Новая "Курская
дуга". Александр КАЗАКОВ
С того момента, как президент Путин
выступил с ежегодным Посланием "к
стране и миру", недостатка в
комментариях к нему, разумеется, не было.
Однако малозамеченными остались несколько
параграфов Послания, в которых
ВВП определил нынешнее положение и задачи
России в международных делах.
Причина подобного невнимания к
международной части Послания очевидна:
Путин, как и предполагало большинство
наблюдателей, сконцентрировался на
проблемах внутренней политики и
экономики, дабы избежать традиционных
упреков в том, что он больше интересуется
международными тусовками, чем
положением внутри страны (уже появились
сравнения Путина в этом отношении
с Горбачевым). Более того, позволю себе
предположить, что международная
часть Послания была авторами сознательно
сведена к минимуму и, на первый
взгляд, сведена к невыразительному
перечислению обычных направлений
внешнеполитических усилий России - СНГ,
Европа, США и НАТО. Зачем?
Очевидно, чтобы не отвлекать будущих
комментаторов и вслед за ними
общественное мнение от главного -
экономических и политических реформ в
России.
Однако и из тех немногих слов, которые
были посвящены международной
тематике, можно все же сделать некоторые
выводы. Во-первых, обращает на
себя внимание центральное положение в
международной части Послания:
"Российская внешняя политика и в
дальнейшем будет строиться сугубо
прагматично, исходя из наших возможностей
и национальных интересов -
военно-стратегических, экономических и
политических". Учитывая то, что эти
слова не были импровизацией ВВП, хочу
обратить внимание на порядок слов в
этом определении. Прагматизм, по Путину,
проявляется в том, что на первом
месте стоят возможности, а уж потом
национальные интересы. Действительно,
чего стоит защита национальных интересов,
если эта защита ничем не
обеспечена? А возможности России на
сегодняшний день, после десятилетнего
кризиса, весьма ограничены. И в
военно-стратегическом, и в экономическом
и, следовательно, в политическом
отношении. Здесь порядок слов, кстати,
тоже принципиально важен, особенно если
учесть сказанные в другом месте
слова о конкурентной борьбе за
политическое влияние. В этом смысле
военно-стратегическое и экономическое
влияние России в регионе и в мире
как раз и должно стать обеспечением
политического влияния. Так что
смещение акцентов во внешнеполитическом
курсе Кремля с геополитики на
геоэкономику, о котором нам уже
доводилось писать, подтверждено Путиным
как вполне соответствующее современному
положению России в мире.
Акценты во внешней политике обозначены в
Послании-2002 предельно четко:
СНГ - главный приоритет; Европа -
приоритетное направление; США и НАТО -
диалог. Такая вот нисходящая шкала.
Здесь, кстати, ВВП отвечает тем
доморощенным ура-патриотам, которые
обвиняют его в особой любви к Америке.
США не относится к приоритетным
направлениям во внешней политике России
(здесь хотелось бы напомнить слова,
сказанные ВВП в интервью газете The
Wall Street Journal 11 февраля с.г.:
"Америка никогда не будет Россией, а
Россия никогда не будет Америкой").
Более того, именно Штаты являются
главным конкурентом России по части
политического влияния на нашем родном
евразийском континенте - общепризнанном
мировом "центре силы".
Обращает на себя внимание еще одна деталь в
определении внешнеполитических
приоритетов России в Послании-2002. Если
в отношении СНГ и Европы Путин
говорил прежде всего об экономической
интеграции, то в отношении Штатов
речь идет прежде всего о безопасности. О
чем это говорит? О том, что
экономические (а следовательно,
приоритетные) национальные интересы России
должны реализовываться в первую очередь
на европейском и азиатском
направлениях, но это возможно только при
условии сохранения стратегической
стабильности в мире, главным нарушителем
которой до сих пор был именно
Вашингтон. Так что главная задача России
во внешней политике - усиление
интеграции (в пределе -
"формирование единого экономического
пространства") с Евросоюзом и в
рамках СНГ (и, добавлю от себя, в рамках
ШОС, то есть включая Китай), для чего
необходимо выстроить - вместе с США
и НАТО - новую систему безопасности в
мире.
