Сергей В. Бирюков. Евразийство как вариант
российской государственной стратегии
Евразийство - течение, возникшее среди
эмигрантских слоев российской
интеллигенции и связанное в первую
очередь с попыткой осмысления ими
истоков и последствий Октябрьской
революции. Само направление возникло в
1921 г. в Праге и Софии, и у его истоков
стояли четыре молодых
белоэмигранта - географ П.Савицкий,
музыковед П.Сувчинский,
филолог-славяновед Н.Трубецкой, религиозный
философ и публицист
о.Г.Флоровский. Помимо них в число видных
евразийцев входили выдающийся
религиозный мыслитель Л.П.Карсавин,
знаменитый историк Г.В.Вернадский,
правовед и государствовед Н.Н.Алексеев,
востоковед В.П.Никитин, писатель
В.Н.Иванов. Заявили о себе евразийцы
выходом в свет сборника "Утверждения
евразийцев" (София, 1922), а в 1926
г. представили развернутое изложение
своих идей в книге
"Евразийство". Высказанные ими взгляды вызвали широкий
отклик в кругах русской эмиграции - от
резкого неприятия у крайне правых
до глубокого и неподдельного интереса у
размышляющей о судьбах России
молодежи. Далее движение пошло "в
рост" - образовались евразийские кружки
в Праге, Берлине и Белграде, возникло
евразийское книгоиздательство.
Однако уже в конце 20-х годов движение
пережило раскол, вызванный уходом
разочарованных в
"панбольшевизме" и "панмонголизме" первоначальных его
участников (П.Бицилли, о.Г.Флоровский) и началом
издания в Париже газеты
"Евразийство" (Л.Карсавин,
П.Сувчинский, С.Эфрон), которая под влиянием
ГПУ (агентом которого и оказался
впоследствии муж М.Цветаевой С.Эфрон)
стала пропагандировать сближение с СССР.
Основоположники движения
выступили с критикой "парижского
направления" и порвали с ним. После этого
евразийство как организованное движение
ушло в небытие, но сами идеи
получили новое толкование и развитие в
политической мысли России. Каковы
же главные постулаты "классического
евразийства", породившие в свое время
массу споров и вызывающие неподдельный
интерес к этому учению и по сей
день?
Первая поставленная евразийцами проблема
- проблема определения места
России в мире, в системе координат
"Восток - Запад" с точки зрения
особенностей ее духовной культуры.
Рассуждая об этом, евразийцы пришли к
выводу, что культура, которую в течение
веков преподносили России как
общечеловеческую, на самом деле есть культура
небольшой группы романских и
германских народов1. Главная ее
"родовая черта" - упорное нежелание
признать самобытность и право на
существование других (и прежде всего -
восточных) культур, а также упорное
стремление навязать себя миру.
Крестовые походы, неприязнь к
православным "схизматикам", многовековое
опасение и непонимание России - таковы
проявления "романо-германского"
стиля мышления.
Какую же роль сыграла
"романо-германская" идея в истории России, упорно
пытавшейся в течение многих веков
"догнать Европу"? Как полагают
евразийцы, все предпринимаемые со времен
Петра Великого попытки привить
России "чужеродную" европейскую
культуру породили преимущественно
негативные результаты: привели к расколу
между европеизированной элитой и
основной массой общества, к расходованию
впустую творческих сил народа2.
В силу этого началось отторжение
"насильственного европеизма" российским
обществом, проявившееся в стихийных
бунтах Разина и Пугачева. Апогеем
этого отрицания "европейского
пути" Россией стала Октябрьская революция,
которая разрушила поверхностные и
чужеродные для русской "почвы" элементы
западной культуры - формы государства,
бюрократию, законы, элиту, сам
образ жизни - и, несмотря на явленный ей
произвол и насилие, освободила
тем самым творческие силы народа3.
В связи с этим, по мнению евразийцев,
встает вопрос об определении пути
развития России и ее места в мире.
Согласно "утверждениям евразийцев",
специфика России в первую очередь
предопределена особенностями ее
природно-климатической среды. Россия -
это особый, целостный в
географическом, экономическом и
культурном отношении континент и
цивилизация, не Европа и не Азия, но
своеобразное "Серединное государство"
- Евразия; территориально она совпадает с
Российской Империей и СССР4. В
силу природы и истории Россия - это не
национальное государство, но особый
тип цивилизации, образовавшийся в
результате синтеза элементов
восточнославянской культуры, тюркского
кочевничества и православной
традиции. Как полагают евразийцы, именно
в результате многовекового
сосуществования славянских, тюркских и
монголоязычных народов
сформировались общая для всех народов
"России-Евразии" и враждебная
европейскому "индивидуализму и
эгоизму" коллективистская культура и
"общеевразийский национализм"5.
