Письма П.Н. Савицкого Л.Н. Гумилёву

 

                  Опубликовано в сборнике "Черная легенда"

      Прага, 27 декабря 1958 г.

      Милый и дорогой Лев Николаевич,

      только вчера отправил Вам "длинное" письмо, даже с приложением своей

      фотокарточки, а сегодня снова хочу побеседовать с Вами.

      Со мною часто так случается. И по отправлении письма я продолжаю думать на

      его темы, а тут я обдумываю вопросы, затронутые во всех Ваших письмах за

      истекшие семь месяцев.

      Прежде всего: я очень приветствую те сопоставления событий истории

      кочевников с событиями в истории Европы, которые Вы довольно часто

      делаете. Так, напр., в своем ноябрьском письме Вы пишете: "Иранские и

      тибетские (я сказал бы: алтайско-тибетские) представления сосуществуют в

      Центральной Азии, и была эпоха, когда они кипели и сталкивались, как на

      Западе во время Крестовых походов".

      Насколько я понимаю, тут речь идет у Вас в основном о VIII-IX веках.

      Мне хотелось бы подчеркнуть, что в этом Вашем сопоставлении первенство по

      времени принадлежит явлениям из истории кочевников. Европа в определенном

      смысле тут повторила кочевников. Это важно подчеркнуть-дабы сломить рог

      западной гордыне.

      В обоих случаях великое религиозно-культурное брожение привело к великим

      следствиям: у кочевников-к возвышению Чингисхана и всему, что с ним

      связано; в Европе- к созданию нового для того времени социального уклада

      (капитализма) и к европейской экспансии XV и следующих за ним веков.

      В определенном смысле экспансия и кочевников (Чингис), и европейцев была

      "всемирной". Только первая была по преимуществу материковой,

      вторая-морскою.

      Чингис, его полководцы и преемники совершали много жестокостей. Все же,

      смею утверждать, дух экспансии кочевников был более терпимый и человечный,

      чем дух европейского колониализма. Этому есть не тысячи, а миллионы

      доказательств. Одни испанцы в Америке чего только не делали! А

      португальцы! А англичане и в Ост- и в Вест-Индии! Чего стоит одно

      опустошение Африки и торговля-в течение веков-черными рабами!

      Отмечу, что Золотая Орда сохранила дух терпимости даже после того, как

      "царь Узбек обасурманился".

      В лоне Монгольской державы сложилась новая Русь. Едва ли не этим

      определилась и определяется вся дальнейшая судьба человечества.

      В Вашем письме от 2 4 августа события в кочевом мире в VIII-IX

      веках-"религиозные войны"-сопоставлены с такими же войнами в Европе в

      XVI-XVII веках.

      Тут тоже, мне кажется, важно подчеркнуть абсолютное хронологическое

      первенство кочевников...

      Прага, 30 июня 1963 г.

      ... Мой покойный друг, о котором уже несколько раз я упоминал в своих

      письмах Вам-Николай Сергеевич Трубецкой,-разнообразие впечатлений,

      разнообразие тем для обдумывания в пределах определенного отрезка времени

      возводил даже в основной принцип творческой работы... Вы делаете великое

      дело: впервые в истории науки кочевниковедение обосновывается с такой

      широтой и яркостью, как это дано в Ваших трудах. Ни у кого до Вас не было

      такого всеобъемлющего кругозора. И пусть шипят себе синологи, в роли змей

      подколодных: они, к счастью, ничего не могут изменить в существе дела!.. С

      огромным нетерпением ожидаю "Тюрок". Волнуюсь по поводу судьбы "Монголов".

      Монголы-это, пожалуй, самая потрясающая по драматизму и выразительности

      глава кочевниковедения. В добрый час, в добрый час дать новую ее

      обработку, единственную и первую по своей полноте, историософской и

      методологической "сознательности".

      С восторгом и величайшим сочувствием следя за Вашей работой, одновременно

      я прошу Вас, мой дорогой друг,-не прибедняться! Это по поводу Вашей фразы

      в письме ко мне: "Континентальный климат и степные ветры унесли от нас то,

      что в Европе под мягкой землей сохраняется веками". На самом деле, мой

      милый друг, все обстоит прямо наоборот! Почти все или просто все

      погребения восточноевразийских степей опущены в вечную мерзлоту. А в

      вечной мерзлоте - не веками, а тысячелетиями - сохраняется все, буквально

      все: кожа, ткани, дерево и даже тела покойников с художественной

      татуировкой! Европа не может идти ни в какое сравнение с этими условиями.