Если кому-то мои выводы покажутся
натянутыми, то можно обратиться к словам
президента, сказанным на следующий же
день после выступления перед
Федеральным собранием - на
пресс-конференции после переговоров с
президентом Исландии О.Р.Гримссоном. Эти
слова являются лучшим
комментарием (или, если угодно,
расшифровкой) международной части
Послания-2002. Отвечая на вопрос о
европейской безопасности, ВВП,
во-первых, указал на ключевую роль в этом
отношении ООН, СБ и ОБСЕ
(заметьте, не НАТО; о возможности замены
- по крайней мере, на евразийском
пространстве - натовских структур
безопасности структурами ОБСЕ нам также
приходилось писать в РЖ), а во-вторых, и
это главное, впервые заговорил о
единой, по существу евразийской, системе
безопасности от Атлантического до
Тихого океана. "Россия, - по словам
ВВП, - поддерживает очень добрые
отношения со странами мира в другом
регионе - в Азии. Просто в силу своего
географического положения, величины своей
территории. Мы развиваем добрые
отношения с Китайской Народной
Республикой в рамках Шанхайской организации
сотрудничества".
Фактически ВВП говорил о возможности
создать на евразийском континенте
альтернативный (по отношению к США) центр
силы, единое геополитическое
пространство, где совмещаются и
пересекаются пространства
евроатлантическое (от Атлантического
океана до Урала - "Большая Европа"
генерала Шарля де Голля) и евразийское
(от Москвы до Тихого океана).
К такому принципиально новому определению
геополитического положения
России Путин пришел постепенно. Впервые,
кажется, о евразийском
геополитическом измерении России Путин
заговорил накануне своего визита в
Грецию в декабре прошлого года, то есть
после 11 сентября и после
программной берлинской речи, в которой
Россия однозначно была объявлена
неотъемлемой частью "Большой
Европы": "После распада такой мировой
державы, как Советский Союз, - сказал
тогда ВВП в интервью греческим
телекомпаниям, - и после того, как наша
страна столкнулась с проблемами
переходного характера от
планово-директивной экономики, от тоталитарного
режима к рыночной экономике и демократии;
после того, как мы пережили или
переживаем до сих пор - хотя надеюсь, что
находимся уже на выходе из него
- этот сложный период, постепенно Россия
возвращает себе качество страны,
которой небезразлично, что происходит в
тех или иных регионах мира. Да и
невозможно представить себе Россию,
которая не интересовалась бы и не
влияла на эти процессы. Достаточно только
посмотреть на ее территорию:
Россия находится и в Европе, и в Азии, и
на Юге, и на Севере. Просто по
факту своего присутствия в этих регионах
мира она является державой
европейской и азиатской, южной и
северной".
О возможной новой геополитической роли
России на континенте Путин не стал
говорить в Послании-2002, чтобы не
будоражить международное и не отвлекать
отечественное общественное мнение. Однако
на следующий же день президент
высказался предельно четко и откровенно:
"Таким образом, если мы раньше
применительно к терроризму говорили о
дуге нестабильности, мы можем
создать дугу стабильности в мире, которая
будет включать очень многие
страны, и в рамках этого взаимодействия
можем выйти на очень перспективную
организацию международной безопасности в
целом". Здесь надо отметить, что,
в отличие от Послания-2002, Путин говорит
уже не об экономической
интеграции с Европой и Азией, а об
организации безопасности, то есть
переносит геополитические планы в области
военно-стратегическую и
политическую.
Таким образом, стратегическая линия
Париж-Берлин-Москва-Пекин, которую мы
назвали в свое время "евразийским
северным зонтиком", накрывающим "зону
насилия" от Балкан до Филиппин,
подтвержденная трубопроводами, линиями
электропередачи и железными дорогами, может
стать основой для формирования
мощного геополитического союза, который
позволит наконец создать
противовес гегемонистской политике США.
"Дуга стабильности" Путина вполне
может стать "новой "Курской
дугой", о которую разобьются глобальные планы
Вашингтона.
Вынесение во главу угла строительства
этой самой дуги как раз и является
демонстрацией прагматичности внешней
политики России. Если не достает
возможностей составить конкуренцию лидеру
и обеспечить свои национальные
интересы в одиночку - ищи того, кто
стремится к той же цели. Или, по
Путину, "несмотря на жесткую
конкуренцию, нашей стране важно уметь
находить союзников и самой быть надежным
союзником для других".
“Русский журнал”, 30 апреля 2002 г.
http://www.russ.ru/politics/20020430-kaz.html
В
библиотеку На
главную страницу