Как следствие - национальной основой
России является не только русский народ, но
и все тюркские и мусульманские
народы, что подкрепляется
"потенциальным православием" последних, а также
близостью в некоторых моментах
православия и ислама.
Из цивилизационной специфики России
вытекает и особая природа ее
государственности - Московское царство
является не продолжением Киевской
Руси (которая шла по европейскому пути
развития), но империи Чингисхана и
Золотой Орды. Именно татаро-монголы, по
мнению идеологов евразийства,
собрали в свое время в единое целое
русские и восточнославянские земли, и
задача Российской империи и СССР -
сохранить и укрепить их единство6. Этим
предопределяются и основные
государственные задачи - всеми средствами
сохранять территориальную целостность
Евразии, оберегать евразийскую
культуру и национализм. Для решения этих
задач государство обязано быть
идеократическим и жестко
централизованным, строиться "сверху вниз" и
контролировать всю жизнь общества - то
есть управлять, планировать,
координировать, давать указания7. Под
стать этому и другие черты
"евразийской модели": власть
должна находиться в руках выражающей
"культуру и дух" народа элиты,
господствующая идеология не может
подвергаться сомнению, партии и
разделение властей "во имя единства
общества" должны быть упразднены, а
экономика в значительной степени
огосударствлена.
С этих позиций оценивают евразийцы и
историческую роль большевизма.
Несмотря на свое
марксистско-интернационалистское происхождение, последний
в интересах самосохранения и под влиянием
"естественных процессов" будет
вынужден перейти к защите интересов
Евразии.
О сильных и слабых сторонах евразийства в
историографической литературе
сказано уже достаточно много. Признается,
что евразийство - одно из
наиболее значимых политических учений ХХ
века, ставящих вопрос об
определении места России в мире, о
специфике ее культуры и образа жизни ее
народов. Не менее важным считается и
обоснование евразийцами необходимости
гармоничного сосуществования славянских и
тюркских народов, православия,
ислама и буддизма как залога целостности и
стабильности многонациональной
государственности. Кроме того, многие
отмечают, что евразийство - не
только вариант национальной идеологии и
"русской идеи", но и наиболее
разработанная российская геополитическая
доктрина. В этом качестве оно
противостоит учениям классиков
англо-американской геополитики (А.Мэхэна,
Х.Макиндера и Н.Спайкмена), полагавших
основой мирового господства
контроль над хартлендом либо римлэндом.
Напротив, по мнению евразийцев,
именно контроль за хартлендом - Евразией
- и сохранение его целостности
является залогом благополучия всех
населяющих его народов.
Параллельно акцентируются и негативные
стороны евразийского учения.
Достаточно ясно, что при доведении до
крайности евразийство может
выступать как идеология, обосновывающая
тоталитарные и автаркические
модели, провоцируя изоляцию от Запада, -
что в условиях процессов
глобализации и глобальной конкуренции
неизбежно заведет Россию в тупик8.
Серьезным упреком евразийцам может являться и
недооценка ими конфликтного
потенциала в отношениях между Россией как
государством, с одной стороны, и
"внешним" и
"внутренним" исламом - с другой стороны.
Окончание следует. Автор расскажет о
"полюсах" нэоевразийства - от
Панарина до Дугина.
Примечания:
1 Трубецкой Н.С. 1993. Об истинном и
ложном национализме. // Мир России -
Евразия. Антология. М.:"Высшая
школа". С. 43 - 45.
2 Трубецкой Н.С. 1992. Мы и другие. //
Наш современник, № 2, С. 160 - 163.
3 Сувчинский П.П. 1992. К преодолению
революции. // Там же, С. 153 - 159.
4 Савицкий П.Н. 1993. Географический
обзор России - Евразии. // Мир России
- Евразия. Антология. М.:"Высшая
школа". С. 219 - 232.
5 Трубецкой Н.С. 1993. Общеевразийский
национализм. // Мир России -
Евразия. Антология. М.:"Высшая
школа". С. 190 - 200.
6 Вернадский Г.В. 1992. Два подвига св.
Александра Невского. Монгольское
иго в русской истории. // Наш
современник, № 3, С. 151 - 163.
7 Алексеев Н.Н. 1993. Евразийцы и
государство. // Мир России - Евразия.
Антология. М.:"Высшая школа".
С. 176 - 190.
8 Омельченко Н.А. Споры о евразийстве. //
Полис. 1992. № 3.
Публикуется по http://www.evrazia.org/modules.php?name=News&file=article&sid=143