      Вы ведь сами прекрасно знаете и участвовали в экспедициях:

      археологи-кочевниковеды и через две с половиной тысячи лет (беру для

      примера) после погребальной тризны находят в неприкосновенности шерстяные

      и шелковые ткани со всеми их украшениями, войлок, простой и расшитый,

      любые изделия из кожи, любые изделия и конструкции из дерева, головные

      уборы любого рода, женские косы во всем великолепии их плетения и т.д. и

      т.п. В "мягкой земле Европы" все это сгнило без остатка! Здесь, т. е. в

      Европе, в основном из археологических памятников сохраняются только:

      металлы (да и то железо съедает ржавчина), глина и камень, кость. Но все

      эти археологические элементы полностью сохраняются и в Восточной Евразии.

      И в дополнение к ним - богатейший, перечисленный выше ассортимент. В

      здешней археологии сохранность тканей - редчайшее исключение. В Восточной

      Евразии - это общий порядок!..

      Из письма от 29 января 1958 г.

      ... Перехожу к Вашим мыслям о роли русских и татар в XIII-XIV вв. В

      некоторых пунктах они очень близки к мыслям моего большого (ныне уже

      покойного) друга Николая Сергеевича Трубецкого (он скончался в 1939 г. в

      Вене; можно сказать - его прикончили гитлеровцы; имя его гремит в

      лингвистике; так, напр., в 1957 г. почти не было номера "Вопросов

      языкознания", в котором бы он не упоминался).

      Эти свои мысли Н. С. выразил в ряде работ 1920-х годов: в брошюре

      "Наследие Чингис-хана", статье "О туранском элементе в русской культуре" и

      др. Знакомы ли Вам эти работы?

      Н. С. прямо говорил о происшедшем в XIV-XV вв. "переносе ханской ставки из

      Сарая в Москву".

      Но некоторым Вашим мыслям нет предварений и у Николая Сергеевича.

      Ваши статистические прикидки кажутся мне весьма правдоподобными (полной же

      статистической истины в этих вопросах мы никогда знать не будем!).

      Согласен я с Вами и в том, что много татар стало русскими и что почти весь

      их естественный прирост пошел на пользу русскому народу.

      Даже среди русских дворяночек сколько было "татарочек" (по внешнему виду)!

      Да и сейчас есть такие.

      Но был и есть, конечно, в русском народе и мощный славянский корень. И мне

      кажется, что Вы несколько преувеличиваете роль татар на русской стороне в

      Куликовской битве. Ведь в наших летописях сохранились довольно подробные

      списки и собравшихся ратей, и павших в сражении. И можно ручаться, что

      огромное их большинство - коренные русские люди.

      Русские полководцы (они известны нам по именам!) использовали татарскую

      тактику боя. Это правда, и это было естественно в условиях военного дела

      того времени. Из этого нельзя делать вывода, что полководцы и воины (на

      русской стороне) были татарами. Некоторое же число крещеных татар было,

      конечно, в составе русской рати.

      А для более позднего времени, для XV-XVI столетий, Георгий Владимирович

      очень тщательно проследил в своем "Начертании" роль татарских отрядов

      (главным образом касимовских) в русской военной истории.

      Позвольте мне выразить и мое убеждение в том, что победа православия над

      исламом в XV-XVI вв. в Поволжье не была случайной (в некотором смысле я

      вообще отрицаю возможность "случайности" крупных исторических явлений; в

      этом отношении я сторонник "номогенеза" в истории).

      В первые 5-6 вв. христианства на Руси обнаружилось значительное

      "избирательное сродство" между духом православия и характером русского

      народа (этот фактор не перестал действовать и сейчас).

      На этой основе святители и подвижники русской церкви укрепили и воспитали

      русский народ для подвига, и этот подвиг был совершен в великих

      исторических одолениях русского народа в XV-XVI вв...

      Из письма от 13 февраля 1963 г.

