Жмуров
Д.В. Цикл статей: переосмысление евразийства.
«
Отомстим варягам или глобализация по- евразийски»
Отношение евразийства к глобализму -
проблема, которая требует отдельного рассмотрения. В целом евразийство
отрекалось от глобализма, точнее западной его редакции. Чхеидзе, в частности,
идею мирового правительства назвал фикцией. Стремление к "
общечеловечности " стало дежурным
поводом ругать европейцев и их культуру. Однако, сами критики глобализма
непоследовательны. Полагаю, есть ряд свидетельств того, что евразийство не
свободно от собственной версии глобализма. Вот несколько примеров.
Флоровский в статье ''О народах
неисторических'' так пишет о русском народе:
" Он - подлинное орудие Божие, творческий носитель Божественной и
вселенской жизни,"общечеловеческой
или вселенской культуры"»
Итак, русский
народ - выразитель ценностей «общечеловеческой»
культуры.
Но почему та же
идея, в европейской обработке, вызывает
у евразийцев чувство протеста: "…в этом (в универсальности - авт.) главный
и основной грех современной европейской
цивилизации. Она стремится во всем мире ... упразднить все
индивидуальные национальные различия, ввести
повсюду единообразные формы быта, общественно-государственного устройства
и одинаковые понятия».[1]
Савицкий в ранних работах вывел две известные формы
империи: Римскую и Британскую. Первая - колониально-материковая, как Россия:
без внутренних границ, разделяющих метрополию и колонии. Вторая - "
колониально - заморская " с географически разбросанными владениями -
Германия, Англия. Первая форма - " Империализм с человеческим лицом
", строящий наднациональную культуру, с гарантией на " экономическую
равносильность и равноправность народам "[2]
Выводился совершенно особый тип колониального государства, что-то вроде "
не авторитарной империи «с цивилизаторской миссией» (а Савицкий верил в эту
миссию, как европейцы верят в миссию глобализма). Что это - утопический подход? Но почему
поверхностный утопизм Савицкого скрывает собою
"
геополитическую биологию " и выживание видов? Он приходит к мнению о
существовании " здорового империализма " с правом колонизации, и это
право, «перемалывающее в своем движении
и развитии относительно слабые государственные и догосударственные
образования». [3]
Размышления приводят Савицкого к дискриминационным (с т.з. демократии) выводам
о существовании " первонаций " ( напр. Россия, Украина) и других
образований. Остальное выводится логически.
Сибири, Прибалтике, Дальнему Востоку отводилась особая роль - замкнуть
" русскую цельность ", исполнителем
чего должен быть призван русский народ. Только выход за поставленные
" пределы " означал утверждение империализма, а в внутри их - все в порядке,
никакой колониальной политики.
Н.С.Трубецкой в статье " Об истинном и ложном
национализме " напоминал, что « …истинным, морально и логически
оправданным может быть признан только такой национализм, который исходит из
самобытной национальной культуры или направлен к такой культуре. Мысль об этой
культуре должна руководить всеми действиями истинного националиста... Все, что
может способствовать самобытной национальной культуре, он должен поддерживать, все,
что может ей помешать, он должен устранять".[4]
С таким положением дел "...практика современной глобализации оказывается
прямой наследницей теории евразийства"[5].
Сегодня " евразийский глобализм
" достаточно оформлен и открыт: « Евразийство предлагает свою модель
глобализации. Если атлантистская предполагает универсализм, то евразийская глобализация
- дифференциацию.»[6]
« Речь должна
идти о проекте континентальной или
частичной глобализации, противостоящей тотальной однополярной глобализации, то
есть об идее многополярной глобализации.».[7] Да как можно говорить о разнополярном
глобализме, если суть глобализации - это универсализация определенного типа,
унификация какого-то многообразия???
Настораживает антирелигиозность
стремлений евразийства. Глобализм и православие - совместимы ли они? И коли уж,
евразийцы называли себя верующими, то возникает вопрос: что для них было важнее
- геополитика или вера.
В первом случае - это
"Евразийское государство", которое «должно последовательно идти к
универсализации своего типа, вбирая в себя иные культуры и этносы...»[8] И «... рано или поздно идеократический строй
распространится на все страны, ныне пребывающие на стадии плутократии и
демократии. И тогда чисто идеократический тип станет всеобщим».[9]
К сведению, европейская глобализация тоже начинается с распространения
демократической формы правления, как идеократии у Трубецкого.
Во втором случае - это религия.
Толкование Апокалипсиса Иоанна Богослова говорит, что в " конце "
останется только одно всемирное государство и одна религия. «И дано ему было
(зверю-авт.) вести войну со святыми и
победить их; и дана ему власть над всяким коленом, и народом, и языком, и
племенем».[10] « И он
сделает то, что всем малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам,
положено будет начертание на правую руку и чело их... И что никому нельзя будет
ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание...»[11]
На руку, как образ действия, на чело, как образ мысли, будет наложена печать,
то есть государство будет следить за деяниями и мыслями своих подданных.
Глобализация, как знамение апокалипсических
пророчеств не согласуется с
православием. Как быть верующим и разделять идеи универсализма, пусть даже
евразийского ??? И как удалось евразийцам соединить в себе столь разные понятия
- глобальности и христианства, притом, что второе от первого открещивается.
Вопрос остается открытым…
2003 г.
[1] Трубецкой. Вавилонская башня и смешение языков.
[2] Цит. П.Савицкого по Н.
Алеврас. Начала евразийской концепции в раннем творчестве Г.В. Вернадского и
П.Н.Савицкого. Acta Evrasia 1996, № 1 С.10
[3] Там же, с.13
[4] Трубецкой. Об истинном и ложном национализме.
[5] Андрей Ашкеров. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЕВРАЗИЙСТВО: Н.С. ТРУБЕЦКОЙ
[6] "Красная звезда", 29 мая 2001г. Евразийский
миллиард.
[7] Комментарии ОПОД «Евразия» к актуальным общественно-политическим
событиям Фрагменты различных интервью
Александра Дугина
[8] Дугин.Теория Евразийского государства
[9] Н. Трубецкой. Идеократия и армия.
[10] Библия ( Извините, к сожалению не успел найти цитаты…но
точно в Апокалипсисе)
[11] Библия