимоотношений между
человеком, обществом и государством,
которые разрабатывала и, заметим,
продолжает разрабатывать европейская
цивилизация? Увы, все тот же вариант
сильного государства с опорой на
разветвленное чиновничество и сохранение
патриархальных институтов, в первую
очередь института традиционной семьи,
где глава семьи - полный властитель. То
есть тот самый вариант, который
обнаружил свою недееспособность в
азиатских странах и от которого они сами
все дальше отходят. Именно эти
соображения и дали мне основание прийти к
выводу, что провозглашаемая все громче
неизбежность евразийства - это
неизбежность исторического тупика со
всеми его сопутствующими
последствиями. И это когда мы еще толком
не выбрались из тоталитарного
тупика коммунистической идеологии!
После распада Советского Союза Россия
оказалась в ситуации, аналогий для
которой просто не существует. На огромном
пространстве от западных границ
до берегов Тихого океана живет русское
население (свыше 80% от общего
числа). На этой же территории проживают
другие титульные народы автономных
республик, не всегда составляющие
большинство в этих республиках. Те
русские, которые полагают, что Россия -
это их страна, где дозволено также
жить малым народностям, и те
представители титульных народов, которые
пытаются выстраивать собственную
государственность в соответствии со
своими традициями (как правило,
клановыми, родовыми), - оказываются в
конфликте между собой.
Эти две тенденции проявляют себя и в
области идеологии: то в виде
"евразийства", стремящегося
обосновать право всех национальных групп на
совместное проживание, но с упором на
приоритет "титульной нации", то в
виде "русской национальной
идеи", сторонники которой хотели бы создать
русское государство по этническому
признаку.
Общее, что роднит сторонников той и
другой ориентации, - опора на сильное
государство, подразумеваемое как
совокупность чиновников, руководимых
мудрым правителем. И в этом смысле обе
они далеки от европейского взгляда
на вещи, на взаимоотношения человека и
общества.
Но какую же политику проводить в
сложившейся реальности, от которой никуда
не уйти и не уехать? Прямо скажем,
самонадеянны те, кто точно знает, что и
как конкретно надо делать. Но все же
какие-то общие правила
просматриваются, и хотелось бы на них
обратить внимание.
Первое. Процесс модернизации -
экономической и социальной - не должен
сопровождаться утратой культурно-исторического
наследия. Это трудно, но
это возможно. Наглядный пример - Япония.
Оснащенного самой
сверхсовременной аппаратурой японца не
перепутаешь ни с кем другим по
культуре, образу жизни, взгляду на
личность и общество.
Второе. Процесс становления политического
класса в национальных
республиках можно корректировать с
соблюдением демократических процедур,
позволяющих представителям других
этнических групп, в первую очередь
русским, состязаться на равных. Без
демократии эти национальные республики
грозят превратиться в "евразийские
минидеспотии".
Третье. Общество должно иметь на разных
уровнях и в разных регионах
вдохновляющие проекты, которые позволяют
представителям разных групп
включаться в общий созидательный процесс.
Это не фантастика. В качестве
примера можно привести программу
преобразования Якутии, изложенную недавно
в "Новых Известиях" президентом
республики Михаилом Николаевым.
В одном из интервью Владимир Путин назвал
себя чиновником, то есть таким
же, как многие другие, государственным
служащим, пусть самого высокого
ранга. Это действительно так, и это
свидетельствует о скромности
президента. Но не следует забывать, что
чиновник Путин одновременно
капитан огромного корабля, нагруженного
мыслимыми и немыслимыми
проблемами. И полномочия, которыми его
наделило общество, должны помогать
ему разрабатывать и реализовывать
оптимальный курс. Оптимальный с точки
зрения всех пассажиров, находящихся на
корабле. И вот уже год прошел, но
контуров этого курса что-то не видно.
Сильное государство на базе сильной
армии - это, конечно, идея крутая, но -
из прошлых времен. Известно ведь,
чем закончилась затея германского кайзера
Вильгельма возвысить державу с
опорой на сильный флот.
На дворе ХХI век: новые технологии, новые
требования к производству, новые
ценностные установки. И тут же обострение
этнических конфликтов, новый
фундаментализм, новое обнищание и старые
социальные болезни. Даже такая
огромная страна, как Россия, не может
отгородиться от происходящего вовне.
Должен быть найден новый подход по
принципу: что хорошо для страны, то
должно быть хорошо для человечества с
точки зрения глобальных тенденций. И
наоборот. За "евразийским" или
"русско-националистическим" забором
спрятаться невозможно.
Кстати, еще один взгляд на сильное
государство. На презентации одной из
книг в Сахаровском центре в Москве я имел
возможность выслушать советника
президента по экономическим вопросам
Андрея Илларионова. В манере
убежденного проводника, знающего, что и
как надо делать, он настаивал на
том, что функции государства должны быть
сильно сокращены, в том числе и
распределительные. "Это все
социализм", - говорил Илларионов, подразумевая
под этим нечто совсем плохое. Рядом со
мной сидел один хороший знаток
политической жизни Франции. Мы с ним
переглянулись и пожали плечами.
Будучи хорошо осведомленным о
дирижистской политике де Голля, уж он-то
знал, что регулирующие функции
государства необходимы даже при самой
развитой либеральной экономике. Я подумал
тогда, в каком окружении
находится наш президент. С одной стороны
- бюрократы, предлагающие
вернуться к госплановским временам, а с
другой - сторонники
неолиберального беспредела, которого на
самом деле нет ни в одной стране.
Государство должно быть на самом деле
сильным - но прежде всего своей
компетентностью, своей способностью
предложить центральную вдохновляющую
идею и на ее основе составить план
возрождения, как это, к примеру,
произошло у японцев, переживших шок и от
поражения в войне, и от атомных
бомбардировок, и от воинствующей
милитаристской стратегии своих генералов.
Куда двигаться России - в Европу или в
Азию, - вопрос, на мой взгляд,
чисто схоластический. Да никуда не надо
двигаться, надо стоять на том
самом месте, где и суждено было этой
стране состояться как таковой. И
решать при этом собственные проблемы.
Устанавливать контакты на Востоке и
на Западе решительно со всеми, если это в
интересах страны, а не только ее
военно-промышленного комплекса.
Европейский опыт интересен тем, что он
дает человеку возможность проявить себя в
условиях свободы и достатка, что
и является искомым для граждан России.
Азиатский опыт? Разве что в
сохранении традиций, обычаев, культуры.
Да ведь и европейцы от этого не
отказываются.
Столкновение евразийского и еврорусского
начал будет продолжаться долго.
Об истоках этих подходов хорошо написал
историк Михаил Сокольский в своей
вышедшей на немецком языке книге
"Тысячелетний раскол". И одна из главных
задач, стоящих перед политиками, да и не
только перед ними, - разрешать
разногласия путем консенсуса, что и
предложил 15 лет назад, в начале
перестроечного процесса, Михаил Горбачев.
И пытаться при этом выстраивать
некую усредненную парадигму, непременными
составными частями которой
должны быть демократия и сохранение
национальных традиций. Осуществление
такой политики требует исполнения фигур
высшего пилотажа политиками,
требует сосредоточения интеллектуальных
усилий всех тех, кто причисляет
себя и к евразийцам, и к еврорусским, или
просто к гражданам России,
желающим видеть свою родину процветающей,
доброй и открытой.
Источник:
http://www.ng.ru/polemics/2001-05-12/8_necessity.html
В
библиотеку На главную страницу