      ... Теперь к проблеме: Киевская Русь, монголы, Русь Московская. Мне

      кажется, что установка Пашуто и др. в этих вопросах определяется или

      нежеланием вдуматься в те данные и факты, которые содержатся в источниках

      (и извлекаются из них путем критического рассмотрения всей совокупности

      сведений; в этом, конечно, я вполне согласен с Вами), или соображениями,

      ничего общего с наукой не имеющими. Я величайший энтузиаст (больший,

      думаю, чем Пашуто) древнерусской культуры, в том числе и культуры Киевской

      Руси, а также и тех ее изводов, которые возникли непосредственно в канун

      монгольского нашествия. Но при всем признании художественных, литературных

      и пр. ценностей Руси XII-начала XIII в., надо признать, что в

      политической, а по связи с ней и в экономической области она определенно

      переживала процесс измельчания, некоторого рода "провинциализации". При

      территории в один миллион кв. км и при населении, ни в коем случае не

      превышавшем 10 млн. (скорее - значительно меньше!) даже Русь Ярослава

      Мудрого не была и в категориях тех столетий и тысячелетий "великой

      державой" в точном смысле слова. Она значительно отставала в этом смысле и

      от Китая, во многие эпохи его истории (начиная от Ханьской династии), и от

      халифата времен его расцвета (халифата не только Омейядов, но и Аббасидов,

      т. е. без Испании), и от Римской империи, и от Византии Юстиниана. После

      же Владимира Мономаха и Мстислава Великого "дробнодержавие" возобладало

      решительным образом. Оно деформировало и психологию правителей, напр.,

      Юрий Всеволодович Владимирский, крупнейший деятель эпохи, отказал в помощи

      Рязани при подходе к ней монголов. Так мелочно было русское политич.

      сознание того времени. Тут возможны были два исхода: или иноземное

      завоевание, или порядки вроде германских после Тридцатилетней войны - но

      без наличия центра, подобного Венскому. Случилось первое, но вместе с тем

      Русь была выведена на совершенно новые пути. Рухнули территориальная

      "отъединенность" и относительная "узость" политико-географических

      масштабов Руси. Русь была включена в политическую систему, охватывавшую

      уже не один миллион (как при Ярославе Мудром и позже), но многие миллионы

      кв. км пространства. Правда, сначала северо-восточная Русь была в этой

      системе (Великая Монгольская Империя, Золотая Орда) вассалом. Но как

      известно, к концу XIV в. положение стало меняться весьма существенным

      образом, а к концу XV в. Русь, в лице Московского государства, с полной

      несомненностью стала решающей силой в великом состязании

      "царств-наследников" Золотой Орды (ср., напр., зауральский поход воевод

      Ивана III, его "казанскую" и "крымскую" политику).

      А при Иване IV все "наследие" Золотой Орды, за исключением Крыма,

      оказалось "собранным воедино" в пределах Московского царства (покорение

      Казани, Астрахани, Сибири). Русь стала с этих пор уже не однонациональным

      (как была до тех пор) и не "одномиллионным", но многонациональным и

      "многомиллионным" (в миллионах квадратных верст или километров)

      государством. Административные и военные порядки монголо-татарских

      государств оказались в гораздо большей степени применимыми в русских

      условиях, чем перед тем (в XI-XII вв.) порядки византийские. В числе

      другого это определяется общностью месторазвития Руси, с одной стороны, и

      монголо-татарских государств, с другой (евразийская зональная система), и

      существенным различием между месторазвитиями Руси и Византии. Русь XV-

      XVII вв. значительно усовершенствовала административно-военные порядки

      монголо-татарских государств (включая сюда и дипломатические обычаи и

      методы); на основе тягла и великой царской службы Русь этих и последующих

      веков приобрела ту устойчивость, которой не хватало монголо-татарским

      политическим образованиям XIII-XV вв. (распалась ведь не только Золотая

      Орда, но также - после Тимура - и улус Джагатаев; в 1363 г. был потерян

      Китай и т. д.). Все это - уже самостоятельное творчество русского народа,

      выражение его нравственных сил. Русь показала себя весьма способной

      "ученицей" монголо-татар и во многих отношениях далеко превзошла своих

      "учителей". В обстановке 2-й половины XX в. это чувствуется особенно

      явственно. Но только слепой может отрицать, что на великую

      всемирно-политическую арену Русь в свое время была выведена именно

      "монгольским игом", превратившимся для Руси в великую монголо-татарскую

      "школу". Те историки, которые отрицают в современности эту очевидную

      истину, исходят - б. м., сами того не сознавая, - из представления о

      монголо-татарах XIII-XV вв., как о "низшей расе", своего рода хищных

      зверях. Что может быть доброго от зверей?! На самом же деле Русь получила

      от монголо-татар немало хорошего. В числе прочего она получила от них

      навыки национальной и религиозной терпимости. Уже в середине XV в. это

      было ознаменовано образованием, в рамках Московского государства,

      вассального Касимовского царства, во главе с "царем" - мусульманином. Этой

      линии Московское государство придерживалось и впоследствии - и притом не

      только в отношении мусульман, но также, напр., и шаманистских культов

      Сибири (ср. всю московскую систему "охраны" сибирских инородцев).

      Сопоставим для примера, положение мусульман в Московском государстве

      XVI-XVII вв., с одной стороны, и в Испании тех же столетий, с другой.

      Контраст самый разительный. На Руси не было ничего подобного поголовному

      изгнанию или уничтожению морисков. Вот оно - различие "монгольской" школы

      на Руси и "папистской" в Испании. Только в отношении к сверхагрессивному -

      в частности, латинствующему - Западу для Руси XVI-XVII вв. было бы слишком

      опасно применять "монгольские" принципы полной веротерпимости. Но

      впоследствии (в XVIII в.) они были применены и к нему... При всем том было

      бы совершенно неправильно изображать "монгольские" столетия русской

      истории в "идиллическом" виде. Этот упрек следует отвергнуть самым

      категорическим образом. Нужно полностью признать, что монгольское

      нашествие было бедствием ужасающим, погубившим на Руси сотни тысяч, а м.

      б., и миллионы людей, уничтожившим множество неоценимых памятников

      древнерусской кульуры - в особенности на Руси юго-западной, собственно

      Киевской, Черниговской, Волынской и т. д. Никакое толкование источников не

      может устранить этого факта - даже если мы полностью учтем долю половцев и

      позднейших (XV-XVIII вв.) крымских татар в разорении русских областей.

      Также монгольское иго - в особенности в XIII-XIV вв. - было игом

      тяжелейшим. Но из него произросло величие Руси! Какой контраст с

      результатами захвата западнорусских земель Польшей (Галиция) и Литвою

      (Белоруссия и большая часть тогдашней Украины). Бед было много и там - и

      никакого положительного национального результата! Особенно много бед

      произошло здесь от специфически западной - я сказал бы, "латинской" -

      нетерпимости. Протестантизм, в этом отношении, полностью следовал по пути

      латинства. Один лишь принцип "куйюс региоэйюс религио" чего стоит в этом

      отношении. Вспомним также жесточайшие преследования православия шведами в

      захваченных ими в XVII в. Карелии и Ижорской земле. Запад, к сожалению, не

      прошел "монгольской" школы терпимости. Перед лицом всех бед, принесенных

      людям западной нетерпимостью - в первую очередь нетерпимостью латинской, -

      сожаление это приходится выразить со всею силой...

      Из письма от 2-3 апреля 1964.

      ... Русь органически усвоила ту часть монголов, которая в XIII-XIV вв.

      попала на запад от Мугоджар: переход на русскую службу татаро-монгольских

      мурз и князей с их дружинниками и слугами в XIV и последующих веках. Как

      известно, великорусское дворянство, сыгравшее огромную роль в создании

      великого Русского государства, на 30, 40 и даже более процентов состояло

      из потомков этих мурз, князей и слуг. Боритесь же, дорогой друг, против

      китайских и китаистских подделок и фальшивок. Бог Вам на помочь.

      ... О веротерпимости монголов. Веротерпимость эта - реальный факт. Но

      связан он не с национальной историей монголов - в ней достаточно и

      нетерпимости, как Вы правильно о том пишете, - а с потребностями жизни

      Империи, "Монголосферы". Веротерпимость эта - имперское решение

      Чингис-хана и его окружения. - Русских XV-XVI вв. едва ли можно признать

      очень "веротерпимыми". Но уже в основании Касимовского царства в 1440-х

      годах они проявили веротерпимость в отношении мусульман - тоже в качестве

      имперского решения. Попозже его очень хорошо сформулировал Иван IV. В XVII

      в., в связи с первоосвоением Сибири, русские проявили большую

      веротерпимость в отношении шаманистов. Парадоксально, что конец этой

      веротерпимости пришел, по существу дела, при Петре I, который отнюдь не

      был особенно ревностным ревнителем Православия и в отличие от Руси Древней

      был абсолютно терпим в отношении западных исповеданий. При нем митрополит

      Тобольский "обратил" в православие ряд западносибирских народов и

      народцев. Временем нетерпимости в отношении мусульман было правление

      Елизаветы Петровны ("новокрещены"), горячей православной. В вопросах

      веротерпимости все текло и течет - в русской истории, как и в истории

      монгольской...

      Из письма от 29 ноября 1965 г.

      ... Наш (Савицких) родовой девиз с XVII века: "Провиденциа эт виртутэ" -

      "Предусмотрительностью и доблестью". А мой личный, в дополнение к нему:

      "Идеи дороже жизни..." С нетерпением жду дальнейших известий о судьбе

      "Тюрок"!.. Я думаю, Вы знаете, что я лично и некоторые из моих научных

      друзей значительную часть своей жизни посвятили отстаиванию того тезиса,

      что "монголы для Руси принесли больше пользы, чем вреда". Впервые в

      пределах жизни своего поколения, я сформулировал этот тезис в своей статье

      "Степь и оседлость" (1922). Мне кажется, что машинописные выписки из нее

      (с печатного оригинала) у Вас есть. За нею последовали "Александр Невский

      и Даниил Галицкий" (1925) Георгия Владимировича и датированная тем же

      годом брошюра Николая Сергеевича Трубецкого (подписана инициалами: И. Р.)

      "Наследие Чингис-хана". По особенностям личной моей судьбы, у меня не

      сохранилось ни одного экземпляра этой последней брошюры. А брошюра

      замечательная! Надеюсь, что в Ленинградской публичной Вы ее найдете. Уж

      слишком много шуму было тогда вокруг этой брошюры. Думаю, что ее купили

      для Публичной. Найдите ее и прочтите! Твердо помню, что мои "Ритмы

      монгольского века" (1937) у вас есть, и притом в печатном оригинале.

      Немало материала по этим вопросам собрано у Г. Вл-ча в соответствующем

      томе его большой английской "Хистори", а перед тем в его же "Начертании"

      (1927). Это последнее, вместе с моими "Политико-географическими заметками

      по русской истории" (попытка на широком фронте сопоставить исторические

      данные с данными географическими - целиком по Вашему методу).

      Небезынтересна и книга Эренджена Даваевича Хара-Давана о Чингис-хане,

      вышедшая по-русски в Белграде в 1928г. Полагаю, что Вы и ее найдете в

      Ленинградской публичной или хотя бы в Ленинской в Москве. Обратите особое

      внимание на предисловие автора. В особом конверте вышлю Вам машинописную

      копию с печатного оригинала статьи Хара-Давана (ныне, увы, уже покойного)

      о физиологических особенностях кочевников. Я думал, что эта копия у Вас

      есть. Но из письма Андрея вижу, что я ошибался. Спешу восполнить

      упущение... Нет, конечно, возможности отрицать, что монголы принесли Руси

      множество бед: столько смертей, столько погибло предельно мужественных, но

      боровшихся разрозненно людей; столько разрушений. Экономический упадок (в

      особенности в Киевской Руси), приостановка в развитии зодчества и т. д. В

      особенности теперь, на склоне лет, я с особенной силой переживаю каждое

      слово в "Слове" Серапиона о погибели Русской земли, в "Повести о разорении

      Батыем Рязани" (эту повесть, по эмоциональной выразительности, я ставлю

      даже выше, чем "Слово о полку Игореве"; повесть в основном, несомненно,

      еще XIII века; (ее автор считает Коломну самостоятельным княжеством, а

      Коломна была захвачена Москвою в 1 300 г.). А конечный результат

      "монгольского ига"? Именно монголы вывели Русь на большие, широкие и

      высокие пути, выделили ее из всей семьи славянских народов как гегемона

      величайших (в масштабе нашей планеты) сил и обширнейших пространств. Есть

      у нее и то призвание, которое было и у многих кочевников: укротить

      обезумевший Китай. Да будет!.. У Вас в статье "Биография тюркского хана",

      стр. 75-76, есть меткие замечания о природе китайской политики. Эти

      замечания сохраняют свое значение и теперь... Наиболее ожесточенные споры

      о роли монголов в русской истории кипели здесь в 1 922-27 гг. Кто только -

      устно и печатно - не принял тогда участия в этой полемике: П. Н. Милюков

      (изрядно яростно!), А. А. Кизеветтер (с остервенением!), В. А. Мякотин, Е.

      Ф. Шмурло (несколько мягче!), Е. В. Спекторский (со злобой немалой!), С.

      Н. Прокопович и многие другие. В их числе - и П. Б. Струве, позже, уже в

      1930-х годах, частично к нам присоединившийся. Желаю же Вам от всей души

      успеха в борьбе за Ваши научные выводы. На основе всего, что я знаю, я

      уверен, что в них - истина. Должен покаяться: на тех десятках и десятках

      публичных диспутов, которые мне пришлось выдержать по этим вопросам в

      1920-х годах, я произнес немало пламенных речей в память "великого и

      сурового отца нашего Чингисхана". Это именование ("отец") для многих

      русских дворянских родов имеет, как известно, и буквальное значение. Также

      я, грешный, происхожу, как Вы знаете, по прабабке своей Ахматовой от

      татарских мурз. На все эти вопросы надо глядеть по существу - без

      западнических очков, столь свойственных, увы, некоторым недостаточно

      сознательным нашим соотечественникам...

      

   

 

                            В библиотеку                                             На главную страницу

Hosted by uCoz